Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ившиной Т.В, судей Семенцева С.А, Петровой И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кировского областного государственного казённого учреждения социальной защиты "Межрайонное управление социальной защиты населения в Слободском районе" на решение Слободского районного суда Кировской области от 15 октября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 10 февраля 2021 г. по гражданскому делу N 2-1101/2020 по иску ФИО1 к Кировскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты "Межрайонное управление социальной защиты населения в Слободском районе" о назначении и выплате субсидии.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском к ответчику, указав, что до 01 декабря 2019 года она получала субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг. В связи с неуплатой задолженности по договорам о рассрочке с 01 декабря 2019 года выплата субсидии была приостановлена. Состояла на учете в ЦЗН с минимальным пособием, платить было нечем. Для возобновления выплаты субсидии 21 июля 2020 года подала документы в МФЦ, с 01 августа 2020 года субсидия была назначена. Полагает, что с учетом доходов имеет право на получение субсидии с декабря 2019 года. Просила суд обязать ответчика назначить субсидию за период с 01 декабря 2019 года по 31 июля 2020 года, взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решением Слободского районного суда Кировской области от 15 октября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 10 февраля 2021 г. исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.
Суд постановил:"Обязать Кировское областное государственное казенное учреждение социальной защиты "Межрайонное управление социальной защиты населения в Слободском районе" назначить ФИО1 субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01 декабря 2019 года по 31 декабря 2019 года в размере 2442 рубля 80 копеек.
В удовлетворении требования о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01 января 2020 года по 31 июля 2020 года ФИО1 отказать".
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на незаконность, необоснованность решения и апелляционного определения в части удовлетворения требований ФИО1 о назначении ей субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01 декабря 2019 года по 31 декабря 2019 года в размере 2442 руб. 80 коп. просит в указанной части отменить обжалуемые постановления, направить дело на новое рассмотрение по существу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлялись судом кассационной инстанции о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу решения, апелляционного определения, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Решением Управления социальной защиты населения в Слободском районе от 19 июля 2019 года ФИО1 была назначена мера социальной поддержки в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 2442 рубля 80 копеек ежемесячно на период с 01 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года.
Впоследствии ФИО1 предоставила ответчику соглашение о добровольном исполнении обязательств, заключенное с МУП "Теплосервис" 30 августа 2019 года, по условиям которого предприятие предоставило ей рассрочку по оплате задолженности в сумме 22102 руб. 56 коп. за оказанные коммунальные услуги (отопление и ГВС), а последняя обязалась ликвидировать задолженность, возникшую по причине тяжелого материального положения, ежемесячными платежами в срок до 30 ноября 2019 года.
Письмом от 18 декабря 2019 года Управление социальной защиты населения в Слободском районе уведомило ФИО1 о том, что назначение субсидии будет приостановлено с 01 декабря 2019 года на один месяц в соответствии с подпунктом "б" пункта 56 Правил, так как ею не представлены документы, подтверждающие погашение задолженности в срок, определенный соглашением с МУП "Теплосервис". В течение месячного срока Ворожцовой О.Ю. предложено представить документы, подтверждающие отсутствие задолженности перед ресурсоснабжающими организациями.
24 декабря 2019 года Управление социальной защиты населения в Слободском районе приняло распоряжение N 10, согласно которому с 01 декабря 2019 года ФИО1 было приостановлено назначение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в сумме 2442, 8 руб. по причине наличия задолженности по оплате ЖКУ.
Распоряжением N 15 от 24 января 2020 года Управление социальной защиты населения в Слободском районе прекратило ФИО1 назначение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" с 01 декабря 2019 года в сумме 2442, 8 руб. в связи с задолженностью по оплате ЖКУ.
28 января 2020 года ответчик направил в адрес ФИО1 письмо, указав, что выплата субсидии прекращена с 01 декабря 2019 года в соответствии с подпунктом "г" пункта 60 Правил (не представлены документы, подтверждающие исполнение соглашения с МУП "Теплосервис" от 30 августа 2019 года сроком до 30 ноября 2019 года). При погашении задолженности по коммунальным платежам и предоставлении полного пакета документов рекомендовано обратиться за оформлением субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
24 октября 2019 года ФИО1 была зарегистрирована в Центре занятости населения Слободского района в качестве безработной, снята с учета решением от 05 ноября 2019 года в связи с трудоустройством по направлению службы занятости; за указанный период ей начислено и выплачено пособие: с 24 по 31 октября 2019 года в размере 445, 16 рубля, с 01 по 04 ноября 2019 года в размере 230 рублей.
В соответствии с записями в трудовой книжке ФИО1 работала в ООО Лестрейд" с 05 ноября по 06 декабря 2019 года, ее заработок за отработанное время составил 4936, 69 рубля.
Справкой Центра занятости населения Слободского района от 09 сентября 2020 года подтверждается, что с 12 декабря 2019 года ФИО1 зарегистрирована в качестве безработного, за период с 12 по 31 декабря 2019 года ей назначено и выплачено пособие в размере 1112, 91 рубля.
