Решение Верховного Суда Республики Алтай от 6 мая 2009 г.
(извлечение)
Верховный Суд Республики Алтай 1-ой инстанции, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению муниципального образования "Н. сельское поселение" о признании недействующей статьи 1 Закона Республики Алтай N 62-РЗ от 27 июля 2005 года "О внесении изменений в Закон Республики Алтай "Об образовании муниципальных образований, наделении соответствующим статусом и установлении их границ" в части приложения N 4.6 к Закону Республики Алтай "Об образовании муниципальных образований, наделении соответствующим статусом и установлении их границ", установил:
13 января 2005 года Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай принят Закон Республики Алтай N 10-РЗ "Об образовании муниципальных образований, наделении соответствующим статусом и установлении их границ", опубликованный в изданиях: республиканской газете "Звезда Алтая" N 7-8 от 18.01.2005 года (закон), N 23-24 от 5.02.2005 года (приложение N 12), Сборнике законодательства Республики Алтай N 22(28), декабрь 2004 г. Закон наделил муниципальное образование "О. район" статусом муниципального района, образовал в составе его 10 муниципальных образований - сельских поселений, в том числе "Н. сельское поселение", установив его границы согласно картографическому описанию, указанному в приложении 4.6 к закону.
27 июля 2005 года Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай принят Закон Республики Алтай N 62-РЗ "О внесении изменений в Закон Республики Алтай "Об образовании муниципальных образований, наделении соответствующим статусом и установлении их границ", опубликованный в Сборнике законодательства Республики Алтай 2005 года, N 26(32). Указанный закон внес изменения в приложения 4.1-4.10 Закона Республики Алтай N 10-РЗ, изложив картографическое описание границы Н. сельского поселения согласно приложению 4.6 в иной редакции.
Глава муниципального образования "Н. сельское поселение" обратился в суд с заявлением о признании незаконной, недействующей статьи 1 Закона Республики Алтай N 62-РЗ от 27 июля 2005 года "О внесении изменений в Закон Республики Алтай "Об образовании муниципальных образований, наделении соответствующим статусом и установлении их границ" в части приложения N 4.6 к Закону Республики Алтай N 10-РЗ от 13.01.2005 года "Об образовании муниципальных образований, наделении соответствующим статусом и установлении их границ".
Заявитель указал, что Законом Республики Алтай N 62-РЗ от 27 июля 2005 года были внесены изменения в Закон Республики Алтай N 10-РЗ от 13 января 2005 года "Об образовании муниципальных образований, наделении соответствующим статусом и установлении их границ", в частности, внесены изменения в приложение 4.6 Закона, содержащее описание границ муниципального образования "Н. сельское поселение", в результате изменения границ это муниципальное образование лишилось 1/3 части своей территории, которая отошла к территории муниципального образования "К. сельское поселение". Заявитель полагал, что принятием оспариваемого закона нарушены права и законные интересы жителей села Н., пользовавшихся паевыми землями, природными ресурсами, расположенными ранее в пределах существовавших границ Н. сельского поселения, снизилась налогооблагаемая база поселения.
Закон Республики Алтай "О внесении изменений в Закон Республики Алтай "Об образовании муниципальных образований, наделении соответствующим статусом и установлении их границ", по мнению заявителя, противоречит части 1 статьи 12 Федерального закона от 6.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), предусматривающей, что изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В судебном заседании представители муниципального образования "Н. сельское поселение" Я., К., К., Т., Я. поддержали требования о признании недействующей статьи 1 Закона Республики Алтай от 27 июля 2005 года N 62-РЗ "О внесении изменений в Закон Республики Алтай "Об образовании муниципальных образований, наделении соответствующим статусом и установлении их границ" (далее - Закон Республики Алтай N 62-РЗ) в части приложения N 4.6, пояснив, что противоречие федеральному законодательству оспариваемого закона заключается в том, что изменение границ муниципального образования "Н. сельское поселение" произведено без учета мнения населения, которое должно быть выявлено в результате проведения референдума или схода граждан. Поскольку референдум или сход жителей в селе Н., являющимся единственным населенным пунктом муниципального образования, проведен не был, изменение границ муниципального образования "Н. сельское поселение" его представители полагали незаконным, противоречащим пункту 1 статьи 12 Федерального закона N 131-ФЗ.
Представитель Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай Б., представители Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай Г. и Ш., а также представитель заинтересованного лица - Глава муниципального образования "К. сельское поселение" Я. просили суд отказать в удовлетворении заявления, полагая, что изменение границ муниципального образования "Н. сельское поселение" произведено оспариваемым законом Республики Алтай в соответствии с нормами части 4 статьи 12, части 4 статьи 84 Федерального закона N 131-ФЗ, поскольку изменение границ муниципального образования осуществлено с учетом мнения населения, выраженного полномочным на момент принятия закона представительным органом - решением сессии Совета депутатов муниципального образования "О. район" от 15.06.2005 года N 20-4.
