Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Зеленовой Е.Ф, Грудновой А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-229/2020 по иску администрации Юргамышского района к Сметаниной Светлане Владимировне о взыскании социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности, по кассационной жалобе Сметаниной Светланы Владимировны на решение Юргамышского районного суда Курганской области от 15 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 15 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, выслушав Сметанину С.В, ее представителя Табакова М.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
администрация Юргамышского района обратилась в суд с иском к Сметаниной С.В. о взыскании социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности в размере 737 000 рублей.
В обоснование исковых требований представитель администрации Юргамышского района сослался на то, что на основании приказа Департамента агропромышленного комплекса Курганской области от 4 апреля 2016 года N 280-п Сметанина С.В. с двумя несовершеннолетними детьми была включена в сводный список молодых семей (молодых специалистов) - участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках государственной программы Курганской области "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Курганской области N 474 от 14 октября 2013 года. 11 мая 2016 года между администрацией Юргамышского района, Сметаниной С.В. и обществом с ограниченной ответственностью "Кургантехстрой" заключен трехсторонний договор на строительство подрядным способом индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: "данные изъяты", общей площадью 72 кв.м, для обеспечения молодой семьи (молодого специалиста) жильем с использованием на эти цели социальной выплаты. Предметом договора являлась реализация мероприятий по обеспечению жильем молодых семей в рамках государственной программы Курганской области "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", путем предоставления социальных выплат за счет средств государственного, областного и местного бюджетов в соответствии с требованиями постановления Правительства Курганской области N 474. 18 мая 2016 года Сметаниной С.В. выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты в размере 737 000 рублей на строительство индивидуального жилого дома в с. Кислянское Юргамышского района, в том числе за счет средств федерального бюджета - 382 000 рублей, за счет средств областного бюджета - 355 000 рублей.
При этом Сметанина С.В. обязалась работать по трудовому договору, заключенному с государственным бюджетным учреждением "Юргамышская центральная районная больница", не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты, заключить трудовой договор с другим работодателем или организовать индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере в сельской местности на территории Юргамышского района в случае досрочного расторжения трудового договора в срок, не превышающий 6 месяцев со дня расторжения трудового договора, возвратить средства социальной выплаты в бюджет муниципального образования в случае невыполнения указанных условий. 25 января 2018 года Сметанина С.В. была уволена из государственного бюджетного учреждения "Юргамышская центральная районная больница" по собственному желанию. Полагают, что Сметанина С.В. утратила право на пользование денежными средствами, предоставленными ей в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, поскольку после досрочного расторжения трудового договора она в течение 6 месяцев не трудоустроилась к иному работодателю и не организовала индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе либо в сфере социального обслуживания.
В судебном заседании суда первой инстанции Сметанина С.В. иск не признала, пояснила, что в период трудовых отношений с ГБУ "Юргамышская ЦРБ" 2016-2017 годы она снимала жилой дом в с. Кислянское Юргамышского района, за наем жилья платила ежемесячно по 2 000 рублей. Работая фельдшером в Шемелинском ФАП она получала заработную плату в размере 11 000 рублей, у нее на иждивении двое детей, материальное положение не позволяло уплачивать жилье, это единственная причина, в связи с чем она нарушила условия договора, обязывающие ее отработать в сельской местности пять лет. С 01 июля 2018 года она работает фельдшером скорой медицинской помощи в ГБУ "Курганское БСМП", зарплата составляет 46 000 рублей. Воспитывает несовершеннолетних детей в возрасте 11 и 16 лет, дети здоровые, не нуждаются в специальных образовательных или лечебных учреждениях. На сегодняшний день она имеет в пользовании земельный участок, в "данные изъяты", на котором расположен недостроенный жилой дом. По состоянию на январь 2018 года, была закончена укладка фундамента, коробка дома, крыша, окон не было. Собственные денежные средства на строительство дома, она не вкладывала. Ее представитель Табаков М.В. пояснил, что ООО "Кургантехстрой" свои обязательства не выполнило, администрация Юргамышского района в нарушение условий трехстороннего договора не проконтролировала строительство и сроки сдачи объекта в эксплуатацию, никаким образом не воздействовала на подрядчика. У Сметаниной С.В. с администрацией района договорных обязательств не имеется, поэтому отсутствуют основания о взыскании социальной выплаты.
