Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Адыгея в составе
председательствующего Мейстер В.М, судей Тачахова Р.З. и Тхагапсовой Е.А, при секретаре Ордоковой Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Адыгея на решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 12 февраля 2021года по административному делу по административному иску ФИО1 к МИФНС России N 3 по Республике Адыгея о признании незаконным и применении налоговой ставки 1, 5% от кадастровой стоимости земельных участков при начислении налога на землю за 2019 го и об обязании начисления налога на землю и применением ставки в размере 0, 05% от кадастровой стоимости земельных участков за 2019 год, которым постановлено:
административное исковое заявление иску ФИО1 к МИФНС России N 3 по Республике Адыгея о признании незаконным и применении налоговой ставки 1, 5% от кадастровой стоимости земельных участков при начислении налога на землю за 2019 го и об обязании начисления налога на землю и применением ставки в размере 0, 05% от кадастровой стоимости земельных участков за 2019 год удовлетворить частично.
Признать незаконными действия МИФНС России N 3 по РА, выразившиеся в применении налоговой ставки 1, 5% от кадастровой стоимости земельных участков:
- кадастровый N - кадастровая стоимость 4086786;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 4514040, 09;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 4349331, 04;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 4230442, 72;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 5918409, 18;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 5092389, 04;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 4142514, 09;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 4029818, 68;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 4999501, 54;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 2481793, 68;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 5883733, 42;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 4777824, 36;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 5130774, 6;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 4885566, 9;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 3974089, 78;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 4930150, 02;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 4003811.86;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 4733718, 08;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 3846532, 52;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 3897307, 74;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 3213699, 9 - при начислении налога на землю в 2019 году.
Обязать МИФНС N 3 по РА произвести перерасчёт налога на землю, начисленного за 2019 год с применением ставки 0, 05% от кадастровой стоимости земельных участков:
- кадастровый N - кадастровая стоимость 4086786;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 4514040, 09;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 4349331, 04;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 4230442, 72;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 5918409, 18;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 5092389, 04;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 4142514, 09;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 4029818, 68;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 4999501, 54;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 2481793, 68;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 5883733, 42;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 4777824, 36;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 5130774, 6;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 4885566, 9;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 3974089, 78;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 4930150, 02;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 4003811.86;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 4733718, 08;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 3846532, 52;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 3897307, 74;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 3213699, 9
В удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконным действий МИФНС N 3 по РА, выразившихся в применении налоговой ставки 1, 5% от кадастровой стоимости земельных участков:
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1233466, 32;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1236943, 16;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1243349, 68;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1244612, 10;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1024173, 34;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1027888, 60;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1025411, 76;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1192598, 46;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1196313, 72;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1031603, 86;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 990736;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1031603, 86;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 990736;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 990736;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1031603, 86;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1042749, 64;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 982067, 06;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1014265, 98;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1020458, 08;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 990736, 00;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1031603, 86;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 10159161, 12;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1162876, 00;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1167830, 00;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 116399;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 646455;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 539951;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1011789;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1009312;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1129439;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1123246;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 119531;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1114578;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1110862;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 991974, 42;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1000643;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1035319;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1034080;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1035319;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1036557;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1330063;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 993212;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 994451;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 995689;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 122975;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1032842;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1040272;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1041511;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1330063;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 998166;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1001881;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1014265;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1019219;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1022934;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1027888;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1316440;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1005597;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1027888;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1025411;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1027888;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1029127;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1401891;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 2060730;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1001881;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1026650;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1030365;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1004358;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 991974;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1000643;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1000643;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1278049;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1040272;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1032842;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 994451;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1764748;
- кадастровый N - кадастровая стоимость 1000643, 36 при начислении налога на землю в 2019 году и перерасчёте земельного налога - отказать.
Заслушав доклад судьи Тхагапсовой Е.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
административный истец ФИО1 обратилась с административным иском к МИФНС России N 3 по Республике Адыгея о признании незаконным и применении налоговой ставки 1, 5% от кадастровой стоимости земельных участков при начислении налога на землю за 2019 го и об обязании начисления налога на землю и применением ставки в размере 0, 05% от кадастровой стоимости земельных участков за 2019 год.
