Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Козиной Н.М, Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело делу N 2-1108/2020 по иску Рыдченко Марины Ивановны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заводоуковском городском округе Тюменской области (межрайонное) о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заводоуковском городском округе Тюменской области (межрайонное) на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 08 февраля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, выслушав истца Рыдченко М.И, полагавшей апелляционное определение неясным и не подлежащим исполнению в части назначения пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа медицинской деятельности, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Рыдченко М.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заводоуковском городском округе Тюменской области (межрайонное) (далее по тексту - ГУ-УПФР в г..Заводоуковске), с учетом заявления об уточнении исковых требований, просила признать решение ГУ-УПФР в г..Заводоуковске об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 - ФЗ "О страховых пенсиях" от 20 сентября 2019 года N 108 незаконным, в части невключения в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периодов: с 18 декабря 1989 года по 30 июня 1990 года медицинской сестрой зубного кабинета в узловой больнице ст. Магдагачи; перевод в поликлинику с 01 июля 1990 года по 11 мая 1994 года участковой медицинской сестрой терапевтического участка поликлиники узловой больницы ст.
Магдагачи; с 30 ноября 1998 года по 25 декабря 1998 года медицинской сестрой палатной радиологического отделения N 2 Государственного лечебно - профилактического учреждения Тюменской области "Областной онкологический диспансер", проходила курсы повышения квалификации с сохранением заработной платы с отрывом от производства (приказ N 98 от 18 ноября 1998 года); с 03 декабря 2003 года по 23 декабря 2003 года медицинской сестрой палатной радиологического отделения N 2 Государственного лечебно-профилактического учреждения Тюменской области "Областной онкологический диспансер", проходила курсы повышения квалификации с сохранением заработной платы с отрывом от производства (приказ N 137 от 05 ноября 2003 года); с 03 декабря 2008 года по 23 декабря 2008 года медицинской сестрой палатной радиологического отделения N 2 Государственного лечебно-профилактического учреждения Тюменской области "Областной онкологический диспансер", проходила курсы повышения квалификации с сохранением заработной платы с отрывом от производства (приказ N 9085-лс от 25 ноября 2008 года); с 03 декабря 2013 года по 24 декабря 2013 года медицинской сестрой палатной радиологического отделения N 2 Государственного лечебно-профилактического учреждения Тюменской области "Областной онкологический диспансер", проходила курсы повышения квалификации с сохранением заработной платы с отрывом от производства (приказ N 1873-лс от 19 ноября 2013 года); с 10 декабря 2018 года по 27 декабря 2018 года медицинской сестрой палатной радиологического отделения N 2 Государственного автономного учреждения здравоохранения Тюменской области "Многопрофильный клинический медицинский центр "Медицинский город", проходила курсы повышения квалификации с сохранением заработной платы с отрывом от производства (приказ N 2718-лс от 06 декабря 2018 года); обязать ГУ-УПФР в г..Заводоуковске включить в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды: с 18 декабря 1989 года по 30 июня 1990 года медицинской
сестрой зубного кабинета в узловой больнице ст. Магдагачи; с 01 июля 1990 года по 11 мая 1994 года медицинской сестрой терапевтического участка поликлиники узловой больницы ст. Магдагачи; с 30 ноября 1998 года по 25 декабря 1998 года; с 03 декабря 2003 года по 23 декабря 2003 года; с 03 декабря 2008 года по 23 декабря 2008 года; с 03 декабря 2013 года по 24 декабря 2013 года; с 10 декабря 2018 года по 27 декабря 2018 года - курсы повышения квалификации с сохранением заработной платы с отрывом от производства.
Требования мотивировала тем, что 21 июня 2019 года обратилась в ГУ-УПФР в г. Заводоуковске с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением ГУ-УПФР в г. Заводоуковске от 20 сентября 2019 года в удовлетворении данного заявления ей было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа 30 лет. При этом, в указанный стаж истцу не были включены перечисленные периоды работы медицинской сестрой, медицинского статиста. Между тем, занятость на работах в оспариваемые периоды подтверждается архивной справкой, копиями документов из фонда узловой железнодорожной больницы ст. Магдагачи Забайкальской железной дороги, свидетельством о рождении.
Решением Заводоуковского районного суда Тюменской области от 25 сентября 2020 года, исковые требования Рыдченко М.И. удовлетворены частично.
