Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Зеленского А.М, Терентьевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Санкт-Петербурга на решение Санкт-Петербургского городского суда от 9 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 02 сентября 2020 года по административному делу N 3а-79/2020 по административному исковому заявлению Ермишина М.А, Золотовой Н.М, Литвинова А.Е. и Сафиной С.Р. о признании не действующим в части постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23 июля 2019 года N 464 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года N 524".
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, выслушав представителей Правительства Санкт-Петербурга Долгушеву А.А, Курганова С.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Кичаевой О.А. об оставлении на решения Санкт-Петербургского городского суда от 9 июня 2020 года, апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 02 сентября 2020 года без изменения, судебная коллегия
установила:
Правительством Санкт-Петербурга 21 июня 2016 года принято постановление N 524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт- Петербурга" (далее - Постановление N 524), которое опубликовано на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru. 29 июня 2016 года.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 июля 2019 года N 464 (далее - Постановление) в указанный нормативный правовой акт внесены изменения; Постановление опубликовано на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru, 26 июля 2019 года.
Приложения N 1 - 8 к Постановлению N 524 изложены в новой редакции, в том числе согласно листам 75-76 Приложения N 2 (Карта градостроительного зонирования Санкт-Петербурга. Границы территориальных зон и подзон (кроме подзон, отличающихся по высоте зданий, строений и сооружений)) часть земельного участка с кадастровых номером N отнесена к территориальной зоне ТРО-2 (зона рекреационного назначения - спортивных сооружений с включением объектов инженерной инфраструктуры).
Административные истцы обратились в суд с требованиями о признании недействующим оспариваемого Постановления в части отнесения на листах 75-76 Приложения 2 части земельного участка с кадастровым номером N к территориальной зоне ТРО-2 (зона рекреационного назначения - спортивных сооружений с включением объектов инженерной инфраструктуры).
В обоснование заявленных требований указали, что оспариваемым нормативным правовым актом весь спорный земельный участок площадью 17905 кв.м отнесён к территориальной зоне ТРО-2, в то время как ранее часть этого земельного участка площадью 1997 кв.м (более 10% от общей площади) была отнесена к территориальной зоне ТР2 (зона рекреационного назначения - зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования с включением объектов инженерной инфраструктуры). Полагают, что Постановление в этой части противоречит Генеральному плану Санкт- Петербурга, утверждённому Законом Санкт-Петербурга от 22 декабря 2005 года N 728-99, поскольку из него следует, что в отношении части этого земельного участка площадью 1997 кв.м установлена функциональная зона ТР2 (зона зеленых насаждений общего и зелёных насаждений ограниченного пользования с включением объектов, допустимых в соответствии с законодательством об охране зеленых насаждений, включая плоскостные спортивные сооружения), а также положениям статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьям 5, 12 Закона Санкт-Петербурга от 24 ноября 2009 года N 508-100 "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", по смыслу которых границы территориальных зон (утверждаемые правилами землепользования и застройки) должны соответствовать границам функциональных зон (утверждаемых Генеральным планом).
Также указали, что Постановление в указанной части разрешает вырубку зелёных насаждений на спорном участке земли, что противоречит пункту 4 статье 15 Закона Санкт-Петербурга от 23 июня 2010 года N 396-88 "О зелёных насаждениях в Санкт-Петербурге".
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 9 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 02 сентября 2020 года, административные исковые требования удовлетворены.
На вступившие в законную силу судебные постановления Правительством Санкт-Петербурга подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального права, несоответствию выводов суда первой и апелляционной инстанции обстоятельствам административного дела.
Прокуратурой Санкт-Петербурга на кассационную жалобу принесены возражения, в которых они просят оставить судебные акты без изменения, указав, что при принятии ответчиком правил землепользования и застройки административным ответчиком не были учтены требования территориального планирования: территориальная зона, установленная на спорной территории не соответствует функциональной зоне, определенной Генеральным планом Санкт-Петербурга.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Согласно части 4.1 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя утверждаются нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Законом Санкт-Петербурга от 24 ноября 2009 года N508-100 "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга в соответствии со статьей 12 указанного акта отнесено утверждение правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга, внесение изменений в правила землепользования и застройки.
