Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Хребтовой Н.Л, судей Власенко И.Г, Аноприенко К.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аксютина Дмитрия Матвеевича к ГУ "Центр предоставления государственных услуг и установлении пенсий ПФ РФ в Хабаровском крае N 1" о признании решения об отказе в досрочном назначении пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии
по кассационной жалобе Аксютина Дмитрия Матвеевича на решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Власенко И.Г, судебная коллегия
установила:
Аксютин Д.М. обратился в суд с иском об оспаривании решения пенсионного органа.
В обоснование исковых требований указал, что по достижении необходимого стажа обратился в Центр ПФР N 1 по установлению пенсий в Хабаровском крае с заявлением о досрочном назначении пенсии. Решением Центра ПФР N 1 по установлению пенсий в Хабаровском крае от ДД.ММ.ГГГГ N в удовлетворении заявления отказано по мотиву отсутствия необходимого льготного трудового стажа. Из расчета специального стажа исключены периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Просил:
признать незаконным решение Центра ПФР N 1 по установлению пенсий в Хабаровском крае от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в части невключения в специальный стаж периодов его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, указанные периоды работы; назначить страховую пенсию досрочно с ДД.ММ.ГГГГ.
Аксютин Д.М. в судебном заседании поддержал исковые требования.
Представитель ответчика просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Решением Индустриального районного суда города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение Центра ПФР N 1 по установлению пенсий в Хабаровском крае от ДД.ММ.ГГГГ N в части исключения из специального стажа Аксютина Д.М. периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ января по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На Центр ПФР N 1 по установлению пенсий в Хабаровском крае возложена обязанность включить указанные периоды работы Аксютина Д.М. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В удовлетворении иска в остальной части отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Аксютин Д.М. просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Стороны надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, ответчиком подан отзыв на кассационную жалобу, в котором Центр ПФР N 1 просил оставить судебные постановления без изменения.
В соответствии с ч.1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено.
Из материалов дела и судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Аксютин Д.М. обратился в Центр ПФР N 1 по установлению пенсий в Хабаровском крае с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ N в удовлетворении заявления отказано.
При расчете из специального стажа, в т.ч. исключены периоды:
- нахождения истца на курсах повышения квалификации с отрывом от производства и сохранением среднего заработка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
- работы в должности врача скорой медицинской помощи выездной бригады АНО "Восток" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Повторное обращение Аксютина Д.М. к ответчику по вопросу назначения досрочной пенсии также оставлено без удовлетворения, что нашло отражение в решении Центра ПФР N 1 по установлению пенсий в Хабаровском крае от ДД.ММ.ГГГГ N.
Руководствуясь положениями ст.ст. 73, 187, 196 ТК РФ, ст.ст. 8, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Постановления Правительства РФ от 20 октября 2002 года N 781, утвердившего Списки и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", суд пришел к выводу о включении периодов нахождения Аксютина Д.М. на курсах повышения квалификации в специальный стаж, поскольку в эти периоды за ним сохранялось место работы в соответствующих должностях городского учреждения здравоохранения и средняя заработная плата, его работодателем в пенсионный фонд осуществлялись взносы. Указанный вывод суда в кассационной жалобе не оспаривается.
Разрешая требования в части включения периода работы истца в должности врача скорой медицинской помощи выездной бригады Автономной некоммерческой организации по оказанию медицинских и образовательных услуг "Восток", суд признал их необоснованными, поскольку АНО "Восток" не относится к учреждениям здравоохранения, работа врачом в которых порождает право на досрочное пенсионное обеспечение.
Перечень учреждений здравоохранения, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 20 октября 2002 года N 781, конкретизирует механизм реализации права на досрочное пенсионное обеспечение по старости, предоставленное законодателем только тем лицам, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения осуществляется в определенных должностях и структурных подразделениях учреждений здравоохранения.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N781 утверждены Список работ, профессий, должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно п. "н" ч. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей" и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются вышеуказанный список и Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781.
Согласно разделу "Наименование должностей" Списка N781 право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено врачам, среднему медицинскому персоналу, работающим в учреждениях, перечисленных в этом же списке в разделе "Наименование учреждений", в которых поименованы больницы, медико-санитарные части, госпитали, Центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, поликлиники и пр. Наименования "автономная некоммерческая организация", где работает истец, в указанном Списке не содержится.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой обусловлено спецификой и характером труда. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях с учетом различий в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.
В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
В соответствии с ч.1 ст. 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально - культурных или иных функций некоммерческого характера, В соответствии с чч. 1 и 5 ст. 123.24 ГК РФ автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности. Автономная некоммерческая организация может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя).
Автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них.
При указанных обстоятельствах, автономная некоммерческая организация не может быть отнесена к учреждениям здравоохранения, поименованными в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781.
Выводы суда о том, что при подтверждении страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации соответствуют требованиям закона.
Пунктом 2 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (п. 3 ст. 13 Федерального закона N 173-ФЗ).
Согласно выписки из лицевого счета застрахованного лица Аксютина Д.М. период работы истца в АНО "Восток" указан общим стажем без уплаты дополнительного тарифа, соответствующего трудовой деятельности с особыми условиями труда.
Обращаясь с кассационной жалобой Аксютин Д.М. сослался на Номенклатуру медицинских организаций, утвержденную приказом Минздрава России от 06.08.222013 N529, полагая, что согласно указанному нормативному акту Станции скорой медицинской помощи отнесены к учреждениям здравоохранения, что не соответствует содержанию данного нормативного документа, где содержится перечень медицинских организаций по видам деятельности.
Это же следует из письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16 января 2014 года N17-2\10\2-184 "О приказе Минздрава России от 06.08.2013 N529н", согласно которому в связи с вступлением в силу приказа Минздрава России от 06.08.2013 N 529н "Об утверждении номенклатуры медицинских организаций", зарегистрированного Минюстом России 13.09.2013, N 29950 и в целях формирования единой правоприменительной практики Министерство здравоохранения РФ сообщает, что при разработке нормативного правового акта был избран подход, базирующийся на необходимости пересмотра действующей Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений с учетом требований Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Объектом регулирования приказа Минздрава России от 06.08.2013 N 529н являются медицинские организации.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N29 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" производство в суде кассационной инстанции предназначено для исправления существенных нарушений норм материального права или норм процессуального права, допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела и повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
В кассационной жалобе таких оснований не приведено, по существу в жалобе содержится иная оценка вышеуказанных доказательств, что не является основанием к отмене судебных постановлений, поскольку переоценка доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.