Судом постановлено: признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заводоуковском городском округе Тюменской области (межрайонное) N 108 от 20 сентября 2019 года в части невключения в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды нахождения Рыдченко М.И. на курсах повышения квалификации с 30 ноября 1998 года по 25 декабря 1998 года, с 03 декабря 2003 года по 23 декабря 2003 года, с 03 декабря 2008 года по 23 декабря 2008 года, с 03 декабря 2013 года по 24 декабря 2013 года, с 10 декабря 2018 года по 27 декабря 2018 года; обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заводоуковском городском округе Тюменской области (межрайонное) включить Рыдченко М.И. в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды нахождения Рыдченко М.И. на курсах повышения квалификации с 30 ноября 1998 года по 25 декабря 1998 года, с 03 декабря 2003 года по 23 декабря 2003 года, с 03 декабря 2008 года по 23 декабря 2008 года, с 03 декабря 2013 года по 24 декабря 2013 года, с 10 декабря 2018 года по 27 декабря 2018 года. В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 08 февраля 2021 года решение Заводоуковского районного суда Тюменской области от 25 сентября 2020 года в части отказа в иске Рыдченко М.И. отменено, принято в этой части новое решение, которым признано незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заводоуковском городском округе Тюменской области (межрайонное) N 108 от 20 сентября 2019 года в части невключения в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды работы Рыдченко М.И. с 12 декабря 1989 года по 01 июля 1990 года медицинской сестрой зубного кабинета Узловой больницы ст. Магдагачи, с 01 июля 1990 года по 11 мая 1994 года участковой медицинской сестрой терапевтического участка Узловой больницы ст. Магдагачи.
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заводоуковском городском округе Тюменской области (межрайонное) возложена обязанность включить Рыдченко М.И. в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды с 12 декабря 1989 года по 01 июля 1990 года медицинской сестрой зубного кабинета Узловой больницы ст. Магдагачи, с 01 июля 1990 года по 11 мая 1994 года участковой медицинской сестрой терапевтического участка Узловой больницы ст. Магдагачи и назначить Рыдченко М.И. досрочную пенсию в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня обращения, то есть с 21 июня 2019 года.
В кассационной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заводоуковском городском округе Тюменской области (межрайонное) ставит вопрос об отмене апелляционного определения от 08 февраля 2021 года, ссылаясь на его незаконность.
Представитель ответчика Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заводоуковском городском округе Тюменской области (межрайонное) извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что имеются основания для отмены оспариваемого судебного постановления.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Рыдченко М.И. 21 июня 2019 года обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 - ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заводоуковском городском округе Тюменской области (межрайонное) N 108 от 20 сентября 2019 года в назначении досрочной страховой пенсии по старости Рыдченко М.И. отказано, в связи с отсутствием специального стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, поскольку такой стаж составляет 23 года 5 месяцев 28 дней (л.д. 11-16).
Согласно указанному решению в зачет специального стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости не включен период работы истца в Узловой железнодорожной больницы ст. Магдагачи с 18 декабря 1989 года по 30 июня 1990 года в должности м/сестры зубного кабинета и с 01 июля 1990 по 11 мая 1994 года в должности участковой м/сестры терапевт участка поликлиники и периоды курсов повышения квалификации с 30 ноября 1998 года по 25 декабря 1998 года, с 03 декабря 2003 года по 23 декабря 2003 года, с 03 декабря 2008 года по 23 декабря 2008 года, с 03 декабря 2013 года по 24 декабря 2013 года, с 10 декабря 2018 года по 27 декабря 2018 года.
В соответствии с дипломом КТ N 498920, Селезнёва М.И. в 1989 году окончила полный курс Ялуторовского медицинского училища по специальности медицинская сестра (л.д. 27).
Из справки отдела ЗАГС по Магдагачинскому району управления ЗАГС Амурской области в архиве ЗАГСа имеется запись акта о заключении брака Селезнёвой М.И, которой после заключения брака присвоена фамилия Рыдченко (л.д. 26).
Согласно записи N 9 в трудовой книжке истец с 12 декабря 1989 года (приказ N 88 от 18 декабря 1989 года) принята в Узловую больницу Магдагачи на должность м/сестры стоматологического кабинета. С 01 июля 1990 года (приказ N 41 от 02 июля 1990 года) переведена уч. м/сестрой поликлиники (запись N 10). Согласно записи N 11 с 01 мая 1994 года (приказ N 32/к от 07 мая 1994 года), уволена с занимаемой должности по собственному желанию (л.д. 18-23).
