Кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам
Верховного Суда Республики Алтай от 3 декабря 2008 г. N 33-441
(извлечение)
3 декабря 2008 г. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе Б. на решение Горно-Алтайского городского суда от 9 октября 2008 г., которым отказано в удовлетворении искового заявления Б. к Государственному Собранию - Эл Курултай Республики Алтай о восстановлении на работе, взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда в сумме 75 000 рублей, расходов на оплату услуг представителя.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия установила:
Б. обратилась в суд с иском к Государственному Собранию - Эл Курултай Республики Алтай о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда в размере 75 000 рублей и взыскании судебных расходов. Исковые требования мотивированы тем, что она работала в Государственном Собрании - Эл Курултай Республики Алтай в должности старшего специалиста 2 разряда Информационно-аналитического отдела. Надлежащие условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей, работодателем не были обеспечены. Распоряжением от 26 мая 2008 г. N 28-к она была уволена с государственной службы по пункту 2 ст. 81 Трудового кодекса, пункту 6 ст. 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации". Увольнение истица считает незаконным, поскольку ей было предложено принять участие в конкурсе на вакантную должность ведущего специалиста 1 разряда и ведущего специалиста 3 разряда в Аппарате Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай, но в связи с тем, что на эти должности ранее были переведены специалисты, конкурс проведен формально. Кроме того, ей сообщалось о вакантных должностях в других органах, но в этих письмах не содержалось предложений вакантных должностей, не были представлены должностные инструкции, на предложенные должности нужно иметь соответствующий уровень подготовки и образования, а ей не было предложено пройти переподготовку. Считала, что фактического сокращения штата или численности не было, поскольку ее обязанности перераспределены другим специалистам, работодатель был обязан предложить ей другую имевшуюся работу (вакантную должность) в той же организации, соответствующую ее квалификации, что не было выполнено. Кроме того, истица считала, что она имеет право на оставление на работе, так как стаж ее государственной гражданской службы более 14 лет, у нее 2 высших образования, она успешно прошла аттестацию и сдала квалификационный экзамен, кроме того, в распоряжении от 28 апреля 2008 г. N 22-к указана дата увольнения с 7 мая 2008 г., в трудовой книжке - с 26 мая 2008 г.
В судебном заседании истица Б. и ее представитель М. поддержали исковые требования.
Представитель ответчика П. исковые требования не признала, указала, что при наличии оснований для увольнения процедура увольнения была соблюдена.
В предварительном судебном заседании представитель ответчика П. заявила о пропуске истицей срока обращения в суд с заявлением о восстановлении на работе.
Истицей заявлено ходатайство о восстановлении срока для обращения в суд, указанный срок судом восстановлен.
Суд принял вышеуказанное решение, признав установленным, что сокращение штата в Государственном Собрании - Эл Курултай Республики Алтай имело место, а предусмотренный законом порядок увольнения истицы ответчиком соблюден.
В кассационной и дополнительной кассационной жалобах истица Б. просит отменить решение и направить дело на новое рассмотрение, поскольку суд пришел к ошибочному выводу, что сокращение ее должности имело место, тогда как обязанности, которые она выполняла, после ее увольнения были возложены на другого работника. Суд игнорировал положение Трудового кодекса РФ, запрещающего увольнение работника ввиду сокращения численности или штата работников организации в случае невозможности перевода работника с его согласия на другую работу, а также не были приняты во внимание положения федерального законодательства, исключающие проведение конкурса при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы. Поскольку ответчиком не было представлено штатное расписание, действовавшее на момент увольнения истицы, не были опровергнуты доводы о том, что фактического сокращения ее должности не произошло. Кроме того, как полагает истица, распоряжение Председателя Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 27 февраля 2008 г. об исключении должности старшего специалиста 2 разряда Информационно-аналитического отдела вынесено незаконно, т.к. данная должность утверждена реестром должностей государственной гражданской службы Республики Алтай, каких-либо изменений и дополнений в Закон Республики Алтай "О реестре должностей государственной гражданской службы Республики Алтай" внесено не было. Б. также указывает, что к полномочиям Председателя Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай не относятся вопросы о структуре, штате, бюджете Государственного Собрания РА, сокращении штатов и численности работников. Кроме того, как полагает истица, не приведено экономическое обоснование ее увольнения, истице не предлагались вакантные должности в Аппарате Государственного Собрания РА, утверждение ответчика об отказе Б. от предложенных должностей не нашли подтверждения. Судом первой инстанции не приняты во внимание доводы о том, что на момент сокращения и увольнения истицы в документационном отделе Аппарата Государственного Собрания РА была и по настоящее время остается не занятой вакантная должность старшего специалиста 2 разряда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и дополнений к ней, заслушав истицу Б. и ее представителя М., поддержавших жалобу, представителя ответчика П., полагавшую решение суда законным, заключение прокурора об отмене решения суда, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене вследствие недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, а дело - направлению на новое судебное рассмотрение.
Как следует из материалов дела, распоряжением председателя Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай N 22-к от 28.04.2008 г. Б. была уволена с должности старшего специалиста 2 разряда Информационно-аналитического отдела Аппарата Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай согласно пункту 6 статьи 33 Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", пункту 2 статьи 81 Трудового кодекса РФ в связи с сокращением указанной должности государственной гражданской службы Республики Алтай.
Разрешая спор о восстановлении истицы на работе, суд счел установленным, что основания для увольнения истицы с государственной гражданской службы имелись и предусмотренный законом порядок увольнения соблюден, в связи с чем принял решение об отказе истице в иске о восстановлении на работе.
Вывод о том, что сокращение штатов в Государственном Собрании - Эл Курултай Республики Алтай имело место, сделан судом исходя из того, что в штатном расписании, утвержденным распоряжением Председателя Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 19.02.2008 г. N 64, в Информационно-аналитическом отделе имелась должность старшего специалиста 2 разряда, а распоряжением N 82 от 27.02.2008 г. в распоряжение N 64 внесены изменения, согласно которым указанная должность из Информационно-аналитического отдела исключена.
Таким образом, сокращение штатов произведено распоряжением председателя Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай.
Однако согласно пункту 21 статьи 103 Конституции Республики Алтай и пункту 21 статьи 8 Закона Республики Алтай "О Государственном Собрании - Эл Курултай Республики Алтай" утверждение структуры, штатов и расходов Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай отнесено к ведению Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай. В соответствии с пунктом 6 статьи 23 Закона Республики Алтай "О Государственном Собрании - Эл Курултай Республики Алтай" председатель Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай руководит работой аппарата Государственного Собрания - Эл Курултай, назначает и освобождает от должности руководителей структурных подразделений аппарата Государственного Собрания - Эл Курултай, пользуется правом найма и увольнения специалистов, вспомогательного и технического персонала, обслуживающих деятельность Государственного Собрания - Эл Курултай.
Таким образом, утверждение штатов Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай относится к компетенции Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай, а не его председателя. Принималось ли решение о сокращении штатов полномочным органом, судом не проверялось, в связи с чем решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое судебное рассмотрение, т.к. новое решение судебной коллегии принять невозможно.
При рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, установить, принималось ли полномочным органом решение о сокращении штатов Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай, оценить доводы истицы и принять решение в соответствии с законом.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Горно-Алтайского городского суда от 9 октября 2008 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 3 декабря 2008 г. N 33-441
Текст определения предоставлен Судебной коллегией Верховного Суда Республики Алтай по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании