Кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам
Верховного Суда Республики Алтай от 10 декабря 2008 г. N 33-457
(извлечение)
10 декабря 2008 года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе министра финансов РА Г. на решение Турочакского районного суда от 10 октября 2008 года, которым заявление прокурора Турочакского района удовлетворено. Взыскано с Министерства Финансов Республики Алтай за счёт казны Республики Алтай в пользу Б. 50 400 рублей. Отказано прокурору Турочакского района в удовлетворении требований о взыскании денежных средств с Администрации МО "Турочакский район" в полном объёме.
Заслушав доклад судьи ______, судебная коллегия установила:
Прокурор Турочакского района в интересах Б. обратился в суд с заявлением об обжаловании бездействия администрации МО "Турочакский район", указывая следующее: Б., 1989 года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет гарантии по социальной поддержке. С 1 апреля 2007 года выплата денежных средств на содержание истца прекращена в связи с достижением им совершеннолетия, однако он продолжает обучаться в школе, а полное государственное обеспечение, предусмотренное законодательством РФ, ему не предоставлено.
В связи с этим заявитель просит суд признать бездействие администрации МО "Турочакский район" по полному государственному обеспечению истца незаконным. Обязать администрацию МО предоставить полное государственное обеспечение истцу до окончания образовательного учреждения с возмещением задолженности с даты окончания выплаты опекунского пособия.
В судебном заседании прокурором Турочакского района дополнены и уточнены исковые требования, прокурор просит суд обязать администрацию МО "Турочакский район" и Министерство финансов Республики Алтай предоставить денежные средства по полному государственному обеспечению на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях на истца за период с 1 апреля 2007 года по декабрь 2007 года в сумме 50 400 рублей.
Б., представитель Министерства Финансов Республики Алтай в судебное заседание не явились, в заявлении последний просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд принял вышеизложенное решение, об отмене которого просит Министр финансов РА Г., указывая, что лицо, в интересах которых заявлен иск прокурором, не имеет права на полное государственное обеспечение, поскольку оно продолжает после 18 лет обучаться в общеобразовательном учреждении. Суд неправильно применил ст. 1 ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поскольку указанные дети имеют право только на дополнительные гарантии по социальной поддержке, а не на полное государственное обеспечение. До принятия закона РА N 23-РЗ "О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей" законодательно не регулировался вопрос о государственном обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших 18-летнего возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Согласно ст. 3 вышеназванного закона субъекта обеспечение указанной категории лиц предусмотрено с 1 января 2008 года, что не учел суд при принятии решения.
В возражении на кассационную жалобу заместитель прокурора Турочакского района Г. просит решение суда не отменять.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя Министерства Финансов РА Ш., поддержавшей доводы жалобы, прокурора Ф., полагавшую, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом первой инстанции установлено, что родители Б. умерли - мать - Б. (Т.) умерла 10 октября 1996 года, а отца у Б. нет. На основании распоряжения главы Озеро-Куреевской сельской администрации от 11 октября 1996 года "Об учреждении опеки над несовершеннолетним Б.", опекуном над Б. назначен Т. и назначена выплата денежных средств на содержание опекаемого. С 01 апреля 2007 года выплата денежных средств на содержание Б. прекращена в связи с достижением им совершеннолетия. Б. с 01 сентября 2007 года является учеником 11 класса МОУ "Озеро-Куреевская средняя общеобразовательная школа" однако полное государственное обеспечение, предусмотренное законодательством РФ, Б. не предоставлено.
В соответствии с ч. 3 ст. 31 ГК РФ опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.
Учитывая, что Б. достиг возраста 18 лет, он перестал быть подопечным.
Согласно ст. 1 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 года N 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Судом первой инстанции установлено, что Б. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку остался без попечения родителей в возрасте до 18 лет.
Судом установлено, что Б. достиг 18-летнего возраста и продолжает обучаться в школе, проживать в семье своего опекуна.
На основании ст. 1 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 года N 159-ФЗ под полным государственным обеспечением понимается предоставление за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.
Судом первой инстанции на основании анализа норм вышеназванного Федерального закона сделан правильный вывод о том, что он направлен на социальную защиту лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В рассматриваемом деле фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что по достижении 18-летнего возраста Б. продолжил обучение в общеобразовательной школе, при том, что выплата денежных средств его опекуну была прекращена ввиду достижения подопечным совершеннолетия.
Вместе с тем, исходя из смысла вышеназванного Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" во взаимосвязи содержащихся в нем норм следует, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть лишены полного государственного обеспечения на момент их обучения в общеобразовательном учреждении и по достижении указанными лицами 18-летнего возраста. Данный вывод подтверждается и тем, что в соответствии с п. 3 ст. 6 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения. Таким образом, государством предоставляется полное государственное обеспечение таким лицам и на тот период времени, когда они после окончания общеобразовательного учреждения продолжают обучение в учреждениях профессионального образования.
Правильно судом первой инстанции учтено при вынесении решения и то обстоятельство, что на законодательном уровне субъекта законом РА N 23-РЗ от 31.03.2008 года "О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях" пунктом 9 Порядка предусмотрено, что если подопечному исполнилось 18 лет во время обучения в общеобразовательном учреждении, выплата денежных средств продолжается до момента окончания учебного заведения. Ст. 2 вышеназванного Закона предусматривает, что финансовое обеспечение указанных выплат осуществляется за счет средств республиканского бюджета. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2008 года.
Таким образом, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о необходимости удовлетворения требований прокурора о взыскании задолженности в пользу истца, составляющую сумму его полного государственного обеспечения, которая не оспаривалась в суде участвующими в деле лицами, что направлено на прекращение нарушения прав указанного лица на получение государственной поддержки.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения суда, судебная коллегия по делу не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Турочакского районного суда от 10 октября 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министра финансов РА Г. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 10 декабря 2008 г. N 33-457
Текст определения предоставлен Судебной коллегией Верховного Суда Республики Алтай по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании