Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сиротиной Е.С, судей Катанаевой А.С. и Котченко Д.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловской Л.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1345/2020 (УИД N 23OS0000-01-2020-001034-03) по апелляционной жалобе Фирстковой Нины Павловны на решение Краснодарского краевого суда от 7 декабря 2020 г. о частичном удовлетворении административного искового заявления Фирстковой Нины Павловны об оспаривании отдельных положений перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определена как кадастровая стоимость.
Заслушав доклад судьи Сиротиной Е.С, объяснения представителя административного истца Цыкало И.Г, представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края Олейник Н.К, заключение прокурора Кондрашовой И.В, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 г. N 2745 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 г. (далее также - перечень на 2017 г.).
В данный перечень объектов недвижимого имущества включено под пунктом N 3722 нежилое здание с кадастровым номером N, находящееся по адресу: "адрес".
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2017 г. N 3008 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 г. (далее также - перечень на 2018 г.).
В данный перечень объектов недвижимого имущества вышеуказанное нежилое здание включено под пунктом N 3398.
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 г. N 3043 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 г. (далее также - перечень на 2019 г.).
В данный перечень объектов недвижимого имущества вышеуказанное нежилое здание включено под пунктом N 3771.
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 г. N 2837 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее также - перечень на 2020 г.).
В данный перечень объектов недвижимого имущества вышеуказанное здание включено под пунктом N 3709.
Нормативные правовые акты размещены на официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Фирсткова Н.П, являющаяся собственником 1\2 доли в праве общей долевой собственности на указанное здание, обратилась в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением о признании указанных пунктов перечней объектов недвижимого имущества недействующими, ссылаясь на противоречие этих норм положениям статьи 378.2 НК РФ.
В обоснование заявленных требований указано на то, что здание не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включение здания в перечни нарушает права административного истца, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в завышенном размере.
В судебном заседании первой инстанции представитель административного истца Цыкало И.Г. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Прокурор Сыса Н.А. и представитель административного ответчика департамента имущественных отношений Краснодарского края Кошевец А.Д. возражали против удовлетворения административного искового заявления.
Решением Краснодарского краевого суда от 7 декабря 2020 г. удовлетворены частично административные исковые требования, признан недействующим пункт N 3722 приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 г. N 2745 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", в остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Фирсткова Н.П. просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании недействующими отдельных пунктов перечней на 2018 - 2020 годы как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по административному делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме, приводит доводы об отсутствии правовых оснований для включения в перечни спорного объекта, указывает на то, что документы технической инвентаризации являются ненадлежащими доказательствами.
Прокурором представлены письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного истца Цыкало И.Г. поддержала доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на незаконность решения суда.
Представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края Олейник Н.К. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Прокурор Кондрашова И.В. полагала решение суда не подлежащим отмене или изменению.
Иные участвующие в рассмотрении административного дела лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, будучи извещены о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, изучив доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней, возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта и признает решение суда постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий департамента имущественных отношений Краснодарского края, с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения в действие. Решение суда в указанной части не обжалуется.
Проверяя соответствие содержания перечней объектов недвижимого имущества в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности включения нежилого здания с кадастровым номером N, находящегося по адресу: "адрес", в оспариваемые перечни на 2018 - 2020 годы.
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции с выводами суда первой инстанции соглашается.
Определение общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Федеральный законодатель, устанавливая налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, одновременно определяет и критерии таких объектов, с которыми связывает включение объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, используемый в том числе для целей применения повышенной ставки налога.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
С 1 января 2017 г. Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ в подпункт 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ внесены изменения, согласно которым налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ) в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С 1 января 2017 г. Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ в абзац 2 подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ внесены следующие изменения: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 4.1. статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
К объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) и помещения в них (пункт 1 статьи 1.1 Закона Краснодарского края от 26 ноября 2003 г. N 620-КЗ), а также нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (пункт 2 статьи 1.1 Закона Краснодарского края от 26 ноября 2003 г. N 620-КЗ).
Таким образом, оспариваемые нормы могут быть признаны соответствующими статье 378.2 НК РФ, если спорное здание подпадает под условия, перечисленные в пунктах 3 и 4, 4.1. статьи 378.2 НК РФ, либо соответствуют требованиям подпункта 2 пункта 1 этой статьи.
Признавая недействующим пункт N 3722 приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 г. N 2745 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком допущены нарушения порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в целях определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 мая 2016 г. N 752, и пришел к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для включения здания в перечень на 2017 г. по виду его фактического использования.
Отказывая в удовлетворении административного иска об оспаривании перечней на 2018 - 2020 годы, суд первой инстанции исходил из наличия предусмотренных законом оснований для определения налоговой базы как кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, отвечающего критериям, установленным подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ, как здание, предназначенное для использования в целях размещения торговых объектов, при этом назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение торговых объектов.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается по следующим основаниям.
