Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Зеленовой Е.Ф, Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N2-2790/2020 по иску Дитюка Сергея Николаевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (межрайонное) о признании права на досрочную страховую пенсию, по кассационной жалобе Дитюка Сергея Николаевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 ноября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия, установила:
Дитюк С.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (межрайонное) (далее УПФР в г.Сургуте), в котором просил:
- признать незаконным решение УПФР в г.Сургуте N от 12 апреля 2019 года об отказе в назначении пенсии;
- возложить на УПФР в г.Сургуте обязанность включить в стаж медицинской деятельности в льготном исчислении (1 год работы как 1 год 6 месяцев) периоды работы:
с 14 апреля 1998 года по 02 сентября 1998 года в должности врача акушера-гинеколога отделения патологии беременных в МУЗ "Центр родовспоможения и репродукции", с 01 сентября 2000 года по 31 декабря 2001 года в должности врача-гинеколога по оказанию экстренной помощи в приемном отделении хирургического корпуса в МУЗ "Сургутская центральная районная клиническая больница", с 10 февраля 2008 года по 15 марта 2008 года, с 17 марта 2013 года по 14 апреля 2013 года периоды прохождения курсов повышения квалификации;
с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года в должности врача акушера-гинеколога Сургутской больницы ФГБУ "Западно-Сибирский медицинский центр Федерального медико-биологического агентства";
- включить в стаж медицинской деятельности период службы в армии с 27 ноября 1988 года по 15 декабря 1990 года;
- включить в общий трудовой и страховой стаж период обучения в ДОСААФ с 26 февраля 1988 года по 18 августа 1988 года;
- признать за Дитюк С.Н. право на пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях";
- возложить на УПФР в г.Сургуте обязанность назначить досрочную страховую пенсию по старости с 03 сентября 2018 года.
В обоснование исковых требований указал, что 03 сентября 2018 года обратился в УПФР в г.Сургуте с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях". Решением ответчика N от 12 апреля 2019 года в установлении пенсии ему было отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа медицинской деятельности. При этом при оценке пенсионных прав в стаж медицинской деятельности необоснованно не включены спорные периоды работы. В стаж медицинской деятельности в льготном исчислении подлежит включению период работы с 01 сентября 2000 года по 31 декабря 2001 года, поскольку он работал в отделениях хирургического профиля, принимал участие в операциях, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации, поскольку работал в должности, представляющей право на льготное исчисление, за ним сохранялись рабочее место и заработная плата. Считает, что в его (истца) специальный стаж в льготном исчислении подлежит включению период работы с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года, поскольку после декабря 2019 года работодателем была произведена корректировка сведений, имеющихся в индивидуальном лицевом счете истца. В соответствии с ранее действовавшим законодательством, в стаж медицинской деятельности подлежит включению период службы в армии, поскольку на день обращения с заявлением о назначении пенсии имел более 2/3 стажа работы в учреждениях и должностях, дающих право на льготную пенсию. С 26 февраля 1988 года по 18 августа 1988 года проходил обучение в ДОСААФ, данный период подлежит включению в его общий трудовой стаж. С учетом спорных периодов, у него имеется необходимый стаж медицинской деятельности для назначения страховой пенсии по старости.