Из архивной справки N 2692/ЗАБ НДА от 28 июня 2019 года, выданной объединённым архивом г. Свободный, следует, что период работы истца в Узловой железнодорожной больнице л. Магдагачи в должности м/сестры зубного кабинета с 18 декабря 1989 года по 30 июня 1990 года и с 01 июля 1990 года по 11 мая 1994 года в должности участковой м/сестры терапевт, участка поликлиники. Все сокращения в архивной справке даны в соответствии с их употреблением в тексте документов (л.д 78).
Согласно архивной справке N 5061/ЗАБ НДА от 25 ноября 2019 года, выданной объединённым архивом г. Свободный, следует, что период работы истца в Узловой железнодорожной больнице п. Магдагачи в должности медсестры зубного кабинета с 18 декабря 1989 года по 30 июня 1990 года и с 01 июля 1990 года по 11 мая 1994 года в должности участковой медсестры терапевтического участка поликлиники. Все сокращения в архивной справке даны в соответствии с их употреблением в тексте документов (л.д 34-35).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований в части включения в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периодов работы с 12 декабря 1989 года по 01 июля 1990 года медицинской сестрой зубного кабинета Узловой больницы ст. Магдагачи, с 01 июля 1990 года по 11 мая 1994 года участковой медицинской сестрой терапевтического участка поликлиники Узловой больницы ст.
Магдагачи, признании решения пенсионного органа о невключении указанных периодов работы в специальный стаж, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", исходил из того, что документов, подтверждающих работу Рыдченко М.И. в Узловой железнодорожной больнице ст. Магдагачи в период с 18 декабря 1989 года по 30 июня 1990 года и с 01 июля 1990 года по 11 мая 1994 года в должности, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости ни по Списку N 781, ни по Списку N 464, истцом не представлено.
Отсутствие страхового стажа на соответствующих видах работ в спорные периоды подтверждает выписка из лицевого счета Рыдченко М.И. сформированная на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Удовлетворяя требование о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 30 ноября 1998 года по 25 декабря 1998 года, с 03 декабря 2003 года по 23 декабря 2003 года, с 03 декабря 2008 года по 23 декабря 2008 года, с 03 декабря 2013 года по 24 декабря 2013 года, с 10 декабря 2018 года по 27 декабря 2018 года и признавая решение пенсионного органа в части невключения в специальный стаж данных периодов незаконным, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 196, 187 Трудового кодекса Российской Федерации, установив, что Областной онкологический диспансер после неоднократных переименований окончательно переименован в Государственное автономное учреждение здравоохранения Тюменской области "Многопрофильный клинический медицинский центр "Медицинский город" ГАУЗ ТО "МКМЦ" "Медицинский город, Рыдченко М.И. с 12 сентября 1996 года по настоящее время работает на полную ставку, полный рабочий день в должности медицинской сестры палатной, проходила курсы повышения квалификации с сохранением заработной платы с отрывом от производства в указанные периоды, факт прохождения курсов повышения квалификации подтверждены копий удостоверений о повышении квалификации, исходил из того, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации в спорные периоды являются периодами работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен был произвести отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Следовательно, указанные периоды подлежат включению в подсчет специального стажа, учитываемого при назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Установив, что специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости у Рыдченко М.И. составляет 23 года 5 месяцев 28 дней, с учетом удовлетворенных о включении периодов курсов повышения квалификации Рыдченко М.И. не хватает стажа 30 лет, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, требование истца обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации Заводоуковского городского округа Тюменской области назначить страховую пенсию досрочно, с даты её обращения за назначением 21 июня 2019 года суд первой инстанции оставил без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации.
