Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Сапрыгина Л.Ю., изучив жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Иволга" Рябковой Т.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Сысертского районного суда Свердловской области от 09 ноября 2020 года, решение судьи Свердловского областного суда от 26 января 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Иволга",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Сысертского районного суда Свердловской области от 09 ноября 2020 года (резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2020 года), оставленным без изменения решением судьи Свердловского областного суда от 26 января 2021 года, общество с ограниченной ответственностью "Иволга" (далее - ООО "Иволга", Общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО "Иволга" Рябкова Т.А. просит об отмене судебных актов и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Согласно Федеральному закону от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу статьи 2 Федерального закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В силу статьи 11 Федерального закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно пункту 4.4. СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются:
- соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1, 5 до 2 метров;
- выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом;
- организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха;
- обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации;
- организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу;
- использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций;
- ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных).
В целях реализации положений Федерального закона N 52-ФЗ постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 января 2020 года N 2 "О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой корона вирусной инфекции, вызванной 20019-nCOV", постановлением от 31 января 2020 года N 3 "О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемиологических профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCOV", постановлением от 02 марта 2020 года N 3 "О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCOV", высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) рекомендовано утвердить региональные планы организационных санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции; с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.
Указом Губернатора Свердловской области от 18 марта 2020 года N 100-УГ "О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCOV)" на территории Свердловской области введен режим повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCOV).
Согласно части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут административное наказание на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что на основании требования Сысертской межрайонной прокуратуры от 22 июля 2020 года N 02-02-2020 специалистами Роспотребнадзора в период с 03 по 28 августа 2020 года проведена внеплановая выездная проверка базы отдыха ООО "Иволга", расположенной по адресу: Свердловская область, Сысертский район, с. Кадниково, на территории которой в период с 02 августа 2020 года по 19 августа 2020 года размещался детский тематический лагерь "Выездной культурнопросветительский проект "Мепога Camps" для детей с 6 до 18 лет, и предоставлялись услуги по организации проживания, питания и отдыха.
В ходе проверки выявлены нарушения:
- п. 1 ст. 17, п. 1 ст. 28, п. 1, 3 ст. 29, п. 1 ст. 34, ст 35 Федерального закона N 52-ФЗ, п.п. 1.8, 4.22 СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работников стационарных организаций отдыха и оздоровления детей", - п.5.25 СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологическое требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования", - п. 12.2 СП N 3.1.1.2341-08 "Профилактика вирусного гепатита В", п. 8.1 СП 3.1.2.3109-13 "Профилактика дифтерии", п. 4.4 СП 3.1 2.3114-13 "Профилактика туберкулеза", п. 6.2 СП 3.1.2825-10 "Профилактика вирусного гепатита А", пп. 6.3, 6.4 СП 3.1.2952-11 "Профилактика кори, краснухи и эпидемиологического паратита", - п. 6.3.1 СП 3.1.3.2352-08 "Профилактика клещевого энцефалита", - п. 15, 18 Приказа Минздравсоцразвия РФ от 12 апреля 2011 года N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, занятых на тяжелых работах и на заботах с вредными и (или) опасными условиями труда", выразившееся в нарушении требований к прохождению первичных и периодических медицинских осмотров сотрудниками, к проведению вакцинации сотрудниками, к прохождению гигиенического обучения сотрудниками, - требований противоэпидемиологических мероприятий, предусмотренных п. 4.4 СП 97-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", п.п. 5рЗ, 2.5 СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", - п. 2.3 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных к паразитарных болезней", п. 3.4 СП 3.5.1378-03 "Санитарно
эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности", а именно: в помещении пищеблока цех сырых овощей и мангальная не обеспечены мылом, полотенцем, антисептиком, в жилых комнатах отсутствуют рециркуляторы воздуха, нарушаются требования по приготовлению раствора дезинфицирующего средства (в инструкции неверно указана концентрация дезинфицирующего средства, а концентрация активного хлора в растворе дезинфицирующего средства не соответствует нормативной), отсутствуют сведения о прохождении сотрудниками пищеблока теста на новую коронавирусную инфекцию, что отражено в акте.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "Иволга" к административной ответственности по части 2 стати 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения ООО "Иволга" административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вопреки доводам жалобы, подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которым нижестоящими судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, судья районного суда, а также судья областного суда при рассмотрении жалобы на постановление, пришли к обоснованному выводу о виновности ООО "Иволга" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для иной оценки выводов о виновности и представленных в материалы дела доказательств, подтверждающих установленные обстоятельства, не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судьями правильно указано на то, что юридическое лицо - ООО "Иволга" имело возможность для соблюдения действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, но обществом не были приняты все необходимые и достаточные для этого меры.
Доводы жалобы защитника об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, не могут быть признаны состоятельными, поскольку из материалов дела следует, что ООО "Иволга" допущены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий.
Оснований ставить под сомнение установленные судебными инстанциями обстоятельства выявленных нарушений в рамках данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы о виновности, в материалы дела защитником не представлено.
Сами по себе, все приведенные в жалобе защитником доводы не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных актов, по существу эти доводы сводятся к переоценке доказательств, которые являлись предметом исследования судей, что не является основанием для отмены принятых по делу судебных актов. Действия ООО "Иволга" правильно квалифицированы по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений порядка привлечения ООО "Иволга" к административной ответственности, влекущих отмену судебных актов, не установлено.
В постановлении по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы.
Постановление о назначении административного наказания вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено ООО "Иволга" с учетом положений части 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным и справедливым, соответствует целям административного наказания, указанным в статье 3.1 данного Кодекса.
При рассмотрении жалобы на постановление судьей областного суда дело проверено в полном объеме в соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решение судьи соответствует требованиям закона, процессуальных нарушений не допущено.
При рассмотрении дела судьей районного суда и при пересмотре дела по жалобе судьей областного суда в судебном заседании принимал участие защитник общества. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Сысертского районного суда Свердловской области от 09 ноября 2020 года, решение судьи Свердловского областного суда от 26 января 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Иволга", оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Иволга" Рябковой Т.А. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Л.Ю. Сапрыгина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.