Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ягубкиной О.В.
судей
Козловой Н.И, Барминой Е.А.
при секретаре
Арройо Ариас Я.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 13 апреля 2021 года апелляционную жалобу Малыхина Д. И. на решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 ноября 2020 года по гражданскому делу N 2-1559/2020 по иску Малыхина Д. И. к Военному комиссариату Ленинградской области о взыскании ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров с индексацией, ежегодной компенсацией на оздоровление с индексацией, задолженности по ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, задолженности по ежегодной компенсации на оздоровление.
Заслушав доклад судьи Ягубкиной О.В, изучив материалы дела, выслушав объяснения истца Малыхина Д.И, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Малыхин Д.И. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Ленинградской области, указав, что является ветераном подразделений особого риска, получает компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодную компенсацию на оздоровление. Решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от "дата". суд обязал Военный комиссариат Ленинградской области произвести перерасчет ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсации на оздоровление, как входящих в состав возмещаемого вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС - с учетом индексации. Суд взыскал с ответчика с "дата" в пользу Малыхина Д.И. ежегодную компенсацию за вред здоровью в размере 2 335, 30 руб. с индексацией в установленном законом порядке, и обязал ответчика выплачивать ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров по 1 751, 45 руб. с последующей индексацией в установленном законом порядке. Вместе с тем, с "дата". ответчик индексацию выплат не производил.
В связи с чем, Малыхин Д.И. просит взыскать с Военного комиссариата Ленинградской области в свою пользу ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров начиная с "дата" по 3 941, 37руб. с индексацией на последующие годы; ежегодную компенсацию на оздоровление по 5 255, 23 руб.; задолженность по ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с "дата" по "дата" в размере 209 406, 44 руб.; задолженность по выплате ежегодной компенсации на оздоровление за период с 2008 г. по 2019г. в размере 23 225, 20 руб.
Решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 ноября 2020 года исковые требования Малыхина Д.И. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец Малыхин Д.И, приводя доводы аналогичные изложенным в исковом заявлении, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Малыхин Д.И. на доводах апелляционной жалобы настаивал.
В заседание суда апелляционной инстанции ответчик Военный комиссариат по Ленинградской области своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещался по правилам ст.113 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в пределах доводов жалобы в соответствии с требованиями ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Законом Российской Федерации от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" регулируется порядок предоставления мер социальной поддержки лицам, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы.
Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью предусмотрены п.13 ст.14 и ч.1 ст.39 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 соответственно.
В редакции ч.3 ст.5 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1, действовавшей до 01.01.2018 г. (Федеральный закон от 19.12.2016 г. N 444-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка индексации выплат, пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, и приостановлении действия части 2 статьи 6 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"), размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу ч.3 ст.5 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 (в действующей в настоящее время редакции) размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.
В Постановлении от 01.12.1997 г. "По делу о проверке конституционности отдельных положений ст.1 Федерального закона от 24.11.1995 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Конституционным Судом РФ выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.
Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячных денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.
Во исполнение требований закона Правительство РФ своими Постановлениями ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом РФ 15.05.1991 г. N 1244-1 размеров компенсаций и иных выплат.
Таким образом, вопрос индексации указанных компенсаций и выплат уже решен на законодательном уровне.
Размеры компенсационных выплат на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление для категории граждан, к которым относится истец с 2008 по настоящее время установлены Постановлениями Правительства Российской Федерации.
Так, Постановлениями Правительства РФ (от 21.12.2007 г. N 914; от 07.07.2009 г. N 545; от 16.12.2009 г. N 1024; от 21.12.2010 г. N 1079; от 04.12.2012 г. N 1255; от 19.12.2013 г. N 1189; от 18.12.2014 г. N 1411), издаваемых ежегодно, указан как коэффициент инфляции, так и установленные размеры компенсации, предусмотренные в том числе Законом РФ 15.05.1991 г. N 1244-1. При этом, размеры компенсаций в данных Постановления уже указаны с учетом индексации.
Федеральным законом от 06.04.2015 г. N 68-ФЗ "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" приостановлено до 01.01.2018 г. действие ч.3 ст.5 и ч.4 ст.27.1 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 (в редакции Закона Российской Федерации от 18.06.1992 г. N 3061-1).
