Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Балакиревой Е.М, судей Романова М.В, Кизирбозунц Т.Т, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Фадеевой Надежды Николаевны на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 11 марта 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 30 июня 2020 г. по гражданскому делу N 2-3-112/2020 по иску территориальной избирательной комиссии муниципального образования "Ульяновский район" к Фадееву Юрию Анатольевичу о взыскании расходов, связанных с проведением повторных выборов.
Заслушав доклад судьи Кизирбозунц Т.Т, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
территориальная избирательная комиссия муниципального образования "Ульяновский район" (далее - ТИК МО "Ульяновский район") обратилась в Ульяновский районный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Фадееву Ю.А. о взыскании расходов, связанных с проведением повторных выборов.
Требования мотивированы тем, что 09 сентября 2018 г. состоялись выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования "Тимирязевское сельское поселение" Ульяновского района Ульяновской области четвертого созыва по Тимирязевскому пятимандатному избирательному округу N 2 и выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования "Болышенагаткинское сельское поселение" Цильнинского района Ульяновской области четвертого созыва по Болышенагаткинскому десятимандатному избирательному округу.
Фадеев Ю.А. был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты по указанным избирательным округам, а затем одновременно избран в оба представительных органа местного самоуправления.
В соответствии с требованиями законодательства Фадеев Ю.А. был извещен ТИК МО "Ульяновский район" об избрании его депутатом Совета депутатов муниципального образования "Тимирязевское сельское поселение" Ульяновского района Ульяновской области, с разъяснением порядка выполнения возложенной на него законодательством обязанности.
13 сентября 2018 г. от Фадеева Ю.А. в ТИК МО "Ульяновский район" поступило письменное заявление об отказе от получения мандата депутата Совета депутатов муниципального образования "Тимирязевское сельское поселение". Указанное заявление не содержало сведений о наличии вынуждающих обстоятельств, препятствующих сложению с него полномочий, несовместимых со статусом депутата представительного органа муниципального образования. Также Фадеевым Ю.А. не были представлены документы об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата представительного органа муниципального образования, либо копии документов, удостоверяющие подачу заявления об освобождении от таких обязанностей.
В связи с чем, ТИК МО "Ульяновский район" назначила повторные выборы депутата Совета депутатов муниципального образования "Тимирязевское сельское поселение" Ульяновского района Ульяновской области четвертого созыва по Тимирязевскому пятимандатному избирательному округу N 2. Расходы, связанные с проведением повторных выборов составили 188 489 руб, которые истец просил взыскать с ответчика.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены администрация МО "Тимирязевское сельское поселение" Ульяновского района Ульяновской области, избирательная комиссия Ульяновской области.
Решением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 11 марта 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 30 июня 2020 г, постановлено: исковые требования территориальной избирательной комиссии муниципального образования "Ульяновский район" к Фадееву Ю.А. о взыскании расходов, связанных с проведением повторных выборов удовлетворить. Взыскать с Фадеева Ю.А. в пользу территориальной избирательной комиссии муниципального образования "Ульяновский район" расходы, связанные с проведением 08 сентября 2019 г. повторных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования "Тимирязевское сельское поселение" Ульяновского района Ульяновской области четвертого созыва по Тимирязевскому пятимандатному избирательному округу N 2 в размере 188 489 руб. Взыскать с Фадеева Ю.А. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования "Цильнинский район" Ульяновской области в размере 4 969 руб.78 коп.
Определением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 03 февраля 2021 г. произведена замена стороны ответчика (должника) по делу по иску Территориальной избирательной комиссии МО "Ульяновский район" к Фадееву Ю.А. о возмещении расходов, понесенных на проведение повторных выборов, заменив Фадеева Юрия Анатольевича (умершего 27 июля 2020 г.) на его правопреемника Фадееву Надежду Николаевну.
В кассационной жалобе Фадеева Н.Н. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений как незаконных, необоснованных и подлежащих отмене с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Судебная коллегия, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит, что имеются основания, предусмотренные законом для удовлетворения кассационной жалобы и отмены апелляционного определения.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения норм материального и процессуального права допущены судом апелляционной инстанции.