В иске ссылалась на незаконность действий Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Адыгея, выразившихся в применении налоговой ставки в размере 1, 5% от кадастровой стоимости при исчислении земельного налога, подлежащего уплате за следующие земельные участки из категории земель "земли населённых пунктов" с видом разрешённого использования "для индивидуального жилищного строительства", принадлежащие ей на праве собственности:
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай. б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Тахтамукай;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Тахтамукай;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Тахтамукай;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н:
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай. б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай. б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай. "адрес", 1;
- с кадастровым номером N но адресу: аул Старобжегокай, "адрес", 1;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, "адрес", 1;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, "адрес", 1;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, "адрес", 1;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, "адрес", 1;
- с кадастровым номером N но адресу: аул Старобжегокай. "адрес", 1;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, "адрес", 1;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, "адрес", 1;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, "адрес", 1;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, "адрес", 1;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, "адрес", 1;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, "адрес", 1;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, "адрес", 1;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, "адрес", 1;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, "адрес", 1;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай. "адрес", 1;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, "адрес", 1;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай. "адрес", 1;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, "адрес";
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, "адрес";
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, "адрес", 1;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, "адрес", 1;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай. "адрес";
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N но адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай. б/н:
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, "адрес";
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н:
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, 6/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, б/н;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, "адрес", 1;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, "адрес";
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, "адрес";
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, "адрес";
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, "адрес";
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, "адрес", 1;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, "адрес";
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, "адрес";
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, "адрес";
- с кадасгровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, "адрес";
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, "адрес";
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, "адрес", 1;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, "адрес";
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай. "адрес", 1;
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, "адрес";
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, "адрес";
- с кадастровым номером N по адресу: аул Старобжегокай, "адрес", 1.
Указала, что является собственником указанных земельных участков на основании договора купли-продажи от 10.01.2014.
02.04.2019 указанные земельные участки были разделены на 42 части, из которых впоследствии 28 разделены на 78 земельных участков с ориентировочными размерами от 800 кв.м до 1000 кв.м.
26.04.2019 году административный истец по договору дарения передала в собственность ФИО5 10 земельных участков, который взамен обустроила подъезды ко всем земельным участкам, построил между ними 13 капитальных гравийных дорог, 9 из которых зарегистрированы за ней, а 4 - за ФИО5
Кроме того, в 2019 году она обращалась в администрацию МО "Старобжегокайское сельское поселение" за присвоением административных адресов земельным участкам с обозначением улиц и с просьбой принять обустроенные дороги на свой баланс, однако в этом ей было отказано.
Также в 2019 и 2020 году ФИО1 были отчуждены 10 земельных участков; а земельный участок с кадастровым номером 01:05:2900013:12865 административный истец оставила в целях личного использования.
В виду изложенного, полагала, что земельный налог должен быть исчислен лишь в отношении оставшихся в ее собственности земельных участков с применением ставки в размере 0, 5% от их кадастровой стоимости, поскольку земельные участки имеют вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного использования".
Однако в налоговом уведомлении от 28.09.2020 N20715065 административным ответчиком неправомерно исчислена сумма земельного налога за 2019 год за все земельные участки, в том числе, отчужденные и отведенные под обустройство дорог, в размере 1 257 519 рублей с применением налоговой ставки 1, 5%.
11.11.2020 она обратилась в МИФНС России по Республике Адыгея N3 с заявлением о пересмотре налоговой ставки и перерасчете земельного налога с учетом решения Совета народных депутатов МО "Старобжегокайское сельское поселение" Тахтамукайского района от 25.04.2016 N94-4 с применением ставки земельного налога 0, 5%, но административный ответчик 25.12.2020 письмом N05-08/10729 отказано в удовлетворении ее заявления.
С учетом вышеуказанного, ФИО1 просила суд действия Межрайонной ИФНС России по Республике Адыгея N3 по исчислению земельного налога на земельные участки признать незаконными, обязать административного ответчика произвести перерасчёт суммы земельного налога исходя из налоговой ставки в размере 0, 05% от кадастровой стоимости принадлежащих ей земельных участков за 2019 год.
Вышеприведенным решением Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 12.02.2021 административный иск ФИО1 удовлетворен частично.