Решением Юргамышского районного суда Курганской области от 15 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 15 декабря 2020 года, со Сметаниной С.В. в бюджет Юргамышского района взыскана социальная выплата, полученная в качестве участника государственной целевой программы Курганской области на основании свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности от 18 мая 2016 года N 103, в размере 737 000 рублей; со Сметаниной С.В. в бюджет Юргамышского района взыскана государственная пошлина в сумме 10 570 рублей.
В кассационной жалобе Сметанина С.В. ставит вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права.
В письменном отзыве на кассационную жалобу третье лицо Департамент агропромышленного комплекса Курганской области ссылается на законность и обоснованность судебных постановлений.
Ответчик Сметанина С.В. в судебном заседании суда кассационной инстанции на доводах кассационной жалобы настаивала. Пояснила, что трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты с органом местного самоуправления и работодателем не заключала. Дом не достроен, местонахождение застройщика никому не известно.
Истец администрация Юргамышского района, третьи лица Министерство финансов Российской Федерации, Финансовое Управление Курганской области, Департамент агропромышленного комплекса Курганской области в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, доказательств уважительности причин неявки не представили, представитель третьего лица Департамента агропромышленного комплекса Курганской области просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что имеются основания для отмены оспариваемых судебных постановлений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Сметанина С.В. состояла в трудовых отношениях с ГБУ "Юргамышская центральная районная больница", с 21 января 2015 года в качестве санитарки в отделении скорой медицинской помощи, с 21 января 2015 года переведена на должность заведующей ФАП - фельдшер в д. Шемелино Юргамышского района, на 1 ставку с окладом в размере 8 300 рублей, трудовой договор заключен на неопределенный срок.
В 2016 году ответчик обратилась в администрацию Юргамышского района с заявлением о включении ее с составом семьи из 3 человек (Сметанина С.В, "данные изъяты". - дочь, "данные изъяты". - сын) в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках государственной программы Курганской области "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" по категории "молодой специалист" для улучшения жилищных условий путем строительства жилого дома в с. Кислянское Юргамышского района Курганской области, общей площадью 72 кв.м.
Приказом Департамента агропромышленного комплекса Курганской области от 04 апреля 2016 года N 280-п семья была включена в сводный список молодых семей (молодых специалистов) - участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках государственной программы Курганской области "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 14 октября 2013 года N 474.
11 мая 2016 года между Сметаниной С.В, администрацией Юргамышского района и ООО "Кургантехстрой" был заключен трехсторонний договор, предметом которого являлось строительство подрядным способом индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: "данные изъяты", общей площадью 72 кв.м, финансируемое за счет средств федерального, областного и внебюджетных источников (в том числе собственных (заемных) средств Сметаниной С.В).
Стоимость работ по настоящему договору составила 1 404 000 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 382 000 рублей, областного бюджета - 355 000 рублей, собственных или заемных средств Сметаниной С.В. - 667 000 рублей.
18 мая 2016 года Сметаниной С.В. выдано свидетельство N 103 о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 737 000 рублей на строительство индивидуального жилого дома в с. Кислянское Юргамышского района Курганской области, в том числе за счет средств федерального бюджета - 382 000 рублей, за счет средств областного бюджета - 355 000 рублей.
Согласно заявлениям от 20 мая 2016 года, 10 августа 2016 года, 12 сентября 2016 года, Сметаниной С.В. написано заявление в адрес администрации Юргамышского района о перечислении денежных средств в сумме 382 000 рублей, 214 000 рублей, 141 000 рублей, на расчетный счет, открытый на ее имя в АО "Россельхозбанк", на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках программы "Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".
В договоре от 20 мая 2016 года указано, что АО "Россельхозбанк" и Сметанина С.В. заключили настоящий договор в целях реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 14 октября 2013 года N 474.
Перевод денежных средств администрацией Юргамышского района в размере 382 000 рублей, 214 000 рублей и 141 000 рублей осуществлен на расчетный счет Сметаниной С.В, открытый на ее имя в АО "Россельхозбанк", вид платежа: субсидии по обеспечению жильем молодых семьей проживающих в сельской местности в соответствии с постановлением Правительства Курганской области N 598, что подтверждается платежными поручениями N 439039 от 24 мая 2016 года, N 164934 от 31 августа 2016 года, N 317423 от 22 сентября 2016 года, в дальнейшем по её письменному распоряжению денежные средства перечислены банком подрядчику ООО "Кургантехстрой" (л.д. 22, 23, 65-70).
