Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кузьмичева В.А.
судей Рогожиной Е.В, Бушминой А.Е.
при секретаре Кощеевой Р.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи, административное дело по административному исковому заявлению Малафеева А.Г. к Думе городского округа Самара о признании недействующим в части Генерального плана городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 г. N539 в редакции решения Думы городского округа Самара от 07 февраля 2012 года N181, по апелляционным жалобам Думы городского округа Самара, Департамента градостроительства городского округа Самара на решение Самарского областного суда от 23 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Рогожиной Е.В, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО20 судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
установила:
Малафеев А.Г. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором, с последующим уточнением и дополнениями, просил признать недействующим Генеральный план городского округа Самары, утверждённый решением Думы городского округа Самары от 20 марта 2008 года N 539, в редакции решения Думы городского округа Самара от 7 февраля 2012 года N 181, в части установления красных линий в границах земельного участка, площадью 302 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" согласно координатам, отраженным в заключении кадастрового инженера ФИО8 от 27 ноября 2020 г.
В основание иска указал, что, в соответствии с заключением комиссии администрации Кировского внутригородского района городского округа Самара по подтверждению создания на земельном участке жилого дома до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР", а также фактического пользования заявителем земельным участком и хозяйственными постройками (сараем, гаражом или баней) на территории Кировского внутригородского района городского округа Самара от 3 апреля 2018 г, он является пользователем земельного участка по вышеуказанному адресу, а также жилого дома (литеры А2, АЗ, А6) и хозяйственных построек - сараев (литеры К, И, С), расположенных на данном земельном участке.
Указанные строения расположены на земельном участке, фактической площадью 302 кв.м. Часть земельного участка расположена в границах красных линий. Установление красных линий нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку лишает его возможности оформить надлежащим образом права на земельный участок.
В судебном заседании административный истец Малафеев А.Г. заявленные требования поддержал в полном объёме, в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Думы городского округа Самары по доверенности ФИО9 в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, пояснив, что оспариваемое решение принято в соответствии с нормами законодательства и не нарушает права и законные интересы административного истца.
Представитель заинтересованного лица Департамента градостроительства городского округа Самары по доверенности ФИО10 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, поддерживая позицию представителя административного ответчика.
Иные заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, своих возражений относительно заявленных требований не представили.
Суд постановилрешение, которым административный иск Малафеева А.Г. удовлетворил.
Признал недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план городского округа Самары, утверждённый решением Думы городского округа Самары от 20 марта 2008 года N 539, в редакции решения Думы городского округа Самары от 7 февраля 2012 года N 181, в части установления красных линий в границах земельного участка, площадью 302 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", согласно координатам, отраженным в заключении кадастрового инженера ФИО8 от 27.11.2020 г.
Указал, что сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Самарская газета" в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
В апелляционных жалобах Дума городского округа Самара, Департамент градостроительства городского округа Самара, просят решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В основание указывают, что судом неправильно применены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учётом требований части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, представленных возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в фактическом пользовании Малафеева А.Г. находится жилой дом (литеры А2, АЗ, А6) и хозяйственные постройки - сараи (литеры К, И, С), расположенные по адресу: "адрес"
Жилой дом с кадастровым номером N, площадью 102, 7 кв.м, год завершения строительства - 1955, расположенный по адресу: "адрес" поставлен на государственный кадастровый учёт 2 июля 2011 г, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
Указанный жилой дом располагался на земельном участке под индивидуальное жилищное строительство, площадью 5788 кв.м, который находился в пользовании ФИО11, ФИО17 и Малафеева А.Г.
В настоящее время жилой дом с кадастровым номером N находится в пределах трех земельных участков: земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1500 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: занимаемый отдельно стоящим жилым домом коттеджного типа на одну семью 1-3 этажа с приусадебным участком, принадлежащего на праве собственности с 19.6.2017 г. ФИО17; земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1500 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: занимаемый частью отдельно стоящего жилого дома коттеджного типа на одну семью 1-3 этажа с участком для индивидуальной жилой застройки, принадлежащего на праве собственности с 21.8.2020 г. ФИО12; земельного участка площадью 302 кв.м, находящегося в пользовании Малафеева А.Г.
Часть земельного участка, площадью 302 кв.м, находящегося по адресу: г "адрес" и хозяйственные постройки - сараи (литеры К, И, С), находящиеся в фактическом пользовании Малафеева А.Г, расположена в границах красных линий и является территорией общего пользования.
При этом данный земельный участок огорожен забором и не используется как место общего пользования.
Подтверждающие данные обстоятельства письменные доказательства представлены в материалы дела, сторонами не оспорены, признаны судом первой инстанции допустимыми и достоверными.
