Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Зеленского А.М, Терентьевой Н.А, с участием прокурора Парфеновой Е.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Рогачева А.В. на решение Балтийского городского суда Калининградской области от 13 августа 2020 года (N 2а-461/2020) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 28 августа 2020 года (N 33а-3818/2020) по административному исковому заявлению Стрельниковой А.Е. к Балтийской территориальной избирательной комиссии Калининградской области о признании незаконным и отмене решения о регистрации кандидата в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования "Балтийский городской округ" Калининградской области по одномандатному избирательному округу N 5 Рогачева А.В..
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, объяснения представителя Рогачева А.В. Кузнецова С.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора, полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Стрельникова А.Е, зарегистрированная кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования "Балтийский городской округ" Калининградской области по одномандатному избирательному округу N 5, обратилась в суд с административным исковым заявлением к Балтийской территориальной избирательной комиссии Калининградской области о признании незаконным и отмене решения о регистрации кандидата в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования "Балтийский городской округ" Калининградской области по одномандатному избирательному округу N 5 Рогачева А.В. указав, что решением Балтийской территориальной избирательной комиссии от 29 июля 2020 года N 97/476-4 Рогачев А.В. был зарегистрирован кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования "Балтийский городской округ" Калининградской области по одномандатному избирательному округу N 5. С таким решением она не согласна, полагая, что оснований для регистрации данного кандидата не имелось. Так, при выдвижении кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования "Балтийский городской округ" Калининградской области Рогачев А.В. не представил документ, подтверждающий занимаемую должность по основному месту службы, и необходимые сведения о даче согласия баллотироваться конкретному избирательному объединению в поданном заявлении о согласии баллотироваться, а также представил оформленные с нарушением требований закона копию документа о государственной регистрации избирательного объединения и первый финансовый отчет. В частности, справка войсковой части 45752-В не содержит сведений о занимаемой Рогачевым А.В. должности, указанной им в заявлении о согласии баллотироваться.
Наименование избирательного объединения в заявлении о согласии баллотироваться указано Рогачевым А.В. как "Калининградское региональное отделение Политической партии ЛДПР", тогда как в свидетельстве о государственной регистрации содержится наименование избирательного объединения "Калининградское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократическая партия России". Представленная в Балтийскую территориальную избирательную комиссию копия свидетельства о государственной регистрации избирательного объединения удостоверена нотариально, однако она должна быть заверена подписью уполномоченного лица и печатью избирательного объединения. Первый финансовый отчет представлен Рогачевым А.В. по форме, утвержденной Избирательной комиссией Калининградской области для выборов депутатов Калининградской областной Думы, а не по форме, утвержденной для муниципальных выборов в Калининградской области. Указанные нарушения, допущенные Рогачевым А.В, являются основаниями для отказа в регистрации кандидата. Однако, несмотря на наличие оснований для отказа Рогачеву А.В. в регистрации кандидатом в депутаты представительного органа муниципального образования, Балтийская территориальная избирательная комиссия Калининградской области в нарушение требований избирательного законодательства приняла оспариваемое решение, чем нарушила ее, Стрельниковой А.Е, права, как кандидата в депутаты по тому же одномандатному избирательному округу, на равенство кандидатов. Ссылаясь на указанные обстоятельства, Стрельникова А.Е. просила суд признать незаконным и отменить решение Балтийской территориальной избирательной комиссии от 29 июля 2020 года N 97/476-4 о регистрации кандидата в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования "Балтийский городской округ" Калининградской области по одномандатному избирательному округу N 5 Рогачева А.В, обратив решение к немедленному исполнению.
Решением Балтийского городского суда Калининградской области от 13 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 28 августа 2020 года, заявленные Стрельниковой А.Е. административные исковые требования были удовлетворены. Признано незаконным и отменено решение Балтийской территориальной избирательной комиссии от 29 июля 2020 года N 97/476-4 о регистрации кандидата в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования "Балтийский городской округ" Калининградской области по одномандатному избирательному округу N 5 Рогачева А.В.