Представителем административного ответчика Межрайонной ИФНС России по Республике Адыгея N3 по доверенности Хурум С.Н. на указанное решение суда подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит обжалуемый судебный акт отменить в части удовлетворения исковых требований в части перерасчёта земельного налога по ставке 0, 05 % от кадастровой стоимости в отношении земельных участков: N; 01:05:2900013:12694, которые находятся в собственности ФИО1 и предназначены для использования в качестве дорог/проездов со слов административного истца, ссылаясь на п. 4 ст. 391 НК РФ, согласно которому, для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются органами, осуществляющими государственный, кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
При этом обращает внимание, что в выписке из Единого государственного реестра недвижимости собственником указанных земельных участков значится ФИО1, а в сведениях о характеристиках всех объектов указано: категория земель - "земли населенных пунктов"; вид разрешённого использования - "для жилищного строительства, для индивидуальной жилой застройки". Между тем, доказательств того, что спорные земельные участки в установленном законом порядке отнесены к категории земель под обустройство дорог, административным истцом не представлено. Кроме того, административным истцом не представлено доказательств размещения объектов жилищного фонда на спорных земельных участках и объектов инженерной инфраструктуры, принадлежащей заявителю и обеспечивающей эксплуатацию жилищно-коммунального комплекса.
Апеллянт указывает, что в материалах также отсутствует документальное подтверждение изменения вида разрешенного использования спорных земельных участков из категории земель населенных пунктов "для индивидуального жилищного строительства" на другой вид разрешенного использования - "для размещения автомобильных дорог" либо иной вид разрешенного использования, к которому применима льготная ставка 0, 05% от кадастровой стоимости при исчислении земельного налога.
Апеллянт не согласен с решением суда и в части включения в перечень земельных участков, в отношении которых суд обязал налоговый орган пересчитать земельный налог по ставке 0, 05% от кадастровой стоимости объектов, со следующими кадастровыми номерами: N
Ссылается на то, что в отношении указанных земельных участков был осуществлён государственный кадастровый учет с регистрацией права собственности за ФИО1, они находились y неё в собственности менее трех месяцев, а в последствии были отчуждены по договорам дарения и договорам купли-продажи, не использовались административным истцом в целях удовлетворения личных потребностей истца для жилищного строительства, позволяющего применить пониженную ставку земельного налога.
Между тем, по смыслу налогового законодательства пониженные ставки земельного налога устанавливаются для физических лиц, непосредственно использующих земли для личного индивидуального жилищного строительства.
Как установлено по настоящему делу и не оспорено административным истцом, начиная с апреля 2019 года по 2020 год, ФИО1 отчуждено 20 земельных участков (из них 11 - в 2019г, 9 участков - в 2020г.), в том числе, и на возмездной основе по договорам купли - продажи, что подтверждается материалами дела.
Таким образом, на дату формирования единого налогового уведомления N 20715065 от 28.09.2020 налоговым органом установлен факт использования ФИО1 земельных участков для извлечения прибыли.
Руководствуясь вышеизложенными обстоятельствами, налоговым органом был произведен расчет земельного налога за период 2019г. По земельным участкам, имеющим разрешенноё использование - "для индивидуального жилого строительства" по налоговой ставке 1, 5%, так как по целевому назначению земельные участки не используются, а предназначены для дальнейшего отчуждения, что административным истцом не опровергнуто. Доказательств непосредственного использования земельных участков в целях удовлетворения личных потребностей для жилищного строительства, позволяющего применить пониженную ставку земельного налога, административным истцом не представлено. Ввиду изложенного, в указанной части апеллянт решение суда первой инстанции считает также необоснованным.
Не соглашаясь с выводом суда относительно того, что без согласия и уведомления собственника ФИО1 органами местного самоуправления были изменены категория целого земельного участка с кадастровым номером 01:05:2900013:232 и его разрешенное использование, заявитель жалобы указывает, что право собственности на земельный участок площадью 143497 кв.м с кадастровым номером 01:05:2900013:232 приобретено ФИО1 на основании договора купли-продажи земельного участка от 10.01.2014, зарегистрированного в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея 06.02.2014г, о чем сделана запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 01-01-04/101/2014-548.