Правительство Санкт-Петербурга является высшим исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляет правовое регулирование по вопросам, отнесенным к его компетенции, посредством издания, в том числе, постановлений (пункт 1 статьи 1, подпункт 10 пункта 1 статьи 3 Закона Санкт- Петербурга от 06 июля 2009 года N 335-66 "О Правительстве Санкт-Петербурга", пункт 3.2 Регламента Правительства Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 декабря 2003 г. N 100).
Процедура подготовки и принятия нормативного правового акта о внесении изменений в правила землепользования и застройки регламентирована статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных статьей 33 указанного кодекса, статьей 12 Закона Санкт-Петербурга от 24 ноября 2009 года N 50В-100 "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", разделом 6 приложения N 1 к постановлению Правительства Санкт- Петербурга от 21 июня 2016 года N 524, и предусматривает, в том числе, проведение публичных слушаний по проекту, порядок организации и проведения которых в Санкт-Петербурге урегулирован Законом Санкт-Петербурга от 20 июля 2006 года N 400-61 "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге".
В соответствии с установленной процедурой Правительством Санкт- Петербурга 12 сентября 2018 года принято постановление N 724 "О подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Санкт- Петербурга", информационное сообщение о проведении публичных слушаний по проекту акта опубликовано 07 декабря 2018 года на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Проект рассмотрен на публичных слушаниях в период с 18.12.2018г. по 01.03.2019г.
Судом первой инстанции установлено, что оспариваемое Постановление утверждено в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования. Спор по данным обстоятельствам между сторонами отсутствует.
Как установлено судом и не оспаривается административным ответчиком, земельный участок с кадастровым номером N, прошедший государственный кадастровый учет 09.01.2018 года, в соответствии с Законом Санкт-Петербурга о Генеральным плане Санкт-Петербурга отнесен к двум функциональным зонам: Р2 (зона зеленых насаждения общего пользования и земельных насаждений ограниченного пользования с включением объектов, допускаемых в соответствии с законодательством об охране зеленых насаждений, включая плоскостные спортивные сооружения) и Р0 (зона спортивных сооружений и пляжей с включением объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны); до принятия оспариваемого акта территориальные зоны в границах указанного земельного участка ТР2 (целью выделения которой в соответствии с ее градостроительным регламентом является сохранение и обустройство открытых озелененных пространств при их активном использовании) и ТРО-2 (целью выделения которой в соответствии с ее градостроительным регламентом является сохранение и развитие территорий, предназначенных для занятий физической культурой и спортом), соответствовали границам функциональных зон, установленных Законом Санкт-Петербурга о Генеральном плане Санкт-Петербурга.
Оспариваемым актом в отношении всего земельного участка установлена территориальная зона ТРО-2.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, правомерно указал, что согласно пункту 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федераций, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Согласно части 3 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации Генеральный план Санкт-Петербурга является документом территориального планирования субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга.
В силу части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти при принятии ими решений и реализации таких решений.
Подпунктом 8 пункта 1 приложения 1 к Закону Санкт-Петербурга от 22 декабря 2005 года N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" проектные решения Генерального плана Санкт-Петербурга на расчетный срок учитываются при разработке Правил землепользования и застройки Санкт- Петербурга.
Принцип первичности генерального плана закреплен также и на федеральном уровне в части 3 статьи 9, частях 9, 10 статьи 31, пункте 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, учёт функциональных зон генерального плана при установлении территориальных зон в правилах землепользования и застройки является обязательным.
Нормативный правовой акт в оспариваемой части, установив в отношении всего земельного участка с кадастровым номером N территориальную зону ТРО-2, вступил в противоречие с указанными федеральными и региональными нормами, а значит, правомерно признан судом недействующим.
В кассационной жалобе Правительством Санкт-Петербурга указывается на то, что в настоящее время готовятся изменения в Закон Санкт-Петербурга о Генеральном плане Санкт-Петербурга, которым весь земельный участок с кадастровым номером N, будет отнесен к функциональной зоне РО-2, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку указанный акт не принят, публичные слушания по его проекту еще не проведены.
В силу части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в апелляционном определении суда. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 9 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 02 сентября 2020 года по административному делу N 3а-79/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Санкт- Петербурга - без удовлетворения.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 9 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 02 сентября 2020 года по административному делу N 3а-79/2020 и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное определение изготовлено 04 мая 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.