Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Шалиевой И.П, судей Бас И.В, Кучина М.И, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Медведевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам администрации города Челябинска и Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, Муниципального бюджетного учреждения "Спортивная школа олимпийского резерва N11 по гребле на байдарках и каноэ" города Челябинска на решение Советского районного суда города Челябинска от 13 января 2021 года по делу по исковому заявлению прокурора г. Челябинска, действующего в интересах муниципального образования "город Челябинск", и в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска, Муниципальному бюджетному учреждению "Спортивная школа олимпийского резерва N11 по гребле на байдарках и каноэ" г.Челябинска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности провести мероприятия по консервации объекта незавершенного строительства, принятии мер, препятствующих несанкционированному доступу людей в объект незавершенного строительства.
Заслушав доклад судьи Шалиевой И.П. об обстоятельствах дела и доводах апелляционных жалоб, возражений, объяснения представителя ответчиков Администрации города Челябинска, Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска по доверенностям Наянзовой А.А, представителя ответчика МБУ "Спортивная школа олимпийского резерва N11 по гребле на байдарках и каноэ" г.Челябинска по доверенности Калашниковой Е.С, поддержавших доводы апелляционных жалоб, прокурора Рыскиной О.Я, возражавшей относительно доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Челябинска, действующий в интересах муниципального образования "город Челябинск", и в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации города Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска, Муниципальному бюджетному учреждению "Спортивная школа олимпийского резерва N11 по гребле на байдарках и каноэ" г.Челябинска о признании бездействия по непринятию мер к ограничению доступа и консервации объекта незавершенного строительства (здания спортивно-оздоровительного комплекса) общей площадью N кв.м, степенью готовности N по адресу: "адрес", незаконным, возложении обязанности провести мероприятия по консервации указанного объекта незавершенного строительства, а также принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в объект объекта незавершенного строительства.
В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой города Челябинска проверки обеспечения безопасности пребывания воспитанников МБУ "Спортивная школа олимпийского резерва N11 по гребле на байдарках и каноэ" г.Челябинска на территории спортивной базы вблизи Шершневского водохранилища выявлены нарушения закона, а именно, доступ к указанному объекту незавершенного строительства высотой в пять этажей для воспитанников, работников учреждения и иных лиц ничем не ограничен и свободен.
В суде первой инстанции помощник прокурора г.Челябинска Сафронова Т.А. поддержала требования и доводы иска.
Представитель ответчиков Администрации г.Челябинска и Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска Наянзова А.А, действующая по доверенностям, возражала против иска, поддержала письменный отзыв, согласно которому завершение строительства объекта незавершенного строительства, с учетом выделяемых средств, планируется в ДД.ММ.ГГГГ годах, в связи с чем бездействие отсутствует. Объект находится на огороженной охраняемой территории, оснащенной системой видеонаблюдения, доступ к объекту ограничен.
Представитель ответчика Муниципального бюджетного учреждения "Спортивная школа олимпийского резерва N11 по гребле на байдарках и каноэ" г.Челябинска (далее-МБУ) Рукавицына В.Ю. возражала против иска, суду пояснила, что объект, находящийся в муниципальной собственности, находится у МБУ на праве оперативного управления. Угроза жизни и здоровья лицам отсутствует, поскольку доступ в помещение отсутствует.
Представитель третьего лица Управление по физической культуре и спорту Администрации г.Челябинска Перегудова Л.В, действующая по доверенности, суду пояснила, что МБУ не имеет самостоятельной финансовой возможности достраивать объект.
Решением Советского районного суда г. Челябинска с учетом определения судьи от 04.03.2021 об исправлении описки исковые требования прокурора г. Челябинска удовлетворены.
Признано бездействие администрации г.Челябинска, Комитета по управлению имущество и земельным отношениям г.Челябинска по непринятию мер к ограничению доступа и консервации объекта незавершенного строительства (здания спортивно-оздоровительного комплекса) общей площадью N кв.м, степенью готовности N по адресу: "адрес", неазконным.
Возложена обязанность на Администрацию г.Челябинска, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска, Муниципальное бюджетное учреждение "Спортивная школа олимпийского резерва N11 по гребле на байдарках и каноэ" г.Челябинска повести мероприятия по консервации объекта незавершенного строительства (здания спортивно-оздоровительного комплекса) общей площадью N кв.м, степенью готовности N по адресу: "адрес".