Малафеев А.Г. обращался в Кировский районный суд г. Самара с иском к Администрации городского округа Самара о признании права собственности на земельный участок, площадью 294 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", которым владеет и пользуется до 1990 года.
Решением Кировского районного суда г. Самара от 3 июня 2019 г, вступившим в законную силу, в удовлетворении исковых требований Малафеева А.Г. о признании права собственности на земельный участок отказано.
Кроме того, решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539 утвержден Генеральный план городского округа Самара с последующим внесением в него изменений решениями Думы городского округа Самара от 7.2.2012 года N 181, от 6.9.2012 года N 252, от 25.7.2013 года N 350, от 24.4.2014 года N 421, от 20.9.2016 года N 124, от 5.12.2019 N 477.
Среди прочего Генеральный план включает схему N5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" с отображением красных линий застройки.
Документ официально опубликован в издании "Самарская Газета" N 59 (3852) от 3.4.2008 (карты и схемы), N 64 (3857) от 10.4.2008 года.
Изменения, внесенные Решением Думы городского округа Самара от года N 181, в части удаления красных линий застройки со схемы N 1 "Основной чертеж. Проектное решение" и нанесения их на схему N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры", опубликованы в "Самарской Газете" N 29 (4806) от 18 февраля 2012 года.
Указанный нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах своей компетенции и по процедуре его принятия не оспаривается.
С учетом изложенного выше, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативного правового акта, порядка его принятия и утверждения, а также официального опубликования и по этим основаниям не обжалуется.
Доводы апелляционных жалоб судебная коллегия находит неубедительными, по следующим основаниям.
Разрешая административные исковые требования Малафеева А.Г. суд первой инстанции, руководствуясь ст.23, пп. "а" п.1 ч.3 ст.42, п.2 ч.2, п.п.2, 3 ч.6 ст.43 Градостроительного кодекса РФ (далее по тексту ГрК РФ), Инструкцией о порядке разработки, согласования, утверждения градостроительной документации, утверждённой постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года N 150, и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года N 18-30 "О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 "Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", которые применялись в части, не противоречащей ГрК РФ, пришёл к правильному выводу о том, что обозначение красных линий на документах генерального плана не предусмотрено, а проект красных линий должен утверждаться отдельными документами в составе документации по планировке территории.
Судебная коллегия с указанным выводом суда первой инстанции соглашается, считая его основанным на правильном применении норм материального права.
Нарушений судом первой инстанций указаний ст. ст.2, 9 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", неправильного применения норм материального права во времени, судебной коллегией не усматривается.
Доводы апелляционных жалоб о том, что красные линии подлежат отображению в генеральном плане, основаны на неверном толковании норм материального права, ссылки на которые приведены в жалобе, по следующим основаниям.
В пункте 11 статьи 1 ГрК РФ в редакции, действовавшей по состоянию на 7 февраля 2012 г, красные линии определены как линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Наряду с этим пунктом 2 части 3, частью 5 статьи 23 ГрК РФ в редакции на указанную дату установлено, что генеральный план содержит, в частности, карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа. При этом названные положения ГрК РФ не предусматривали отображения в генеральном плане красных линий застройки.
Такое правовое регулирование сохранено и в нормах статей 23, 42, 43 ГрК РФ в редакции, действующей на дату вынесения судом решения.
Пунктом 11 статьи 1 ГрК РФ в редакции Федерального закона от 2 августа 2019 г. N 283-ФЗ красные линии определены как линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
Таким образом, действующее правовое регулирование также не предусматривает отображения в генеральном плане красных линий.
Кроме того, пунктом 9 раздела 3.1.5 Инструкции по разработке градостроительной документации N150 предусматривалась возможность нанесения проектируемых красных линий на план современного использования территории (опорный план) при разработке генерального плана, совмещенного с проектом планировки.
Из пунктов 3.8 и 4.1 Инструкции РДС 30-201-98 также следует, что красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки (согласно Таблице соответствия Градостроительному кодексу Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N190-ФЗ наименований градостроительной документации, утвержденной до его принятия, подлежащей инвентаризации, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 августа 2007 года N85 "Об утверждении документов по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности", проект детальной планировки соответствует проекту планировки территории).
В пункте 4.3 Инструкции РДС 30-201-98 предусматривается, что в отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. В этом случае чертеж и акт установления (изменения) красных линий сопровождаются указанием на необходимость последующей детальной разработки.
При этом следует также учесть, что в пунктах 12 и 13 раздела 3.1.5 Инструкции по разработке градостроительной документации N150 также не предусмотрено отображение красных линий застройки на схеме транспортной инфраструктуры и схеме инженерной инфраструктуры генерального плана городского округа.
