Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Морозковой Е.Е.
судей Семеновой И.А. и Стаховой Т.М, при секретаре Карасевой Е.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело 3а-66/2021 по административному иску акционерного общества "Ленинградские областные коммунальные системы" (АО "ЛОКС") о признании недействующим приказа комитета по тарифам и ценовой политики Ленинградской области от 13 декабря 2019 г. N439-п "О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 7 декабря 2018 г. N350-п "Об установлении тарифов на питьевую воду акционерного общества "Ленинградские областные коммунальные системы" (филиал "Невский водопровод" АО "ЛОКС") на 2019-2023г.", об обязании принять новый нормативный правовой акт, по апелляционной жалобе комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области на решение Ленинградского областного суда от 18 января 2021г, которым административный иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, объяснения представителя административного истца акционерного общества (АО) "Ленинградские областные коммунальные системы" (АО "ЛОКС") Коневой С.М, представителя административного ответчика комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ЛенРТК) Пономаренко Г.В, заключение прокурора второго отдела Управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Парфеновой Е.Г, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
07 декабря 2018 г. комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее-ЛенРТК) принят приказ N350-п "Об установлении тарифов на питьевую воду акционерного общества "Ленинградские областные коммунальные системы" (филиал "Невский водопровод" АО "ЛОКС") на 2019-2023 годы" (далее-приказ N350-п).
В связи с вынесением Федеральной антимонопольной службой России предписания от 09.01.2019 г. NСП/48/19 комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области 1 февраля 2019 г. принят приказ N18-п "О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 07 декабря 2018 г. N350-п "Об установлении тарифов на питьевую воду акционерного общества "Ленинградские областные коммунальные системы" (филиал "Невский водопровод" АО "ЛОКС") на 2019 -2023 годы".
13 декабря 2019 г. комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области принят приказ N439-п "О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 07 декабря 2018 г. N350-П "Об установлении тарифов на питьевую воду акционерного общества "Ленинградские областные коммунальные системы" (филиал "Невский водопровод" АО "ЛОКС") на 2019-2023 годы".
Приложением к приказу N439-п являются тарифы на питьевую воду акционерного общества "Ленинградские областные коммунальные системы" (филиал "Невский водопровод" АО "ЛОКС") для потребителей Ленинградской области на 2019 -2023годы с разбивкой по полугодиям.
АО "ЛОКС" обратилось в Арбитражный суд г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий и решений комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области по исключению из состава затрат суммы 4 900, 98 тыс.руб. (затраты по амортизации части основных средств); суммы 19 776, 69 тыс.руб, которая не принята регулирующим органом без разбивки по конкретным объектам основных средств и без надлежащего обоснования; об обязании комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Определением Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 сентября 2020г. дело передано для рассмотрения в Ленинградский областной суд в соответствии с установленной подсудностью.
В дальнейшем, в ходе рассмотрения административного дела в Ленинградском областном суде АО "ЛОКС" (далее-Общество, административный истец) уточнило требования и просило признать недействующим приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 13 декабря 2019 г. N439-п "О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 7 декабря 2018 г. N350-п "Об установлении тарифов на питьевую воду акционерного общества "Ленинградские областные коммунальные системы" (филиал "Невский водопровод" АО "ЛОКС") на 2019-2023г.", обязать комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области принять новый нормативный правовой акт.
Общество не согласилось со снижением расходов на амортизацию, принятых тарифным органом при проведении корректировки НВВ на 2020 г. и установлении тарифов оспариваемым приказом N439-п.
По позиции административного истца, отсутствие инвестиционной программы не является основанием для произвольного исключения части заявленных затрат из расходов на амортизацию.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 07.12.2011 г. N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", постановление Правительства РФ от 29.07.2013г. N641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения", Общество указало, что не могло получать техническое задание на разработку инвестиционной программы от органов местного самоуправления, так как объекты и сети систем водоснабжения находятся не в муниципальной собственности, а в собственности административного истца.
