Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Кулешовой Е.А, судей: Зеленского А.М, Терентьевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение Суоярвского районного суда Республики Карелия от 09 сентября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 03 декабря 2020 года по административному делу N 2а-239/2020 по административному исковому заявлению прокурора Суоярвского района в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия, администрации муниципального образования "Суоярвский район" о понуждении к ликвидации несанкционированных свалок.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения представителя Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия - Филиной Т.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Поповой Е.В. об оставлении состоявшихся по делу судебных актов без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления проверки соблюдения требований природоохранного законодательства на территории Суоярвского района, в границах муниципального образования "Суоярвский район" были обнаружены несанкционированные свалки отходов на территории лесного фонда, а также в границах земельных участков, собственность на которые не разграничена. Полагая, что размещение указанных свалок осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права неопределенного круга лиц, прокурор Суоярвского района (далее - прокурор), с учетом территориального размещения свалок, просил признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - Министерство) - в части мест несанкционированного размещения отходов на землях лесного фонда, не предоставленных в аренду, и администрации муниципального образования "Суоярвский район" (далее - Администрация) - в части мест несанкционированного размещения отходов на землях иных категорий, с возложением обязанности ликвидировать места несанкционированного размещения отходов: на Министерство - 7 мест на землях лесного фонда, не предоставленных в аренду, на Администрацию - 5 мест на землях иных категорий, с учетом указанных в административном иске координат.
Решением Суоярвского районного суда Республики Карелия от 09 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 03 декабря 2020 года, исковые требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие административных ответчиков, выразившееся в непринятии мер по организации сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления в границах муниципального образования "Суоярвский район", в том числе, Министерства - на территории лесного фонда, Администрации - на территории Суоярвского муниципального района.
На Министерство возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления данного решения в законную силу ликвидировать следующие несанкционированные свалки на не арендованной территории лесного фонда:
- 3 свалки отходов ремонта и строительства, твердых коммунальных отходов, состоящих из навала мусора на обочине грунтовой дороги и расположенных в северо-западной части кадастрового квартала N в квартале 141, выделе 12 Суоярвского центрального лесничества, имеющие площади: 15 кв.м и высоту 0, 2 м (далее - несанкционированное место размещения отходов 1); 120 кв.м и высоту 0, 5 м (далее - несанкционированное место размещения отходов 2); 1, 5 кв.м и высоту 0, 4 м (далее - несанкционированное место размещения отходов 3);
- 1 свалку отходов ремонта и строительства, твердых коммунальных отходов, состоящую из навала мусора на обочине грунтовой дороги и расположенную в северо-западной части кадастрового квартала N в квартале 140, выделе 6 Суоярвского центрального лесничества, имеющую площадь 72 кв.м и высоту 0, 5 м (далее - несанкционированное место размещения отходов 4);
- 2 свалки отходов ремонта и строительства, твердых коммунальных отходов, состоящие из навала мусора на обочине грунтовой дороги и расположенные в северо-западной части кадастрового квартала N в квартале 140, выделе 5 Суоярвского центрального лесничества, имеющие площади: 195 кв.м и высоту 0, 3 м (далее - несанкционированное место размещения отходов 5); 325 кв.м и высоту 0, 3 м (далее - несанкционированное место размещения отходов 6);
- 1 свалку отходов ремонта и строительства, твердых коммунальных отходов, состоящую из навала мусора на обочине грунтовой дороги и расположенную в северной части земельного участка с кадастровым номером N в квартале 140, выделе 5 Суоярвского центрального лесничества, имеющую площадь 87 кв.м и высоту 0, 2 м (далее - несанкционированное место размещения отходов 7).
На Администрацию возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления данного решения в законную силу ликвидировать следующие несанкционированные свалки на землях иных категорий:
- 4 свалки отходов ремонта и строительства, твердых коммунальных отходов, состоящих из навала мусора на обочине грунтовой дороги и расположенных в северо-западной части кадастрового квартала N в квартале 140 Суоярвского центрального лесничества, литер "Б", имеющие площади: 1 кв.м и высоту 0, 15 м (далее - несанкционированное место размещения отходов 8); 27 кв.м и высоту 0, 4 м (далее - несанкционированное место размещения отходов 9); 135 кв.м и высоту 0, 5 м (далее - несанкционированное место размещения отходов 10); 75 кв.м и высоту 0, 5 м далее - несанкционированное место размещения отходов 11);
- 1 свалку отходов ремонта и строительства, твердых коммунальных отходов, состоящую из навала мусора на обочине грунтовой дороги и расположенную в южной части земельного участка с кадастровым номером N в квартале 140 Суоярвского центрального лесничества, литер "Б", имеющую площадь 21 кв.м и высоту 0, 5 м (далее - несанкционированное место размещения отходов 12).