Согласно пункту 1.1 договора купли-продажи земельного участка от 10.01.2014 предметом купли-продажи значится земельный участок, находящийся по адресу: РФ, Республика Адыгея, Тахтамукайский район, установлено относительно ориентира бывший племсовхоз "Адыгейский" секция 110, расположенного в границах участка, из категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "для индивидуального жилищного строительства". На основании изложенного полагает, что ФИО7 изначально знала о приобретении земельного участка с разрешённым использованием: "для индивидуального жилищного строительства". Заверенная копия договора купли-продажи от 10.01.2014г. представлена в дело.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 просит ее оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, заслушав объяснения представителя административного ответчика МИФНС N3 по Республике Адыгея по доверенности Хурум С.Н, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи от 06.02.2014 ФИО1 являлась собственником земельного площадью 143497 кв.м с кадастровым номером 01:05:2900013:232, из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения"", расположенного по адресу: Республика Адыгея. Тахтамукайский район, а. Старобжегокай.
Решением Совета Народных депутатов МО "Тахтамукайский район" 24.03.2016 года N 83 утверждены Правила землепользования и застройки "Старобжегокайское сельское поселение", в соответствии с которыми были внесены изменения в градостроительное зонирование и земельный участок ФИО1 был переведен из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли населенных пунктов" с видом разрешённого
использования "для индивидуального жилищного строительства".
Решением Совета народных депутатов МО "Старобжегокайское сельское поселение" от 25.04.2016 N 94-4 в отношении земельных участков, предоставленных для строительства жилых домов и ЛПХ введена налоговая ставка в размере 0, 05% от кадастровой стоимости, а в отношении земель под промышленными объектами и прочих земельных участков - 0, 75% от кадастровой стоимости (пп.пп.3, 5 п.З).
Решением Совета народных депутатов МО "Старобжегокайское сельское поселение" от 28.11.2018 N 124-2 внесены изменения в решение Совета народных депутатов МО "Старобжегокайское сельское поселение" от 25.04.2016 N 94-4 в пп.5 п.З, в соответствии с которыми в отношении земель под промышленными объектами и прочих земельных участков введена налоговая ставка в размере 1, 5% от кадастровой стоимости.
02.04.2019 ФИО1 произвела раздел земельного участка площадью 143497 кв.м с кадастровым номером 01:05:2900013:232, в результате чего были образованы 42 земельных участка, из которых 28 разделены на 78 участков.
26.04.2019 ФИО1 по договору дарения передала в собственность ФИО5 10 земельных участков, а, ФИО5 взамен осуществил обустройство проездов (капитальных гравийных дорог) между земельными участками.
28.09.2020 налоговый орган направил ФИО1 налоговое уведомление N 20715065, в котором указал о необходимости оплаты земельного налога в сумме 1 257 519 рублей, из расчета 1, 5% от кадастровой стоимости каждого земельного участка.
В письменном обращении от 11.11.2020 в МИФНС России N 3 по Республике Адыгея административный истец просила о пересмотре налоговой ставки и перерасчете земельного налога с 1, 5% до 0, 05% от кадастровой стоимости земельных участков в связи с неверным применением налоговой ставки и начислением завышенного размера земельного налога.
10.12.2020 года МИФНС России N 3 направил в адрес ФИО1 письмо N05-08/10148, в котором указал о продлении срока рассмотрения обращения, а 25.12.2020 письмом N05-08/10729 налоговым органом ФИО1 отказано в удовлетворении заявления.
Принимая решение о частичном удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных исковых требований ФИО1, а также о неверном исчислении налоговым органом суммы налога вследствие незаконного применения повышенной ставки земельного налога без учета фактических обстоятельств: отчуждения административным истцом части земельных участков, а также использования части земельных участков под обустройство дорог и проездов между ними. Кроме того, суд принял во внимание факт использования ФИО1 земельного участка с кадастровым номером 01:05:2900013:12865 в личных целях под ИЖС, указав, что данное обстоятельство является основанием для применения налоговой ставки в размере 0, 5% от кадастровой стоимости земельного участка.
С данной позицией суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может в виду следующего.