Общество отметило, что при принятии оспоренного тарифного решения надлежало учесть постановление правительства Санкт-Петербурга от 11.12.2013г. N989, которым утверждена схема водоснабжения и водоотведения Санкт-Петербурга, названной схемой предусмотрено проведение мероприятий на объектах АО "ЛОКС". Для реализации запланированных мероприятий с ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" заключен договор о снятии технологических ограничений.
Кроме этого, в 2018 г. при установлении тарифов на 2019-2023 гг. сумма амортизации по тем же объектам принята ЛенРТК в полном объеме.
Ссылку ЛенРТК на ст.3 Федерального закона от 07.12.2011 г. N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", распоряжение Правительства РФ от 29.10.2019 г. N2556-р "Об утверждении изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на 2020 г." как на основание для снижения заявленных расходов на амортизацию считало несостоятельной, так как оспоренным нормативным актом утверждены тарифы в отношении потребителей - юридических лиц.
В ходе судебного разбирательства заявлен довод о том, что при изучении тарифного дела, представитель ознакомлен с одним экспертным заключением (предлагалось принять в части расходов на амортизацию 38 809, 74 тыс.руб.), а в ходе заседания правления ЛенРТК 13 декабря 2019 г. представлено экспертное заключение с иной предлагаемой к принятию суммой расходов на амортизацию (24 040 тыс.руб.).
Решением Ленинградского областного суда от 18 января 2021 г. административный иск удовлетворен. Приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 13 декабря 2019 г. N439-п "О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 7 декабря 2018 г. N350-п "Об установлении тарифов на питьевую воду акционерного общества "Ленинградские областные коммунальные системы" (филиал "Невский водопровод" АО "ЛОКС") на 2019-2023г." признан недействующим с со дня его принятия. Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области обязан принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим.
В апелляционной жалобе ЛенРТК (административный ответчик, тарифный орган) просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказать. Тарифный орган считает, что имеются основания к отмене решения суда, предусмотренные ч.2 ст.310 КАС РФ, так как при постановлении оспариваемого решения судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела; выводы, изложенные в оспариваемом решении суда, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Проанализировав информацию, представленную Обществом в комитет по тарифам Санкт-Петербурга и в ЛенРТК, полагает, что последний правильно исчислил расходы на амортизацию основных средств, применив экспертную оценку, что предусмотрено пунктом 22 Основ ценообразования.
При этом, ЛенРТК отмечает, что с учетом противоречий в данных о величине амортизации, предоставленных АО "ЛОКС", необоснованно утверждать, что принятый ЛенРТК подход к оценке величины амортизации, подлежащей включению в необходимую валовую выручку, нарушает права Общества.
При принятии оспариваемого решения судом не принято во внимание, что АО "ЛОКС" вопреки требованиям законодательства не подтвердило целевой характер расходования накопленной амортизации на воспроизводство основных фондов.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов АО "ЛОКС" и прокурором принесены возражения в письменной форме.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
При рассмотрении дела суд пришел к выводу об обоснованности позиции тарифного органа о том, что отсутствие инвестиционной программы, повлекло отказ во включении в необходимую валовую выручку сумм амортизационных отчислений, полученных в результате учета модернизации (реконструкции).
Удовлетворяя заявленные требования, суд указал, что иные основания для снижения заявленного Обществом размера амортизации являются незаконными, отметив при этом, что фактически ЛенРТК произвольно уменьшил экономически обоснованный размер амортизационных расходов АО "ЛОКС", что не соответствует законодательству в сфере тарифного регулирования в области водоснабжения.
Судебная коллегия считает, что решение суда является правильным по существу и отмене или изменению не подлежит по следующим основаниям.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения урегулированы Федеральным законом от 07.12.2011 N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее-Федеральный закон N416-ФЗ), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее- Основы ценообразования), Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее-Правила регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N406, Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом ФСТ от 27.12.2013 N1746-э (далее-Методические указания).