Возложена обязанность на Администрацию г.Челябинска, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска, Муниципальное бюджетное учреждение "Спортивная школа олимпийского резерва N11 по гребле на байдарках и каноэ" г.Челябинска принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в объект объекта незавершенного строительства (здания спортивно-оздоровительного комплекса) общей площадью N кв.м, степенью готовности N по адресу: "адрес".
В апелляционной жалобе администрация города Челябинска и Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска просят решение Советского районного суда г. Челябинска отменить полностью, в удовлетворении требований прокурора отказать в полном объеме.
Указывает, что судом не дана надлежащая правовая оценка доводам администрации города, Комитета о том, что в реестре муниципального имущества города Челябинска учитывается спорный объект незавершенного строительства и закреплен за МБУ "Спортивная школа олимпийского резерва N по гребле на байдарках и каноэ" г.Челябинска на праве оперативного управления. Полагает, что обязанность по ограничению доступа и консервации несет МБУ "Спортивная школа олимпийского резерва N по гребле на байдарках и каноэ" г.Челябинска.
Также полагают, что требование о признании незаконными бездействия прокурором заявлены необоснованно, поскольку мероприятия по проведению необходимых работ в отношении консервации спорного объекта осуществляются.
В апелляционной жалобе ответчик МБУ "Спортивная школа олимпийского резерва N11 по гребле на байдарках и каноэ" г.Челябинска просит решение Советского районного суда г. Челябинска отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Полагает, что судом не учтено при рассмотрении дела, что территория спортивной базы огорожена забором, находится под охраной и видеонаблюдением, подход к объекту закрыт.
Также указывает, что с ноября ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Учреждением предпринимаются различные меры по получению дополнительного финансирования для проведения работ по завершению строительства объекта.
Полагает, что Учреждение без дополнительного финансового участия учредителя и иных лиц в силу положения Бюджетного кодекса РФ не вправе и не в состоянии проводить какие-либо процедуры по консервации объекта незавершенного строительства, в силу чего Учреждение является в данном случае ненадлежащим ответчиком.
Также указывает, что согласно сведениям Управления по физической культуре и спорту Администрации г. Челябинска - учредителя Учреждения, завершение строительства, указанного объекта с учетом мероприятий по проведению строительной экспертизы, геодезических и изыскательских работ, конкурентных процедур по выбору подрядной организации запланировано на ДД.ММ.ГГГГ.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор г. Челябинска просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска - без удовлетворения.
Полагает, что вопреки доводам жалобы администрация города Челябинска и Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска несут ответственность за содержание спорного имущества.
Считает, что факт бездействия ответчиков подтверждается тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время бюджетные средства на содержание спорного объекта не выделялись.
Также указывает, что в рамках проведенной проверки прокуратурой города установлено, что меры по проведению консервации спорного объекта не принимаются ответчиками.
Указывает, что ФИО11 в ходе осмотра установлено, что консервация объекта после завершения строительных работ не производилась, что в дальнейшем повлечет постепенное разрушение и требуется корректировка по его укреплению. Указанное бездействие, по мнению прокурора, влечет дополнительные расходы бюджета муниципального образования "город Челябинск".
Полагает, что выделение денежных средств должно быть осуществлено администрацией города Челябинска и Комитетом по управлению имуществом и земельными отношениями города Челябинска. После выделения денежных средств Учреждению оно сможет провести работы по консервации объекта и ограничению доступа к нему, что создаст безопасные условия для воспитанников МБУ "Спортивная школа олимпийского резерва N11 по гребле на байдарках и каноэ" г.Челябинска.
Остальные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Челябинского областного суда, в связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела и доводы апелляционных жалоб, возражений, заслушав объяснения представителей сторон, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в части удовлетворения требований прокурора к администрации г.Челябинска, Комитету по управлению имущество и земельным отношениям г.Челябинска ввиду неправильного применения норм материального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Челябинска, наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Челябинска федеральными законами и законами Челябинской области, является администрация города Челябинска, что следует из ч. 1, 5 ст. 36 Устава города Челябинска.
Администрация г. Челябинска наделена полномочиями собственника имущества, находящегося в муниципальной собственности города Челябинска, в порядке, установленном решением Челябинской городской Думы, осуществляет контроль владения, пользования и распоряжения имуществом города Челябинска, находящимся в муниципальной собственности города Челябинска.
