Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Козиной Н.М, Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1066/2020 по иску Сенкевича Александра Геннадьевича к муниципальному казенному учреждению Березовского городского округа "Центр предоставления субсидий и компенсаций" о признании решения незаконным, возложении обязанности, по кассационной жалобе муниципального казенного учреждения Березовского городского округа "Центр предоставления субсидий и компенсаций" на решение Березовского городского суда Свердловской области от 05 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 12 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя истца по доверенности - Артемовой М.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сенкевич А.Г. обратился с иском к Муниципальному казенному учреждению Березовского городского округа "Центр предоставления субсидий и компенсаций" о признании решения незаконным, возложении обязанности.
В обоснование иска указал, что являясь инвалидом "данные изъяты" группы, участником боевых действий в Чеченской Республике, имеет право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов, в соответствии с нормами Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". С 01 апреля 2020 года выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ответчиком была приостановлена по причине наличия у истца задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Однако указанное обстоятельство не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки, кроме того, задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг у истца отсутствует, что подтверждается квитанциями об оплате.
С учетом изложенного, просил суд о признании незаконным решения о приостановлении предоставления ему мер социальной поддержки, возложении обязанности по возобновлению предоставления компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Решением Березовского городского суда Свердловской области от 05 августа 2020, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 12 января 2021 года, исковые требования Сенкевича А.Г. удовлетворены.
Признано незаконными решение МКУ Березовского городского округа "Центр предоставления субсидий и компенсаций" о приостановлении выплаты Сенкевич А.Г. денежной компенсации в размере 50 процентов платы за содержание жилого помещения, платы за коммунальные услуги. Возложена обязанность на МКУ Березовского городского округа "Центр предоставления субсидий и компенсаций" возобновить выплату Сенкевич А.Г. денежной компенсации в размере 50 процентов платы за содержание жилого помещения, платы за коммунальные услуги, с 01 апреля 2020 года.
В кассационной жалобе МКУ Березовского городского округа "Центр предоставления субсидий и компенсаций" ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их не законность.
В возражениях на кассационную жалобу А.Г. Сенкевич просит оставить в силе судебные решения, считая их законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился ответчик, сведения о причинах неявки не представил. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не были допущены такого рода нарушения норм материального или норм процессуального права.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Сенкевич А.Г. является инвалидом "данные изъяты" группы, в связи с чем также является получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: "данные изъяты" по категории "Инвалиды "данные изъяты" группа" с 01 января 2010 года в размере 50 процентов.
В марте 2020 года в МКУ БГО "Центр предоставления субсидий и компенсаций" из ООО "ЖКХ-Холдинг" поступила информация о наличии у Сенкевич А.Г. задолженности по оплате коммунальных и жилищных услуг. На основании полученных данных МКУ БГО "Центр предоставления субсидий и компенсаций" было вынесено решение о приостановлении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 апреля 2020 года.
В качестве правового основания для приостановления предоставления указанной меры социальной поддержки в решении ответчика указаны пункты 26, 27 постановления Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года N 688-ПП "О порядке назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации", в связи с наличием задолженности по оплате текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
По информации, поступившей по запросу суда в рамках рассмотрения дела от ООО "ЖКХ-Холдинг" и представленных квитанцией по оплате коммунальных платежей, задолженность Сенкевич А.Г. по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу: "данные изъяты", по состоянию на 01 июля 2020 года составляет 35 203 руб. 15 коп, задолженности по оплате непосредственно коммунальных платежей у истца не имеется. Истец в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции указывал на наличие спора с управляющей компанией относительно не только размера взноса на капитальный ремонт, но и порядка его уплаты (определение уполномоченного субъекта на его получение, включая Региональный фонд, ТСЖ, Управляющую компанию).
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении исковых требований, руководствуясь положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", постановлением Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года N 688-ПП "О Порядке назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению субъекта Российской Федерации", установив, что задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг у Сенкевич А.Г. отсутствует, но имеется задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, приняв во внимание наличие спора о причинах образования задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт между истцом и ООО "ЖКХ-Холдинг", пришел к выводу об обоснованности заявленных требований о признании незаконным решения о приостановлении предоставления мер социальной поддержки, необходимости возложения обязанности по возобновлению предоставления компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся в том числе инвалиды (часть 13 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В силу части 14 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам I и II групп предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 1 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (часть 2 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Таким образом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов.
