N 88-10050/2021
20 мая 2021 г. г. Самара
Шестой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Ившиной Т.В, рассмотрев единолично кассационную жалобу Фонда социального страхования Российской Федерации на определение Звенигородского районного суда Республики Марий Эл от 26 ноября 2020г, апелляционное определение Верховного Суда Республики Марий Эл от 15 февраля 2021 г. по гражданскому делу N 2-11/2013 по заявлению Министерства финансов Российской Федерации об изменении способа и порядка исполнения судебного акта
установил:
решением Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 17 января 2013 года с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации единовременно в пользу ФИО1 взыскана в возмещение вреда здоровью задолженность за период с 1 января 2011 года по 30 ноября 2012 года в размере 236593 руб. 88 коп.; с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации (федерального бюджета) взыскан в возмещение ущерба утраченный заработок ежемесячно, начиная с 1 декабря 2012 года в размере 10599 руб. 72 коп, с последующей индексацией с учетом уровня инфляции в порядке и случаях, которые предусмотрены законом, бессрочно, до определения государственного органа, уполномоченного производить указанные выплаты.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 4 апреля 2013 года решение Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 17 января 2013 года отменено в части взыскания с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации государственной пошлины в доход соответствующего бюджета в размере 5965руб. 94 коп, в остальной части решение оставлено без изменения.
28 октября 2020 года Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл обратилось в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 17 января 2013 года, указав в обоснование, что постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 года N 872 "О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) определен государственный орган, уполномоченный производить капитализированные повременные платежи с Российской Федерации - Фонд социального страхования Российской Федерации.
Определением Звенигородского районного суда Республики Марий Эл от 26 ноября 2020г, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Марий Эл от 15 февраля 2021 г, постановлено: "Изменить порядок и способ исполнения решения Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 17 января 2013 года по делу N 2-11/2013, возложив обязанность по его исполнению в виде выплаты ФИО1 капитализированных повременных платежей на Фонд социального страхования Российской Федерации".
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на незаконность обжалуемых постановлений, просит их отменить, в удовлетворении заявления Министерства финансов Российской Федерации об изменении способа и порядка исполнения решения в части возложения на Фонд социального страхования Российской Федерации обязанности производить ФИО1 выплаты капитализированных повременных платежей с последующей индексацией в порядке, предусмотренном законом и бессрочно, отказать.
В соответствии с требованиями части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы, Шестой кассационный суд общей юрисдикции пришёл к следующему.
Согласно части 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 135 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации. Указанное требование в случае перехода его к Российской Федерации также удовлетворяется в первую очередь. В этом случае обязательства должника перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей переходят к Российской Федерации и исполняются Российской Федерацией в соответствии с федеральным законом в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В абзаце 2 пункта 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" дано разъяснение, что если право требования к должнику в размере капитализированных платежей с согласия потерпевшего перешло к Российской Федерации (по требованию Федеральной налоговой службы, представлявшей интересы Российской Федерации по обязательным платежам и денежным обязательствам в деле о банкротстве должника), то обязанность государства по выплате ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью потерпевшего должна исполняться за счет средств казны Российской Федерации (федерального бюджета) в лице Министерства финансов Российской Федерации, поскольку до настоящего времени Правительством Российской Федерации, которым в силу ст. 135 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" должен был быть определен порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей, не определен государственный орган, уполномоченный производить эти выплаты, а после определения такого органа - этим органом.
Из Постановления Правительства Российской Федерации от 09 июля 2019 года N 872 "О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" следует, что Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) осуществляет функции по выплате капитализированных повременных платежей по требованиям граждан, перед которыми должник (кредитная организация) несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, за счет средств федерального бюджета в случае перехода обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей к Российской Федерации. Данное Постановление вступило в силу с 01.01.2020 г.
В соответствии с п. 13 "Правил исполнения Российской Федерацией обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей в случае перехода таких обязательств к Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.07.2019 N 872 "О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", после вступления в законную силу судебных актов, предусматривающих переход обязательств по исполнению судебных актов по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей гражданам от Министерства финансов Российской Федерации к Фонду, Министерство финансов Российской Федерации передает Фонду находившиеся на исполнении в Министерстве финансов Российской Федерации исполнительные листы (с отметкой о произведенных Министерством финансов Российской Федерации выплатах).
Вступившим в законную силу решением Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 17 января 2013 года с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации единовременно в пользу ФИО1 взыскана в возмещен вреда здоровью задолженность за период с 1 января 2011 года по 30 ноября 2012 года в размере 236593 руб. 88 коп.; с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации (федерального бюджета) взыскан в возмещение ущерба утраченный заработок ежемесячно начиная с 1 декабря 2012 года в размере 10599 руб. 72 коп, с последующей индексацией с учетом уровня инфляции в порядке и случаях, которые предусмотрены законом, бессрочно, до определения государственного органа, уполномоченного производить указанные выплаты.
Установив, что выплаты, производимые Министерством финансов Российской Федерации ФИО1 имеют статус капитализированных повременных платежей и их общий объем (4681348 руб. 80 коп.) для выплат в пользу ФИО1 в настоящее время не израсходован, суд первой инстанции исходил из того, что с 1 января 2020 года установлен новый порядок выплаты капитализированных повременных платежей, согласно которому в случае перехода обязательств по выплате соответствуют капитализированных повременных платежей гражданам от должника к Российской Федерации финансовое обеспечение данных расходы обязательств Российской Федерации осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в связи с чем пришёл выводу о необходимости изменения порядка исполнения судебного решения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изменяя порядок исполнения решения суды, вопреки доводам жалобы, не допустили нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых определений.
Доводы жалобы о незаконном возложении обязанности производить выплаты с использованием механизма индексации и бессрочно, были предметом оценки предыдущих инстанций и обоснованно отклонены, поскольку фактически направлены на оспаривание вступивших в законную силу решения и апелляционного определения, которыми в пользу ФИО1 взысканы денежные средства и которые не являются предметом рассмотрения и оценки суда рамках рассмотрения заявления об изменении порядка и способа исполнения решения суда.
Оснований для отмены определений суда первой и апелляционной инстанции по доводам жалобы суд кассационной инстанции не усматривает.
Шестой кассационный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
определение Звенигородского районного суда Республики Марий Эл от 26 ноября 2020г, апелляционное определение Верховного Суда Республики Марий Эл от 15 февраля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Судья Шестого кассационного суда
общей юрисдикции Т.В. Ившина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.