Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Зеленского А.М, Терентьевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу прокуратуры Псковской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 15 октября 2020 года по административному делу N 2а-1864/2020 по административному исковому Зелюткова А.Г. к прокуратуре Псковской области о признании незаконным предостережения о недопустимости нарушения закона.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, представителя Зелюткова А.Г. Вульфсона Д.С, возражавшего против доводов, изложенных в кассационной жалобе, объяснения прокурора Кичаевой О.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Зелютков А.Г. обратился в суд с требованиями к прокуратуре Псковской области о признании незаконным предостережения, вынесенного заместителем прокурора Псковской области Борисенко В.А. 03 марта 2020 года о недопустимости нарушений закона директору ООО "Псковтрансгаз" Зелюткова А.Г.
В обоснование административного иска указал, что 03 марта 2020 года в адрес директора ООО "Псковтрансгаз" Зелюткова А.Г. заместителем прокурора Псковской области Борисенко В.А. было вынесено предостережение о недопустимости нарушения требований Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации", приказа Комитета по тарифам и энергетике Псковской области от 20 декабря 2019 года N 273-г, с предупреждением о возможности привлечения к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, поскольку в нарушение приказа Комитета по тарифам и энергетике Псковской области от 20 декабря 2019 года N 273-г, которым утверждена предельная розничная цена на сжиженный газ, реализуемый ООО "Псковтрансгаз" в баллонах без доставки до потребителя и/или с места промежуточного хранения (склада), ООО "Псковтрансгаз" с 01 января 2020 года на территории Пушкиногорского района, населению реализуется сжиженный углеводородный газ по цене 840 рублей за баллон с учетом его доставки до потребителя. Полагает, что административный ответчик не вправе обязать административного истца расположить дополнительный цех (склад) на территории по своему выбору. В случае, если ООО "Псковтрансгаз" реализует товар в месте наполнения при наличии технической и финансовой возможности, то такая реализация осуществляется исключительно по утвержденному тарифу. Кроме того, несмотря на установление соответствующего тарифа, деятельность по продаже потребителям газа в баллонах со склада ООО "Псковтрансгаз" никогда не осуществлялась.
Решением Псковского городского суда Псковской области от 16 июня 2020 года в удовлетворении административного иска Зелюткова А.Г. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 15 октября 2020 года, решение Псковского городского суда Псковской области от 16 июня 2020 года отменено, принято по делу новое решение, которым административное исковое заявление Зелюткова A.Г. удовлетворено, признано незаконным предостережение заместителя прокурора Псковской области Борисенко B.А, вынесенное 03 марта 2020 года в адрес директора ООО "Псковтрансгаз" Зелюткова А.Г.
В кассационной жалобе, поданной 04 марта 2021 года через Псковский городской суд Псковской области, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 11 марта 2021 года, прокуратура Псковской области просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда, полагая, что оно постановлено с неправильным применением норм материального права. Указали, что при принятии решения не учтены положения пунктов 4, 78, 135-140 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.201 года N 354. ООО "Псковтрансгаз" отказывается от реализации сниженного газа в баллонах по ценам, установленным Комитетом, что следует из письма от 21.02.2020 N 51 в адрес заместителя Губернатора области, а также подтверждается фактической деятельностью организации, в связи с чем в органы прокуратуры области, органы государственной власти, УФАС по Псковской области поступают обращения граждан. Указали, что предостережение прокурора, будучи актом прокурорского реагирования, фактически представляет собой информацию о наличии предусмотренной законом санкции за нарушения законодательства, которое может быть допущено со стороны предостерегаемого лица, в связи с чем само по себе предостережение прав и свобод административного истца не нарушило.
На кассационную жалобу прокуратуры Псковской области представителем Зелюткова А.Г. по доверенности Николаевым А.А. принесены возражения, в которых он просит апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 15 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения, указав, что законодательно различаются два вида деятельности как реализация сжиженного газа в баллонах без доставки и реализация сжиженного газа в баллонах с места промежуточного хранения (склада). Комитетом по тарифам и энергетике Псковской области приказом N 273-г от 20.12.2019 года на 2020 год для ООО "Псковтрансгаз" установлены предельно максимальные уровни розничных цен на сжиженный газ в баллонах, реализуемый населению для бытовых нужд, без учета доставки до потребителя. ООО "Псковтрансгаз" деятельностью, указанной в п. 12 Методических указаний по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению на бытовых нужд на территории Пушкиногорского района не занимается и никогда не осуществляло на территории района указанную деятельность.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации") прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке (пункт 2 статьи 22 и статья 25.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").