Однако суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периодов работы с 12 декабря 1989 года по 01 июля 1990 года медицинской сестрой зубного кабинета Узловой больницы ст. Магдагачи, с 01 июля 1990 года по 11 мая 1994 года участковой медицинской сестрой терапевтического участка поликлиники Узловой больницы ст. Магдагачи, признании решения пенсионного органа о невключении указанных периодов работы в специальный стаж и в отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Отменяя решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о включении периодов работы с 12 декабря 1989 года по 01 июля 1990 года медицинской сестрой зубного кабинета Узловой больницы ст. Магдагачи, с 01 июля 1990 года по 11 мая 1994 года участковой медицинской сестрой терапевтического участка поликлиники Узловой больницы ст. Магдагачи, признании решения пенсионного органа о невключении указанных периодов работы в специальный стаж незаконным и принимая новое об удовлетворении данных требований, суд апелляционной инстанции, исходил из того, что истец в 1989 году окончила полный курс Ялуторовского медицинского училища по специальности медицинская сестра, что подтверждается копией диплома КТ N 498920 и учитывая характер работы Рыдченко М.И. в спорный период, пришел к выводу, что неполное наименование должности истца без указания наименования должности среднего медицинского персонала, предусмотренного в Списке, не должно ограничивать право истца на пенсионное обеспечение, поскольку она фактически выполняла работу, предусмотренную Списком и дающую право на назначение пенсии за выслугу лет. Отсутствие кода льготной профессии в индивидуальных сведениях в данный период, не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку невыполнение работодателем обязанности по указанию кода льготы не может ограничивать пенсионные права Рыдченко М.И.
При этом в резолютивной части определения суд апелляционной инстанции включил спорные периоды работы истца в страховой стаж, а также без указания включения этого периода в льготном или календарном исчислении стажа медицинской деятельности.
С учетом включения данного периода в специальный стаж, суд апелляционной инстанции не приводя расчет специального стажа, пришел к выводу, что у истца имеется необходимый стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, вследствие чего назначил истцу досрочную страховую пенсию с 21 июня 2019 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что приведенные выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ) страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется, в том числе:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781);
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно (далее - Список N 464);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года (далее - Список N 1397).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ необходима совокупность условий: наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, наличие специального стажа требуемой продолжительности. При этом если часть работы врачей и других работников здравоохранения протекала в сельской местности и поселках городского типа, а часть в городах, то пенсию следует назначать при специальном стаже работы не менее 30 лет.
Суд апелляционной инстанции, проверяя решение суда первой инстанции в апелляционном порядке, в нарушение изложенных норм материального права совокупность условий, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, а именно наличие соответствующего размера величины индивидуального пенсионного коэффициента, не устанавливал и не проверял, расчет специального стажа судом апелляционной инстанции в обжалуемом судебном постановлении не приведен.
В нарушение статей 56, 67, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, связанные с наличием права истца на досрочное пенсионное обеспечение по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ (наличие и расчет соответствующего специального стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента) не были предметом исследования в суде апелляционной инстанции и соответствующей правовой оценки с учетом приведенных выше норм материального права не получили.
В силу части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в Приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Приложением 7 к указанному закону предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости граждан, которые в 2019 году достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, наступает не ранее 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
При этом пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" закреплено, что гражданам, которые указаны в пунктах 19-21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных Приложением 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Из изложенных норм материального права следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с медицинской деятельностью указанной категории граждан считается отложенным, но не более чем на 6 месяцев со дня возникновения такого права у граждан, которые приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии в 2019 году.
При этом днем возникновения права на досрочное назначение пенсии является день наступления совокупности условий, указанных в пункте 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", явившихся основанием для назначения досрочной страховой пенсии по старости. С днем подачи заявления в пенсионный орган федеральный законодатель связывает срок назначения пенсии, но не возникновение на нее права.
Приходя к выводу о назначении досрочной страховой пенсии с 21 июня 2019 года, суд апелляционной инстанции не применил, подлежащий применению к спорным правоотношениям, пункт 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", вследствие чего пришел к ошибочному выводу о приобретении истцом право на назначение ей досрочной страховой пенсии с 21 июня 2019 года.
Кроме того, ответчик привел доводы о том, что судами неверно определена дата назначения пенсии, поскольку истец обратилась с заявлением к ответчику 24 июня 2019 года, а не 21 июня 2019 года как указали суды.
Вопреки требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не устранил имеющиеся противоречия в части даты обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Судом апелляционной инстанции допущены и другие нарушения норм процессуального права.
Согласно пункту 2 Списка N 464, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.
Пунктом 5 действующих Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, предусмотрено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;
б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.
