Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бутковой Н.А, судей Головкиной Л.А, Пластинина И.В, при секретаре Швец К.М, с участием прокурора Капсамун И.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-4/2021 по апелляционным жалобам Совета депутатов Солнечного сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, ФИО10, администрации Солнечного сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области на решение Челябинского областного суда от 5 февраля 2021 года, которым административное исковое заявление Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу об оспаривании решения Совета депутатов Солнечного сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 25 декабря 2013 года N 125 "Об утверждении генерального плана, правил землепользования и застройки поселка Солнечный Солнечного сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области" в части включения в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях Государственного лесного фонда Шершневского лесничества Долгодеревенского участкового лесничества, удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Головкиной Л.А, объяснения представителя административного истца Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу - Серковой Н.М, возражавшей против удовлетворения апелляционных жалоб, заключение прокурора Капсамун И.С, полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Решением Совета депутатов Солнечного сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 25 декабря 2013 года N 125, опубликованном в газете "Сосновская Нива" N 8 (10982) 25 января 2014 года, утвержден генеральный план, правила землепользования и застройки поселка Солнечный, Солнечного сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области.
Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу (далее - Департамент лесного хозяйства по УФО) обратился в Челябинский областной суд с административным иском, в котором просил признать не действующим с момента вступления решения суда в законную силу решение Совета депутатов Солнечного сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 25 декабря 2013 года N 125 в части включения в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях Государственного лесного фонда Шершневского лесничества Долгодеревенского участкового лесничества в квартале 92 выдел 30 (площадь 281 кв.м), выдел 44 (площадь 116 кв.м), выдел 47 (площадь 768 кв.м), выдел 48 (площадь 1588 кв.м), выдел 51 (площадь 261 кв.м), выдел 52 (площадь 35104 кв.м), выдел 53 (площадь 19267 кв.м), выдел 55 (площадь 10378 кв.м); в квартале 93 выдел 32 (площадь 500 кв.м), выдел 33 (площадь 1967 кв.м), выдел 35 (площадь 81 кв.м), выдел 36 (площадь 28 кв.м).
В обоснование заявленного требования административный истец указал на то, что оспариваемый акт принят с нарушением установленной действующим законодательством процедуры согласования проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в связи с чем противоречит статье 83 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", статьям 24 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьям 8, 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Решением Челябинского областного суда от 5 февраля 2021 года административный иск удовлетворен. Суд признал не действующим с даты вступления настоящего решения в законную силу генеральный план, правила землепользования и застройки поселка Солнечный Солнечного сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, утвержденные Советом депутатов Солнечного сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 25 декабря 2013 года N 125, в части включения в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях Государственного лесного фонда Шершневского лесничества Долгодеревенского участкового лесничества: в квартале 92 выдел 30 (площадь 281 кв.м), выдел 44 (площадь 116 кв.м), выдел 47 (площадь 768 кв.м), выдел 48 (площадь 1588 кв.м), выдел 51 (площадь 261 кв.м), выдел 52 (площадь 35104 кв.м), выдел 53 (площадь 19267 кв.м), выдел 55 (площадь 10378 кв.м); в квартале 93 выдел 32 (площадь 500 кв.м), выдел 33 (площадь 1967 кв.м), выдел 35 (площадь 81 кв.м), выдел 36 (площадь 28 кв.м).
В апелляционных жалобах Совет депутатов Солнечного сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, Забелин А.А, администрация Солнечного сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного иска.
Прокурором Челябинской области, Департаментом лесного хозяйства по УФО поданы возражения на апелляционные жалобы.
Представитель административного ответчика Совета депутатов Солнечного сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, заинтересованное лицо Забелин А.А, представители заинтересованных лиц: Главного управления лесами Челябинской области, Федерального агентства лесного хозяйства, ФГБУ "Рослесинфорг", Поволжского филиала ФГБУ "Рослесинфорг", МТУ Росимущества в Челябинской и Курганских областях, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области, Управления Росреестра по Челябинской области, администрации Солнечного сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области о месте и времени судебного заседания извещены в установленном законом порядке, в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, выслушав объяснения представителя административного истца и заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 8, пункту 3 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", утверждение генерального плана городского округа, который является документом территориального планирования муниципального образования, относится к вопросам местного значения городского округа. Генеральный план городского округа утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления городского округа.
Как установлено судом решение Совета депутатов Солнечного сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 25 декабря 2013 года N 125, принято уполномоченным органом в надлежащей форме и опубликовано в установленном порядке. Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами по делу (Т.1 л.д.69-70).
Генеральный план отображает границы поселка Солнечный Солнечного сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана городского округа, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (абзац восьмой пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации). Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее Федеральный закон N 172-ФЗ) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона N 172-ФЗ допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Судом установлено, что оспариваемым нормативным правовым актом при утверждении генерального плана поселка Солнечный Солнечного сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области лесные участки из земель лесного фонда в квартале 92 выдел 30 (площадь 281 кв.м), выдел 44 (площадь 116 кв.м), выдел 47 (площадь 768 кв.м), выдел 48 (площадь 1588 кв.м), выдел 51 (площадь 261 кв.м), выдел 52 (площадь 35104 кв.м), выдел 53 (площадь 19267 кв.м), выдел 55 (площадь 10378 кв.м); в квартале 93 выдел 32 (площадь 500 кв.м), выдел 33 (площадь 1967 кв.м), выдел 35 (площадь 81 кв.м), выдел 36 (площадь 28 кв.м) были включены в границы поселка Солнечный Солнечного сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области.