Согласно выписке из лицевого счета ФИО1 в МУП "Теплосервис" истцом 04 декабря 2019 года произведена частичная оплата услуг по отоплению и ГВС за ноябрь 2019 года.
Установив, что размер среднемесячного дохода, получаемого истцом в период с июля по декабрь 2019 года, составлял величину ниже прожиточного минимума, установленного в Кировской области на 2019 год (11054 рубля для трудоспособного населения), в период после заключения с МУП "Теплосервис" соглашения о рассрочке платежей от 30 августа 2019 года значительно уменьшился. Несмотря на трудное материальное положение, ФИО1 предпринимала попытки погашения задолженности, размер ежемесячного дохода при отсутствии какой-либо иной финансовой помощи не позволил ей погасить задолженность, образовавшуюся перед МУП "Теплосервис", а также заключить с предприятием новое соглашение о рассрочке исполнения обязательств, суд пришел к выводу о незаконности решений Управления социальной защиты населения в Слободском районе Кировской области о приостановлении, а в последующем о прекращении выплаты субсидии, поскольку они были приняты без установления причин возникновения у ФИО1 задолженности, возможности (отсутствия) у последней исполнения соглашения с учетом её имущественного положения.
При таких обстоятельствах суд удовлетворил требование истца в части назначения и выплаты субсидии за период с 01 по 31 декабря 2019 года.
Поскольку решением Управления социальной защиты населения от 19 июля 2019 года ФИО1 была назначена субсидия на период по 31 декабря 2019 года; последующее предоставление государственной социальной помощи в виде субсидий носит заявительный характер и осуществляется только на основании заявления с приложением к заявлению необходимого пакета документов; соответствующего заявления в период с декабря 2019 по июнь 2020 года ФИО1 не подавала, в удовлетворении требования о назначении и выплате субсидии за период с 01 января по 31 июля 2020 года суд ФИО1 отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (часть 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей. Состав членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма определяется в соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, членов семьи собственника - в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 4 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с предписанием части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также - Правила, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Исходя из пункта 7 Правил решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением (далее - уполномоченный орган).
Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 66 Правил).
Перечень документов для получения субсидии, которые представляются гражданами в уполномоченный орган по месту жительства, приведен в пункте 8 Правил. Среди них документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Порядок определения размера субсидии установлен пунктами 20 - 31 раздела IV Правил. Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (пункт 20 Правил).
Действие (бездействие) уполномоченного органа при принятии решения о предоставлении субсидии, а также его решение об отказе в предоставлении субсидии либо неправильное определение ее размера могут быть обжалованы в суд (пункт 43 Правил).
Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761, установлены условия, при которых предоставление гражданину субсидии может быть приостановлено или прекращено.
В силу подпунктов "а" и "б" пункта 56 Правил предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев; невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности, предусмотренного пунктом 6 Правил.
Как определено пунктом 57 Правил, уполномоченные органы приостанавливают предоставление субсидий для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, но не более чем на один месяц.
При наличии уважительных причин возникновения условий, указанных в пункте 56 Правил (стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и др.), предоставление субсидии по решению уполномоченного органа возобновляется вне зависимости от условий приостановления предоставления субсидии (пункт 58 Правил).
Согласно пункту 59 Правил при отсутствии уважительных причин неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев, невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставление субсидии возобновляется по решению уполномоченного органа после полного погашения получателем субсидии задолженности, образовавшейся в течение всего срока предоставления субсидии (в случае возникновения задолженности впервые - при согласовании срока погашения задолженности).
Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования) (подпункт "г" пункта 60 Правил).
Решение о приостановлении предоставления субсидии или о прекращении предоставления субсидии доводится до сведения получателя субсидии в письменной форме в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения с указанием оснований его принятия. Копия решения помещается в персональное дело (пункт 62 Правил).
По смыслу норм права, регулирующих отношения по предоставлению гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также разъяснений, содержащихся в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22, само по себе наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для приостановления предоставления мер социальной поддержки или для отказа в их предоставлении, поскольку принятию решения уполномоченным органом по вопросу предоставления гражданину субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг должно предшествовать установление причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченным органом не может быть отказано в предоставлении мер социальной поддержки гражданину.
Разрешая спор, суды правильно установили юридически значимые обстоятельства, надлежащим образом, с учётом требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценили собранные по делу доказательства, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судами не допущено.
Доводы подателя жалобы о наличии признаков злоупотребления истцом правом на получении субсидии, о том, что при принятии оспариваемых решений устанавливались причины возникновения задолженности по внесению коммунальных платежей, направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных сторонами доказательств, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Доводы жалобы о незаконном удовлетворении требований ФИО1, так как субсидия является авансовым платежом, и заявитель впоследствии обязан отчитаться за целевое использование данных средств, основаны на ином толковании норм права и не могут являться основанием для отмены состоявшихся по делу решения и апелляционного определения.
Кассационная жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение решения и апелляционного определения.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Слободского районного суда Кировской области от 15 октября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 10 февраля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Кировского областного государственного казённого учреждения социальной защиты "Межрайонное управление социальной защиты населения в Слободском районе" - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Ившина
Судьи С.А. Семенцев
И.И. Петрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.