Судом установлено, что 21 июля 2018 г. в ТИК МО "Ульяновский район" от Фадеева Ю.А. поступило заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов МО "Тимирязевское сельское поселение" четвертого созыва по десятимандатному избирательному округу от Ульяновского областного отделения "Коммунистическая партия Российской Федерации".
31 июля 2018 г. Фадеев Ю.А. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Тимирязевское сельское поселение" четвертого созыва по Тимирязевскому пятимандатному избирательному округу N 2.
Постановлением ТИК МО от 10 сентября 2018 г. N65/343-3 "Об определении результатов муниципальных выборов по многомандатным избирательным округам на территории муниципального образования "Ульяновский район" 9 сентября 2018 г.", результаты выборов депутатов в Совет депутатов муниципального образования "Тимирязевское сельское поселение" Ульяновского района Ульяновской области четвертого созыва признаны действительными. Фадеев Ю.А, в числе других, был избран депутатом Совета депутатов муниципального образования "Тимирязевское сельское поселение" Ульяновского района Ульяновской области.
09 сентября 2018 г. также состоялись выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования "Большенагаткинское сельское поселение" Цильнинского района Ульяновской области четвертого созыва.
Постановлением ТИК МО "Цильнинский район" от 10 сентября 2018 г. N 9214253 "Об определении результатов муниципальных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования "Большенагаткинское сельское поселение" четвертого созыва по Большенагаткинскому десятимандатному избирательному округу 09 сентября 2018 г.", результаты указанных выборов признаны действительными. Фадеев Ю.А. был избран депутатом Совета депутатов муниципального образования "Большенагаткинское сельское поселение" Цильнинского района Ульяновской области.
11 сентября 2018 г. ТИК МО "Ульяновский район" направило Фадееву Ю.А. извещение об избрании его депутатом Совета депутатов муниципального образования "Тимирязевское сельское поселение" Ульяновского района Ульяновской области четвертого созыва по Тимирязевскому пятимандатному избирательному округу N2. В извещении предложено в срок до 13 сентября 2018 г. представить в ТИК МО "Ульяновский район" копию документа об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата.
13 сентября 2018 г. в ТИК МО "Ульяновский район" Фадеевым Ю.А. представлено заявление об отказе от получения мандата депутата Совета депутатов муниципального образования "Тимирязевское сельское поселение" Ульяновского района Ульяновской области четвертого созыва по Тимирязевскому пятимандатному избирательному округу N 2.
19 июня 2019 г. ТИК МО "Ульяновский район" принято постановление N 77/368- 3 "О назначении повторных и дополнительных выборов депутатов представительных органов муниципальных образований на территории муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области 8 сентября 2019 г.", которым назначены повторные выборы депутата Совета депутатов муниципального образования "Тимирязевское сельское поселение" Ульяновского района Ульяновской области четвертого созыва по Тимирязевскому пятимандатному избирательному округу N 2.
Постановлением ТИК МО "Ульяновский район" от 09 сентября 2019 г. N 91/441-3 "Об определении общих результатов повторных и дополнительных выборов депутатов представительных органов муниципальных образований на территории муниципального образования "Ульяновский район" по многомандатным избирательным округам 08 сентября 2019 г.", повторные выборы депутата Совета депутатов муниципального образования "Тимирязевское сельское поселение" Ульяновского района Ульяновской области четвертого созыва по Тимирязевскому пятимандатному избирательному округу N 2, состоявшиеся 08 сентября 2019 г, признаны действительными.
20 сентября 2019 г. ТИК МО "Ульяновский район" принято постановление N 94/448-3 "Об утверждении отчета о поступлении и расходовании средств местного бюджета, выделенных территориальной избирательной комиссии муниципального образования "Ульяновский район" на подготовку и проведение повторных выборов депутата Совета депутатов муниципального образования "Тимирязевское сельское поселение" Ульяновского района Ульяновской области четвертого созыва по Тимирязевскому пятимандатному избирательному округу N2 8 сентября 2019 г.", которым утвержден отчет о поступлении и расходовании средств местного бюджета, выделенных ТИК МО "Ульяновский район" на подготовку и проведение повторных выборов депутата Совета депутатов МО "Тимирязевское сельское поселение" Ульяновского района Ульяновской области четвертого созыва по Тимирязевскому пятимандатному избирательному округу N 2 08 сентября 2019 г. в сумме 188 489 руб.
