Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20 февраля 2021 г. по делу N 16-1136/2021-
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ермолаева Л.П., рассмотрев жалобу Намазалиева Эльбруса Эльдара оглы на вступившее в законную силу постановление Берёзовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26 февраля 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Намазалиева Эльбруса Эльдара оглы,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Берёзовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26 февраля 2019 года гражданин Республики "данные изъяты" Намазалиев Э.Э. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Намазалиев Э.Э, выражает несогласие с указанным выше судебным актом, просит исключить из него указание на назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Дело об административном правонарушении, истребованное по жалобе Намазалиева Э.Э, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 17 февраля 2020 года.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Из положений пункта 2 статьи 5 Закон N 115-ФЗ следует, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных данным законом.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 26 февраля 2019 года на 1 километре автозимника Березово-Теги в рамках ОПО "нелегальный мигрант" нарядом ДПС ОГИБДД задержан гражданин "данные изъяты" Намазалиев Эльбрус Эльдар оглы, "данные изъяты" года рождения, у которого отсутствовали документы, подтверждающие законность нахождения на территории Российской Федерации.
Согласно имеющимся данным учета, 23 декабря 2018 года вступил в законную силу приговор мирового суда пос. Усть-Нера в части привлечения к уголовной ответственности Намазалиева Э.Э. к уголовной ответственности по части "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации. Штраф оплачен Намазалиевым Э.Э. 23 декабря 2018 года.
Поскольку с момента вступления приговора и до настоящего времени Намазалиев Э.Э. незаконно находился на территории Российской Федерации, своими действиями уклоняясь от выезда за пределы Российской Федерации по истечении установленного законодательством срока пребывания в Российской Федерации ОВМ ОМВД России по Березовскому району 26 февраля 2019 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации, в отношении Намазалиева Э.Э.
Факт совершения Намазалиевым Э.Э. административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заявителем по существу не оспаривается, подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 26 февраля 2019 года (л.д.2), объяснениями Намазаливева Э.Э. и "данные изъяты" (л.д.3, 11), сведениями миграционного учета баз данных АС ЦБДУИГ и Мигрант-1 (л.д. 13, 14), рапортами сотрудников полиции (л.д. 15, 18), светокопией паспорта (л.д. 4), приговором от 13 декабря 2018 года (л.д.7-9), а также иными доказательствами по делу, получившими надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Имеющиеся в материалах дела доказательства отвечают требованиям относимости, допустимости и в своей совокупности являются достаточными для установления вины Намазалиева Э.Э. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии Намазалиева Э.Э. в соответствии с положениями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем указаны все необходимые сведения. Права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статья 51 Конституции Российской Федерации, Намазалиеву Э.Э. разъяснены, разъяснено право на услуги переводчика. Правом дать объяснения Намазалиев Э.Э. воспользовался. Копия протокола вручена в установленном законом порядке.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьей требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела, не допущено. Дело судьей районного суда рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности и с соблюдением правил подсудности в соответствии с требованиями статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В постановлении судьи районного суда по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании.
Вопреки доводам жалобы, при назначении наказания требования закона соблюдены. Наказание Намазалиеву Э.Э. в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации назначено в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом положений статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Указанное право на уважение личной и семейной жизни не является абсолютным, может быть в определенных ситуациях ограничено законом. Приведенные нормативные положения, в том числе в их интерпретации Европейским Судом по правам человека, не препятствуют государству в соответствии с нормами международного права и своими договорными обязательствами контролировать въезд иностранцев, а равно их пребывание на своей территории, в то же время нормы международного права указывают на необходимость соблюдения ряда положений, касающихся того, что применяемые меры в сфере возможного ограничения права на уважение личной и семейной жизни, должны быть оправданы насущной социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели.