В соответствии с п.1 ч.1 ст.5, п.п.1, 2 ч.2 ст.31 Федерального закона N416-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно п.2.3 Положения о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 28 августа 2013 г. N274, комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ЛенРТК) наделен полномочиями по утверждению тарифов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения.
Установлено, что АО "ЛОКС" осуществляет деятельность по водоснабжению на территории Ленинградской области и Санкт-Петербурга.
Согласно учетной политике АО "ЛОКС" предусмотрен раздельный учет расходов по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в зависимости от объемов воды. Доля Ленинградской области 55%, доля Санкт-Петербурга-45%.
Долгосрочные параметры регулирования, тарифы на питьевую воду (с применением метода индексации) в отношении АО "ЛОКС" на 2019 - 2023 гг. утверждены приказом N350-п.
22 апреля 2019 г. АО "ЛОКС" обратилось в ЛенРТК с заявлением о корректировке необходимой валовой выручки и тарифов в сфере водоснабжения. Заявление принято ЛенРТК в рамках ранее открытого дела 325-К об установлении тарифов в сфере водоснабжения на 2019-2023 гг.
29 ноября 2019 г. в ЛенРТК поступило откорректированное заявление АО "ЛОКС" о корректировке необходимой валовой выручки.
11 декабря 2019 г. представители АО "ЛОКС" ознакомлены с тарифным делом, в том числе и с проектом экспертного заключения по корректировке необходимой валовой выручки АО "ЛОКС" (филиал "Невский водопровод" АО "ЛОКС") и тарифов на услугу в сфере водоснабжения, оказываемую потребителям Ленинградской области в 2020 г.(далее-проект экспертного заключения). Проект подписан консультантом "данные изъяты" и начальником отдела "данные изъяты", но не утвержден председателем ЛенРТК.
13 декабря 2019 г. утверждено председателем ЛенРТК "данные изъяты", составленное специалистами ЛенРТК ("данные изъяты", "данные изъяты") экспертное заключение по корректировке необходимой валовой выручки АО "ЛОКС" (филиал "Невский водопровод" АО "ЛОКС") и тарифов на услугу в сфере водоснабжения, оказываемую потребителям Ленинградской области в 2020 г.(далее-экспертное заключение).
Оспариваемое постановлениеN439-п принято на заседании правления ЛенРТК от 13 декабря 2019 г. при наличии надлежащего кворума.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликован.
Ознакомление представителей АО "ЛОКС" с тарифным делом при наличии проекта экспертного заключения и неознакомление указанных представителей до заседания правления с утвержденным экспертным заключением не свидетельствует о несоблюдении порядка принятия тарифного решения, предусмотренного Правилами регулирования.
Порядок установления тарифов методом индексации определен разделом IX Основ ценообразования (п.п.74-80.1), порядок расчета необходимой валовой выручки методом индексации предусмотрен разделом VII Методических указаний (п.п.84- 89).
Порядок корректировки необходимой валовой выручки при расчете тарифов методом индексации установлен пунктом 80 Основ ценообразования и разделом VII Методических указаний.
Согласно п.74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.
В соответствии с пунктом 77 Основ ценообразования величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода в соответствии с методическими указаниями.
Пунктом 28 Методических указаний предписано, что расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Переоценка основных средств и нематериальных активов, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитывается при условии, что средства в виде амортизационных отчислений, получаемые в результате учета переоценки, являются источником финансирования инвестиционной программы регулируемой организации.
Порядок ведения бухгалтерского учета основных средств установлен Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств", утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N26н (ПБУ6/01), Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 N91 н.
Установлено, что АО "ЛОКС" заявило о включении в необходимую валовую выручку на 2020 г. расходов на амортизацию в размере 74 436, 87 тыс.руб. (в соответствии с установившейся практикой указан размер по двум субъектам Российской Федерации без выделения доли Ленинградской области).