На территории Свердловской области нормативным правовым актом, устанавливающим механизм назначения и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, порядок исчисления и перерасчета размера компенсации расходов, а также случаи и порядок прекращения выплаты компенсации расходов отдельным категориям граждан, проживающих на территории Свердловской области, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии является постановление Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года N 688-ПП, которым утвержден Порядок назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации (далее Порядок).
Согласно данному Порядку компенсация расходов предоставляется гражданам при условии отсутствия у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (пункт 4).
Уполномоченный орган ежемесячно организует выплату гражданам компенсаций расходов (кроме компенсации расходов в части оплаты твердого топлива (уголь, дрова) и его доставки) путем перечисления на счета в кредитных организациях либо через организации федеральной почтовой связи в зависимости от выбранного способа выплаты компенсаций в соответствии с заявлениями граждан и уведомляет граждан о начисленной им компенсации расходов (пункт 19 в редакции до изменений постановлением Правительства от 27 ноября 2020 года N 875-ПП).
Выплата компенсации расходов приостанавливается по истечении трех месяцев с даты направления получателю компенсации расходов уведомления по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку о наличии задолженности по оплате текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги и необходимости ее погашения, отсутствии соглашения по погашению задолженности по оплате текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги или невыполнении получателем компенсации расходов условий соглашения (пункт 26 в редакции до изменений постановлением Правительства от 27 ноября 2020 года N 875-ПП).
Возобновление выплаты компенсации расходов осуществляется после полного погашения гражданином задолженности по оплате текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, образовавшейся в течение всего срока предоставления компенсации расходов, либо заключения соглашения о ее погашении с месяца, в котором предоставление компенсации расходов было приостановлено (пункт 27 в редакции до изменений постановлением Правительства от 27 ноября 2020 N 875-ПП).
При этом, в соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.
В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении.
При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
В целях проверки доводов жалобы судом апелляционной инстанции были истребованы у истца и приняты в качестве дополнительных доказательств наличия спора с управляющей компанией относительно уплаты взносов на капитальный ремонт и образовавшейся задолженности следующие документы: бюллетени голосования внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома "данные изъяты", определение от 02 декабря 2020 года об отмене судебного приказа по заявлению Регионального фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области в лице агента ООО "ЖКХ-Холдинг", определение от 26 октября 2017 года об отмене судебного приказа по заявлению ООО "ЖКХ-Холдинг".
Указанные письменные доказательства свидетельствуют о наличии спора у истца с управляющей компанией относительно порядка начисления взноса на капитальный ремонт в отношении жилого помещения, проистекающего не только в связи с несогласием с размером начисляемого взноса в виду отсутствия оснований для его начисления управляющей компанией, но и в связи с несогласием с вменяемой обязанностью уплаты данного взноса на счет именно управляющей компании, а не регионального оператора, с учетом в том числе решающегося вопроса о передаче соответствующих полномочий ТСЖ, формировании специального счета, нежелания осуществлять (после решения вопроса об уполномоченной организации) двойную оплату взносов.
Таким образом, выводы судебных инстанций об отсутствии оснований для приостановления и последующего прекращения выплаты Сенкевичу А.Г. денежной компенсации расходов по оплате за жилое помещение, коммунальные услуги, взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома сделаны с учетом фактических обстоятельств дела, причин и периода образования у последнего задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Доводы кассационной жалобы о несогласие истца с размерами порядком начисления взносов за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме не является уважительной причиной, у ответчика отсутствует правовая возможность возобновления выплаты при наличии задолженности по оплате текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги отклоняются судебной коллегией как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм действующего законодательства и направленные на переоценку выводов судов по установленным обстоятельствам дела.
Вопреки доводам жалобы, суд апелляционной инстанции, верно указал, что предметом настоящего спора являлся вопрос о наличии законных оснований для приостановления ответчиком и возобновлении выплаты, а не непосредственно само право истца на ее получение.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при рассмотрении настоящего дела судами не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, фактические обстоятельства дела установлены, юридически значимые для правильного разрешения спора обстоятельства вошли в предмет доказывания по делу и получили надлежащую правовую оценку, выводы судов, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не могут служить основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке, поскольку не содержат каких-либо сведений, опровергающих выводы судов, фактически направлены на переоценку и иное толкование заявителем доказательств, собранных по делу, оспариванию обоснованности выводов судов об установленных по делу обстоятельствах.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Березовского городского суда Свердловской области от 05 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 12 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального казенного учреждения Березовского городского округа "Центр предоставления субсидий и компенсаций" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.