В кассационной жалобе на решение Балтийского городского суда Калининградской области от 13 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 28 августа 2020 года, поступившей в суд первой инстанции 1 марта 2021 года, Рогачев А.В. ставит вопрос об отмене судебных актов.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (часть 3 статьи 3), граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N67-ФЗ).
Порядок подготовки и проведения муниципальных выборов в Калининградской области определен Законом Калининградской области от 18 марта 2008 года N 231 "О муниципальных выборах в Калининградской области".
В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении, помимо прочего, указываются сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 2 статьи 24 Закона Калининградской области от 18 марта 2008 года N 231 "О муниципальных выборах в Калининградской области".
В случае, если иной срок предоставления документов законом не предусмотрен, вместе с заявлением о согласии баллотироваться, согласно подпункту "б" пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; подпункту "б" пункта 2-1 статьи 24 Закона Калининградской области от 18 марта 2008 года N 321 "О муниципальных выборах в Калининградской области", представляются заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятии).
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пунктом 1 статьи 28 Закона Калининградской области "О муниципальных выборах в Калининградской области" предусмотрено, что регистрация кандидата осуществляется избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 статьи 33 Федерального закона и пунктами 2, 2-1 статьи 24 Закона Калининградской области, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата.
Основаниями для отказа в регистрации кандидата являются, помимо прочего, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт в1 пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ); отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом (подпункт в2 пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ).
Эти же основания для отказа в регистрации кандидата предусмотрены и пунктом 2 статьи 79 Закона Калининградской области от 18 марта 2008 года N 231 "О муниципальных выборах в Калининградской области".
В соответствии с частью 2 статьи 50 Закона Калининградской области от 18 марта 2008 года N 231 "О муниципальных выборах в Калининградской области" кандидат обязан представить в избирательную комиссию, определяющую результаты выборов в округе, два финансовых отчета о размерах своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств соответствующего фонда, со следующей периодичностью: первый финансовый отчет - одновременно со сдачей в избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации. В отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на три дня предшествует дате сдачи отчета; итоговый финансовый отчет - не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов.
Аналогичная обязанность по предоставлению кандидатом в избирательную комиссию, определяющую результаты выборов в округе, на бумажном носителе и в электронном виде двух финансовых отчетов о размерах своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств соответствующего фонда, первого - одновременно со сдачей в избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации, итогового - не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов, предусмотрена и пунктом 4.6 Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов при проведении муниципальных выборов в Калининградской области, утвержденной решением Избирательной комиссии Калининградской области от 19 февраля 2015 года N 140/6В7-6.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, в том числе по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 названного закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.
Судами установлено, что решением окружного Совета депутатов муниципального образования "Балтийский городской округ" от 23 июня 2020 года N 48 назначены выборы депутатов окружного Совета депутатов муниципального образования "Балтийский городской округ" на 13 сентября 2020 года.
24 июля 2020 года Рогачев А.В. подал заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования "Балтийский городской округ" по одномандатному избирательному округу N 5, выдвинутым избирательным объединением - Калининградское региональное отделение Политической партии ЛДПР. В заявлении Рогачев А.В. указал необходимые сведения о себе, в том числе, о месте своей работы и о занимаемой должности, а именно, место работы - войсковая часть 45752-В Министерства обороны Российской Федерации, должность - "данные изъяты".
В заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования "Балтийский городской округ" Калининградской области, выдвинутым избирательным объединением - Калининградским региональным отделением Политической партии ЛДПР по одномандатному избирательному округу N 5, Рогачев А.В. указал сведения об окончании им в 2000 году Высшего Военно-Морского инженерного училища по специальности "Электрооборудование и автоматика судов" с присвоением квалификации "инженер" и получением диплома N от ДД.ММ.ГГГГ (регистрационный N), а также о том, что местом его работы является войсковая часть 45752-В Министерства обороны Российской Федерации, занимаемая должность - "данные изъяты".