Здание спортивно- оздоровительного комплекса, являющееся объектом незавершенного строительства общей площадью N, степенью готовности 33%, расположенное по адресу "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ находится в собственности муниципального образования "город Челябинск".
На основании договора о закреплении имущества на праве оперативного управления N от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ объект незавершенного строительства передан МБУ "Спортивная школа олимпийского резерва N11 по гребле на байдарках и каноэ" г. Челябинска.
В настоящее время в отношении данного объекта имеется действующее разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ N N со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работы по завершению строительства вышеуказанного объекта не ведутся, что не оспаривается сторонами.
В ходе проведенной прокуратурой города Челябинска проверки выявлено, что доступ к объекту незавершенного строительства высотой в пять этажей для воспитанников, работников учреждения и иных лиц ничем не ограничен и свободен в нарушение п. 2 Правил проведения консервации объекта капитального строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2011 N 802.
Указанный факт подтверждается фототаблицей к заключению ФИО12 по обследованию технического состояния строительных конструкций объекта капитального строительства, согласно указанному заключению необходима корректировка проектной документации на строительство данного объекта, так как его консервация после завершения строительных работ не производилась.
Учредителем МБУ "Спортивная школа олимпийского резерва N11 по гребле на байдарках и каноэ", согласно п. 1.5 Устава, от имени муниципального образования "город Челябинск" является Администрация г. Челябинска в лице Управления по физической культуре и спорту Администрации города Челябинска.
Полномочия собственника муниципального имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления, от имени муниципального образования "город Челябинск" осуществляет Администрация города Челябинска в лице Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (п.1.6. Устава).
В силу п. 8.1 Устава имущество Учреждения является муниципальной собственность и закрепляется за ним на праве оперативного управления и (или) передается в безвозмездное пользование (ссуду).
Учреждение вправе владеть и пользоваться переданным на праве оперативного управления и (или) безвозмездного пользования (ссуды) муниципальным имуществом в порядке, установленном законодательством (п.8.2.Устава).
Установив отсутствие ограничений к объекту незавершенного строительства, что может повлечь травматизм находящихся на территории спортивной базы МБУ "Спортивная школа олимпийского резерва N11 по гребле на байдарках и каноэ" города Челябинска воспитанников и иных лиц, а также, что должностные лица администрации г.Челябинска, Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска, МБУ "Спортивная школа олимпийского резерва N11 по гребле на байдарках и каноэ" г. Челябинска не принимают меры по проведению консервации объекта капитального строительства, суд первой инстанции руководствуясь ст. 210 Гражданского кодекса РФ, ст. 37 ФЗ " Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о возложении обязанности на Муниципальное бюджетное учреждение "Спортивная школа олимпийского резерва N11 по гребле на байдарках и каноэ" г.Челябинска повести мероприятия по консервации объекта незавершенного строительства, и принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в объект объекта незавершенного строительства.
В соответствии со статьей 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьями 209, 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из анализа нормы ст. 210 ГК РФ следует, что бремя содержания имущества выражается не только в необходимости несения расходов, связанных с обладанием имуществом, но и в обязании субъекта собственности совершать в отношении такого имущества те или иные действия. В частности, несение бремени содержания имущества может предусматривать необходимость совершения действий по соблюдению прав и законных интересов других граждан, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства.
Согласно части 5 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с настоящим Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
В соответствии с ч. 4 и ч. 9 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае приостановления или прекращения работ более, чем на шесть месяцев, должна быть произведена консервация объекта капитального строительства согласно Правилам консервации объекта капитального строительства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2011 года N 802.
В соответствии с пунктами 2 и 3 указанных Правил, решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства/реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем. В случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, застройщик (заказчик) обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения (далее - строительная площадка), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды.
В статье 35 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" указано, что строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.
В силу ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2010 N 781 утвержден СП 48.13330.2011 "Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004" (далее - СП 48.13330.2011).
Из пункта 6.2.3 СП 48.13330.2011 следует, что застройщик обеспечивает охрану строительной площадки, соблюдение на строительной площадке требований по охране труда, охрану окружающей среды, безопасность строительных работ для окружающей территории и населения, а также выполнение разного рода требований административного характера, установленных настоящими нормами, другими действующими нормативными документами или местным органом самоуправления.
