г. Нижний Новгород
24 марта 2021 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи судебной коллегии по административным делам Рогожиной Е.В, рассмотрев без проведения судебного заседания административное дело по частной жалобе Главы Удмуртской Республики на определение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 11 января 2021 года по заявлению Калининой С.Н. о применении мер предварительной защиты по административному иску,
УСТАНОВИЛ:
Калинина С.Н. обратилась в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением, о признании недействующим Закон Удмуртской Республики от 03 декабря 2020 года N79-РЗ "О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики "О государственном контрольном комитете Удмуртской Республики" в части исключения должности заместителя Председателя Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики в части 1, 3, 5 статьи 4, статьи 7 (изложена в новой редакции), части 3, 8 статьи 8, части 3 статьи 15, части 2 статьи 23, части 3 статьи 24, части 1 статьи 25 Закона Удмуртской Республики " О Государственном контрольном комитете Удмуртской Республики".
Также в суд поступило ходатайство Калининой С.Н, о применении мер предварительной защиты по административному иску, в котором она просила:
запретить применение Закона Удмуртской Республики от 03 декабря 2020 года N79-РЗ "О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики "О государственном контрольном комитете Удмуртской Республики" в части исключения должности заместителя Председателя Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики, в том числе исключение упоминания о наличии этой должности в части 1, 3, 5 статьи 4, статьи 7 (изложена в новой редакции), части 3, 8 статьи 8, части 3 статьи 15, части 2 статьи 23, части 3 статьи 24, части 1 статьи 25 Закона Удмуртской Республики " О Государственном контрольном комитете Удмуртской Республики" в отношении административного истца Калининой С.Н. - заместителя председателя Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики до вступления в законную силу решения суда.
Заявление мотивировано тем, что административный истец как заместитель председателя Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики, является субъектом отношений, регулируемых данным Законом Удмуртской Республики, вступление в законную силу оспариваемых поправок повлечет за собой прекращение для административного истца трудовых отношений.
Определением судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 11 января 2021 года указанное ходатайство удовлетворено, применены меры предварительной защиты по административному иску Калининой С.Н.
Не согласившись с указанным определением судьи, Глава Удмуртской Республики подал частную жалобу, в которой просит определение судьи отменить, указывая, что до настоящего времени решение об изменении структуры Государственного контрольного комитета Президиумом Государственного Совета Удмуртской Республики не принималось. Какие-либо предложения председателя Государственного контрольного комитета не формировались и в Государственный Совет Удмуртской Республики не направлялись. Так же, указывает, что Закон N 51-РЗ в редакции Закона N79-РЗ не регулирует общественные отношения в отношении должности - заместитель председателя Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики, а регулирует вопросы в отношении иных должностей, в связи с чем, обстоятельств, свидетельствующих о существовании конкретной явной опасности нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца не имеется.
Административным истцом представлены возражения относительно доводов частной жалобы.
В соответствии с частями 2, 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ), рассмотрение частной жалобы на определение суда первой инстанции осуществляется по правилам, установленным настоящей главой, без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса, судьями соответствующих судов единолично.
Исследовав материалы дела, изучив доводы частной жалобы, возражений на неё, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 85 КАС РФ, по заявлению о применении мер предварительной защиты административного истца или лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц, суд может принять меры предварительной защиты по административному иску, если:
1) до принятия судом решения по административному делу или примирения сторон существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление;
2) защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.
Статьей 211 КАС РФ предусмотрено, что по административному иску об оспаривании нормативного правового акта суд вправе принять меру предварительной защиты в виде запрета применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений в отношении административного истца. Принятие иных мер предварительной защиты по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов не допускается.
Удовлетворяя ходатайство административного истца о применении мер предварительной защиты, судья исходил из того, что существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
Суд апелляционной инстанции соглашается с такими выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Как следует из представленных материалов административного дела, Статьей 4 Закона Удмуртской Республики от 10 октября 2011 года N 51-РЗ "О государственном контрольном комитете Удмуртской Республики" определен состав, структура и должностные лица Государственного контрольного комитета, организация его деятельности, контрольные и экспертно-аналитические мероприятия.
Так, частью 1 статьи 4 указанного Закона установлено, что Государственный контрольный комитет образуется в составе председателя Государственного контрольного комитета, заместителя Государственного контрольного комитета, аудиторов Государственного контрольного комитета и аппарата Государственного контрольного комитета.
Законом Удмуртской Республики от 03 декабря 2020 года N 79-РЗ "О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики "О Государственном контрольном комитете Удмуртской Республики" в Закон Удмуртской Республики от 10 октября 2011 года N 51-РЗ "О государственном контрольном комитете Удмуртской Республики" (далее по тексту - Закон УР N 79-РЗ) внесены изменения. В частности:
в статье 4: в части 1 исключены слова "заместителя председателя Государственного контрольного комитета"; в части 3 исключены слова "заместителя председателя Государственного контрольного комитета", в части 5 слова "Заместитель председателя Государственного контрольного комитета, аудиторы" заменены словом "Аудиторы";
статья 7 изложена в следующей редакции:
"Статья 7. Аудиторы Государственного контрольного комитета
1. Аудиторы Государственного контрольного комитета назначаются на должность Государственным Советом Удмуртской Республики.
2. На должности аудиторов Государственного контрольного комитета назначаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного, муниципального управления, государственного, муниципального контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции не менее 5 лет.
3. Предложения о кандидатурах на должности аудиторов Государственного контрольного комитета вправе вносить в Государственный Совет Удмуртской Республики:
1) Председатель Государственного Совета Удмуртской Республики;
2) председатель Государственного контрольного комитета;
3) постоянные комиссии Государственного Совета Удмуртской Республики;
4) депутатские фракции Государственного Совета Удмуртской Республики.
