Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Кулешовой Е.А, судей: Зеленского А.М, Терентьевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Вертинский А.С. на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 27 мая 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 09 сентября 2020 года по административному делу N 2а-1860/2020 по административному исковому заявлению Вертинский А.С. к призывной комиссии Калининградской области, военному комиссариату Калининградской области о признании незаконным части решения, возложении обязанности внести изменение в часть решения.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Вертинский А.С. (далее также - административный истец) обратился в суд с указанным административным иском В обоснование иска указал, что 13 декабря 2019 года по адресу: г. Калининград, Советский пр-т, 200, прошел контрольное медицинское освидетельствование, в результате которого ему была присвоена категория годности "Б" к военной службе, а также предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением в ФГАОУ ВО "БФУ им. И.Канта" по программе бакалавриата по направлению подготовки 08.03.01 "Строительство".
20 декабря 2019 года Вертинский А.С. подал в военный комиссариат Калининградской области заявление о предоставлении выписки из протокола заседания призывной комиссии Калининградской области, а также, просил указать дату, до которой предоставлена отсрочка. 2 января 2020 года по почте получил ответ из военного комиссариата с выпиской из протокола, в котором указано принятое решение: "пп. "а" п. 2 ст. 24 предоставить отсрочку от призыва на военную службу на период обучения до 2021 года".
Как указывает административный истец, исходя из данного предложения можно сделать вывод, что предоставленная отсрочка по обучению заканчивается 01 января 2021 года.
С данным решением призывной комиссии административный истец не согласен в части установленного срока и считает, что отсрочка должна быть предоставлена до 31 августа 2021 года. В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", право на отсрочку от призыва на военную службу имеют обучающиеся по очной форме обучения по программам бакалавриата в образовательных и научных организациях, имеющих государственную аккредитацию, если не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата. Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, а, следовательно, должна покрывать весь период освоения образовательной программы.
В соответствии с пунктом 1.8 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 08.03.01 "Строительство", утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 31.05.2017 N 481, срок получения образования по программе бакалавриата составляет в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, составляет 4 года. Этот срок указан в справке N 203189 от 27.01.2020, выданной истцу в университете (начало обучения: 01.09.2017, предполагаемая дата окончания обучения: 31 "августа" 2021 года).
Административный истец просил суд признать часть решения призывной комиссии Калининградской области от 13 декабря 2019 года, устанавливающую дату, до которой гражданину Вертинскому А.С. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на период обучения в ФГАОУ ВО "БФУ им. И.Канта", выраженную в следующем фрагменте текста данного решения: "до 2021 г.", незаконной; обязать призывную комиссию Калининградской области внести изменение в часть решения призывной комиссии Калининградской области от 13 декабря 2019 года, устанавливающую дату, до которой гражданину Вертинскому А.С. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на период обучения в ФГАОУ ВО "БФУ им. И.Канта", а именно: изложить данную часть решения следующим образом: "До 31 августа 2021 года".
Определением суда первой инстанции к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен военный комиссариат Калининградской области, в качестве заинтересованных лиц - призывная комиссия МО "Городской округ "Город Калининград", военный комиссариат города Калининграда.
Решением Центрального районного суда г. Калининграда от 27 мая 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 09 сентября 2020 года, иск Вертинского А.С. оставлен без удовлетворения. Определением Центрального районного суда г. Калининграда от 29 июня 2020 года исправлены описки, допущенные в решении суда.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с названным Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
В соответствии с абзацем 7 подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях по программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными Стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата.
Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации.
В соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400 (зарегистрирован в Минюсте России 12 ноября 2007 года N 10454) утверждена и введена в действие с 1 января 2008 года Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе (далее - Инструкция).
Согласно пункту 39 Инструкции решение призывной комиссии об освобождении гражданина от призыва на военную службу или от исполнения воинской обязанности, или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу выносится на основании документов, указанных в перечне, приведенном в приложении N 32 к настоящей Инструкции.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 приложения N 32 к Инструкции, для подтверждения права гражданина на отсрочку от призыва на военную службу призывной комиссии в отношении лиц, обучающихся по очной форме обучения в имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательном учреждении начального профессионального, среднего профессионального или высшего профессионального образования - представляется справка согласно приложению N 2 к настоящему Перечню.
