Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ившиной Т.В, судей Семенцева С.А, Петровой И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Высокогорском районе Республики Татарстан на решение Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 03 марта 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 18 февраля 2021 г. по гражданскому делу N 2-230 /2020 по иску ФИО1 к Государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Высокогорском районе Республики Татарстан о признании права на досрочную пенсию.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, участвующих в судебном заседании посредством видеоконференц-связи ФИО1 и её представителя Верхова О.А, возражавших по доводам жалобы, указавших на то, что суд, принимая решение, суммирование льгот не производил, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Высокогорском районе Республики Татарстан ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности. Не согласившись с данным решением, просила суд включить в ее стаж для назначения досрочной страховой пенсии следующие периоды: работы с 01.04.1996г. по 12.02.1998г. в должности медсестры костно-хирургического отделения N5 и с 13.02.1998г. по 31.10.1999г. в должности медицинской сестры анестезистки костно-хирургического отделения N6 ГАУЗ "Казанская государственная туберкулезная больница" в льготном порядке как один год работы за один год и шесть месяцев; периоды нахождения на курсах повышении квалификации с 16.11.2000г. по 14.12.2000г, с 06.10.2004г. по 19.11.2004г, с 06.10.2009г. по 20.11.2009г, с 09.10.2012г. по 07.12.2012г, с 19.02.2014г. по 21.03.2014г. с 28.03.2017г. по 27.04.2017г, с 19.02.2019г. по 21.03.2019г.; признать за ней право на страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения; обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Высокогорском районе Республики Татарстан назначить ФИО1 страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной иной деятельности по охране здоровья населения с даты обращения в пенсионный фонд - с 14 августа 2019 г.; взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Высокогорском районе Республики Татарстан в пользу ФИО1 расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей.
Решением Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 03 марта 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 18 февраля 2021 г. исковые требования ФИО1 удовлетворены.
Суд постановил:"Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Высокогорском районе Республики Татарстан включить ФИО1 в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы: с 01 апреля 1996 г. по 12 февраля 1998 г. в должности медсестры костно-хирургического отделения N 6 и с 13 февраля 1998 г. по 31 октября 1999 г. в должности медицинской сестры анестезистки костно-хирургического отделения N 6 ГАУЗ "Казанская государственная туберкулезная больница" в льготном порядке как один год работы за один год и шесть месяцев; периоды нахождения на курсах повышении квалификации с 16 ноября 2000 г. по 14 декабря 2000 г, 06 октября 2004 г. по 19 ноября 2004 г, 06 октября 2009 г. по 20 ноября 2009 г, 09 октября 2012 г. по 07 декабря 2012 г, с 19 февраля 2014 г. по 21 марта 2014 г, 28 марта 2017 г. по 27 апреля 2017 г, 19 февраля 2019 г. по 21 марта 2019 г. в календарном исчислении.
Признать за ФИО1 право на страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Высокогорском районе Республики Татарстан назначить ФИО1 страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной иной деятельности по охране здоровья населения с 14 августа 2019 года.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Высокогорском районе Республики Татарстан в пользу ФИО1 расходы по уплате госпошлины в размере 300 (триста) рублей.".
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на незаконность, необоснованность обжалуемых судебных актов, просит их отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, так как спорные периоды зачтены пенсионным органом в специальный стаж истца в льготном порядке как 1 год работы за 1 год и 3 месфца, у судов отсутствовали законные основания для применения к спорным периодам работы истца одновременно двух льготных порядков подсчёта специального стажа лечебной деятельности как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев и 1 год работы за 1 год и 3 месяца.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлялись судом кассационной инстанции о месте и времени рассмотрения дела, представители Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Высокогорском районе Республики Татарстан в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу решения, апелляционного определения, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 14 августа 2019 года ФИО1 обратилась в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Высокогорском районе Республики Татарстан с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью.
Решением пенсионного органа N 938612/19 от 27 августа 2019 года, ФИО1 отказано в назначении такой пенсии, в связи с отсутствием у нее требуемого стажа лечебной деятельности.
В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы с 01.04.1996г. по 12.02.1998г. в должности медсестры костно-хирургического отделения N5 и с 13.02.1998г. по 31.10.1999г. в должности медицинской сестры анестезистки костно-хирургического отделения N6 ГАУЗ "Казанская государственная туберкулезная больница" включены в календарном порядке, периоды нахождения на курсах повышении квалификации с 16.11.2000г. по 14.12.2000г, с 06.10.2004г. по 19.11.2004г, с 06.10.2009г. по 20.11.2009г, с 09.10.2012г. по 07.12.2012г, с 19.02.2014г. по 21.03.2014г, с 28.03.2017г. по 27.04.2017г, с 19.02.2019г. по 21.03.2019г. не зачтены.