25 января 2018 года Сметанина С.В. уволена по инициативе работника (пункт 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации), что подтверждается информационным письмом ГБУ Юргамышская ЦРБ от 13 февраля 2020 года N 307.
На основании приказа 29 июня 2018 года N 80-П, Сметанина С.В. с 01 июля 2018 года принята на должность фельдшера скорой медицинской помощи в ГБУ "Курганское БСМП", с окладом в сумме 6 360 рублей.
12 февраля 2020 года администрацией Юргамышского района в адрес Сметаниной С.В, было направлено требование о возврате социальной выплаты, в связи с неисполнением Сметаниной С.В. пункта 43 Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам", утвержденного постановлением Правительства Курганской области N 474 (исх. N 409 от 12 февраля 2020 года).
Судом установлено, что Сметанина С.В. работает фельдшером скорой медицинской помощи в ГБУ "Курганское БСМП" г. Курган, проживает в съемном жилье, расположенном в "данные изъяты", незамужем, имеет на иждивении двух несовершеннолетних детей в возрасте 11 и 16 лет.
Согласно выписке из ЕГРП от 31 августа 2020 года, Сметанина С.В. имеет в общей долевой собственности: с 21 сентября 2012 года жилое помещение, общей площадью 42, 1 кв.м, земельный участок площадью 843 кв.м, расположенные по адресу: "данные изъяты"; с 27 февраля 2013 года жилое помещение, общей площадью 32, 9 кв.м, земельный участок площадью 753 кв.м, расположенные по адресу: "данные изъяты", а также земельный участок на праве аренды, площадью 1472 кв.м, расположенный в "данные изъяты"
Разрешая спор и удовлетворяя требование о взыскании с ответчика социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности, суд первой инстанции, руководствуясь, статьями 1, 3, 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", пунктом 2 статьи 2унктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", постановлением Правительства Курганской области от 14 октября 2013 года N 474 Об утверждении государственной Программы Курганской области "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 -2017 года и на период с 2020 года", исходил из того, что Сметанина С.В. прекратила досрочно трудовые отношения по своей инициативе, при этом прекращение трудовых отношений не связано с нарушением норм трудового законодательства, наличие уважительных причин (изменения организационной структуры и системы работы предприятия работодателя, невыплаты работодателем заработной платы в срок, необходимости ухода за тяжелобольным членом семьи и др.), послуживших основанием для досрочного прекращения трудового договора и являющихся препятствием для дальнейшего трудоустройства в соответствии с условиями Программы, в ходе рассмотрения спора не выявлено, вследствие чего пришел к выводу о несоблюдении Сметаниной С.В. условий для сохранения за ней права на социальную выплату на строительство (приобретение) жилья.
Суд апелляционной инстанции согласился с изложенными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
С такими выводами судов первой и апелляционной инстанций судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции согласиться не может ввиду того, что спор разрешен на основе неполно выясненных юридически значимых обстоятельств, выводы судов основаны на неправильном применении норм материального права, сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.
Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (часть 2 статьи 1 этого закона).
К основным целям государственной аграрной политики относится обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве (пункт 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства").
Пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" утверждена названная федеральная целевая программа, действовавшая в период спорных отношений, целями которой являются: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни. Действие федеральной целевой программы досрочно прекращено с 1 января 2018 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года N 1544.
Одна из основных задач этой федеральной целевой программы - удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.
Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (приложение N 3 к названному постановлению Правительства Российской Федерации), установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляемые в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса, в первую очередь с государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета (пункт 1 Правил).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 названных правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий, включая улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов: предоставление гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее также - Типовое положение), приведенным в приложении N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".
Типовое положение согласно его пункту 1 устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
Социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов (пункт 2 Типового положения).
Социальные выплаты не предоставляются гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, а также членам их семей, ранее реализовавшим право на улучшение жилищных условий в сельской местности с использованием средств социальных выплат (пункт 3 Типового положения).