Нормы налогового кодекса РФ предусматривают обязательный судебный контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации налоговыми органами своих административных властных требований к физическим лицам и организациям в сфере налоговых правоотношений, предусматривая обязательный досудебный порядок разрешения таких споров.
В силу п.2 ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Указанные положения настоящего Кодекса применяются с 01 января 2014 года.
В пункте 65 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2013 г. N57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении исков налогоплательщиков о возврате (возмещении) сумм налогов, пеней, штрафа, а также признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений или постановлений о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, вынесенных налоговыми органами в соответствии со статьями 46 или 47 НК РФ, судам необходимо исходить из того, что положения Кодекса не содержат специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования таких споров. Соответственно перечисленные имущественные требования налогоплательщик может предъявить в суд независимо от оспаривания ненормативных правовых актов в налоговых органах.
Указанная правовая позиция также воспроизведена в пункте 28 раздела VIII Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 2016 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19 октября 2016г.).
По настоящему делу административным истцом не заявлены требования о возврате (возмещении) сумм налогов, пеней, штрафа, а также признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений или постановлений об оспаривании взыскания налога за счет имущества налогоплательщика в соответствии со статьями 46 или 47 Налогового кодекса Российской Федерации, а содержится просьба в порядке судебного контроля проверить законность требования налогового органа об уплате земельного налога, выставленного в соответствии со ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации.
Для таких требований применительно к приведенным законоположениям процедура судебного контроля возможна только после соблюдения административным истцом досудебного порядка урегулирования спора. В противном случае предмет судебной проверки отсутствует, что также подтверждено разъяснениями в Определении Конституционного Суда РФ от 27.06.2017 N10-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шабанова Ивана Александровича на нарушение его конституционных прав пунктами 1 и 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации".
В соответствии с абз.2 п.1 ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.
Согласно п.1 ст. 139 Налогового кодекса Российской Федерации жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Требование (уведомление) об уплате налога является обязательным для каждого конкретного налогоплательщика, которому законом предоставлено право его обжалования в вышестоящий налоговый орган и суд.
Таким образом, учитывая изложенное, досудебный порядок урегулирования спора является обязательным по настоящему делу в силу императивных норм федерального закона.
Принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований административного истца и отклоняя ходатайство административного ответчика об оставлении административного иска ФИО1 без рассмотрения (л.д. 81, 82), суд первой инстанции исходил из факта письменного обращения МИФНС N3 по Республике Адыгея в вышестоящий орган - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея в ноябре 2020 года о разъяснении вопроса применения ставки земельного налога в отношении ФИО1, в связи с чем, счел возможным рассмотреть дело по административному иску в судебном порядке по существу.
Между тем, обращение налогового органа в вышестоящий налоговый орган за разъяснением порядка применения налоговой ставки не свидетельствует о соблюдении самим административным истцом ФИО1 обязательного досудебного порядка урегулирования административного спора, регламентированного п. п. 1, 2 ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доказательства обратного в материалах настоящего административного дела отсутствуют.
Частью 3 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
Поскольку при принятии решения по делу судом первой инстанции приведенные выше обстоятельства не были учтены, решение суда нельзя признать законным и обоснованным в связи с чем, оно подлежит отмене, а административное исковое заявление ФИО1 - оставлению без рассмотрения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 12 февраля 2021 года по административному делу по административному иску ФИО1 к МИФНС России N 3 по Республике Адыгея о признании незаконным и применении налоговой ставки 1, 5% от кадастровой стоимости земельных участков при начислении налога на землю за 2019 го и об обязании начисления налога на землю и применением ставки в размере 0, 05% от кадастровой стоимости земельных участков за 2019 года, отменить.
Административное исковое заявление ФИО1 к МИФНС России N 3 по Республике Адыгея о признании незаконным и применении налоговой ставки 1, 5% от кадастровой стоимости земельных участков при начислении налога на землю за 2019 го и об обязании начисления налога на землю и применением ставки в размере 0, 05% от кадастровой стоимости земельных участков за 2019 года оставить без рассмотрения.
Председательствующий В.М. Мейстер
Судьи Р.З. Тачахов
Е.А. Тхагапсова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.