Одновременно с заявлением Рогачевым А.В, помимо прочего, представлены справка командира войсковой части 45752-В от 21 июля 2020 года N, в которой указано, что Рогачев А.В. проходит военную службу по контракту в войсковой части 45752-В, однако не отражена занимаемая им должность; заверенная копия диплома об образовании, выданного на имя Рогачева А.В.; нотариально удостоверенная копия свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации, письменное уведомление о реквизитах специального избирательного счета и первый финансовый отчет.
Решением Балтийской территориальной избирательной комиссии Калининградской области от 29 июля 2020 года N Рогачев А.В. был зарегистрирован кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования "Балтийский городской округ" Калининградской области по одномандатному избирательному округу N 5.
Решением Балтийской территориальной избирательной комиссии Калининградской области от 4 августа 2020 года N 101/527-4 Стрельникова А.Е. была зарегистрирована кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования "Балтийский городской округ" Калининградской области по этому же одномандатному избирательному округу N 5.
Оценив представленную Рогачевым А.В. нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что подобное удостоверение копии данного документа прямо предусмотрено подпунктом "а" пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и не ставит под сомнение достоверность содержащихся в нем сведений, а указание в заявлении о согласии баллотироваться сокращенного наименования избирательного объединения не способно исказить сведения о партийности кандидата и ввести в заблуждение избирателей относительно избирательного объединения, выдвинувшего его кандидатом в депутаты, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
В то же время, установив, что представленная Рогачевым А.В. справка командира войсковой части 45752-В от 21 июля 2020 года N 1777 не содержит сведений о занимаемой им должности, при этом никаких иных документов, подтверждающих сведения о занимаемой должности, указанной им в заявлении о согласии баллотироваться, Рогачевым А.В. в избирательную комиссию представлено не было, суд пришел к выводу о том, что имеет место нарушение требований подпункта "б" пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ и является обстоятельством, влекущим отказ в регистрации кандидата по основанию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 2 статьи 79 Федерального закона N 67-ФЗ и подпункта 3 пункта 2 статьи 79 Закона Калининградской области N 231.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия суда апелляционной инстанции не согласилась, указав при этом, что территориальная избирательная комиссия в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ не поставила Рогачева А.В. в известность о необходимости уточнения сведений о занимаемой им должности, тогда как отсутствие в представленной им справке сведений об этом являлось очевидным, в связи с чем, наличие такого недостатка не могло повлечь признание незаконным решения о регистрации кандидата Рогачева А.В. по основаниям, предусмотренным подпунктами "в" и "в1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
Кроме того, суд апелляционной инстанции признал несостоятельным вывод суда о том, что кандидатом в нарушение подпункта "б" пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона в территориальную избирательную комиссию не представлен документ, подтверждающий указанные им в заявлении сведения об образовании, поскольку диплом с отличием от 17 июня 2000 года N (регистрационный N) о высшем профессиональном образовании выдан не ему, а иному лицу, имеющему фамилию "Рогачев", поскольку написание в дипломе о высшем профессиональном образовании фамилии кандидата "Рогачев" вместо "Рогачёв" является равнозначным, так как не искажает персональных данных лица и позволяет идентифицировать принадлежность этого диплома Рогачеву А.В.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Рогачевым А.В. в территориальную избирательную комиссию первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата при проведении муниципальных выборов в Калининградской области, форма которого утверждена решением Избирательной комиссии Калининградской области от 19 февраля 2015 года N 140/687-6 "Об Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов при проведении муниципальных выборов в Калининградской области", ни на бумажном носителе, ни в машиночитаемом виде представлен не был, что является в силу подпункта "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ безусловным основанием для отказа в регистрации кандидата.
Указанные выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание обоснованности выводов судов этих инстанций об установленных обстоятельствах, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Балтийского городского суда Калининградской области от 13 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 28 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Рогачева А.В. - без удовлетворения.
Решение Балтийского городского суда Калининградской области от 13 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 28 августа 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 5 мая 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.