4. Предложения о кандидатурах на должности аудиторов Государственного контрольного комитета вносятся в Государственный Совет Удмуртской Республики в следующие сроки:
1) не позднее, чем за 30 календарных дней до окончания срока полномочий аудитора Государственного контрольного комитета;
2) не позднее 30 календарных дней с момента досрочного освобождения от должности аудитора Государственного контрольного комитета в порядке и случаях, предусмотренных федеральным законом и настоящим Законом.
5. Порядок рассмотрения кандидатур на должности аудиторов Государственного контрольного комитета, назначения аудиторов Государственного контрольного комитета устанавливается Регламентом Государственного Совета Удмуртской Республики.
6. Гражданин Российской Федерации не может быть назначен на должность аудитора Государственного контрольного комитета в случае:
1) наличия у него неснятой или непогашенной судимости;
2) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом "данные изъяты", если исполнение обязанностей по должности, на замещение которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;
4) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
5) наличия оснований, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.
7. Аудиторы Государственного контрольного комитета не могут состоять в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с Председателем Государственного Совета Удмуртской Республики, Главой Удмуртской Республики, руководителями исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, в назначении которых на должность принимал участие в соответствии с Конституцией Удмуртской Республики Государственный Совет Удмуртской Республики, с руководителями судебных и правоохранительных органов, расположенных на территории Удмуртской Республики.
8. Аудиторы Государственного контрольного комитета не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
9. Аудиторы Государственного контрольного комитета, а также лица, претендующие на замещение указанной должности Государственного контрольного комитета, обязаны представлять сведения о полученных ими доходах, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе, принадлежащем на праве собственности, и об обязательствах имущественного характера членов своих семей (супруги (супруга) и несовершеннолетних детей) в порядке, установленном указом Главы Удмуртской Республики.
10. Аудиторы Государственного контрольного комитета обязаны представлять сведения о своих расходах, о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и об источниках получения средств, за счет которых совершены расходы, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", и в порядке, установленном указом Главы Удмуртской Республики.
11. Аудиторы Государственного контрольного комитета в пределах своих полномочий имеют право принимать участие в заседаниях Государственного Совета Удмуртской Республики, его Президиума, постоянных комиссий Государственного Совета Удмуртской Республики, депутатских фракций Государственного Совета Удмуртской Республики и рабочих групп. Правительства Удмуртской Республики, его Президиума, коллегий исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики.
12. Аудиторы Государственного контрольного комитета возглавляют определенные направления деятельности Государственного контрольного комитета, могут являться руководителями контрольных и экспертноаналитических мероприятий, организуют и осуществляют контрольные и экспертно-аналитические мероприятия. Аудиторы Государственного контрольного комитета в пределах своей компетенции, установленной Регламентом Государственного контрольного комитета, самостоятельно решают вопросы организации деятельности возглавляемых направлений и несут ответственность за ее результаты.
13. Один из аудиторов Государственного контрольного комитета, определенный председателем Государственного контрольного комитета, в случае отсутствия председателя Государственного контрольного комитета или невозможности исполнения им своих обязанностей выполняет обязанности председателя Государственного контрольного комитета.";
в статье 8: часть 3 изложена в следующей редакции: "3. В состав Коллегии по должности входят председатель Государственного контрольного комитета, аудиторы Государственного контрольного комитета"; часть 8 изложена в следующей редакции: "8. Руководит работой
Коллегии, председательствует на ее заседаниях председатель Государственного контрольного комитета, а в случае его отсутствия - один из аудиторов Государственного контрольного комитета, определенный председателем Государственного контрольного комитета";
в статье 15: в части 3 исключены слова "заместителем председателя Государственного контрольного комитета";
в части 2 статьи 23 исключены слова "либо его заместителем"; в части 3 статьи 24 исключены слова "либо его заместителем"; в части 1 статьи 25 исключены слова "заместитель председателя Государственного контрольного комитета".
Статьей 2 указанного Закона определено, что настоящий закон вступает в силу после его официального опубликования.
С учетом требований статьи 39 Конституции Российской Федерации, статьи 18 Закона Удмуртской Республики от 05 декабря 2007 года N 65-РЗ "О Государственном Совете Удмуртской Республики" 04 декабря 2020 года Закон УР N 79-РЗ опубликован на Официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru).
Административный истец Калинина С. Н, оспаривая положения нормативного правового акта в указанной части, указывает на то, что является действующим заместителем председателя Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики.
Материалами дела подтверждено, что постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 26 июня 2018 года N 188-VI Калинина С. Н. назначена на должность заместителя председателя Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики.
Приказом Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики от 02 июля 2018 года N-к Калинина С. Н. назначена на должность государственной гражданской службы Удмуртской Республики заместителя председателя Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики, сроком на пять лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Установленное свидетельствует о том, что Калинина С. Н. является субъектом, по отношению к которой оспариваемый закон применяется с момента его вступления в силу и влечет за собой прекращение трудовых отношений, что свидетельствует о явной опасности нарушения ее прав, свобод и законных интересов, а также необходимостью принятия мер для защиты прав административного истца в виде запрета применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений в отношении административного истца.
При таких обстоятельствах доводы частной жалобы не опровергают правильности вынесенного определения и основаны на неверном толковании норм процессуального права, а потому не могут служить основанием для удовлетворения частной жалобы, и не могут повлечь отмену обжалуемого определения суда.
Материалы дела свидетельствуют о том, что предусмотренные статьей 316 КАС РФ основания для отмены или изменения определения суда в апелляционном порядке отсутствуют. Обжалуемое определение суд апелляционной инстанции находит законным, обоснованным, вынесенным с соблюдение норм процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции
определил:
определение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 11 января 2021 года оставить без изменения, частную жалобу Главы Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Судья Е.В. Рогожина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.