С 01.02.2016 г. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2016 г. N42 размер индексации установлен 1, 07 для выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, в том числе Законом РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1, в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
При этом согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от 06.04.2015 г. N 68-ФЗ с 01.02.2016 г. индексация осуществляется на разницу между фактическим индексом роста потребительских цен за 2015 г. и установленным в 2015 г. в соответствии со ст.3 настоящего Федерального закона размером индексации выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных, в том числе Законом РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 26.01.2017 г. N 88 установлен с 01.02.2017 г. размер индексации 1, 054 для выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных в том числе Законом РФ от 15.05.1991 г. N1244-1, в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
При этом согласно ч.1 ст.4.2 Федерального закона от 06.04.2015 г. N 68-ФЗ с 01.02.2017 г. индексация осуществляется исходя из фактического индекса роста потребительских цен за 2016 г. выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных, в том числе Законом РФ от 15.05.1991 г. N1244-1.
Постановлением Правительства РФ от 26.01.2018 г. N 74 с 01.02.2018г. установлен коэффициент индексации 1, 025.
Постановлением Правительства РФ от 24.01.2019 г. N 32 с 01.02.2019г. установлен коэффициент индексации 1, 043.
Постановлением Правительства РФ от 29.01.2020 г. N 61 с 01.02.2020г. установлен коэффициент индексации 1, 030.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.01.2020 г. N61 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров (п.13 ч.1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 г. N1244-1) и ежегодная материальная помощь на оздоровление (ч.1 ст.39 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1) проиндексированы и составляют: денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров - 970, 38руб, ежегодная материальная помощь на оздоровление - 1 617, 30 руб. - инвалидам I и II групп, 1 293, 86 руб. - инвалидам III группы.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 г. N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005 г. N 7 и от 11.05.2007 г. N 23), задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, поэтому суд вправе удовлетворить его требования об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Малыхин Д.И. является лицом, принимавшим непосредственное участие в действиях подразделений особого риска по подп. "в" п.1 Постановления Правительства РФ от 27.12.1991 г. N 2123-1, пенсионер Минобороны РФ (л.д. 16).
Решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от "дата". с Военного комиссариата Ленинградской области в пользу Малыхина Д.И. взыскана задолженность по выплате ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с "дата" по "дата" в размере 91 446, 11 руб, задолженность по выплате ежегодной компенсации за вред здоровью за период с "дата" по "дата" в размере 10 563, 75 руб. Взыскана ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 1 751, 45 руб. с индексацией в установленном законом порядке. Взыскана ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 2 335, 30 руб. с индексацией в установленном законом порядке (л.д. 12-15).
Согласно справке Военного комиссариата Ленинградской области от "дата" N... на основании вышеуказанного решения суда, Малыхину Д.И. выплачивается ежегодная денежная компенсация за вред здоровью в размере "... ". с "дата" по настоящее время, ежемесячная денежная компенсация на продтовары в размере "... ". по настоящее время (л.д. 11).
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что задолженность ответчика перед истцом отсутствует, поскольку оснований для применения индексации к размерам ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, установленным решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от "дата", не имеется в виду того, что их размеры превышают максимально допустимые с учетом индексации размеры выплат, установленные Постановлениями Правительства РФ.
Применение индексации к установленным судом размерам выплат приводит к необоснованному увеличению их размера для Малыхина Д.И. по сравнению с иными лицами, имеющими право на получение таких выплат в суммах, определенных Постановлениями Правительства РФ, как об этом обоснованно указано в обжалуемом решении.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
С указанными выводами суда первой инстанции следует согласиться, поскольку они основаны на материалах дела, анализе письменных доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы истца в совокупности сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции о том, что размер ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, определенные по решению суда ко взысканию с ответчика в пользу Малыхина Д.И. не может быть индексирован, поскольку при индексации размер указанных выплат превышает размеры, установленные Правительством РФ.
Указанное приведет к тому, что при равных условиях назначения выплат по сравнению с иными лицами Малыхин Д.И. будет получать выплаты в большем размере.
Иных доводов правового характера апелляционная жалоба истца не содержит.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, оснований для отмены обжалуемого решения судебная коллегия не усматривает.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом первой инстанции применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции в соответствии с ч.4 ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Малыхина Д. И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.