Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В, судей Жидковой О.В, Терентьевой Н.А, с участием прокурора Леонтьева С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СельЭнерго" (далее - ООО "СельЭнерго") на решение Архангельского областного суда от 20 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 21 октября 2020 года по административному делу N 3а-416/2020 по административному исковому заявлению ООО "СельЭнерго" о признании недействующим постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 13 декабря 2019г. N81-э/2 "О внесении изменения в приложение N 2 к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20 декабря 2018 г. N78-э/5".
Заслушав доклад судьи Жидковой О.В, объяснения представителя административного истца ООО "СельЭнерго" Елсаковой П.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Леонтьева С.А. об оставлении судебных актов без изменения, судебная коллегия
установила:
20 декабря 2018 г. агентством по тарифам и ценам Архангельской области (далее также Агентство, тарифный орган) принято постановление N78-э/5 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для территориальной сетевой организации ООО "СельЭнерго" (далее также Общество), в отношении которой тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" (далее - Постановление N78-э/5).
Пунктом 1 постановления N 78-э/5 установлены долгосрочные параметры регулирования для территориальной сетевой организации ООО "СельЭнерго" согласно приложению N1.
Пунктом 2 постановления N78-э/5 установлена необходимая валовая выручка (НВВ) сетевой организации ООО "СельЭнерго" на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) согласно приложению N 2, в соответствии с которым НВВ сетевой организации без учета оплаты потерь на 2020 год определена в размере 51475, 9 тысяч рублей.
Постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 13 декабря 2019 г. N 81 -э/2 "О внесении изменения в приложение N 2 к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20 декабря 2018 г. N 78-э/5" (далее - Постановление N 81-э/2) в таблице приложения N 2 к указанному постановлению цифры "51 475, 9" заменены цифрами "23 696, 5" (пункт 1).
Постановление официально опубликовано на официальном интернет- портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 19 декабря 2019 г, вступило в силу с 1 января 2020 года.
Оспаривая правомерность внесенных указанным постановлением изменений, 2 июня 2020 года ООО "СельЭнерго" обратилось в суд с административным исковыми заявлением к агентству по тарифам и ценам Архангельской области о признании недействующим постановления Агентства от 20 декабря 2018 года N 78-э/5 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для территориальной сетевой организации ООО "СельЭнерго" в редакции постановления от 13 декабря 2019 г. N 81-э/2 "О внесении изменения в приложение N 2 к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20 декабря 2018 г. N 78-э/5" в части установления для ООО "СельЭнерго" НВВ на долгосрочный период в размере 23 696 500 рублей и о возложении на Агентство обязанности принять заменяющий нормативный правовой акт об установлении Обществу НВВ в размере 30 924 900 рублей.
В обоснование заявленных требований Общество указало, что оспариваемое постановление принято с нарушением действующего законодательства в сфере тарифного регулирования в области электроэнергетики, поскольку агентство по тарифам и ценам Архангельской области при проведении корректировки НВВ на 2020 г. отметив, что переоценку основных средств оно не производило. Полагало, что Агентство необоснованно снизило объем расходов по статье "амортизация", неверно определив первоначальную стоимость основных средств, из которой надлежало исчислить расходы по указанной статье.
Решением Архангельского областного суда от 20 июля 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 21 октября 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной через Архангельский областной суд 26 января 2021 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 2 февраля 2021 года, ООО "СельЭнерго" со ссылкой на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, просит об отмене судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований, на которых настаивает по мотивам, приведенным в административном исковом заявлении. Выражает несогласие с произведенной судами оценкой доказательств по делу. Указывает на допущенное судом первой инстанции нарушение процессуальных норм, выразившееся в рассмотрение дела в отсутствие представителя Общества, не допущенного в зал судебного заседания по причине наличия у него признаков заболевания и ходатайствовавшего об отложении слушания дела. Считает, что указанное нарушение существенно повлияло на права Общества на участие в судебном заседании, поскольку представитель не смог ознакомиться с материалами тарифного дела, представленного административным ответчиком непосредственно в судебное заседание и выразить соответствующую позицию по результатам ознакомления с ним.
В возражениях на кассационную жалобу прокуратура Архангельской области и агентство по тарифам и ценам Архангельской области указывают на отсутствие оснований для ее удовлетворения, просят оставить судебные акты без изменения.
Определением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 03 февраля 2021 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Государственное регулирование цен в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и утвержденными во исполнение данного закона постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования).
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию (пункт 1 статьи 6, пункт 2 статьи 20, пункты 1 и 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).
Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим территориальным сетевым организациям, устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике, пункт 63 Основ ценообразования).
В соответствии с Положением об агентстве по тарифам и ценам Архангельской области, утвержденным постановлением правительства Архангельской области от 18 декабря 2009 г. N214-пп, поименованное агентство по тарифам и ценам Архангельской области является уполномоченным органом исполнительной власти Архангельской области в сфере государственного регулирования цен и тарифов.
ООО "Сель Энерго" является территориальной сетевой организацией и оказывает услуги по передаче электрической энергии на территории Архангельской области.
25 апреля 2018 г. ООО "Сельэнерго" обратилось в тарифный орган с заявлением об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на 2019-2021 гг. для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии (первый долгосрочный период регулирования).
По результатам произведенных расчетов и составленного тарифным органом экспертного заключения, на заседании коллегии агентства по тарифам и ценам Архангельской области 20 декабря 2018 г. утверждены долгосрочные параметры регулирования и установлена необходимая валовая выручка на долгосрочный период регулирования 2019-2021 гг. (постановление тарифного органа от 20 декабря 2018 г. N78-э/5).