В обоснование Обществом представлены обосновывающие документы: материалы по обоснованию изменения балансовой стоимости основных фондов, в том числе акты ввода в эксплуатацию и инвентарные карточки объектов, введенных в эксплуатацию в 2018 г.; журнал проводок за 2018 г. по вводу объектов в эксплуатацию; формы ОС-6, формы ОС-1, счета фактуры, товарные накладные; формы КС-14, договоры подряда; журнал-ордер по счету 02.Водоснабжение за 2018 г.; инвентарные карточки; карточки счетов 20, 23, 25, 26 амортизация водоснабжение вода 2018 г.; оборотно-сальдовая ведомость по счету 01 за 2018 г.; отчет по форме N11 статистического наблюдения "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов" за 2018 г. по Ленинградской области и по Санкт-Петербургу.
В проекте экспертного заключения указано, что из заявленных Обществом расходов на амортизацию в размере 74 436, 87 тыс.руб. ЛенРТК принято 38 809, 74 тыс.руб. В качестве основания для отклонения части заявленной Обществом суммы на амортизацию указано: нарушение законодательства при заключении договора с ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" от 27.08.2013 NДП-13/2013; отказ в принятии сумм амортизации по ряду инвентарных карточек, где отражено, что проведена модернизация, так как у Общества отсутствует инвестиционная программа.
В экспертном заключении и в выписке из протокола заседания правления ЛенРТК от 13.12.2019 г. отмечено, что Обществом заявлены при корректировке НВВ на 2020 г. расходы на амортизацию в размере 74 436, 87 тыс.руб, ЛенРТК принято- 24 040, 00 тыс.руб, отклонено -50 396, 87 тыс.руб.
В числе оснований для отклонения части заявленной суммы расходов на амортизацию в экспертном заключении и в выписке из протокола заседания правления ЛенРТК от 13.12.2019 г. приведены следующие обстоятельства:
- АО "ЛОКС" оказывает услуги в сфере холодного водоснабжения (питьевая вода) потребителям Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Распоряжением комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 25 ноября 2019 г..N161-р "О внесении изменений в распоряжение комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 12.12.2018 г..N204-р "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) АО "ЛОКС" на территории Санкт-Петербурга" АО "ЛОКС" установлены тарифы на питьевую воду на 2020 г..В ЛенРТК комитетом по тарифам Санкт-Петербурга представлена сводная калькуляция по холодному водоснабжению АО "ЛОКС" - корректировка 2020 г..(2019-2023 гг.) В результате анализа данной сводной калькуляции комитета по тарифам Санкт-Петербурга и калькуляции себестоимости питьевой воды АО "ЛОКС" на 2020 г..(корректировка), представленной в ЛенРТК, выявлены расхождения по статье "амортизация основных средств, относимых к объектам ЦС водоснабжения". В сводной калькуляции комитета по тарифам Санкт-Петербурга в п.2 "Амортизация основных средств и нематериальных активов" указано скорректированное предложение Организации на 2020г. в размере 28 482, 56 тыс.руб. (скорректированное предложение специалистом на 2020 г..22 837, 57 тыс.руб.). При этом, в калькуляции себестоимости питьевой воды на 2020 г..(корректировка), представленной в ЛенРТК, АО "ЛОКС" указало по статье "Амортизация основных средств, относимых к объектам ЦС водоснабжения" план всего в размере 74 436, 87 тыс.руб, в том числе: Ленинградская область в размере 40 987, 84 тыс.руб, Санкт-Петербург в размере 33449, 03 тыс.руб. Таким образом, с учетом выявленных расхождений ЛенРТК откорректировал амортизацию в соответствии со ст.3 Федерального закона от 07.11.2011 г..N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.10.2019 г..N2556-р "Об утверждении изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на 2020 г..".
Также, вследствие отсутствия у АО "ЛОКС" инвестиционной программы ЛенРТК, сославшись на пункт 30 Правил регулирования и постановление N641, не принял инвентарные карточки учета объектов модернизированных основных средств: NN00000109, 00000358, 00000359, 00000360, 00000361, 00000362.
