Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Савельевой Л.А.
судей Чирковой Т.Н, Сапрыгиной Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Авалон" на решение Ленинского районного суда города Екатеринбурга от 25 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 02 февраля 2021 года по административному делу N2а-2901/2020 по административному иску ООО "Авалон" о признании нормативного правового акта не действующим в части.
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н, объяснения поддержавшего доводы кассационной жалобы представителя административного истца Гаюн К.А, заключение прокурора Ботева В.Ю, полагавшего судебные акты подлежащими отмене, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением администрации города Екатеринбурга от 13 августа 2013 года N 2854 утвержден проект межевания территории в квартале улиц Ракетной-переулка Утреннего-улиц Спутников-Авиаторов (пункт 1) в составе: сводный чертеж границ земельных участков (приложение N 1), основные показатели земельных участков (приложение N 2), схемы расположения земельных участков из земель населенных пунктов на кадастровом плане территории (кадастровые кварталы "данные изъяты") согласно перечню (приложение N 3) (т. 1 л.д. 120-122).
Данным проектом предусмотрено формирование земельных участков N 14 под многоквартирным домом "данные изъяты", площадью 7 815 м?, и N 15 под пристроенное к многоквартирному дому помещение, площадью 2 678 м?, с определением общей границы между участками (т. 1 л.д. 131).
ООО "Авалон" обратилось в суд с административным иском о признании не действующим постановления от 13 августа 2013 года N 2854 в части формирования вышеуказанных земельных участков, ссылаясь на его противоречие части 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской федерации, и на нарушение своих прав как собственника общего имущества многоквартирного дома.
Решением Ленинского районного суда города Екатеринбурга от 25 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 02 февраля 2021 года, требования административного истца оставлены без удовлетворения.
В поданной 06 апреля 2021 года кассационной жалобе ООО "Авалон", ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
Администрация города Екатеринбурга, Прокуратура Свердловской области представили письменные возражения на доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание представителей не направили, мнение по доводам жалобы не представили.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), документация по планировке территории утверждается в целях обеспечения ее устойчивого развития, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков и зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории. Проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа (части 4 и 6 статьи 41 ГрК РФ).
Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории, порядок внесения в нее изменений и ее отмены регламентированы статьями 45, 46 ГрК РФ.
При рассмотрении настоящего дела суды первой и апелляционной инстанций, констатировав принятие муниципального нормативного правового акта уполномоченным органом в установленной форме с соблюдением порядка его опубликования и введения в действие, руководствуясь частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, сделали вывод об отсутствии по настоящему делу такого основания.
Соблюдение порядка принятия и введения в действие постановления администрации города Екатеринбурга от 13 августа 2013 года N 2854 подтверждено имеющимися в деле доказательствами и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Установив, что земельный участок под многоквартирным домом "данные изъяты" с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 7 815 м?, сформирован и в установленном порядке поставлен на государственный кадастровый учет 15 января 2014 года (т. 1 л.д. 169-172), а земельный участок под нежилым строением литер А с кадастровым номером "данные изъяты", принадлежащим ООО "Авалон", не формировался, суд первой инстанции пришел к выводу, что он не может быть отнесен к общему имуществу многоквартирного дома, поэтому не усмотрел противоречия постановления в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушения им прав административного истца.
Суд апелляционной инстанции данные выводы признал верными, соответствующими требованиям статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", статьям 36, 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 43 ГрК ПФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с ГрК РФ.
Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков: из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории; из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу; в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии; в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами; для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения (пункт 3 статьи 11.3 ЗК РФ).
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется, в частности, в следующих случаях: образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям; образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке; образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд (пункт 4 статьи 11.2 ЗК РФ).
Подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах, определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны, и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в том числе для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (части 1 и 2 статьи 43 ГрК РФ).
При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил (часть 9 статьи 45 ГрК РФ).
Как установлено при рассмотрении дела, ООО "Авалон" является собственником нежилого помещения, площадью 710, 6 м?, расположенного по адресу: "данные изъяты"
Под данным нежилым помещением (пристроем к многоквартирному дому) проектом межевания предусмотрено формирование земельного участка N 15 площадью 2 678 м?.
Под многоквартирным домом, расположенным по адресу: "данные изъяты" проектом предусмотрено формирование земельного участка N 14 площадью 7 815 м?.
Земельный участок под многоквартирным домом "данные изъяты", площадью 7 815 м?, вид разрешенного использования - под многоквартирный дом, поставлен на государственный кадастровый учет 15 января 2014 года, кадастровый номер "данные изъяты"
Из частей 2-5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (с учетом разъяснений, приведенных в пунктах 66, 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"), следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
На основании статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
В силу указанных норм Жилищного кодекса Российской Федерации на органе местного самоуправления лежит обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным домом, если он не сформирован, и провести его государственный кадастровый учет с учетом площади, необходимой для эксплуатации многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
Таким образом, для правильного разрешения настоящего административного дела судам следовало установить, когда был завершен процесс формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета под многоквартирным домом "данные изъяты"
Коллегия констатирует, что необходимых мер для проверки данного обстоятельства, имеющего юридическое значение для правильного разрешения настоящего дела, принято не было.
К административному исковому заявлению была приложена копия землеустроительного дела по установлению в натуре границ земельного участка, расположенного по адресу: "данные изъяты" с отметкой о том, что оригинал находится на хранении в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, Управления Росреестра по Свердловской области (т. 1 л.д. 70-95).
Согласно пояснительной записке к проекту, определение площади земельного участка 12 431, 91 м? осуществлено под эксплуатацию существующего жилого дома со встроенными помещениями, расположенному по адресу: "данные изъяты"
Акт установления и согласования границ земельного участка на площади 12 431, 91 м? утвержден руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Екатеринбурга 26 марта 2004 года.
Между тем, материалы данного землеустроительного дела судом не исследованы и не оценены.
Из ответа на судебный запрос следует, что судом истребованы материалы иного дела - в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", поставленного на кадастровый учет после принятия проекта межевания и на его основании (т. 2 л.д. 62).
При этом из межевого плана усматривается, что земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты"
Сведения о земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" дате его образования и основаниях раздела проверены судами не были.
Сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга о том, что ООО "Авалон" обращалось за предоставлением земельного участка по улице "данные изъяты" в аренду для реконструкции части помещений магазина "Продукты" под кафе, оформление правоустанавливающих документов завершено не было, правового значения для проверки нормативного правового акта в части на соответствие нормам, имеющим большую юридическую силу, в порядке абстрактного нормоконтроля не имеют.
Суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции, разрешая настоящее административное дело, исходили также из того, что ООО "Авалон" доказательств необходимости формирования единого земельного участка под многоквартирным домом и пристроем не представлено.
Между тем, в силу предписаний части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязывающих административного ответчика доказать законность оспариваемой нормы, Администрация города Екатеринбурга должна доказать, что земельный участок под зданием многоквартирного дома сформирован в размере, необходимом для его эксплуатации с учетом интересов всех собственников помещений в данном здании, как жилых, так и нежилых, равно как и представить доказательства того, что пристрой к многоквартирному дому, имеющий с ним единый милицейский адрес, фундамент и коммуникации, не входит в состав многоквартирного дома.
Обязанность по предоставлению таких доказательств на административного ответчика возложена не была.
Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям состоявшиеся по делу судебные акты не отвечают.
При изложенных обстоятельствах обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, при котором следует учесть вышеизложенное и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Екатеринбурга от 25 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 02 февраля 2021 года отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное определение изготовлено 20 мая 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.