Из материалов административного дела следует, что отдельно стоящее двухэтажное здание, площадью 958, 5 кв. м, с назначением - нежилое, с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", находится на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном по адресу: "адрес", вид разрешенного использования которого - "предпринимательство".
Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" данное здание поставлено на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления о постановке на учет и технического плана от ДД.ММ.ГГГГ Впоследствии на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта от 15 июня 2017 г. и технического плана от 13 апреля 2017 г. уточнено местоположение границ здания и уточнена площадь объекта в размере 958, 5 кв. м.
Нежилое здание включено в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества, исходя, в том числе, из сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации).
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 22 ноября 2012 г. федеральным государственным унитарным предприятием "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное БТИ", нежилое здание с наименованием "торгово-офисный комплекс", площадью 964, 5 кв. м, расположено по адресу: "адрес".
Из экспликации к поэтажному плану, содержащейся в техническом паспорте, следует, что площадь помещения с назначением "торговый зал" на первом этаже равна 450, 6 кв. м, площадь помещения с назначением "торговый зал" на втором этаже равна 486, 7 кв. м.
Согласно техническому плану от 5 февраля 2013 г, зарегистрированному федеральным государственным унитарным предприятием "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", нежилое здание, расположенное по адресу: "адрес", "адрес", введено в эксплуатацию на основании разрешения N RU 23506305-012-017, согласно которому площадь торгово - офисного комплекса составляет 964, 5 кв. м.
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 27 марта 2017 г. АО "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное БТИ", нежилое здание с наименованием "торгово-офисный комплекс" с кадастровым номером N, площадью 958, 5 кв. м, расположено по адресу: "адрес".
Из экспликации к поэтажному плану, содержащейся в техническом паспорте, следует, что площадь помещения с назначением "торговый зал" на первом этаже равна 326, 3 кв. м, площадь помещения с назначением "торговый зал" на втором этаже равна 485, 10 кв. м.
Из технического плана от 13 апреля 2017 г, зарегистрированного АО "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное БТИ", следует, что площадь нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в ходе проведенной реконструкции составила 958, 5 кв. м, в том числе торговый зал, площадью 353, 3 кв. м, и торговый зал, площадью 491, 7 кв. м.
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 19 сентября 2017 г. отделом государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Крайтехинвентаризация - краевое БТИ" по Брюховецкому району, нежилые помещения N 1, 9, 13 - 20 находятся на первом этаже здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
Из экспликации к площади помещений, содержащейся в техническом паспорте, следует, что площадь помещения с назначением "торговый зал" на первом этаже равна 326, 3 кв. м.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что имелись основания для включения здания с кадастровым номером N в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества по критерию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ, поскольку назначение помещений общей площадью более 20 процентов общей площади здания предусматривает размещение торгового объекта.
При таких данных суд справедливо не признал противоречащими федеральному законодательству и недействующими оспариваемые пункты перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, на 2018 - 2020 годы.
Суд первой инстанции, разрешая спор, верно применил приведенные положения федерального законодательства, установилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и пришел к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения административного иска в данной части.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом норм материального права, являются несостоятельными, поскольку для признания законным включения объекта недвижимости в перечень достаточно установить его соответствие одному из условий, указанных в пунктах 3, 4, 4.1 (в отношении отдельно стоящих зданий, строений, сооружений) или подпункте 2 пункта 1 и пункте 5 (в отношении нежилых помещений, находящихся вне административно-деловых или торговых центров) статьи 378.2 НК РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 23 июня 2015 г. N 1259-О констатировал, что нормативно-правовое регулирование в сфере налогов и сборов относится к компетенции законодателя, который обладает достаточно широкой дискрецией в выборе конкретных направлений и содержания налоговой политики, самостоятельно решает вопрос о целесообразности налогообложения тех или иных экономических объектов, руководствуясь при этом конституционными принципами регулирования экономических отношений, указав, что налоговые нормы, содержащиеся в статье 378.2 НК РФ, устанавливают необходимые критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения налогом на имущество организаций, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению с учетом такого показателя, как кадастровая стоимость, определив в качестве основного критерия для названных целей вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен соответствующий объект недвижимости.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что такое регулирование является нормативной основой как для исполнения субъектами Российской Федерации полномочия по формированию указанного перечня объектов недвижимого имущества, так и для надлежащего исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налога, и не может расцениваться как нарушающие конституционные права граждан.
Судебный акт принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, проверенными и оценёнными судом полно и всесторонне по правилам статьи 84 КАС РФ, решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Доводы апелляционной жалобы о недопустимости использования в качестве доказательств документов технической инвентаризации, составленных после 1 января 2013 г, не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Возможность использования сведений документов технического учета (инвентаризации) в целях отнесения объектов недвижимого имущества к объектам, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, прямо следует из положений статьи 378.2 НК РФ.
Достоверность данных документов и содержащейся в них информации подтверждена иными исследованными как судом первой, так и апелляционной инстанций доказательствами и не вызывает сомнений.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия признает, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении административного иска в данной части. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 7 декабря 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Фирстковой Нины Павловны - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.