Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Савельевой Л.А.
судей Чирковой Т.Н, Сапрыгиной Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Тюменской области на решение Тюменского областного суда от 23 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 21 октября 2020 года по административному делу N 3а-41/2020 по административному иску акционерного общества "Тюменская домостроительная компания" о признании не действующим в части нормативного правового акта.
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н, объяснения представителя административного истца Русаковой Е.А, доводы жалобы полагавшей необоснованными, заключение прокурора Ботева В.Ю, полагавшего судебные акты не подлежащими отмене, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
3 декабря 2018 года Правительством Тюменской области принято распоряжение N 1500-рп "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Распоряжение N1500-рп).
Пунктом 1 Распоряжения N1500-рп утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в который в пункт 92 включено нежилое здание, общей площадью 7 447, 40 м?, с кадастровым номером "данные изъяты", расположенное по адресу: "данные изъяты" (далее - Объект недвижимости).
27 ноября 2019 года Правительством Тюменской области принято распоряжение N 1573-рп "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Распоряжение N1573-рп).
Пунктом 1 Распоряжения N 1573-рп утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в который в пункт 91 включен Объект недвижимости.
Собственник Объекта недвижимости АО "Тюменская домостроительная компания" (изменение организационно-правовой формы "открытое акционерное общество" на "непубличное акционерное общество" зарегистрировано 09 марта 2021 года в ЕРГЮЛ) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения требований, просило признать не действующими пункт 92 Перечня, утверждённого Распоряжением N1500-рп, и пункт 91 Перечня, утверждённого Распоряжением N1573-рп, поскольку указанное в них здание не обладает признаками объекта налогообложения, установленными статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Включение Объекта недвижимости в указанные перечни возлагает на административного истца обязанность по уплате экономически необоснованного налога на имущество.
Решением Тюменского областного суда от 23 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 21 октября 2020 года, административный иск удовлетворен, признаны не действующими со дня принятия пункт 92 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утверждённого Распоряжением N1500-рп, и пункт 91 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утверждённого Распоряжением N1573-рп.
В поданной 07 апреля 2021 года кассационной жалобе Департамент имущественных отношений Тюменской области, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований.
АО "Тюменская домостроительная компания" представила письменные возражения на доводы кассационной жалобы.
Административный ответчик Правительство Тюменской области, заинтересованное лицо Департамент имущественных отношений Тюменской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание представителей не направили, о причинах неявки суд не уведомили.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела при данной явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора, полагавшего кассационную жалобу необоснованной, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении настоящего дела суды первой и апелляционной инстанций, констатировав принятие Распоряжений N1500-рп, N1573-рп, уполномоченным органом в установленной форме с соблюдением порядка его опубликования и введения в действие, руководствуясь частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, сделали правомерный вывод о наличии по настоящему делу такого основания.
Оспариваемый в кассационной жалобе вывод судов первой и апелляционной инстанций о противоречии пунктов 91 и 92 Перечней положениям НК РФ является верным, соответствует материалам дела, основан на правильном толковании и применении норм материального права.
На территории Тюменской области региональный налог на имущество организаций введён Законом Тюменской области от 27 ноября 2003 года N 172 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон Тюменской области).
Согласно пункту 1 статьи 1.1 Закона Тюменской области налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 5 000 м? и помещений в них, введённых в эксплуатацию до 1 января 2013 года, включённых в перечень объектов недвижимого имущества, формирование и размещение которого осуществляется в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ в целях данной статьи административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Таким образом, в перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из приведённых критериев.
Объект недвижимости, как установлено при рассмотрении дела, имеет назначение: нежилое здание, расположен на земельном участке с видом разрешённого использования - для имущественного комплекса ДСК, находится в территориальной зоне П-2 (производственная зона).
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен Объект недвижимости, основанием для его включения в Перечень не является.
Объект недвижимости, который имеет наименование "нежилое девятиэтажное строение (административное здание)", включен в Перечни на том основании, что он фактически используется для размещения офисов.
Между тем, в нарушение предписаний части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязывающих административного ответчика доказать законность оспариваемой нормы, Правительством Тюменской области относимых и допустимых доказательств, подтверждающих соответствие спорного здания условиям, установленным НК РФ и необходимым для включения его в Перечень, не представлено.
Заключение о фактическом использовании для размещения офисов основано на том, что по данным технического паспорта Объект недвижимости имеет административное назначение, а площадь административных помещений (1 537, 6 м?), именуемых в том числе "кабинетами", составляет 20, 6% от общей площади здания, что, по мнению автора жалобы, соответствует критериям статьи 378.2 НК РФ.
Разрешая требования административного истца, суды правомерно исходили из того, что наименование "офис" не тождественно наименованию "кабинет" исходя из признаков, содержащихся в статье 378.2 НК РФ, а имеющаяся в техническом паспорте запись в графе "площадь" по внутреннему периметру "админ." не позволяет установить идентичность понятий этих наименований и охарактеризовать их использование как офисное, поэтому площадь всех помещений Объекта недвижимости, имеющих назначение "кабинет" не имеет правового значения и не может являться условием включения спорного здания в Перечень.
Поскольку в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций доказательств, подтверждающих соответствие Объекта недвижимости условиям, установленным НК РФ и необходимым для включения его в Перечень, представлено не было в нарушение части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды нижестоящих судебных инстанций пришли к верному выводу об удовлетворении требований административного истца и признании Распоряжений N1500-рп, N1573-рп не действующими в части ввиду их противоречия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены судебных постановлений.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тюменского областного суда от 23 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 21 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Тюменской области - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 12 мая 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.