Разрешая спор, руководствуясь положениями статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, статьи 5 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 23 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 94 Закона Ульяновской области от 01 августа 2007 г. N 109-30 "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области", суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что причиной проведения повторных выборов и возникновения бюджетных расходов территориальной избирательной комиссии на проведение повторных выборов явились письменный отказ Фадеева Ю.А. от получения депутатского мандата и непредставление в ТИК МО "Ульяновский район" сведений о наличии предусмотренных законодательством вынуждающих обстоятельств, препятствующих сложению с него полномочий, несовместимых со статусом депутата представительного органа муниципального образования, документы об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата представительного органа муниципального образования, либо копии документов, удостоверяющих подачу заявления об освобождении от таких обязанностей.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что с данными выводами согласиться нельзя в силу следующего.
Часть 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что решение должно быть законным и обоснованным.
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 Постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
С учетом изложенного правильное рассмотрение дела невозможно без определения и установления всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.
Из статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ следует, что законом допускается возможность регистрации гражданина в качестве кандидата для участия одновременно в различных выборах, в частности, в выборах депутатов представительного органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления.
В то же время частью 6 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат представительного органа муниципального образования, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 5 статьи 91 Закона Ульяновской области от 01 августа 2007 г. N 109-30 "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области" в случае отказа зарегистрированного кандидата от получения депутатского мандата в соответствии с частью 12 статьи 85 настоящего Закона избирательная комиссия муниципального образования передает вакантный депутатский мандат первому из не получивших депутатские мандаты зарегистрированному кандидату из обще муниципальной части списка кандидатов, а если таких нет, то первому из не получивших депутатские мандаты зарегистрированному кандидату из территориальной группы того же списка кандидатов в соответствии с очередностью территориальных групп кандидатов, установленной частью 5 статьи 87 настоящего Закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 Закона Ульяновской области от 01 августа 2007 г. N 109-30, в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе избирательная комиссия муниципального образования назначает дополнительные выборы. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, дополнительные выборы назначаются и проводятся в порядке, установленном частью 1 настоящей статьи, если в избирательном округе замещено менее двух третьих депутатских мандатов (пункт 2).
Суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что досрочного прекращения полномочий Фадеева Ю.А. в данном случае не имелось, поскольку такого права у Фадеева Ю.А. не возникло.
Согласно части 3 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.
Из положений статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2012 г. 67-ФЗ следует, что законом допускается возможность регистрации гражданина в качестве кандидата для участия одновременно в различных выборах, в частности, в выборах депутатов представительного органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления.
В то же время приведенными выше положениями избирательного законодательства, установлена ответственность кандидата, избранного депутатом, выборным должностным лицом, за неисполнение предписания закона о сложении таким лицом обязанностей несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, в целях пресечения недобросовестного поведения при реализации гражданином пассивного избирательного права.
Исходя из этого признание зарегистрированного кандидата победителем одновременно на различных выборах, в результате чего он может быть зарегистрирован избранным только на одних выборах, не влечет ответственность, установленную в соответствии с пунктом 7 статьи 70 от 12 июня 2012 г. N 67-ФЗ и пунктом 3 статьи 94 Закона Ульяновской области от 01 августа 2007 г. N 109-ЗО, что не было принято во внимание судами при рассмотрении настоящего дела.
Учитывая вышеизложенное, при рассмотрении данного дела суду следовало дать оценку и установить необходимость назначения и проведения повторных выборов, а также была ли вызвана необходимость назначения повторных выборов неисполнением Фадеевым Ю.А. избирательных обязанностей либо иными обстоятельствами.
В силу того, что суд кассационной инстанции полномочиями по проверке фактических обстоятельств дела не наделен, а повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалоб, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебный акт суда апелляционной инстанции подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и, правильно применив нормы материального и процессуального права, определив юридически значимые обстоятельства, с учетом всех доводов апелляционной жалобы разрешить дело в соответствии с требованиями закона.
На основании вышеуказанного и, руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции определила, ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 30 июня 2020 г. отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий Е.М. Балакирева
Судьи М.В. Романов
Т.Т. Кизирбозунц
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.