Пунктом 4 Типового положения определены условия возникновения у граждан Российской Федерации права на получение социальной выплаты, к числу которых отнесены, в частности, постоянное проживание в сельской местности; работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов); признание нуждающимися в улучшении жилищных условий ("а", "б", "г" названного пункта).
Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам установлен разделом III Типового положения.
Согласно подпункту "а" пункта 33 Типового положения право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных этим разделом, имеет молодая семья при условии соблюдения в совокупности ряда условий. Одним из таких условий является работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.
Согласно подпункту "б" пункта 33 Типового положения право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных этим разделом, имеет молодой специалист при условии соблюдения в совокупности ряда условий. Одним из таких условий является работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией
Под агропромышленным комплексом согласно пункту 36 Типового положения понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"; под социальной сферой - организации независимо от их организационно-правовой формы (индивидуальные предприниматели), выполняющие работы или оказывающие услуги в сельской местности в области здравоохранения, в том числе ветеринарной деятельности, в сфере агропромышленного комплекса, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственные товаропроизводители - это организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Абзацем первым пункта 42 Типового положения определено, что в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.
Существенными условиями названного договора являются: обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты (подпункт "а" пункта 43 Типового положения); право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного подпунктом "а" пункта 43 названного положения (пункт "б" пункта 43 Типового положения).
Пунктом 45 Типового положения установлено, что в случае досрочного расторжения трудового договора (прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности) право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя (период ведения прежней индивидуальной предпринимательской деятельности) учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного договором, указанным в пункте 42 Типового положения. При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в договоре, указанном в пункте 42 Типового положения.
Постановлением Правительства Курганской области от 14 октября 2013 года N 474 утверждена государственная Программа Курганской области "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 -2017 года и на период с 2020 года" (далее - программа).
Данной программой определены условия и порядок предоставления в Курганской области молодым семья (молодым специалистам), проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, которые аналогичны условиям и порядку предоставления таких выплат, указанным в Типовом положении.
Из приведенных положений нормативных актов следует, что формой обеспечения жилым помещением молодых семей (молодых специалистов), нуждающихся в улучшении жилищных условий, проживающих и работающих в сельской местности в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы, является предоставление им за счет бюджетных средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья. Одним из условий предоставления этой выплаты является работа гражданина (члена молодой семьи, молодого специалиста) в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в течение 5 лет с момента предоставления такой выплаты. В случае досрочного расторжения трудового договора право члена молодой семьи на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. При несоблюдении названных условий уполномоченный орган вправе в судебном порядке истребовать социальную выплату у получившего ее члена молодой семьи.
Вместе с тем с учетом целей и задач государственной аграрной политики, направленных на повышение уровня жизни сельского населения, включая обеспечение жильем молодых семей, проживающих и работающих в сельской местности и не имеющих достаточных собственных средств для приобретения жилья, путем предоставления им социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, само по себе досрочное расторжение трудового договора с молодым специалистом (членом молодой семьи) - получателем социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения - без учета того, по чьей инициативе были прекращены трудовые отношения, и без учета конкретных обстоятельств, приведших к досрочному расторжению трудового договора, в случае если молодой специалист (член молодой семьи) в срок, не превышающий 6 месяцев, не продолжил работу в сельской местности в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы, в том числе путем осуществления предпринимательской деятельности в названных сферах, не может служить безусловным основанием для истребования у него этой выплаты.
Следовательно, в случае досрочного прекращения трудовых отношений не по инициативе молодого специалиста (члена молодой семьи) и по основаниям, не связанным с нарушением им норм трудового законодательства, а также при наличии уважительных причин, явившихся причиной для досрочного расторжения трудового договора по инициативе молодого специалиста (члена молодой семьи) (например, изменения организационной структуры и системы работы предприятия работодателя, невыплаты работодателем заработной платы в срок, необходимости ухода за тяжелобольным членом семьи и др.), молодой специалист (член молодой семьи), постоянно проживающий в сельской местности и продолжающий осуществлять в этой местности трудовую деятельность, в том числе при отсутствии у него реальной (фактической) возможности трудоустроиться в течение 6 месяцев с момента прекращения трудовых отношений в организацию агропромышленного комплекса или социальной сферы, не может быть лишен права на социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения.