Указанные обстоятельства подтверждаются заключением ФГБУ "Рослесинфорг" о пересечении (наложении) земельных участков на земли лесного фонда, планом лесонасаждений лесничества в зонах пересечений земель лесного фонда с границами населенного пункта, данными планшетов, таксационных описаний Шершневского лесничества Долгодеревенского участкового лесничества (Т.1 л.д.14-21).
Вместе с тем если проектом генерального плана поселения предусматривается включение в границы населенных пунктов, земельных участков из земель лесного фонда, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В период принятия генерального плана действовал порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 года N 69.
Пунктом 2.1 указанного Порядка предусматривалось направление органом местного самоуправления, уполномоченным подготовить документ территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Минрегион России в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В свою очередь, Минрегион России обладал организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов, уполномоченных осуществлять функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности. До 1 января 2015 года в соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736 к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства относилось согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов.
В деле отсутствуют доказательства того, что органом местного самоуправления направлялось в Минрегион России уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в соответствии с требованиями пункта 2.1 Порядка; проект генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства не согласовывался, доказательств обратного суду первой и апелляционной инстанции не представлено.
Судом обоснованно отклонено в качестве доказательства, подтверждающего согласование генерального плана в установленном законом порядке, заключение Главного управления лесами Челябинской области от 13 ноября 2014 года N 1321, поскольку указанное заключение не свидетельствует о соблюдении порядка, предусмотренного частью 8 статьи 24, пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 года N 69.
Таким образом, суд первой инстанции, установив, что при подготовке проекта генерального плана не соблюдена предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации процедура его согласования, чем нарушен порядок перевода земель из одной категории в другую, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания не действующим с даты вступления настоящего решения в законную силу решения Совета депутатов Солнечного сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 25 декабря 2013 года N 125, в части включения в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях Государственного лесного фонда Шершневского лесничества Долгодеревенского участкового лесничества: в квартале 92 выдел 30 (площадь 281 кв.м), выдел 44 (площадь 116 кв.м), выдел 47 (площадь 768 кв.м), выдел 48 (площадь 1588 кв.м), выдел 51 (площадь 261 кв.м), выдел 52 (площадь 35104 кв.м), выдел 53 (площадь 19267 кв.м), выдел 55 (площадь 10378 кв.м); в квартале 93 выдел 32 (площадь 500 кв.м), выдел 33 (площадь 1967 кв.м), выдел 35 (площадь 81 кв.м), выдел 36 (площадь 28 кв.м).
Доводы апелляционной жалобы о нарушении прав иных лиц, не привлеченных к участию в деле, подлежит отклонению, поскольку специфика рассмотрения административных дел об оспаривании нормативных правовых актов обусловлена тем, что одним из признаков нормативного правового акта является распространение его действия на неопределенный круг лиц, в связи с чем, круг лиц, права которых могут быть затронуты при разрешении соответствующего спора, неограничен.
В рамках настоящего административного дела, рассматриваемого в порядке абстрактного нормоконтроля, не подлежит разрешению вопрос о правах и обязанностях собственников земельных участков. При этом суд первой инстанции, установив, что при подготовке проекта Генерального плана не соблюдена предусмотренная законом процедура согласования, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую, а также имеется документально подтвержденное частичное наложение границ земель населенного пункта и границ находящихся в федеральной собственности лесных участков, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта не действующим в части.
Довод жалобы об отсутствии нарушения прав административного истца оспариваемыми нормами и требований действующего законодательства, является несостоятельным по мотиву установления несоответствия оспариваемого решения нормам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушением права неопределенного круга лиц включением земель лесного фонда в земли населенных пунктов, при этом представителем неопределенного круга лиц выступает Департамент лесного хозяйства по УФО в силу возложенных на него полномочий.
Довод апелляционной жалобы о том, что административным истцом пропущен срок на обжалование оспариваемой нормы является несостоятельным, поскольку в соответствии с пунктом 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта, на день подачи административным истцом обжалуемый нормативный правовой акт отменен не был, таким образом, на момент рассмотрения спора имелись основания, влекущие нарушение прав и свобод административного истца.
Также подлежат отклонению доводы жалоб о неисполнимости судебного решения, поскольку указанные доводы противоречат положениям Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ). Так согласно статьей 10 Федерального закона N 218-ФЗ в реестр границ ЕГРН вносятся, в том числе, описание местоположения границ населенных пунктов, реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ населенных пунктов. Морган местного самоуправления в силу положений пункта 8 части 1 статьи 32 Федерального закона N 218-ФЗ обязан направить в орган регистрации прав документы для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) о установлении или изменении границ населенного пункта. Одним из таких документов является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями Федерального закона от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве".
Доводы апелляционных жалоб были предметом подробного изучения судом первой инстанции, которым дана надлежащая оценка, направлены на иное толкование норм права и не могут служить предусмотренными статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебного постановления.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Челябинского областного суда от 5 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Совета депутатов Солнечного сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, ФИО11, администрации Солнечного сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Челябинский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.