В тоже время, в справке о состоянии основных фондов филиала "Невский водопровод" АО "ЛОКС", составленной специалистом ЛенРТК и представленной в суд административным ответчиком указано, что АО "ЛОКС" на 2020 г. заявлено расходов на амортизацию - 74 436 868, 58 руб, а принято ЛенРТК в размере 34 993, 60 тыс.руб. В поименованной справке отражено, что не подлежат включению в НВВ на 2020 г. амортизационные расходы в отношении объектов, указанных в инвентарных карточках NN 00000109, 00000358, 00000359, 00000360, 00000361, 00000362 с указанием причины "модернизация". В отношении объекта с инвентарной карточкой N000002230 не учтены расходы на амортизацию с указанием причины -ошибка амортизационной группы, распоряжение Правительства и объектов с инвентарными карточками NN 000002364 и 00000356 с обоснованием-распоряжение правительства ЛО.
Допросив свидетеля консультанта ЛенРТК "данные изъяты", суд установил, что в экспертном заключении не было отражено, что при расчете НВВ на 2020г. не учтена амортизация в отношении объектов с инвентарными карточками NN 000002230, 000002364, 00000356 в связи с наличием указания в названных карточках о модернизации; исключена из НВВ на 2020г. амортизация объектов, относящихся к офисной технике, что также не отражено в экспертном заключении.
Свидетель "данные изъяты" признала, что указанный в справке о состоянии основных фондов филиала "Невский водопровод" АО "ЛОКС" размер принятых ЛенРТК расходов на амортизацию- 34 993, 60 тыс.руб. является экономически обоснованным размером расходов на амортизацию в в совокупности по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Из показаний свидетеля "данные изъяты" выявлен механизм расчета расходов на амортизацию в размере 24 040 тыс.руб, принятых ЛенРТК согласно экспертному заключению и выписке из протокола заседания правления ЛенРТК от 13.12.2019 г.
При проведении корректировки НВВ АО "ЛОКС" на 2020 г. из 34 993, 60 тыс.руб. исключена сумма 5644 тыс.руб. (разница между заявленным АО "ЛОКС" в комитет по тарифам Санкт-Петербурга размером амортизации (28 402 тыс.руб.) и принятым комитетом размером амортизации (22 737 тыс.руб.)) и исключена сумма 5 000 тыс.руб. (разница между сведениями о размере амортизации по Санкт-Петербургу, представленными АО "ЛОКС" в ЛенРТК, и в комитет по тарифам Санкт-Петербурга). Полученная величина в размере 24 382, 14 тыс.руб. уменьшена до 22 040 тыс.руб, для того, чтобы избежать резкого роста тарифов. С учетом доли Ленинградской области размер амортизации, подлежащий включению в НВВ АО "ЛОКС" по Ленинградской области, определен в 19 246 тыс.руб. и учтен при принятии оспариваемого приказа N439-п в размере 13 000 тыс.руб.
Установив изложенные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о том, что факт указания Обществом в поданных в тарифные органы субъектов Российской Федерации заявках на установление тарифов в сфере водоснабжения различных сведений относительно размера амортизации, подлежащего включению в состав НВВ на 2020 г. (при корректировке тарифа на 2020 г.), не является правовым основанием для отклонения части заявленных Обществом сумм расходов по статье "амортизация основных средств и нематериальных активов".
В соответствии с пунктом 30 Правил регулирования правовым основанием для отказа регулируемой организации во включении в тарифы заявленных расходов, является отсутствие подтверждения их экономической обоснованности в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.
Ссылка тарифного органа в данной части на статью 3 Федерального закона от 07.12.2011 г. N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее-Федеральный закон N416-ФЗ) несостоятельна.
Суд правильно отметил, что не может быть принята ссылка ЛенРТК и на распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 октября 2019г. N2556-р "Об утверждении индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ на 2020 г." как на основание для снижения размера расходов по статье "амортизация основных средств и нематериальных активов".