28 апреля 2019 г. в тарифный орган поступило заявление ООО "СельЭнерго" об установлении цен (тарифов) на оказание услуг по передаче электрической энергии на период регулирования 2019-2012 гг. с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).
13 мая 2019 г. Общество уведомлено об открытии дела о корректировке необходимой валовой выручки и тарифов на услуги по передаче Электрической энергии на 2020 г. (распоряжение тарифного органа от 13 мая 2019 г. N18р-о/э).
13 декабря 2019 г. тарифным органом составлено экспертное заключение по расчету корректировки необходимой валовой выручки и тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 г, оказываемые ООО "СельЭнерго" и в тот же день на заседании коллегии агентства по тарифам и ценам Архангельской области рассмотрен вопрос о внесении изменений в приложение N2 к постановлению N78-э/5, по результатам чего принято постановление N 81-э/2.
27 декабря 2019 г. агентством по тарифам и ценам Архангельской области принято постановление N88-э/25 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Архангельской области на 2020 г.".
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. N 98-э, оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установив, что постановление Агентства от 20 декабря 2018 года N 78-э/5 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для территориальной сетевой организации ООО "СельЭнерго" в редакции постановления от 13 декабря 2019 г. N 81-э/2 "О внесении изменения в приложение N 2 к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20 декабря 2018 г. N 78-э/5" является нормативно-правовым актом, принято уполномоченным органом с соблюдением процедуры принятия и опубликования, в оспариваемой части нормам федерального законодательства не противоречит, не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания его недействующим.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия с такими выводами суда согласилась и нормам материального и процессуального права выводы судов первой и апелляционной инстанции, исходя из установленных ими обстоятельств, не противоречат.
В силу пункта 4 Основ ценообразования установление регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется регулирующими органами в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, предусмотренными Законом об электроэнергетике, в том числе в соответствии с принципами соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии, учета результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).
Пунктом 7 Основ ценообразования на тарифный орган возложена обязанность по исключению из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Доводы Общества о том, что при осуществлении корректировки НВВ на 2020 г. Агентство необоснованно снизило его расходы по статье "Амортизация" на 7 228 400 рублей основаны на неверном толковании норм материального права.
Подпунктом 3 пункта 7 Методических указаний Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года N 98-э, предусмотрено, что перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе величина неподконтрольных расходов.
На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают НВВ регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования (пункт 8 Методических указаний N 98-э).
Согласно пункту 38 Основ ценообразования в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.
Расходы по статье затрат "Амортизация" относятся к неподконтрольным расходам (пункт 11 Методических указаний N 98-э).
В отличие от базового уровня подконтрольных расходов - долгосрочных параметров регулирования, которые в течение долгосрочного периода регулирования не меняются, неподконтрольные расходы (в том числе амортизация основных средств) могут быть скорректированы в сторону уменьшения.
Следовательно, Агентство, осуществляя корректировку оспариваемой статьи затрат, действовало в пределах предоставленных ему полномочий.
Согласно пункту 27 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов).
При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".
Судами установлено, что указанная в инвентарных карточках первоначальная стоимость объектов электросетевого хозяйства не отражает данные бухгалтерского отчета и превышает рыночную стоимость, отраженную в отчетах об оценке указанного имущества.
Таким образом, суды пришли к верному выводу о том, что снижение агентством расходов при осуществлении корректировки НВВ на 2020 год по указанной статье не являлось произвольным. Оно было связано со значительным увеличением первоначальной стоимости объектов основных средств относительно данных, отраженных в инвентарных карточках предыдущих собственников (арендодателей) по результатам анализа инвентарных карточек формы ОС-6, в том числе запрошенных в 2019 году.
По смыслу положений гражданского законодательства, в том числе статей 420, 421, 555 Гражданского кодекса Российской Федерации вопрос о цене по договору продажи недвижимости является собственно условием самой сделки, которое в свою очередь основано только на свободе сторон в его определении.
В сфере государственного регулирования тарифов цена договора продажи недвижимости, основанная на свободном ее определении, для агентства не является обязательной величиной, то есть безусловной к принятию органом регулирования.
В силу пункта 4 Основ ценообразования N 1178 установление регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется регулирующими органами в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, предусмотренными Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", в том числе в соответствии с принципами соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии, учета результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).
Поскольку Агентство располагало сведениями об иной, более низкой стоимости объектов электросетевого хозяйства, оно было не только вправе, но обязано осуществить корректировку спорной статьи расходов Общества и, соответственно, сообразно этому снизить НВВ Общества.
Как верно указано судами, Общество, являющееся профессиональным субъектом регулируемой деятельности, приобретая по договорам купли-продажи физически изношенное оборудование, которое ранее неоднократно оценивалось значительно ниже, чем по цене приобретения истцом (при том, что его достройка, дооборудование, реконструкция модернизация не производились) несет неблагоприятные экономические риски дальнейшего использования такого имущества, поскольку с учетом принципов тарифного регулирования, в том числе соблюдения баланса интересов, на потребителей электрической энергии не может быть возложена необходимость возмещения содержания такого имущества по завышенной цене.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
С учетом изложенного оснований полагать ошибочными выводы судов о том, что оспариваемое постановление соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца, не имеется.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Архангельского областного суда от 20 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 21 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "СельЭнерго" - без удовлетворения.
Решение Архангельского областного суда от 20 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 21 октября 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи:
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 07 апреля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.