Верховный Суд Республики Башкортостан
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Уфа 11 февраля 2021 года
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Козловой Н.В, с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Республики Башкортостан Валиуллиной Г.Р.
при секретаре судебного заседания Галлямове Б.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мельникова В.П. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующим пункта 8734 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N 2007 от 29 декабря 2016 года, установил:
29 декабря 2016 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з издало приказ N2007 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год" (далее - Перечень к приказу от 29.12.2016).
Приказ опубликован дата на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/.
В пункт 8734 Перечня к приказу N2007 от 29.12.2016 в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, включено нежилое здание общей площадью... кв.м, с кадастровым номером N.., расположенное по адресу: адрес.
Мельников В.П, являясь собственником указанного нежилого здания, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 8734 Перечня к приказу N2007 от 29.12.2016 полагая, что принадлежащее ему здание и земельный участок, на котором оно расположено, не соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. В обоснование требований заявитель ссылался на то, что оспариваемый пункт Перечня противоречит приведенному законоположению и нарушает права Мельникова В.П, так как возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Представитель Мельникова В.П.- ФИО4 в судебном заседании требования поддержала, просила признать пункт 8734 к приказу Министерства земельных и имущественных отношений РБ от 29.12.2016 N2007 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" недействующим со дня принятия, со ссылкой на то, что спорное здание включено в перечень объектов необоснованно, здание не является административно-деловым либо торговым центром.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан ФИО5 просил отказать в удовлетворении требований, указывая на то, что объект недвижимости включен в Перечень по виду разрешенного использования земельного участка.
Мельников В.П. в судебное заседание не явился, о времени о месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Согласно части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лица, обратившегося в суд, прокурора, который участвует в судебном разбирательстве в целях дачи заключения по административному делу, а также неявка представителей органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если явка таких лиц не была признана судом обязательной.
Суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившегося истца с участием его представителя в связи с наличием сведений о его надлежащем уведомлении, явка указанного лица не была признана судом обязательной.
Выслушав представителя административного истца, заключение прокурора ФИО2, полагавшей, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, исследовав представленные доказательства, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом.
Налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц определяется по общему правилу, исходя из их кадастровой стоимости. Переход к указанному порядку определения налоговой базы может быть осуществлен после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества на основе нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований (законов городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). При этом законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Кодекса.
Как следует из пункта 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость используется для определения налоговой базы в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса.
Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и конкретизирующими его положения актами.
Единой датой начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 142-з является 1 января 2015 года.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Республики Башкортостан утвердило Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определило состав сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (Постановление Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 года N 180 (редакция от 3 ноября 2016 года).
В силу пункта 3 вышеуказанного постановления Правительства Республики Башкортостан Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан является органом исполнительной власти Республики Башкортостан, уполномоченным на определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В пункте 3.94 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 января 2014 года N 35 в редакции Постановлений Правительства Республики Башкортостан от 17 ноября 2015 года N 483, от 3 ноября 2016 года N 472, предусмотрено, что министерство не позднее 1-го числа очередного периода по налогу:
определяет перечень и вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;
направляет перечень зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества;
размещает перечень зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Проанализировав приведенные нормы федерального и регионального законодательства, суд приходит к выводу, что Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, утвержден уполномоченным органом - Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пределах предоставленной компетенции. Порядок опубликования не нарушен. Нормативный правовой акт в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации был размещен на официальном сайте министерства http://www.mziorb.ru/ до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з (с изменениями) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1 000 кв. м и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений).
Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру или торговому центру (комплексу) осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), и (или) предназначенное для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Как видно из материалов административного дела, Мельников В.П. является собственником объекта недвижимого имущества - нежилого здания общей площадью... кв.м, с кадастровым номером N.., расположенного по адресу: адрес, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от дата (л.д.19-20).
Судом установлено, спорный объект недвижимости имеет название - нежилое, наименование - здание дилерского центра.
Из технического паспорта, составленного Октябрьским филиалом ГУП "Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация" по состоянию на дата следует, что наименование строения - здание дилерского центра, общая площадь нежилых помещений составляет... кв.м, фактическое использование помещений - по назначению (л.д. 24-30).
Из экспликации помещений видно, что в здании имеется выставочный зал - 622, 5 кв.м, кассы - 4.9 и 3.1 кв.м, буфет - 29 кв.м, общая площадь помещений, предназначенных для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, общественного питания, составляет 659, 5 кв.м, что составляет 23, 5% от общей площади здания -... кв.м. Таким образом, более 20 процентов площади указанного здания предназначено под размещение торговых объектов и объектов общественного питания.
Поскольку более 20 процентов площади объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N... предназначено под размещение торговых объектов и предприятий общественного питания, то включение данного объекта в оспариваемый перечень необходимо признать правомерным, так как соответствует положениям подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое либо расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, либо предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от дата спорное нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N.., имеющим вид разрешенного использования на дату выдачи выписки: "торговый комплекс, для иных видов жилой застройки".
Земельный участок находится в собственности Мельникова В.П.
В ответ на запрос суда ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по адрес дата представило сведения из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером N.., согласно которым спорный объект недвижимости по состоянию на 29 декабря 2019 года был расположен на земельном участке с видом разрешенного использования: "торговый комплекс" (л.д.39).
Таким образом, на момент утверждения перечня нежилое здание с кадастровым номером N... располагалось на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение на нем торговых объектов, что в силу подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации является основанием для включения в перечень объектов недвижимого имущества, предусматривающего налогообложение по кадастровой стоимости.
Акт обследования нежилого здания на момент включения здания в Перечень ответчиком не предоставлен.
Оценивая доводы представителя административного истца о том, что вид разрешенного использования однозначно не определен, суд находит его неубедительным, поскольку согласно представленному ответу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан от дата спорный объект недвижимого имущества по состоянию на 29 декабря 2019 года был расположен на земельном участке с видом разрешенного использования: "торговый комплекс", а представленная истцом выписка от дата содержит информацию, не относящуюся к спорному периоду.
Не является убедительным и довод представителя истца о том, что в настоящее время объект не используется в связи с чем, не отвечают критериям, установленным положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку доказательств того, что на момент утверждения оспариваемого перечня названные объекты недвижимого имущества не использовались административным истцом, не представлено. Кроме того, для включения объекта недвижимости в оспариваемый перечень достаточно, чтобы объект отвечал хотя бы одному из условий, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом исследован довод представителя истца относительно того, что согласно Правилам землепользования и застройки ГО г. Октябрьский Республики Башкортостан указанный вид разрешенного использования (согласно представленной истцом выписке, предусматривающей "иные виды жилой застройки") не предусматривает размещение объектов, предусмотренных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, среди которых в отдельную категорию выделены земли населенных пунктов.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В пункте 14 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о разрешенном использовании земельного участка.
По смыслу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, объектов торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (п.4.2 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 1 сентября 2014 года N540).
В представленных документах иной вид разрешенного использования не установлен.
При таких обстоятельств, учитывая, что каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что спорное здание не отвечало требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации на момент включения в Перечень, административным истцом и его представителем не представлено, и судом не добыто, оснований для удовлетворения административных исковых требований Мельникова В.П. не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС Российской Федерации, суд, решил:
отказать в удовлетворении административного искового заявления Мельникова В.П. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующим пункта 8734 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N2007 от 29 декабря 2016 года.
Сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Н.В. Козлова
Решение суда изготовлено в окончательной форме 26 февраля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.