Согласно пункту 6.2.8 СП 48.13330.2011 лицо, осуществляющее строительство, до начала любых работ должно оградить строительную площадку и опасные зоны работ за ее пределами в соответствии с требованиями нормативных документов.
В соответствии с пунктом 6.2.9 СП 48.13330.2011, если эксплуатация имеющихся и оставляемых на строительной площадке зданий и сооружений прекращается, застройщиком должны быть приняты меры, исключающие причинение вреда населению и окружающей среде (отключены коммуникации, опорожнены имеющиеся емкости, удалены опасные или ядовитые вещества и т.п.). Лицо, осуществляющее строительство, должно принять меры, препятствующие несанкционированному доступу в здание людей и животных.
В пункте 6.15.1 СП 48.13330.2011 предусмотрено, что при необходимости прекращения работ по строительству объекта или их приостановки на срок более 6 месяцев должна выполняться консервация объекта - приведение объекта и территории, использованной для строительства, в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность основных конструкций, и безопасность объекта для населения и окружающей среды.
В силу п. 6.2.2 постановления Госстроя РФ от 23.07.2001 N 80 "О принятии строительных норм и правил Российской Федерации "Безопасность труда в строительстве. Часть 1 Общие требования. СНиП 12-03-2001" производственные территории и участки работ в пунктах или на территории организации во избежание доступа посторонних лиц, должны быть ограждены.
Элементом работ по консервации объекта является принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки.
Ограждение строительной площадки и консервация объекта незавершенного строительства представляют собой приведение объекта и территории, использованной для строительства, в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность основных конструкций и безопасность объекта для населения и окружающей среды
В статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Таким образом, в силу указанных норм, в случае прекращения или приостановления строительства объекта на срок более 6 месяцев, имеется обязанность осуществить комплекс мероприятий, позволяющих обеспечить безопасность объекта капитального строительства для окружающих.
Данные требования обязательны для исполнения всеми лицами независимо от организационно-правовой формы и их финансового состояния, поскольку приведение объекта незавершенного строительства в безопасное состояние и предотвращение вреда жизни и здоровью граждан относятся к вопросам безопасности и являются приоритетными, в связи с этим требуют принятия безотлагательных мер.
На основании договора N безвозмездного пользования земельным участком города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ, МБУ "Спортивная школа олимпийского резерва N11 по гребле на байдарках и каноэ" г. Челябинска передан земельный участок с КН N площадью N. для размещения эллинга, тренировочной площадки, помещения для переодевания спортсменов, хранения инвентаря.
На данном земельном участке размещен объект незавершенного строительства, процент застройки - N, площадью застройки N, которое закреплено на праве оперативного управления за МБУ "Спортивная школа олимпийского резерва N11 по гребле на байдарках и каноэ" г. Челябинска (л.д. N
ДД.ММ.ГГГГ администрацией г.Челябинска выдано разрешение застройщику МБУ "Спортивная школа олимпийского резерва N11 по гребле на байдарках и каноэ" г. Челябинска на строительство объекта капитального строительства спортивной базы для МБУ ДОД "СДЮСШОР N11" по гребле на байдарках и каноэ", 2 этап, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
Указанный объект находится на земельном участке, на котором осуществляется деятельность МБУ "Спортивная школа олимпийского резерва N11 по гребле на байдарках и каноэ" г. Челябинска.
В ходе проведения проверки осуществлен выход на объект, сделаны фотографии, которые подтверждают, что строительно-монтажные работы не ведутся, строительство остановлено, мероприятия по консервации объекта незавершенного строительства не проводились, проект консервации отсутствует.
В силу статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками имущества, и включает в себя полномочия пользования и владения имуществом в объеме, аналогичном правам собственника, с учетом ограничений, установленных действующим законодательством.