Согласно пункту 1.4 указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 6 июля 1999 года N 39/7 "О применении предостережения о недопустимости нарушения закона" (далее - указание) предостережение о недопустимости нарушения закона применяется только к должностным лицам. Оно не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам.
Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным и другим прокурорам специализированных прокуратур предписано обеспечить строгий контроль за исполнением требований, изложенных в предостережении (пункт 3 указания); применять к должностным лицам, уклоняющимся от выполнения законных требований прокурора, предусмотренные законом меры ответственности, а также разъяснять должностным лицам, что предостережение о недопустимости нарушения закона может быть обжаловано вышестоящему прокурору либо в суд (пункт 4 указания).
Статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 03 марта 2020 года заместителем прокурора Псковской области Борисенко В.А. объявлено предостережение директору ООО "Псковтрансгаз" Зелюткову А.Г. о недопустимости нарушения требований Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации", приказа Комитета по тарифам и энергетике Псковской области от 20 декабря 2019 года N 273-г, с предупреждением о возможности привлечения к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Из содержания оспариваемого предостережения видно, что оно затрагивает права директора ООО "Псковтрансгаз" Зелюткова А.Г, поскольку предостерегает о недопустимости нарушения закона с указанием на возможность привлечения к административной ответственности.
Таким образом, предостережение о недопустимости нарушения закона является мерой прокурорского реагирования, невыполнение требований которого может повлечь для административного истца негативные юридические последствия, в связи с чем, довод кассационной жалобы об отсутствии нарушений прав административного истца является несостоятельным.
Проверив указанные в предостережении обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии у прокурора законных оснований для вынесения предостережения в адрес указанного должностного лица.
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Приказом Комитета по тарифам и энергетике Псковской области от 20 декабря 2019 года N 273-г утверждена предельная розничная цена на сжиженный газ, реализуемый ООО "Псковтрансгаз" в баллонах без доставки до потребителя и/или с места промежуточного хранения (склада) - 28, 7 руб./кг. При таких условиях стоимость баллона сжиженного газа составляет 574 рубля.
В связи с убыточностью деятельности по реализации газа в баллонах населению по регулируемым ценам, ООО "Псковтрансгаз" отказалось от осуществления данного вида деятельности, о чем сообщило в адрес заместителя Губернатора Псковской области письмом от 21 февраля 2020 года.
Вместе с тем, ООО "Псковтрансгаз" осуществляет деятельность по реализации сжиженного газа в баллонах с доставкой потребителю, в том числе на территории Пушкиногорского района.
Данная деятельность согласно Методическим указаниям по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утвержденным приказом ФАС России от 07 августа 2019 года N 1072/19, с 01 января 2020 года исключена из регулируемых видов деятельности.
Приказом директора ООО "Псковтрансгаз" от 27 декабря 2019 года N33-п установлена с 01 января 2020 года стоимость сжиженного газа в баллоне (20 кг) и доставка 50л баллона абоненту (физическому лицу) в размере 840 рублей за 50л. бытовой баллон.
С 01 января 2020 года ООО "Псковтрансгаз" на территории Пушкиногорского района населению реализует сжиженный газ по цене 840 рублей за баллон с учетом его доставки до потребителя. Продажа баллонов с места промежуточного хранения (склада) в Пушкиногорском районе не осуществляется.
Комитетом по тарифам и энергетике Псковской области утверждена предельная розничная цена на сжиженный газ, реализуемый ООО "Псковтрансгаз" в баллонах без доставки до потребителя и/или с места промежуточного хранения (склада). На реализацию ООО "Псковтрансгаз" сжиженного газа в баллонах без доставки до потребителя и/или с места промежуточного хранения (склада) с превышением предельной розничной цены в предостережении не указано.
Конкретные нормы Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" не приведены заместителем прокурора в оспариваемом предостережении при указании на бездействие по неоказанию ООО "Псковтрансгаз" коммунальной услуги населению по реализации сжиженного газа с места промежуточного хранения (склада) в пос. Пушкинские Горы.
Судом правомерно указано, что бездействие не образует состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
С учетом установленных обстоятельств дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы об удовлетворении административного искового заявления являются правильными, основанными на нормах действующего законодательства.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, были предметом изучения судов и им дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание выводов суда апелляционной инстанции об установленных обстоятельствах дела и не служат предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 15 октября 2020 года по административному делу N 2а-1864/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу прокуратуры Псковской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 15 октября 2020 года, кассационное определение могу быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное определение изготовлено 04 мая 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.