На вступившие в законную силу судебные постановления административные ответчики подали кассационные жалобы, в которых ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалоб приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
По результатам проверки прокуратурой Суоярвского района было выявлено 12 несанкционированных мест размещения отходов, из которых несанкционированные места размещения отходов 1-7 расположены на территории лесного фонда, не находящейся в аренде у иных лиц, а несанкционированные места размещения отходов 8-12 расположены на землях Суоярвского городского поселения.
Суоярвским городским поселением в соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), ч. 3 ст. 12 Устава Суоярвского городского поселения заключено соглашение с органами местного самоуправления Суоярвского муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с БК РФ, в связи с чем исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Суоярвского городского поселения (администрация Суоярвского городского поселения) ликвидирован и исключен из Единого государственного реестра юридических лиц 26 декабря 2018 г.
Наличие указанных несанкционированных мест размещения отходов, расположенных на соответствующих участках, административными ответчиками не оспаривается.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7- ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, возмещении вреда окружающей среде, запрещении хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
Частью 1 ст. 51 Закона N 7-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацами четвертым и восьмым ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно ст. 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий, при этом лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8 ЛК РФ).
В силу ст. 50.7, ч. 7 ст. 51 ЛК РФ леса подлежат охране, в том числе, от пожаров и от загрязнения, которая направлена на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию, осуществляемые органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных, по общему правилу, в соответствии со ст.ст. 81-84 настоящего Кодекса.
Согласно пп. 9, 25, 26 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417, запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором; полосы отвода автомобильных дорог, проходящих через лесные массивы, должны содержаться очищенными от валежной и сухостойной древесины, сучьев, древесных и иных отходов, других горючих материалов; вдоль лесных дорог, не имеющих полос отвода, полосы шириной Юме каждой стороны дороги должны содержаться очищенными от валежной и сухостойной древесины, сучьев, древесных и иных отходов, других горючих материалов.
В соответствии с чч. 1 и 3 ст. 60.12 ЛК РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия, которая осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом, Законом N 7-ФЗ и другими федеральными законами.
Частью 2 этой же статьи установлено, что при использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого), включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию.
Пунктом 6 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров).
Соответственно, изменение правового регулирования, в частности, признание с 1 октября 2016 г. утратившей силу ст. 55 ЛК РФ, предусматривавшей проведение такого санитарно-оздоровительного мероприятия как очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия, не свидетельствует об отсутствии необходимости обеспечения санитарной безопасности в лесах в рамках осуществления полномочий по охране и защите лесов.
В соответствии с п. 1, абзацами четырнадцатым и двадцать четвертым пп. 7 п. 9 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 23 октября 2017 г. N 367-П (далее - положение N 367-П), именно Министерство является органом исполнительной власти Республики Карелия, к компетенции которого относятся функции в области лесных отношений, в том числе по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (включая меры пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), иных полномочий в области лесных отношений, отнесенных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации к полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области использования и охраны лесов.
Таким образом, имея ввиду круг полномочий по охране лесов, переданных в силу п. 6 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ (к числу исключений из которого не относится очистка лесов от загрязнения отходами производства и потребления) органам государственной власти субъектов Российской Федерации, именно Министерство, являясь уполномоченным органом исполнительной власти Республики Карелия, должно обеспечивать в лесах Республики Карелия, помимо прочего, соблюдение правил пожарной безопасности, а также охрану от загрязнения и иного негативного воздействия, выполнять иные меры по охране лесов от загрязнения.
Указанное соотносится и с предоставлением в соответствии с ч. 3 ст. 83 ЛК РФ субвенций, направленных на осуществление полномочий, переданных в соответствии с ч. 1 указанной статьи, а также с передачей на основании абзаца седьмого ч. 1 ст. 57 БК РФ в бюджеты субъектов Российской Федерации в полном объеме платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд и платы за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.
Соответственно, судом обоснованно на Министерство возложена обязанность по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов 1 -7, расположенных на территории лесного фонда, не находящейся в аренде у иных лиц.
Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в постановлениях судов первой и апелляционной инстанций. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Суоярвского районного суда Республики Карелия от 09 сентября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 03 декабря 2020 года по административному исковому заявлению прокурора Суоярвского района в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия, администрации муниципального образования "Суоярвский район" о понуждении к ликвидации несанкционированных свалок, оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Решение Суоярвского районного суда Республики Карелия от 09 сентября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 03 декабря 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное определение изготовлено 11 мая 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.