Согласно части 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
С учетом правовой позиции, изложенной в абзаце втором пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
Принимая на праве оперативного управления здание как объект незавершенного строительства, учреждение приняло на баланс указанное имущество, а также бремя по его содержанию, в том числе путем осуществления необходимых работ по консервации.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что МБУ "Спортивная школа олимпийского резерва N11 по гребле на байдарках и каноэ" г. Челябинска является надлежащим ответчиком и субъектом ответственности за невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации задний, что у Учреждения имеется обязанность по содержанию имущества, находящегося в его оперативном управлении
Суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства, пришел к правильному выводу, что Учреждением не приняты надлежащие меры к консервации объекта и строительной площадки, а именно: приведение объекта и территории, использованной для строительства в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность основных конструкций и безопасность объекта для населения и окружающей среды, что может создавать угрозу жизни и здоровью людей.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе МБУ "Спортивная школа олимпийского резерва N11 по гребле на байдарках и каноэ" г. Челябинска являются несостоятельными и не опровергают фактов и обстоятельств, установленных судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела и выводов к которым пришел суд, при принятии оспариваемого решения.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о признании бездействия незаконным и возложении обязанности повести мероприятия по консервации объекта незавершенного строительства, и принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в объект объекта незавершенного строительства на Администрацию города Челябинска и Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска, поскольку МБУ "Спортивная школа олимпийского резерва N11 по гребле на байдарках и каноэ" г. Челябинска является самостоятельным лицом, казенным учреждением, которое в соответствии с ч. 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ владеет, пользуется имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно ч. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.
По смыслу ч. 1 ст. 9.2. Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее Закон N 7-ФЗ либо Закон "О некоммерческих организациях") и п. 1.1, 1.2. Устава МБУ "Спортивная школа олимпийского резерва N11 по гребле на байдарках и каноэ" г. Челябинска, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта, является учреждением, осуществляющим спортивную подготовку, некоммерческой организацией.
Согласно п. 1.16 Устава финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет бюджета города Челябинска и на основании муниципального задания, а также за счет средств, от иной приносящей доход деятельности.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются: имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления; бюджетные поступления в виде субсидий; средства от оказания платных услуг, граны в виде субсидий и целевые взносы физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.
В соответствии с абз. 2 ч. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ финансовое обеспечение выполнения бюджетным учреждением государственного (муниципального) задания осуществляется, в том числе с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества.
Согласно п. 4.1.2 Устава учреждение, в порядке установленном законодательством Российской Федерации заключает с юридическими и физическими лицами договоры, не противоречащие законодательству Российской Федерации, а также целям и видам деятельности Учреждения.
Поскольку орган Администрация г. Челябинска осуществляет лишь финансирование оказываемых Школой муниципальных услуг в сфере физической культуры и спорта, надлежащим ответчиком по настоящему делу по заявленным прокурором требованиям не является.
Доводы прокурора о том, что бездействие администрации г. Челябинска, Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска заключается в невыполнении ими п. 6.1 договора о закреплении имущества на праве оперативного управления N от ДД.ММ.ГГГГ, являются несостоятельными, так как данным пунктом предусмотрено право (а не обязанность) Комитета проводить проверки сохранности и эффективности использования имущества, закрепленного за Учреждением, в любое время без предварительного уведомления последнего (л.д.55 т.1).
Кроме того, требования прокурора направлены на обеспечение безопасности пребывания воспитанников МБУ "Спортивная школа олимпийского резерва N11 по гребле на байдарках и каноэ" г.Челябинска на территории спортивной базы вблизи Шершневского водохранилища, а не на сохранение имущества, переданного Учреждению.
Таким образом, обжалуемое решение в указанной части является незаконным и необоснованным, подлежащим отмене.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемого решения в части удовлетворения исковых требований прокурора к администрации города Челябинска, Комитету по управлению имущество и земельным отношениям г.Челябинска с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда города Челябинска от 13 января 2021 года с учетом определения судьи Советского районного суда города Челябинска от 04 марта 2021 года об исправлении описки отменить в части признания бездействия администрации г.Челябинска, Комитета по управлению имущество и земельным отношениям г.Челябинска незаконным по непринятию мер к ограничению доступа и консервации объекта незавершенного строительства (здания спортивно-оздоровительного комплекса) общей площадью 4062, 5 кв.м, степенью готовности 33% по адресу: г.Челябинск, Центральный район, северо-западный берег Шершневского водохранилища, возложении обязанности на Администрацию г.Челябинска, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска повести мероприятия по консервации данного объекта незавершенного строительства и принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в объект объекта незавершенного строительства, в отмененной части принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора города Челябинска к Администрации города Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска.
В остальной части то же решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального бюджетного учреждения "Спортивная школа олимпийского резерва N11 по гребле на байдарках и каноэ" города Челябинска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.