Заслушав представителей муниципального образования "Н. сельское поселение" Я., К., К., Т., Я., представителей Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай Б., Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай Г. и Ш., а также заключение прокурора Ф.Т.В., полагавшей отказать в удовлетворении заявления, суд находит необходимым в удовлетворении заявления муниципального образования "Н. сельское поселение" отказать, поскольку оспариваемый Закон Республики Алтай N 62-РЗ издан без нарушений положений федерального законодательства о разграничении компетенции Российской Федерации, ее субъектов в области местного самоуправления, с соблюдением требований федерального законодательства, регламентирующего порядок изменения границ муниципальных образований.
Пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Подпунктом 36 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится определение границ муниципальных образований в установленном порядке.
В соответствии со ст. 131 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций (часть 1). Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий (часть 2).
В соответствии со ст. 127 Конституции Республики Алтай местное самоуправление в Республике образуется на основе общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Республики Алтай в городском округе, муниципальных районах и сельских поселениях с учетом исторических и иных традиций. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами Республики Алтай в соответствии с требованиями федерального закона. Изменение границ муниципального образования не допускается без учета мнения населения соответствующих территорий.
Местное самоуправление согласно ст. 10 Федерального закона N 131-ФЗ осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения (часть 1). Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11-13 настоящего Федерального закона (часть 2).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 85 указанного Федерального закона N 131-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28.12.2004 года N 186-ФЗ) в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта 2005 года устанавливают границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района. Во исполнение указанных норм Федерального Закона Законом Республики Алтай от 13 января 2005 года N 10-РЗ "Об образовании муниципальных образований, наделении соответствующим статусом и установлении их границ" (далее - Закон Республики Алтай N 10-РЗ) муниципальное образование "О. район", существовавшее согласно Закону Республики Алтай "Об образовании муниципальных образований города и районов Республики Алтай" от 24 сентября 2002 года N 6-48 с 2002 года, а ранее являвшееся органом власти Республики Алтай, наделено статусом муниципального района, определены его границы. В составе муниципального образования "О. район" образовано 10 муниципальных образований - сельских поселений, установлены их границы согласно картографическому описанию, в том числе Н. сельское поселение с административным центром - село Н. (единственный населенный пункт муниципального образования). Картографическое описание границ муниципального образования "Н. сельское поселение" дано в приложении 4.6 к Закону Республики Алтай N 10-РЗ следующим образом: за начальную точку описания границы принята узловая точка на границе Ш. районного муниципального образования, находящаяся на 2 км южнее истока р. С. 1. Описание границ Н. сельского поселения с муниципальным образованием "О. район" - от узловой точки, далее в соответствии с п. 4 картографического описания муниципального образования "О. район" до точки с границей муниципального образования "Ч. район". 2. Описание границы Н. сельского поселения с муниципальным образованием "Ч. район" - от узловой точки, находящейся на истоке р. Ч., и далее до родника в урочище О., и далее с границей сельского поселения Ш. 3. Описание границы сельского поселения Н. с сельским поселением Ш. - от узловой точки и далее в соответствии с п. 8 картографического описания сельского поселения Ш. до границ с сельским поселением К. 4. Описание границы Н. сельского поселения с сельским поселением К. - от узловой точки и далее в соответствии с п. 1 картографического описания границы сельского поселения К., и далее к границе с Т. сельским поселением. 5. Описание границы Н. сельского поселения с Т. сельским поселением - от узловой точки, расположенной на 2 км северо-западной оконечности с. К., и далее в соответствии с п. 3 картографического описания границ Т. сельского поселения.
Законом Республики Алтай от 27 июля 2005 года N 62-РЗ "О внесении изменений в Закон Республики Алтай "Об образовании муниципальных образований, наделении соответствующим статусом и установлении их границ" приложения 4.1-4.10 к Закону Республики Алтай N 10-РЗ изложены в другой редакции (статья 1 Закона). В частности, изложено в другой редакции приложение 4.6 к Закону Республики Алтай N 10-РЗ, фактически изменяющее границы муниципального образования "Н. сельское поселение". Картографическое описание границы Н. сельского поселения изложено следующим образом: за начальную точку описания границы принята узловая точка на стыке границ муниципальных образований "Ш. район", "Ч. район" и "О. район", находящаяся у истока реки К. в северной части площади района. 1. Описание границ Н. сельского поселения с муниципальным образованием "Ч. район" - от узловой точки, далее в соответствии с п. 5 картографического описания муниципального образования "О. район" до точки с границей муниципального образования "Ч. район" и Ш. сельского поселения. 2. Описание границы Н. сельского поселения с Ш. сельским поселением - от узловой точки и далее с границей Ш. сельского поселения в соответствии с п. 8 описания границ Ш. сельского поселения до точки стыка границ К., Н. и Ш. сельских поселений, расположенной в 4-х км северо-западнее села Ш. 3. Описание границы Н. сельского поселения с К. сельским поселением - от узловой точки и далее в соответствии с п. 3 картографического описания границы К. сельского поселения и далее к узловой точке на стыке границ муниципальных образований "Ш. район", "Ч. район" и "О. район", находящейся у истока реки К.