Решением Сургутского городского суда от 18 мая 2020 года решение УПФР в г.Сургуте N от 12 апреля 2019 года об отказе Дитюку С.Н. в назначении пенсии признано незаконным, на УПФР в г.Сургуте возложена обязанность включить в стаж медицинской деятельности, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 ФЗ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года в льготном исчислении (1 год работы за 1 год 6 месяцев) периоды работы:
с 14 апреля 1998 года по 02 сентября 1998 года в должности врача акушера-гинеколога отделения патологии беременных в МУЗ "Центр родовспоможения и репродукции";
с 01 сентября 2000 года по 31 декабря 2001 года в должности врача-гинеколога по оказанию экстренной помощи в приемном отделении хирургического корпуса в МУЗ "Сургутская центральная районная клиническая больница";
с 10 февраля 2008 года по 15 марта 2008 года, с 17 марта 2013 года по 14 апреля 2013 года курсы повышения квалификации;
с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года в должности врача акушера-гинеколога Сургутской больницы Федерального государственного бюджетного учреждения "Западно-Сибирский медицинский центр Федерального медико-биологического агентства";
в календарном порядке период службы в рядах Вооруженных сил СССР по призыву с 27 ноября 1988 года по 15 декабря 1990 года;
на УПФР в г. Сургуте возложена обязанность включить в общий трудовой стаж Дитюка С.Н. период обучения в ДОСААФ с 26 февраля 1988 года по 18 августа 1988 года; назначить Дитюку С.Н. страховую пенсию с 03 сентября 2018 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа от 24 ноября 2020 года решение Сургутского городского суда от 18 мая 2020 года отменено в части удовлетворения исковых требований Дитюка С.Н. о возложении обязанности включить в стаж медицинской деятельности, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, в льготном исчислении период работы с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года, в календарном порядке - период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 27 ноября 1988 года по 15 декабря 1990 года; назначении страховой пенсии с 03 сентября 2018 года; в отмененной части принято новое решение об отказе в удовлетворении указанных исковых требований. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Дитюк С.Н. просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права. Ссылается на неправомерное исключение из стажа судом апелляционной инстанции периода службы в составе Вооруженных сил СССР, поскольку в период прохождения им военной службы действовало "Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденное постановлением совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, которым был предусмотрен зачет службы в составе вооруженных сил СССР в стаж работы по специальности работникам просвещения и здравоохранения. С учетом имевшегося наличия у него 2/3 стажа лечебной деятельности, как это предусмотрено указанным Положением, период службы подлежал включению в специальный стаж. Не согласен с выводом суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для включения в специальный стаж в льготном исчислении периода работы с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года в должности врача акушера- гинеколога Сургутской больницы ФГБУ "Западно-Сибирский медицинский центр Федерального медико-биологического агентства".
Дитюк С.Н, представитель УПФР в г.Сургуте в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и следует из материалов дела, что 03 сентября 2018 года Дитюк С.Н, зарегистрированный в системе государственного пенсионного страхования 19 июля 1999 года, обратился в УПФР в г.Сургуте с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от 12 апреля 2019 года N Дитюк С.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа лечебной деятельности.
Как следует из решения, на день обращения Дитюк С.Н. за назначением пенсии продолжительность его стажа медицинской деятельности в учреждениях здравоохранения составила 26 лет 07 месяцев 03 дня.
При оценке пенсионных прав истца в стаж медицинской деятельности не включены периоды:
- с 27 ноября 1988 года по 15 декабря 1990 года службы в рядах Вооруженных сил СССР по призыву;
- с 14 апреля 1998 года по 02 сентября 1998 года в должности врача акушера-гинеколога отделения патологии беременных в МУЗ "Центр родовспоможения и репродукции", так как вид учреждения не предусмотрен Списком;
- с 10 февраля 2008 года по 15 марта 2008 года, с 17 марта 2013 года по 14 апреля 2013 года периоды прохождения курсов повышения квалификации;
- с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года в должности врача акушера-гинеколога Сургутской больницы ФГБУ "Западно-Сибирский медицинский центр Федерального медико-биологического агентства", так как в выписке из лицевого счета застрахованного лица сведения за данный период отражены без указания кода медицинской деятельности и кода территориальных условий труда (МКС).
При этом период работы истца с 01 сентября 2000 года по 31 декабря 2001 года (за исключением отпуска без сохранения заработной платы с 12 по 17 марта 2001 год) в должности врача-гинеколога по оказанию экстренной помощи в приемном отделении хирургического корпуса в МУЗ "Сургутская центральная районная клиническая больница" включен в специальный стаж в календарном исчислении.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что имеются правовые основания для включения в общий трудовой стаж Дитюк С.Н. периода обучения в ДОСААФ с 26 февраля 1988 года по 18 августа 1988 года; в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в льготном исчислении периода работы с 14 апреля 1998 года по 02 сентября 1998 года в должности врача акушера-гинеколога отделения патологии беременных в МУЗ "Центр родовспоможения и репродукции", с 01 сентября 2000 года по 31 декабря 2001 года в должности врача-гинеколога по оказанию экстренной помощи в приемном отделении хирургического корпуса в МУЗ "Сургутская центральная районная клиническая больница", а также периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 10 февраля 2008 года по 15 марта 2008 года, с 17 марта 2013 года по 14 апреля 2013 года.
Решение суда в указанной части сторонами не оспаривается.
Разрешая требования Дитюк С.Н. о зачете в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода прохождения службы в Вооруженных силах СССР с 27 ноября 1988 года по 15 декабря 1990 года, суд первой инстанции исходил из того, что действовавшим в период прохождения службы Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, было предусмотрено включение медицинским работникам в стаж педагогической деятельности службы в Вооруженных силах СССР.
