Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А, судей Меркулова Д.В, Шуайпова М.Г, при помощнике судьи Корчагине Э.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца - Мардалиева О.А. на решение Астраханского гарнизонного военного суда от 23 декабря 2020 г, которым отказано в удовлетворении искового заявления командира войсковой части N к проходившему военную службу по контракту рядовому запаса Байгазиеву Аскару Тахировичу о возмещении материального ущерба.
Заслушав доклад судьи Меркулова Д.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, объяснение представителя ответчика - Донецкова А.Л, возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
командир войсковой части N обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил взыскать с Байгазиева А.Т. в пользу этой воинской части через Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания" 20125 рублей за несданные при увольнении с военной службы предметы вещевого имущества.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
В обоснование указывается, что суд первой инстанции необоснованно возложил всю вину в образовавшемся ущербе на командование подразделения, которое якобы не приняло мер, направленных на обеспечение своевременной сдачи подчиненным вещевого имущества.
Представитель обращает внимание на то, что наличие ущерба, причиненного ответчиком, было выявлено после исключения его из списков личного состава воинской части в результате проверки финансово-экономической и хозяйственной деятельности, проведенной в марте - июле 2019 г. контрольной группой Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Сухопутным войскам). Факт получения ответчиком соответствующего вещевого имущества подтвержден исследованными в судебном заседании раздаточными ведомостями. Поэтому на основании статьи 5 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" Байгазиев А.Т. должен быть привлечен к полной материальной ответственности в размере стоимости несданного при увольнении имущества.
В письменных возражениях представитель ответчика просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции сослался на то, что материалы дела не содержат сведений об обращении командования воинской части к ответчику с требованием о возврате вещевого имущества и неготовности бывшего военнослужащего его сдать в добровольном порядке.
Однако с данным выводом гарнизонного военного суда нельзя согласиться.
В соответствии со статьей 5 и пунктом 2 статьи 6 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих", военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен по неосторожности военнослужащим, которому имущество было вверено на основании документа (документов), подтверждающего (подтверждающих) получение им этого имущества для обеспечения хранения, перевозки и (или) выдачи этого имущества. Размер причиненного ущерба определяется с учетом степени износа имущества по установленным на день обнаружения ущерба нормам, но не ниже стоимости лома (утиля) этого имущества.
Согласно статье 2 и пункту 1 статьи 3 того же Федерального закона военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине прямой действительный ущерб, под которым понимается, в частности, утрата или уменьшение наличного имущества, ухудшение состояния указанного имущества, расходы, которые воинская часть произвела или должна произвести для восстановления, приобретения имущества.
В пункте 2 статьи 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что военнослужащие обеспечиваются вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения военной службы и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации. Порядок владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом определяется Правительством Российской Федерации.
Из пунктов 23 и 28 Порядка следует, что предметы инвентарного вещевого имущества (в том числе входящие во всесезонный комплект полевого обмундирования), за исключением отдельных предметов вещевого имущества, переходящих по истечении срока носки (эксплуатации) в собственность военнослужащих, в личную собственность военнослужащего не переходят и подлежат сдаче на вещевой склад воинской части. Военнослужащие при убытии в длительные командировки, переводе из одной воинской части в другую, увольнении с военной службы, сдают на вещевой склад воинской части (в кладовую подразделения) находящееся у них во владении и временном пользовании инвентарное имущество, кроме вещевого имущества, указанного в аттестатах военнослужащих.
Правила владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом, а также нормы снабжения вещевым имуществом военнослужащих в мирное время утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 390 "О вещевом обеспечении в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в мирное время" (далее - Правила).
В пунктах 9, 12 и 25 Правил определено, что имущество и технические средства вещевой службы являются федеральной собственностью и находятся в оперативном управлении или хозяйственном ведении воинских частей. Сроком носки (эксплуатации) предмета вещевого имущества является установленный нормой снабжения период времени, в течение которого предмет вещевого имущества должен находиться в пользовании военнослужащего. Возврату подлежит вещевое имущество личного пользования, срок носки которого не истек, выданное военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в случае их увольнения с военной службы по основаниям, предусмотренным, в частности, подпунктом "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", а также инвентарное имущество, за исключением отдельных предметов, предусмотренных нормами снабжения.
Из материалов дела следует, что Байгазиев А.Т. с 25 января по 29 июня 2017 г. проходил военную службу по контракту в войсковой части N.
Из карточки учета материальных ценностей личного пользования N 2189, раздаточных ведомостей от 20 октября 2015 г. N 705, 706, от 25 февраля 2016 г. N 134, от 14 ноября 2016 г. N 809 следует, что в период прохождения военной службы Байгазиеву А.Т. были выданы предметы инвентарного вещевого имущества и вещевое имущество личного пользования, не выслужившее установленные сроки.
Приказом командира войсковой части N от 21 июня 2017 г. N 75 Байгазиев А.Т. досрочно уволен с военной службы на основании подпункта "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" - в связи с невыполнением им условий контракта, а приказом командира войсковой части N от 29 июня 2017 г. N 152 - исключен из списков личного состава воинской части с указанной даты.
В соответствии с актом от 16 августа 2019 г. N 229/СВ/2019/19 выездной проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности, проведенной в отношении войсковой части N за период с 1 января 2015 г. по 28 февраля 2019 г. Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Сухопутным войскам), приказом командира войсковой части N от 22 июля 2019 г. N 844, заключением по материалам административного расследования Байгазиев А.Т. получил на вещевом складе войсковой части N инвентарное вещевое имущество и вещевое имущество личного пользования, которое на момент исключения его из списков личного состава воинской части не выслужило установленные сроки, о чем собственноручно расписался. Однако это имущество в установленном порядке при исключении из списков личного состава воинской части не сдал на вещевой склад.
Согласно справкам начальника вещевой службы войсковой части N от 12 июля 2019 г. N 158 и N 159 стоимость выданного Байгазиеву А.Т. инвентарного имущества, с учетом износа на день исключения его из списков личного состава воинской части, составила 18522 рубля 88 копеек, а вещевого имущества личного пользования, не выслужившего установленные сроки, - 1602 рубля 12 копеек.
Следовательно, Байгазиев А.Т. был обязан своевременно сдать имущество на вещевой склад воинской части, однако этого не сделал, что привело к образованию недостачи. В связи с этим ответчик подлежит привлечению к материальной ответственности, а иск - удовлетворению.
Таким образом, решение суда подлежит отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права.
В силу части 3 статьи 98 ГПК РФ в порядке возмещения судебных расходов с Байгазиева А.Т. надлежит взыскать в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 803 рубля 75 копеек.
Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Астраханского гарнизонного военного суда от 23 декабря 2020 г. по исковому заявлению командира войсковой части N к Байгазиеву Аскару Тахировичу отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковое заявление командира войсковой части N к Байгазиеву Аскару Тахировичу о возмещении материального ущерба удовлетворить.
Взыскать с Байгазиева Аскара Тахировича в пользу войсковой части N через Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания" в счет возмещения причиненного материального ущерба 20125 (двадцать тысяч сто двадцать пять) рублей.
Взыскать с Байгазиева Аскара Тахировича в доход местного бюджета через Управление федерального казначейства по Астраханской области (Межрайонная ИФНС России N 1 по Астраханской области) государственную пошлину по реквизитам, на которые она зачисляется при подаче исковых заявлений в Астраханский гарнизонный военный суд, в размере 803 (восемьсот три) рубля 75 копеек.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.