Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Савельевой Л.А.
судей Сапрыгиной Л.Ю, Чирковой Т.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ГУ МВД России по Свердловской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 24 сентября 2020 года по административному делу N 2а-678/2020 по административному иску Пономаревой Гермины Германовны о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Пономарева Г.Г. обратилась в суд с административным иском к ГУ МВД России по Свердловской области с требованием о признании незаконным решения об отказе в выдаче справки о реабилитации.
Требования мотивировала тем, что ее мать "данные изъяты". в возрасте 11 лет была депортирована по национальному признаку с родителями из Немецкой автономии Саратовской области в спецпоселение в Казахстан. Пономарева Г.Г. родилась "данные изъяты" области на территории спецпоселения, поэтому относит себя к лицам, подвергшимся политической репрессии. Довод административного ответчика о том, что она родилась после освобождения ее родителей из спецпоселения, явившийся основанием для отказа в выдаче справки, считает необоснованным, так как в правах немецкое население было восстановлено на основании Указа Верховного Совета СССР от 29 августа 1964 года.
Решением Красногорского районного суда города Каменска-Уральского Свердловской области от 25 июня 2020 года административное исковое заявление Пономаревой Г.Г. оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 24 сентября 2020 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым требования административного истца удовлетворены; заключение ГУ МВД России по Свердловской области от 19 сентября 2019 года об отказе в реабилитации Пономаревой Г.Г. признано незаконным; на административного ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Пономаревой Г.Г. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В поданной 24 марта 2021 года кассационной жалобе ГУ МВД России по Свердловской области просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на несоответствие выводов коллегии обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Пономарева Г.Г. представила письменные возражения на доводы жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание представителей не направили, о причинах неявки не уведомили.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела при имеющейся явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 Закона РСФСР от 26 апреля 1991 года N1107-1 "О реабилитации репрессированных народов" репрессированными признаются народы (нации, народности или этнические группы и иные исторически сложившиеся культурно-этнические общности людей) в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраивания национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения.
Согласно статье 3.1 названного Закона на граждан из числа репрессированных народов, подвергшихся репрессиям на территории Российской Федерации по признакам национальной или иной принадлежности, распространяется действие Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий".
Статьей 1.1 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" определено, что подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменившими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.
На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года "О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья" немецкое население, проживающее в районах Поволжья, переселено, в том числе, в районы Казахстана.
Из материалов дела следует, что Пономарева Г.Г. (до замужества - "данные изъяты") родилась в "данные изъяты" области "данные изъяты" года, ее родителями являются "данные изъяты"
В справке о реабилитации от 18 апреля 1996 года N 13-р, выданной прокуратурой Кокшетауской области Республики Казахстан, указано, что "данные изъяты" Г.Г. незаконно переселена по национальным мотивам в 1941 году из Саратовской области совместно с родителями в возрасте "данные изъяты" лет, с 1946 по 1956 год состояла на спецучете в органах МВД.
Согласно архивной справке Коммунального государственного учреждения "Государственный архив района Биржан Сал" Управления культуры, архивов и документации Акмолинской области от 14 августа 2020 года N ФП/Ф-1/04-11, административный истец являлась членом семьи "данные изъяты" "данные изъяты". и проживала в с. Бирсуат Энбекшильдерского района Кокчетавской области, откуда они выбыли 30 апреля 1980 года.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств применения вызванных репрессией ограничительных мер в отношении Пономаревой Г.Г. либо её семьи после 1956 года.
Судебная коллегия областного суда данные выводы признала основанными на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В связи с изданием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1955 года "О снятии ограничений в правовом положении с немцев и членов их семей, находящихся на спецпоселении", сняты с учета спецпоселения и освобождены из-под административного надзора органов МВД немцы и члены их семей, выселенные на спецпоселение в период Великой Отечественной войны, а также немцы - граждане СССР, которые после репатриации из Германии были направлены на спецпоселение.
В статье 2 упомянутого Указа закреплялось, что снятие с немцев ограничений по спецпоселению не влечет за собой возвращение им имущества, конфискованного при выселении, и что они не имеют права возвращаться в места, откуда они были выселены.
Суд апелляционной инстанции правомерно учел позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в определении от 24 июня 2008 года N 620-О-П, о том, что реабилитация означает восстановление реабилитированных лиц в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, устранение всех ограничений прав и свобод, которые к ним применялись, а также иных последствий произвола. Поэтому, если к лицу, формально освобожденному со спецпоселения, продолжали применяться те или иные ограничения прав и свобод, такое лицо фактически сохраняло статус репрессированного вплоть до окончательного устранения всех последствий произвола.
Статья 2 вышеприведенного Указа Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1955 года в части установления запрета немцам для возвращения в места, откуда они были выселены, утратила силу лишь вследствие принятия Указа Президиума Верховного Совета СССР от 03 ноября 1972 года "О снятии ограничения в выборе места жительства, предусмотренного в прошлом для отдельных категорий граждан".
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года "О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья" в части, содержащей обвинения в отношении немецкого населения, проживавшего в районах Поволжья, отменен только Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 1964 года.
Поэтому суд апелляционной инстанции пришел к убедительному заключению, что Пономарева Г.Г. со времени рождения до 1964 года была лишена возможности совместно с членами своей семьи свободно вернуться на территорию Саратовской области, откуда была выселена ее мать, а принадлежавшее ее семье до выселения имущество возврату не подлежало, вследствие чего до 1964 года она имела статус репрессированного лица в виду применявшихся к её матери ограничений прав и свобод.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правильно пришел к выводу, что у ГУ МВД России по Свердловской области отсутствовали основания для отказа в выдаче справки о реабилитации, поэтому отменил решение суда перовой инстанции и принял по делу новое решение.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судом апелляционной инстанции были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены апелляционного определения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 24 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ МВД России по Свердловской области - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 12 мая 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.