Отменяя решение суда первой инстанции в части включения в специальный стаж истца срочной службы, суд апелляционной инстанции исходил из того, что Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 к спорным правоотношениям не применяется, поскольку у Дитюк С.Н. отсутствовал стаж лечебной деятельности до 01 января 1992 года.
Указанный вывод суда апелляционной инстанции соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям норм материального права, подлежащим применению по настоящему делу.
Доводы кассационной жалобы Дитюк С.Н. о наличии правовых оснований для включения периода прохождения службы в Вооруженных силах СССР в специальный стаж медицинской деятельности в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначении пенсии за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, основанием для отмены оспариваемого судебного постановления не являются, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Правовое регулирование назначения пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, закреплено в пункте 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01 января 2015 года и действующего на момент обращения 03 сентября 2018 года Дитюк С.Н. в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Как предусмотрено частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "н" пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, для учета периодов лечебной деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года, применяется Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства").
Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", утратившим силу с 01 октября 1993 года было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, которым предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР (пп. "г" п. 1).
При этом в силу пункта 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам здравоохранения право на льготную пенсию.
Из приведенных нормативных положений следует, что, сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения иных периодов деятельности, в том числе службы в составе Вооруженных Сил СССР, предусмотрено в силу пункта 4 Положения от 17 декабря 1959 года N1397 только при наличии у этих лиц стажа лечебной деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 01 января 1992 года в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
Установив, что лечебная деятельность Дитюк С.Н. началась после утраты силы Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, до 01 января 1992 года трудовая деятельность истца не была связана с осуществлением лечебной деятельности, в связи с чем, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том что, к возникшим правоотношениям нормы Положения от 17 декабря 1959 года N 1397, предусматривавшего, что работникам здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, не применимы.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что имеются правовые основания для включения в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода его работы с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года в должности врача акушера-гинеколога Сургутской больницы ФГБУ "Западно-Сибирский медицинский центр Федерального медико-биологического агентства" в льготном исчислении.
Проверяя законность решения в указанной части по доводам апелляционной жалобы УПФР в г.Сургуте, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции.
Доводы кассационной жалобы заявителя, выражающие несогласие с выводами суда апелляционной инстанции в указанной части, являются несостоятельными, не опровергают законность принятого судом судебного решения.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, проанализировав положения пункта 1 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и шесть месяцев, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781, льготный порядок исчисления стажа предусмотрен для оперирующих врачей-специалистов всех наименований отделений хирургического профиля стационаров, в больницах всех наименований.
Периоды вышеуказанной работы засчитываются в специальный стаж в льготном исчислении (1 года работы за 1 год 6 месяцев) при условии, если деятельность осуществлялась в отделении хирургического профиля стационара, в течение нормальной либо сокращенной продолжительности рабочего времени в объеме полной ставки.
Установив, что Дитюк С.Н. в период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года работал в должности врача - акушера - гинеколога хирургического отделения стационара на 0, 5 ставки, одновременно выполнял работу врача - акушера - гинеколога поликлиники 0, 5 ставки (внутреннее совместительство), суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для суммирования указанной нагрузки, поскольку поликлиника не является стационаром.
Вопреки доводам кассационной жалобы истца его занятость в должности врача - акушера - гинеколога хирургического отделения стационара на полную ставку материалами дела не подтверждена, в связи с чем правовых оснований для льготного исчисления стажа с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года, о чем просил истец в своем исковом заявлении, у судов не имелось.
Как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, с учетом произведенной ФГБУЗ "Западно-Сибирский медицинский центр Федерального медико-биологического агентства" корректировкой сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, работодатель подтверждает выполнение истцом в рассматриваемый период (за исключением периодов отпусков без сохранения заработной платы 24 января 2017 года, 07 апреля 2017 года, 12 апреля 2017 года) лишь лечебной и иной работы по охране здоровья населения в городах (указан код условий досрочного назначения страховой пенсии "27-ГД", что подтверждает возможность включения данного периода работы в стаж медицинской деятельности в календарном порядке, с чем был согласен ответичик. Выполнение истцом в спорный период работы в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях, предусмотренных Перечнем, дающей право на льготное исчисление стажа, работодатель не подтвердил.
Учитывая, что на момент обращения за назначением пенсии у истца отсутствовали необходимые условия для признания за ним права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (30 лет стажа лечебной деятельности), суд апелляционной инстанции обоснованно отменил решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований истца о назначении досрочной страховой пенсии по старости с 03 сентября 2018 года.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и его выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 ноября 2020 года принято с соблюдением норм права, оснований для его отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Дитюка Сергея Николаевича - без удовлетворения
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.