Суд удовлетворил требования истца о включении в её специальный стаж лечебной деятельности в календарном исчислении периодов нахождения на курсах повышения квалификации.
Решение суда и апелляционное определение в указанной части не оспаривается.
Возлагая на пенсионный орган обязанность включить в специальный стаж истца в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и шесть месяцев периоды работы истца с 1 апреля 1996 года по 12 февраля 1998 года в должности медсестры костно-хирургического отделения N5 и с 13 февраля 1998 года по 31 октября 1999 года в должности медицинской сестры анестезистки костно - хирургического отделения N6 ГАУЗ "Казанская государственная туберкулезная больница", суд исходил из того, что истец работала в должности, относящейся к среднему медицинскому персоналу отделения хирургического профиля стационара.
С учётом удовлетворения требований о включении спорных периодов в стаж работы, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости, суд пришёл к выводу о том, что на дату обращения за назначением пенсии, право на назначение пенсии у неё возникло.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы на основании следующего.
Истец претендует на назначение досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа.
Вопреки выводам суда апелляционной инстанции и доводам кассационной жалобы ответчика, как следует из решения пенсионного органа N 938612/19 от 27 августа 2019 с приложенными к нему данными о стаже ФИО1 и подданного пенсионным органом в суд первой инстанции отзыва на иск ФИО1, периоды работы истца с 01.04.1996г. по 12.02.1998г. в должности медсестры костно-хирургического отделения N5 и с 13.02.1998г. по 31.10.1999г. в должности медицинской сестры - анестезистки костно-хирургического отделения N6 ГАУЗ "Казанская государственная туберкулезная больница" учтены пенсионным органом в календарном исчислении. Всего по решению ответчика специальный стаж истца на 27 августа 2019 г. составил 23 года 03 мес. 24 дн.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи;
Согласно части 1.1 указанной статьи страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в целях адаптации к изменениям условий пенсионного обеспечения данным законом установлена льгота для граждан, предусмотренных в части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, страховая пенсия может назначаться ранее достижения возраста согласно приложению 6, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из частей 3, 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", а также пп. "н" пункта 1, пункта 3 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" к периодам работы истца подлежат применению ныне действующие Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 либо постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" и утверждённый им Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет.
Пунктом 2 постановления от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" предусмотрено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам:
работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца;
врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам-анестезиологам-реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, врачам-патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, врачам-судебно-медицинским экспертам, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно-медицинской экспертизы, проводящим судебно-медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
Из приведенных нормативных положений постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 и утвержденного им Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, следует, что для врачей и среднего медицинского персонала учреждений здравоохранения устанавливалось льготное исчисление сроков выслуги как один год и 3 месяца за один год работы в сельской местности или поселках городского типа. Для отдельных категорий работников, в частности врачей-хирургов, среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров, предусматривалась льгота в исчислении сроков выслуги - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев. При этом правовое регулирование, закрепляющее такие льготы, возможность их суммирования не устанавливало.
Впервые суммирование льгот в части исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, стало возможным с момента принятия постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
На основании постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 по выбору обратившегося за назначением пенсии периоды работы в стационаре хирургического профиля в сельской местности могли быть исчислены либо как один год работы за 1 год и три месяца либо как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
Учитывая, что ФИО1 в периоды с 01.04.1996г. по 12.02.1998г. и с 13.02.1998г. по 31.10.1999г. осуществляла лечебную деятельность в сельской местности, в должности среднего медицинского персонала в отделении хирургического профиля стационара, данные периоды могут быть включены в стаж истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев без применения льготного исчисления как 1 год работы за один год и три месяца, то есть без суммирования льгот.
Согласно решению пенсионного органа, стаж лечебной деятельности истца (с учётом спорных периодов, зачтенных в календарном порядке) на 14 августа 2019 г. составил 23 г. 03 мес. 24 дн.
С учётом льготного периода (при включении спорных периодов в льготном порядке как 1 год работы за один год 6 месяцев) в размере 01 г. 09 мес. 15 дн. и зачтённых судом периодов нахождения на курсах повышения квалификации (всего 09 мес. 03 дня), специальный стаж ФИО1 на дату обращения за назначением пенсии составлял 25 лет 10 мес. 13 дн.
При таких обстоятельствах суд обоснованно возложил на пенсионный орган обязанность назначить истцу пенсию с даты обращения за ней.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены судом кассационной инстанции, и признаются судебной коллегией несостоятельными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов о законности заявленных требований не опровергли.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 03 марта 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 18 февраля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Высокогорском районе Республики Татарстан - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Ившина
Судьи С.А. Семенцев
И.И. Петрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.