Как следует из представленной в материалы личного дела призывника Вертинского А.С. по предусмотренной Инструкцией форме справки, выданной Балтийским федеральным университетом имени Иммануила Канта N 2002 от 29.03.2019 г. (л.д. 71), гражданин Вертинский А.С. 1999 года рождения в 2017 г. поступил в Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования "Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта" (Приказ N 2366 от 03.08.2017) и в настоящее время обучается на 2 курсе по очной форме обучения по направлению подготовки (специальности) 08.03.01 Строительство (бакалавриат). Окончание обучения по программам послевузовского образования и защиты квалификационной работы) в 2021 году.
Из материалов дела усматривается, судом установлено и доводами административного истца не опровергается, что решением призывной комиссии МО "Городской округ "Город Калининград" от 06 ноября 2019 года Вертинский А.С. на основании пп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" признан ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья и освобожден от призыва на военную службу.
Решение призывной комиссии МО "Городской округ "Город Калининград" от 06 ноября 2019 года отменено решением призывной комиссии Калининградской области от 13 декабря 2019 года, Вертинский А.С. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями, установлена категория годности - Б(ПП-3, ст. 34-г), на основании пп. "а" п. 2 ст. 24 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" ему предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на период обучения до 2021 года.
Разрешая заявленные административных истцом требования и отказывая в их удовлетворении, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что доводы административного истца о том, что предоставленная отсрочка по обучению заканчивается 01 января 2021 года (предоставлена до 31 декабря 2020 года) являются несостоятельными. Отсрочка от призыва на военную службу предоставлена Вертинскому А.С. на период обучения, окончание которого согласно представленной учебным заведением в установленном порядке и по установленной действующим законодательством форме предполагается по данным учебного заведения в 2021 году.
Ссылки административного истца на документы, полученные им после оспариваемого решения призывной комиссии Калининградской области от 13 декабря 2019 года (справка БФУ им. И. Канта от 27.01.2020 г. N 203189, студенческий билет) в которых указана конкретная предполагаемая дата окончания обучения - 31 августа 2021 года, о неправомерности оспариваемого решения призывной комиссии Калининградской области от 13 декабря 2019 года не свидетельствуют.
Отсутствие в решении призывной комиссии конкретной даты, до которой предоставлена отсрочка, как правомерно указал суд, прав административного истца на отсрочку не нарушает. Военные комиссариаты при осуществлении полномочий по организации призыва на военную службу не вправе принимать решения о призыве на военную службу в отношении лиц, реализующих свое право на образование в течение определенного законом периода.
Доводы административного истца о предполагаемом нарушении его прав на отсрочку в будущем, основанием для признания оспариваемого решения призывной комиссии Калининградской области незаконным являться не могут.
Поскольку оспариваемое административным истцом решение призывной комиссии Калининградской области от 13 декабря 2019 года принято указанной призывной комиссией в пределах своих полномочий, на основании представленных в личное дело призывника документов, требованиям действующего законодательства не противоречит, прав административного истца не нарушает, судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводом суда о том, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит, поскольку предусмотренных КАС РФ правовых оснований для его удовлетворения не имеется.
Содержащиеся в кассационной жалобе утверждения на расхождения в разных копиях оспариваемого решения не соответствуют материалам дела и основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов не являются.
Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в постановлениях судов первой и апелляционной инстанций. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Калининграда от 27 мая 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 09 сентября 2020 года по административному исковому заявлению Вертинский А.С. к призывной комиссии Калининградской области, военному комиссариату Калининградской области о признании незаконным части решения, возложении обязанности внести изменение в часть решения, оставить без изменения, кассационную жалобу Вертинский А.С. - без удовлетворения.
Решение Центрального районного суда г. Калининграда от 27 мая 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 09 сентября 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное определение изготовлено 11 мая 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.