При рассмотрении дела судом была дана надлежащая правовая оценка всем имеющим для законного разрешения дела обстоятельствам, связанным как с самим событием правонарушения, так и с индивидуализацией назначаемого наказания, в том числе установлены все необходимые данные, связанные с личностью Намазалиева Э.Э. Установленные в судебном заседании фактические обстоятельства, позволили судье районного суда прийти к обоснованному решению о необходимости назначения Намазалиеву Э.Э. наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Относительно критериев допустимости высылки в демократическом обществе Европейский Суд по правам человека отметил, что значение, придаваемое тому или иному из них, будет различным в зависимости от обстоятельств конкретного дела, государство, связанное необходимостью установить справедливое равновесие между конкурирующими интересами отдельного лица и общества в целом, имеет определенные пределы усмотрения; в то же время право властей применять выдворение может быть важным средством предотвращения серьезных и неоднократных нарушений иммиграционного закона, поскольку оставление их безнаказанными подрывало бы уважение к такому закону. При этом законность проживания мигранта позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания.
Приведенные доводы жалобы касаются обоснованности и справедливости назначенного наказания, необходимости индивидуализации ответственности, но не касаются характера совершенного административного правонарушения.
Оснований полагать, что у Намазалиева Э.Э. на момент вынесения постановления имелись прочные социальные и семейные связи на территории Российской Федерации, которые были бы незаконно и необоснованно прерваны вмешательством органов публичной власти, не усматривается.
Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости. Необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации прямо предусмотрена санкцией части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные в жалобе ссылки на нормы международного права, правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации не свидетельствуют о невозможности применения административного наказания в виде административного выдворения в зависимости от обстоятельств рассматриваемого случая.
Проживание в настоящее время на территории Российской Федерации отца Намазалиева Э.Э. не свидетельствует о наличии таких прочных семейных связях, которые бы делали невозможным применение в отношении Намазалиева Э.Э. такой меры, как административное выдворение и указали бы на необоснованное вмешательство публичных властей в личную и семейную жизнь лица. Назначенное административное наказание не препятствует реализации семейных отношений в стране гражданской принадлежности Намазалиева Э.Э, либо в иной стране за пределами Российской Федерации.
Доводы жалобы о том, что проживает вместе с женой и несовершеннолетним ребенком, надлежащими доказательствами не подтверждены. Указанные доводы являлись предметом рассмотрения судьи районного суда.
Приложенные вместе с настоящей жалобой копии свидетельства о заключении брака, свидетельства о рождении "данные изъяты" свидетельства о смерти "данные изъяты" копия обвинительного постановления от 16 ноября 2018 года, копии незаверенных судебные акты: приговора от 13 декабря 2018 года в отношении Намазалиева Э.Э, решения судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 февраля 2020 года, не отвечают требованиям допустимости, доводы о совместном проживании с семьей на территории Российской Федерации не подтверждают.
Относимых, допустимых и достоверных доказательств реального наличия у Намазалиева Э.Э. устойчивых семейных связей на территории Российской Федерации не представлено. Не подтверждают указанные доводы жалобы и копии свидетельств о рождении "данные изъяты", "данные изъяты" копия свидетельства о смерти "данные изъяты"
Кроме того, вопреки доводам жалобы, наличие уголовного дела в отношении Намазалиева Эльбруса Эльдар оглы по факту использования "данные изъяты" на имя Намазалиева Эльбруса Эльдар оглы "данные изъяты" года рождения, также не подтверждает наличие у Намазалиева Э.Э. устойчивых семейных связей на территории Российской Федерации, поскольку свидетельство о браке и свидетельства о рождении детей содержат информацию в отношении гражданина "данные изъяты" года рождения.
При таких обстоятельствах, доводы жалобы не указывают на наличие обстоятельств, препятствующих назначению наказания в виде административного выдворения. При вынесении постановления баланс публичных и частных интересов нарушен не был. Оснований для изменения постановления в части исключения административного наказания в виде административного выдворения не имеется.
При рассмотрении дела судьей районного суда Намазалиев Э.Э. участвовал в судебном заседании, обосновывал свою позицию по делу, имел возможность заявлять ходатайства, в реализации иных процессуальных прав ограничен не был.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
вступившее в законную силу постановление Берёзовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26 февраля 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Намазалиева Эльбруса Эльдара оглы оставить без изменения, жалобу Намазалиева Эльбруса Эльдара оглы - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ермолаева Л.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.