Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Александровой Ю.К, судей Нестеровой А.А, Смирновой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3797/2020 по иску Сухаревой Валентины Юрьевны к мэрии г. Череповца, Департаменту строительства Вологодской области о признании незаконным отказа и внесения изменения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по кассационной жалобе Департамента строительства Вологодской области на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 22 сентября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 9 декабря 2020 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Смирновой О.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сухарева В.Ю. обратилась в суд с иском к мэрии г. Череповца, Департаменту строительства Вологодской области, просила признать незаконным ответ Департамента строительства Вологодской области от 22 апреля 2020 г. N 106/20 об отказе в исключении её из списка детей-сирот по г. Вологде и включении в список детей-сирот по г. Череповцу, возложить на мэрию г. Череповца и Департамент строительства Вологодской области обязанность внести изменения в список детей-сирот, указав местом её жительства, по которому она подлежит обеспечению жилым помещением, г. Череповец Вологодской области вместо г. Вологды Вологодской области, с учётом даты обращения в Департамент строительства Вологодской области с заявлением.
Решением Череповецкого городского суда Вологодской области от 22 сентября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 9 декабря 2020 г, исковые требования Сухаревой В.Ю. удовлетворены частично: на Департамент строительства Вологодской области возложена обязанность внести изменения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда области по договорам найма специализированного жилищного фонда области, в отношении Сухаревой В.Ю, указав местом её жительства г. Череповец, по которому она подлежит обеспечению жилым помещением, вместо г. Вологда, с учётом даты обращения Сухаревой В.Ю. с заявлением в Департамент строительства Вологодской области.
В удовлетворении исковых требований Сухаревой В.Ю. к мэрии г. Череповца о признании незаконным отказа и внесение изменений в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отказано.
В кассационной жалобе Департамента строительства Вологодской области ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений в части удовлетворения исковых требований.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений, предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс).
Судом при рассмотрении дела установлено, что постановлением администрации г. Вологда от 24 апреля 2013 г. N 3397 Сухарева В.Ю. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Закреплённое за ней на основании постановления администрации Нюксенского района от 21 октября 1996 г. N 267 жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", заключением комиссии по использованию муниципального жилого фонда сельского поселения Бобровское от 10 сентября 2009 г. признано непригодным для постоянного проживания.
Сухарева В.Ю. зарегистрирована по адресу "адрес"", где находилась на воспитании с 19 мая 2004 г, местом жительства истца это учреждение являться не может.
По сведениям филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Вологодской области Сухарева В.Ю. не имеет в собственности жилых помещений.
На основании договора найма жилого помещения от 1 июля 2020 г. Сухарева В.Ю. проживает в жилом помещении по адресу: "адрес".
С 1 июня 2020 г. Сухарева В.Ю. осуществляет трудовую деятельность в городе Череповце по основному месту работы у ИП Баринского О.В. в должности кассира-буфетчика, трудовой договор заключен на неопределённый срок.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования к Департаменту строительства Вологодской области, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 52, частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьёй 1, частями 1-3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей", частями 1 и 2 статьи 1, частью 1 статьи 15 Закона Вологодской области от 17 июля 2006 г. N 1471-ОЗ "О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области", статьями 2-3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", установив, что истец фактически с 2018 года проживает и работает в г. Череповце, не имеет в собственности недвижимого имущества, зарегистрирована по адресу нахождения учреждения, где находилась на воспитании с 19 мая 2004 г, пришёл к выводу о наличии у Сухаревой В.Ю. права на обеспечение жилым помещением по месту проживания.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда указала, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии с пунктом 23 постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства" при перемене места жительства детей-сирот с заявлением в письменной форме об исключении их из списка по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по новому месту жительства детей-сирот обращаются их законные представители.
Орган по новому месту жительства включает детей-сирот, детей-сирот, приобретших полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лиц из числа детей-сирот в список.
Поскольку Сухарева В.Ю. изменила место жительства на территории одного субъекта - Вологодской области, реализация права истца на предоставление жилого помещения должна быть возложена на орган исполнительной власти Вологодской области, поэтому изменение места жительства Сухаревой В.Ю. на территории Вологодской области не может лишать истца права на предоставление жилого помещения по месту жительства в г. Череповце. Само по себе отсутствие закреплённой действующим законодательством процедуры исключения граждан из списка детей-сирот в целях последующего включения в соответствующий список на территории одного субъекта Российской Федерации не должно влиять на реализацию указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Довод кассационной жалобы о том, что истцом не доказано постоянное проживание в г. Череповце, является несостоятельным и опровергается материалами дела: договором найма жилого помещения от 1 июля 2020 г, объяснениями истца, которая указала, что имеет постоянное место работы в г. Череповце.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, что не отнесено в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса к компетенции суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах, а также учитывая общепризнанный принцип правовой определенности, являющийся одним из условий права на справедливое судебное разбирательство, предусмотренный статьёй 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, судебная коллегия по гражданским делам не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 22 сентября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 9 декабря 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента строительства Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.