В данном случае, приказом N439-п по результатам корректировки НВВ на 2020 г. установлены экономически обоснованные тарифы на питьевую воду в отношении потребителей Ленинградской области в целом. Как установлено, оспариваемые тарифы применяются в отношении потребителей - юридических лиц, не применяются в отношении жителей Ленинградской области и не являются льготными, определенными в соответствии со ст.157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе для целей расчета коммунальных услуг.
Равно как избранный тарифным органом механизм расчета расходов на амортизацию, подлежащих включению при корректировке тарифов на 2020 г. в НВВ на 2020 г. обоснованно признан судом первой инстанции не соответствующим ни требованиям Основ ценообразования, ни Методическим указаниям, ни иному законодательству, подлежащему применению при тарифном регулировании в сфере водоснабжения.
Соответственно, приказ N439-п, обоснованно признан судом недействующим, как принятый с нарушением приведенных норм Основ ценообразования, Методических указаний и не соответствующий требованиям Федерального закона N416-ФЗ.
Несмотря на то, что представитель АО "ЛОКС" при изучении тарифного дела был ознакомлен с проект экспертного заключения и до заседания правления тарифного органа не знал о наличии экспертного заключения (отличающегося от проекта экспертного заключения), порядок принятия тарифного решения, предусмотренный Правилами регулирования соблюден, на что обоснованно указано судом первой инстанции.
Исследовав доводы административного истца о незаконном исключении расходов по статье "Амортизация основных средств и нематериальных активов" в части модернизированных объектов, суд учел следующее.
Действительно, постановлением правительства Санкт-Петербурга от 11 декабря 2013 г. N989 утверждена схема водоснабжения и водоотведения Санкт-Петербурга, которой предусмотрено проведение мероприятий на объектах АО "ЛОКС".
Согласно договора NДП-13/2013, заключенного между АО "ЛОКС" и ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" 27.08.2013 г, Обществом выполнены мероприятия по снятию технологических ограничений для возможности подключения к сетям водоснабжения вне рамок инвестиционной программы.
В результате, как установлено по делу, проведена модернизация ряда объектов основных средств ЦС водоснабжения, в связи с чем в инвентарных карточках данных объектов отмечено "модернизация".
В соответствии с пунктом 10 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013г. N641, в инвестиционную программу включаются мероприятия по строительству, модернизации и (или) реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, обеспечивающие изменение технических характеристик этих объектов и предполагающие изменение первоначальной (полной) стоимости модернизируемого и (или) реконструированного объекта, целесообразность реализации которых обоснована в схемах водоснабжения и водоотведения.
Между тем, инвестиционная программа у Общества отсутствует.
Кроме этого, надлежит учесть следующее.
Согласно пункту 43 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, учитываемые в необходимой валовой выручке, рассчитываются в соответствии с методическими указаниями.
В пункте 28 Методических указаний отражено, что расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Переоценка основных средств и нематериальных активов, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитывается при условии, что средства в виде амортизационных отчислений, получаемые в результате учета переоценки, являются источником финансирования инвестиционной программы регулируемой организации.
Пунктом 15 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 г. N 26н (в редакции от 16 мая 2016 г.) предусмотрено, что переоценка объекта основных средств производится путем перерасчета его первоначальной стоимости или текущей (восстановительной стоимости).
В соответствии с пунктами 41, 42 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 г. N 91н (далее - Методические указания N 91н) стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации и Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01.
Изменение первоначальной стоимости объектов основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.
Переоценка объектов основных средств производится с целью определения реальной стоимости объектов основных средств путем приведения первоначальной стоимости объектов основных средств в соответствие с их рыночными ценами и условиями воспроизводства на дату переоценки.
По завершении работ по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации объекта основных средств затраты, учтенные на счете учета вложений во внеоборотные активы, либо увеличивают первоначальную стоимость этого объекта основных средств и списываются в дебет счета учета основных средств, либо учитываются на счете учета основных средств обособленно, и в этом случае открывается отдельная инвентарная карточка на сумму произведенных затрат.