Суды вследствие неправильного толкования норм материального права, регулирующих порядок и условия сохранения права члена молодой семьи (молодого специалиста) на предоставленную ему социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения в случае увольнения из организации агропромышленного комплекса или социальной сферы по причинам, не связанным с нарушением молодым специалистом норм трудового законодательства, пришли к неправильному выводу о несоблюдении Сметаниной С.В. условий для сохранения за ней права на социальную выплату на строительство (приобретение) жилья, в связи с чем она обязана возвратить средства социальной выплаты в бюджет муниципального образования.
Статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Из изложенных норм процессуального закона следует, что выводы суда, в том числе и апелляционной инстанции, об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также требований и возражений сторон. Каждое доказательство, представленное лицами, участвующими в деле, в обоснование своих выводов или возражений на доводы другой стороны спора, должно быть предметом исследования и оценки суда, в том числе в совокупности и во взаимной связи с другими доказательствами и в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным правоотношениям.
Изложенные требования процессуального закона в силу абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат применению и судом апелляционной инстанции.
Кроме того, исходя из положений статей 67, 71, 195 - 198, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требования относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.
В основание позиции по делу Сметанина С.В. указала, что в период трудовых отношений с ГБУ "Юргамышская центральная районная больница" 2016-2017 годы она снимала жилой дом в с. Кислянское Юргамышского района, за наем жилья платила ежемесячно по 2 000 рублей. Дом, в котором она проживала со своими детьми не благоустроен, с печным отоплением. Работая фельдшером в Шемелинском ФАП она получала заработную плату в размере 11 000 рублей, у нее на иждивении двое детей, материальное положение не позволяло уплачивать жилье. Это единственная причина, по которой она вынуждена была переехать в г. Курган. С 01 июля 2018 года она работает фельдшером скорой медицинской помощи в ГБУ "Курганское БСМП", зарплата в среднем составляет около 46 000 рублей, воспитывает двух несовершеннолетних детей. Между ней, администрацией Юргамышского района и ООО "Кургантехстрой" был заключен трехсторонний договор на строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: "данные изъяты", с использованием социальной выплаты. По условиям данного договора дом должен был быть построен к 2017 году, однако, администрация Юргамышского района и ООО "Кургантехстрой" указанные условия не выполнили. Администрация Юргамышского района не проконтролировала строительство и сроки сдачи объекта в эксплуатацию, никаким образом не воздействовала на подрядчика. По состоянию на январь 2018 года была закончена укладка фундамента, коробка дома, крыша, окон не было.
Таким образом, объяснения Сметаниной С.В. о том, что жилой дом, строительство которого финансировалось за счет средств федерального, областного и внебюджетных источников не достроен, а дом, который она снимала не благоустроен, с печным отоплением, ее заработная плата не позволяла снимать жилье и содержать детей, поэтому она расторгла трудовой договор с ГБУ "Юргамышская центральная районная больница" и уехала из с. Кислянского в 2018 года в город Курган, могут свидетельствовать об уважительности причин для досрочного расторжения трудового договора с ГБУ "Юргамышская центральная районная больница". Однако объяснения Сметаниной С.В, связанные с уважительностью причин для досрочного расторжения трудового договора, судами не были приняты во внимание и оставлены без надлежащей правовой оценки.
Из материалов дела видно, что 11 мая 2016 года между Сметаниной С.В, администрацией Юргамышского района и ООО "Кургантехстрой" был заключен трехсторонний договор, предметом которого являлось строительство подрядным способом индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: "данные изъяты", общей площадью 72 кв.м, финансируемое за счет средств федерального, областного и внебюджетных источников (в том числе собственных (заемных) средств Сметаниной С.В).
В обязанности администрации по данному договору входит осуществление контроля над объемами и качеством выполненных подрядчиком работ, контроль хода строительства объекта в установленные сроки. В течение 5 дней после получения от подрядчика извещения об окончании этапа работ или завершения строительства, а также по истечении срока, указанного в пункте 3.2.3 настоящего договора, осмотреть и принять результаты работы, а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику (пункт 3.1.3 и 3.1.4 указанного договора).