Таким образом, исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, по Списку N 781 с применением льготного порядка исчисления стажа как подпунктом "а", так и подпунктом "б" пункта 5 названных Правил. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
Однако приведенные нормы материального права суд апелляционной инстанции при разрешении требования о включении в специальный стаж периодов работы с 12 декабря 1989 года по 01 июля 1990 года медицинской сестрой зубного кабинета Узловой больницы ст. Магдагачи, с 01 июля 1990 года по 11 мая 1994 года участковой медицинской сестрой терапевтического участка поликлиники Узловой больницы ст. Магдагачи не учел.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 5 и 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 24 июня 2008 года N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству", под уточнением обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, следует понимать действия судьи и лиц, участвующих в деле, по определению юридических фактов, лежащих в основании требований и возражений сторон, с учетом характера спорного правоотношения и норм материального права, подлежащих применению. В случае заблуждения сторон относительно фактов, имеющих юридическое значение, судья на основании норм материального права, подлежащих применению, разъясняет им, какие факты имеют значение для дела и на ком лежит обязанность их доказывания (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.
Таким образом, с учетом приведенных положений процессуального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации именно на суд возлагается обязанность по определению предмета доказывания как совокупности обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела. Предмет доказывания определяется судом на основании требований и возражений сторон, а также норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для данного дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон.
Суд апелляционной инстанции принимая решение о включении в специальный стаж периодов работы с 12 декабря 1989 года по 01 июля 1990 года медицинской сестрой зубного кабинета Узловой больницы ст.Магдагачи, с 01 июля 1990 года по 11 мая 1994 года участковой медицинской сестрой терапевтического участка поликлиники Узловой больницы ст. Магдагачи, не учел в каком исчислении истец просит включить указанные периоды в специальный стаж: в льготном или календарном.
Суду первой инстанции надлежало разъяснить истцу право на уточнение исковых требований в части исчисления стажа по требованию о включении в специальный стаж периодов работы с 12 декабря 1989 года по 01 июля 1990 года медицинской сестрой зубного кабинета Узловой больницы ст. Магдагачи, с 01 июля 1990 года по 11 мая 1994 года участковой медицинской сестрой терапевтического участка поликлиники Узловой больницы ст. Магдагачи, а именно в каком исчислении в льготном или календарном истец просит включить периоды работы с 12 декабря 1989 года по 01 июля 1990 года медицинской сестрой зубного кабинета Узловой больницы ст. Магдагачи, с 01 июля 1990 года по 11 мая 1994 года участковой медицинской сестрой терапевтического участка поликлиники Узловой больницы ст. Магдагачи в специальный стаж.
Однако указанные действия судом первой инстанции не были совершены. Проверяя решение суда первой инстанции в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции данные обстоятельства не учел, отменив решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о включении в специальный стаж спорных периодов работы и приняв новое решение об удовлетворении иска в данной части, вследствие чего вывод суда апелляционной инстанции о включении периодов работы с 12 декабря 1989 года по 01 июля 1990 года медицинской сестрой зубного кабинета Узловой больницы ст. Магдагачи, с 01 июля 1990 года по 11 мая 1994 года участковой медицинской сестрой терапевтического участка поликлиники Узловой больницы ст. Магдагачи в специальный стаж сделан на неолно выясненных обстоятельствах дела.
При этом довод кассационной жалобы о том, что суд апелляционной инстанции вышел за пределы заявленных требований в части разрешения требований о назначении досрочной страховой пенсии, в связи с тем, что истец отказалась от указанных требований является необоснованным.
В первоначальном иске истец помимо прочих заявила требование о назначении досрочной страховой пенсии по старости. В уточненном иске истец требование о назначении досрочной страховой пенсии по старости не ставила. Однако ни суд первой, ни суд апелляционной инстанции вопрос об отказе истца от иска в части требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости не разрешили производство по делу в части требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отказом истца от иска в данной части на основании части 4 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не прекратил, вследствие чего довод кассационной жалобы о том, что суд апелляционной инстанции вышел за пределы заявленных требований в части разрешения требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости является необоснованным, поскольку суд апелляционной инстанции разрешилспор в пределах заявленных требований в соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с изложенным апелляционное определение нельзя признать законным, оно принято при неправильном применении норм материального права, с нарушениями норм материального и процессуального права, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для его отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 08 февраля 2021 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение - Тюменский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.