Из материалов дела следует, что Обществом во исполнение вышеуказанной схемы водоснабжения и водоотведения Санкт-Петербурга, договора NДП-13/2013, заключенного между АО "ЛОКС" и ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" 27.08.2013 г, произведена модернизация ряда объектов основных средств в сфере водоснабжения (инвентарные карточки модернизированных объектов приведены в экспертном заключении).
Переоценка стоимости основного средства с целью определения реальной стоимости объекта путем приведения первоначальной его стоимости в соответствие с рыночной с осуществлением процедуры переоценки, предусмотренной пунктами 44, 45 Методических указаний N 91н, на момент принятия оспариваемого приказа N439-п не производилась.
В тоже время, как следует из материалов дела, в нарушение пункта 71 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 г. N91н, акты приемки законченных работ по модернизации (по форме, утвержденной приказом Минфина России от 30.03.2015 г. N52н) в тарифный орган Обществом не представлены (л.д.20-24 т.1, л.д.46-53 т.2).
С учетом приведенных доводов, тарифным органом обоснованно не учтены при расчете расходов по статье "Амортизация основных средств и нематериальных активов" результаты модернизации ряда объектов основных средств, заявленные Обществом (аналогичные правовые позиции приведены в Апелляционных определениях Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 05 октября 2017 г. N8-АПГ17-12, от 27 сентября 2018 г. N50-АПГ18-13).
Выводы суда основаны на собранных по делу доказательствах, в полной мере согласуются с приведенными нормами в сфере тарифного регулирования. Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы не являются основанием к отмене или изменению решения суда, поскольку не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы выводы суда; по существу, они повторяют правовую и процессуальную позицию административного ответчика, изложенную в суде первой инстанции, и занятую им при рассмотрении дела судом первой инстанции, которая получила надлежащую оценку и признана несостоятельной.
Утверждение тарифного органа о том, что Обществом не подтвержден целевой характер расходования накопленной амортизации на воспроизводство основных фондов в размере заявленных расходов по статье "Амортизация основных фондов и нематериальных активов", следовательно, подлежат отклонению и заявленные расходы по указанной статье, не состоятельно, как не основанное на законодательстве в сфере тарифного регулирования в области водоснабжения.
Вместе с тем, в резолютивной части обжалуемого решения суда допущена описка в части указания года принятия оспариваемого нормативного правового акта-приказа ЛенРТК N439-п.
Как установлено, приказ N439-п принят комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ЛенРТК) 13 декабря 2019 г, а в резолютивной части решения суда ошибочно указана дата его принятия "13 декабря 2021 г.".
При этом, как следует из обжалуемого решения Ленинградского областного суда от 18 января 2021 г. предметом исследования и оценки суда в рамках главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являлся приказ комитета по ценам и ценовой политике Ленинградской области от 13 декабря 2019 г. N439-п. Соответственно, указание в резолютивной части обжалуемого решения даты "13 декабря 2021 г." вместо "13 декабря 2019 г." является явной опиской.
В соответствии с пунктом 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 года N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции" суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 4 статьи 2, частью 2 статьи 184 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вправе по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в деле, исправить допущенные в апелляционном определении описки, опечатки или явные арифметические ошибки, а также рассмотреть заявления лиц, участвующих в деле, о разъяснении апелляционного определения (часть 4 статьи 2, статья 185 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), о пересмотре апелляционного определения по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (глава 37 Кодекса).
Из содержания текста решения суда следует, что допущенная описка является явной и носит технический характер, и ее исправление не повлечет изменение содержания судебного акта, в связи с чем, в целях надлежащего исполнения судебного акта в дальнейшем, она подлежит исправлению.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинградского областного суда от 18 января 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области - без удовлетворения.
Исправить описку, допущенную в резолютивной части решения Ленинградского областного суда от 18 января 2021 г. в части даты признанного недействующим приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области N439-п.
Вместо даты признанного недействующим приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области N439-п "13 декабря 2021 г." указать дату "13 декабря 2019 г.".
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 мая 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.