В обязанности подрядчика входит выполнить работу в срок до 31 декабря 2016 года и представить результат работы администрации и получателю социальной выплаты, согласно кадастровому паспорту БТИ (пункт 3.2. и 3.27 данного договора).
В обязанности получателя социальных выплат в силу пунктов 3.3.1 и 3.3.2 указанного договора входит перечислить подрядчику собственные (заемные) денежные средства на строительство в размере 667 000 рублей согласно выполненному объему работ, а также оформить право собственности на жилой дом в течение 2 месяцев после строительства.
Как усматривается из содержания судебных постановлений, суды обстоятельства, связанные с надлежащим исполнением обязательств администрации Юргамышского района и ООО "Курганстехстрой" по договору, заключенному 11 мая 2016 года между Сметаниной С.В, администрацией Юргамышского района и ООО "Кургантехстрой, и обстоятельства, связанные с уважительностью либо неуважительностью причин досрочного расторжения трудового договора Сметаниной С.В. и ГБУ "Юргамышская центральная районная больница" не устанавливали и не проверяли, оставив без надлежащей правовой оценки.
Доказательства, связанные с надлежащим исполнением обязательств администрации Юргамышского района и ООО "Курганстехстрой" по договору, заключенному 11 мая 2016 года между Сметаниной С.В, администрацией Юргамышского района и ООО "Кургантехстрой, и доказательства, связанные с уважительностью либо неуважительностью причин досрочного расторжения трудового договора Сметаниной С.В. и ГБУ "Юргамышская центральная районная больница" суды в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не исследовали.
Суды не приняли во внимание условия трехстороннего договора от 11 мая 2016 года, из которых следует, что Сметанина С.В. обязана перечислить подрядчику собственные денежные средства на строительство в размере 667 000 рублей согласно выполненному объему работ, тогда как следует из объяснений ответчика работы по строительству дома не завершены. Доказательств обратного материалы дела не содержат. Изложенное может указывать на то, что у Сметаниной С.В. не возникла обязанность перечислить собственные денежные средства подрядчику.
Из объяснений Сметаниной С.В. следует, что она трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты с органом местного самоуправления и ГБУ "Юргамышская центральная районная больница" не заключала, соответственно, обязательства отработать 5 лет перед сторонами не давала, вследствие чего не имеется оснований для взыскания с нее социальной выплаты.
Суды при рассмотрении дела в нарушение абзаца первого пункта 42 Типового положения, которым определено, что в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты, а также в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, связанные с заключением такого трехстороннего договора, не устанавливали и не проверяли, оставив без правовой оценки.
В материалах дела отсутствует трехсторонний договор, заключенный между органом местного самоуправления, Сметаниной С.В. и ГБУ "Юргамышская центральная районная больница", об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.
Суды, приходя к выводу о взыскании со Сметаниной С.В. социальной выплаты, не приняли во внимание, что обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты и право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, отработать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты относятся к существенным условиям названного трехстороннего договора и названные право и обязанность возникают на основании такого договора, тогда как такой договор в материалах дела отсутствует.
Таким образом, в нарушение статей 56, 57, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды не истребовали и не исследовали доказательства, связанные с возникновением обязанности у Сметаниной С.В. отработать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты и с возникновением права у органа местного самоуправления истребовать в судебном порядке от Сметаниной С.В. средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения Сметаниной С.В. обязательства отработать по трудовому договору не менее 5 лет (трудовой договор, заключенный со Сметаниной С.В.; трехсторонней договор, заключенный между органом местного самоуправления, Сметаниной С.В. и ГБУ "Юргамышская центральная районная больница", об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты).
С учетом приведенного выводы судов о несоблюдении Сметаниной С.В. условий для сохранения за ней права на социальную выплату на строительство (приобретение) жилья, в связи с чем она обязана возвратить средства социальной выплаты в бюджет муниципального образования без установления обстоятельств, истребования и исследования доказательств, имеющих юридическое значение, являются незаконными.
На основании изложенного, состоявшиеся судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, они приняты при неправильном применении норм материального права, сделаны с нарушением норм материального и процессуального права, основаны на неполно выясненных обстоятельствах, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует разрешить исковые требования администрации Юргамышского района на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Юргамышского районного суда Курганской области от 15 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 15 декабря 2020 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Юргамышский районный суд Курганской области.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.