Таким образом, градостроительным законодательством, действовавшим в 2012 года, допускалась возможность нанесения на карты генерального плана красных линий только при их детальной разработке в соответствующих документах.
Однако, как правильно установлено судом первой инстанции, данная детальная разработка в соответствующих документах административным ответчиком не осуществлялась.
При этом ссылки подателя апелляционной жалобы на судебные постановления по иным делам с иными фактическими обстоятельствами не относимы к рассматриваемому спору, не учитывают, что, в силу ст.15 КАС РФ, судебный прецедент источником права при разрешении административных дел не является.
Ссылка суда первой инстанции на Приказ Минстроя России от 25.04.2017 N 742/пр "О Порядке установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов", который утратил силу с 7 февраля 2020 г. в связи с изданием Приказа Минстроя России от 16.12.2019 N 803/пр, к неправильному разрешению судом спора не привела, так как данный приказ отменён в связи с тем, что, в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 2 августа 2019 г. N 283-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", нормативное регулирование красных линий осуществляется ГрК РФ, а не нормативными актами министерства.
Судом первой инстанции также установлено, что 26 апреля 2019 г. распоряжением Департамента управления имуществом городского округа Самара N 324, на основании личного заявления Малафеева А.Г, отменено распоряжение Департамента управления имуществом городского округа Самара от 23 октября 2018 г. N769 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: "адрес"
Распоряжением Департамента управления имуществом городского округа Самара N939 от 6 декабря 2019 г. Малафееву А.Г. отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, который предстоит образовать, площадью 302 кв.м, занимаемого индивидуальным жилым домом, относящегося по категории к землям населенных пунктов, расположенного по адресу: "адрес", на территории кадастрового квартала N.
Основанием для отказа являлся подпункт 2 пункта 8 статьи 39.15, пункт 19 статьи 39.16, пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (часть земельного участка принадлежит территории общего пользования, в связи с чем, предоставление земельного участка на заявленном виде не допускается).
Доводы о законности решений указанного административного органа к рассматриваемому предмету спора не относимы, так как административным истцом они не оспаривались.
В силу изложенного судом первой инстанции, вопреки доводам подателей апелляционных жалоб, правомерно не давалась правовая оценка данным решениям органа местного самоуправления.
Также судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что отсутствие границ принадлежащего Малафееву А.Г. земельного участка, установленных в соответствии с земельным законодательством, не имеет правового значение для разрешения данного спора.
Не оспаривалось сторонами и установлено судом первой инстанции, что часть земельного участка, площадью 302 кв.м, находящегося по адресу: "адрес" и хозяйственные постройки - сараи (литеры К, И, С), находящиеся в фактическом пользовании Малафеева А.Г, расположена в границах красных линий.
Мнение подателя апелляционной жалобы, что отсутствие границ данного земельного участка предполагает вывод о том, что этот объект недвижимости отсутствует как объект гражданских прав, а значит и отсутствует факт нарушения прав и законных интересов Малафеева А.Г, не основано на законе, в том числе Постановлении Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова".
В указанном Постановлении Конституционный Суд РФ сделал вывод о том, что признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации (п.4).
Однако данный вывод сделан Конституционным Судом РФ относительно возможности перехода прав на земельный участок и со ссылкой на 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации. В то же время, в рассматриваемом деле вопрос перехода прав на вышеуказанный земельный участок отсутствует, указанная норма Земельного кодекса Российской Федерации утратила силу с 1 марта 2015 г.
В силу вышеизложенного, само по себе отсутствие установленных границ у земельного участка, принадлежащего Малафееву А.Г, о недоказанности нарушения его прав и законных интересов не свидетельствует.
В соответствии с Федеральным Законом от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", ст. 9 Закона Самарской области "О земле" от 11.03.2005 года N 94-ГД, ст. ст. 28, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации административный истец имеет исключительное право на приобретение земельного участка в собственность или в аренду, следовательно, вправе оспорить преграждающий ему нормативный правовой акт.
Способ защиты нарушенного права является исключительной прерогативой лица, чьё право нарушено, в связи с чем, наличие возможности обращения в административный орган, не лишает административного истца возможности обратиться за судебной защитой, обязательной досудебной процедуры разрешения споров данной категории не предусмотрено.
Следовательно, то обстоятельство, что Малафеев А.Г. не воспользовался своим правом обратиться с заявлением в Департамент градостроительства городского округа Самара об уточнении границ принадлежащего ему земельного участка, правового значения для рассмотрения настоящего дела не имеет, отмену постановленного судом решения не влечёт.
Иные доводы апелляционных жалоб были предметов рассмотрения судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка, законных оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Самарского областного суда от 23 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Думы городского округа Самара, Департамента градостроительства городского округа Самара - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Самарский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 12 апреля 2021 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.