Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бибеевой С.Е.
судей Сокуровой Ю.А. и Копылова-Прилипко Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2- 3990/2020 по иску военного прокурора Рязанского гарнизона в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного крута лиц и интересов Российской Федерации к ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности
по кассационной жалобе ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Савеловского районного суда г. Москвы от 17 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 14 января 2021 г.
Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Бибеевой С.Е, выслушав объяснения представителя ответчика ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации Мишина А.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителя истца прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Лазаревой Е.И, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
военный прокурор Рязанского гарнизона обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного крута лиц и интересов Российской Федерации, в котором просил признать незаконным бездействие ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной на территории земельного участка с кадастровым номером N на удалении около 1 100 метров от контрольной точки аэродрома войсковой части 41521, обязать ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить ликвидацию свалки отходов, незаконно размещенной на территории земельного участка с кадастровым номером N на удалении около 1 100 метров от контрольной точки аэродрома войсковой части 41521.
Требования мотивированы тем, что военной прокуратурой Рязанского гарнизона с привлечением специалистов Управления Росреестра по Рязанской области и Управления Росприроднадзора по Рязанской области проведена проверка исполнения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Проверочными мероприятиями установлено, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права серии N от 11.12.2003 земельный участок с кадастровым номером N зарегистрирован на праве собственности за Российской Федерацией с разрешенным использованием для размещения и постоянной деятельности войсковой части. В соответствии с распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области N 277р от 28.11.2006 названный земельный участок передан в постоянное (бессрочное) пользование ФГКЭУ "Рязанская КЭЧ района" Минобороны России, а после его реорганизации - ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны России. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости право постоянного (бессрочного) пользования вышеупомянутым земельным участком зарегистрировано за ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны России 05.07.2013. На территории названного земельного участка ранее дислоцировалась войсковая часть 41579, а в настоящее время - войсковая часть 41521.
В период с 2004 г. по 2014 г. работниками ОАО "Бройлер Рязани" без наличия какого-либо согласования с уполномоченными должностными лицами Министерства обороны Российской Федерации осуществлялся вывоз органических отходов на участок местности в границах земельного участка с кадастровым номером N на удалении около 1 100 метров от контрольной гонки аэродрома войсковой части 41521. В результате длительного бездействия должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации в пределах вышеупомянутого земельного участка образовалась свалка отходов площадью 15 гектаров. Проведенным в августе 2018 года сотрудниками министерства природопользования Рязанской области отбором и анализом проб атмосферного воздуха в районе свалки выявлено повышенное содержание оксида углерода. Кроме того, проведенным в сентябре 2018 года сотрудниками Управления Росприроднадзора по Рязанской области с привлечением ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу" исследованием установлено, что складируемые на территории вышеуказанного земельного участка отходы относятся к 5 категории опасности. Помимо этого, до настоящего времени на достаточном удалении от свалки ощущается специфический запах, что порождает многочисленные обоснованные обращения военнослужащих войсковой части 41521 и жителей близлежащих жилых домов в правоохранительные органы и иные уполномоченные органы за защитой нарушенных прав.
Допущенные нарушения законодательства оказывают негативное воздействие на экологическую обстановку, могут отразиться на здоровье военнослужащих войсковой части 41521 и проживающего вблизи воинской части населения, ограничивают конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, нарушают их право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, предусмотренные статьей 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды", статьей 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Решением Савеловского районного суда г. Москвы от 17 июля 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 14 января 2021 г, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе представителем ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации Мишиным А.В. ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных и необоснованных.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судебными инстанциями при рассмотрении дела по доводам жалобы и материалам дела допущено не было.
В ст. 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 11 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Благоприятной окружающей средой, согласно ст. 1 этого же закона, является окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов, а под негативным воздействием на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 указанного закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Статьей 77 названного закона определено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно статьям 8, 18 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков, а также землепользователи обязаны, в том числе: осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пунктам 2, 3 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Статьей 296 ГК РФ предусмотрено, что учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества, и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Как установлено судами и следует из обжалуемых судебных постановлений, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права серии N от 11.12.2003 земельный участок с кадастровым номером N зарегистрирован на праве собственности за Российской Федерацией с разрешенным использованием для размещения и постоянной деятельности войсковой части.
В соответствии с распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области N N от 28.11.2006 названный земельный участок передан в постоянное (бессрочное) пользование ФГКЭУ "Рязанская КЭЧ района" Минобороны России, а после его реорганизации - ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны России.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости право постоянного (бессрочного) пользования вышеупомянутым земельным участком зарегистрировано за ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны России 05.07.2013.
На территории названного земельного участка ранее дислоцировалась войсковая часть 41579, в настоящее время - войсковая часть 41521.
В период с 2004 г. по 2014 г. работниками ОАО "Бройлер Рязани" без наличия какого-либо согласования с уполномоченными должностными лицами Министерства обороны Российской Федерации осуществлялся вывоз органических отходов на участок местности в границах земельного участка с кадастровым номером N на удалении около 1 100 метров от контрольной точки аэродрома войсковой части 41521.
Проведенным в августе 2018 года сотрудниками Министерства природопользования Рязанской области отбором и анализом проб атмосферного воздуха в районе свалки выявлено повышенное содержание оксида углерода.
Проведенным в сентябре 2018 года сотрудниками Управления Росприроднадзора по Рязанской области с привлечением ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу" исследованием установлено, что складируемые на территории вышеуказанного земельного участка отходы относятся к 5 категории опасности.
Кроме того, судом установлено, что до настоящего времени на достаточном удалении от свалки ощущается специфический запах, что порождает многочисленные обоснованные обращения военнослужащих войсковой части 41521 и жителей близлежащих жилых домов в правоохранительные органы и иные уполномоченные органы за защитой нарушенных прав.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные прокурором исковые требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, установив факт образования в результате длительного бездействия должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации свалки отходов площадью 15 гектаров на земельном участке с кадастровым номером N, пришел к выводу, что ответственность за непринятие мер к ликвидации несанкционированной свалки несет ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, однако обязанность по содержанию земельного участка с кадастровым номером N ответчик не исполняет, действий по ликвидации свалки не предпринимает. С учетом изложенного суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, определив срок исполнения решения в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Мотивы, по которым суды пришли к указанным выводам, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, приведены в мотивировочной части судебных постановлений.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судебных инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, соответствуют установленным судом обстоятельствам и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы о необходимости привлечения к участию в деле в качестве соответчика Министерство обороны РФ, об отсутствии доказательств факта бездействия со стороны должностных лиц ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, о невозможности исполнения судебного решения в полном объеме и в установленный срок, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены по приведенным в апелляционном определении мотивам.
Приведенные в кассационной жалобе доводы по сути сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии являться не могут, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание, что при рассмотрении дела судами не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконных судебных постановлений, а также отсутствие в кассационной жалобе указания на обстоятельства, которые бы могли в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации явиться основанием к отмене принятых по делу судебных актов, и руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Савеловского районного суда г. Москвы от 17 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 14 января 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.