Поскольку муниципальное образование "Н. сельское поселение" образовано в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 Федерального закона N 131-ФЗ, в силу части 3 ст. 83 этого закона при изменении границ муниципального образования применяются положения статей 11-12 Федерального закона N 131-ФЗ.
Обжалуя Закон Республики Алтай N 62-РЗ, заявитель обосновал требования о недействительности закона в части изменения границ муниципального образования "Н. сельское поселение" противоречием части 1 статьи 12 Федерального закона N 131-ФЗ. Однако эта норма носит общий характер, предусматривая изменение границ муниципального образования законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Конкретные формы выражения согласия населения при изменении границ муниципального образования предусмотрены частями 2, 3, 4 статьи 12 Федерального закона N 131-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого закона) в зависимости от условий изменения границ.
Доводы заявителя о том, что изменение границ муниципального образования "Н. сельское поселение" Законом Республики Алтай N 62-РЗ возможно было произвести лишь с учетом мнения населения, выраженного путем голосования на референдуме либо на сходах граждан, суд находит необоснованными. В таком порядке выявляется мнение населения в случаях, перечисленных в частях 2 и 3 статьи 12 Федерального закона N 131-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого закона) - при изменении границ муниципальных районов, влекущем отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, а также при изменении границ поселений, влекущем отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений. Изменение границ муниципального образования "Н. сельское поселение" Законом Республики Алтай N 62-РЗ, как следует из анализа норм этого закона, не повлекло отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, поэтому изменение границ этого муниципального образования законом Республики Алтай должно быть произведено с учетом мнения населения, выраженного полномочным представительным органом в соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона N 131-ФЗ.
Согласно части 4 статьи 12 Федерального закона N 131-ФЗ изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.
В соответствии с частью 4 статьи 84 Федерального закона N 131-ФЗ на территориях вновь образованных в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 настоящего Федерального закона муниципальных образований до 1 января 2006 года полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляют органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, иные органы и должностные лица, осуществляющие на этих территориях полномочия по решению вопросов местного значения на день вступления в силу настоящей главы.
Полномочия по решению вопросов местного значения, отнесенных к ведению представительных органов, на территории вновь образованного муниципального образования "Н. сельское поселение" до 1 января 2006 года осуществлял Районный Совет депутатов муниципального образования "О. район", образованного Законом Республики Алтай от 24 сентября 2002 года N 6-48 "Об образовании муниципальных образований города и районов Республики Алтай". Сельские администрации, в том числе Н. сельская администрация, в соответствии с решением сессии Районного Совета депутатов муниципального образования "О. район" от 26.12.2003 года N 10-8 и статьи 41 Устава муниципального образования "О. район", являлись структурными подразделениями администрации муниципального образования "О. район".
Районный Совет депутатов муниципального образования "О. район" принял решение от 15 июня 2005 года N 20-4 "Об обращении в Правительство Республики Алтай по внесению изменений в Закон Республики Алтай N 10-РЗ от 13.01.2005 года "Об образовании муниципальных образований, наделении соответствующим статусом и установлении их границ". Указанным решением с целью внесения изменений в Закон Республики Алтай N 10-РЗ было утверждено описание границ муниципальных образований - сельских поселений на территории муниципального образования "О. район", в том числе утверждено согласованное с главой Н. сельской администрации приложение N 6 к решению сессии районного Совета депутатов МО "О. район" N 20-4 от 15.06.2005 года, содержащее картографическое описание границы Н. сельского поселения, полностью совпадающее с картографическим описанием, приведенным в приложении 4.6 к Закону Республики Алтай N 62-РЗ.
Указанное решение Районного Совета депутатов муниципального образования "О. район" от 15.06.2005 года N 20-4 в части приложения N 6 оспорено муниципальным образованием "Н. сельское поселение" в суде. Вступившим в законную силу решением О. районного суда Республики Алтай от 19 января 2009 года в удовлетворении заявления отказано.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в части Закон Республики Алтай N 62-РЗ принят Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай в соответствии с его компетенцией с соблюдением норм федерального законодательства, регламентирующего порядок изменения границ муниципального образования в переходный период - в соответствии с положениями части 4 статьи 12 Федерального закона N 131-ФЗ с учетом мнения населения, выраженного представительным органом муниципального района, в силу части 4 статьи 84 Федерального закона N 131-ФЗ осуществлявшего на момент принятия оспариваемого Закона Республики Алтай полномочия органов местного самоуправления на территории вновь образованного муниципального образования "Н. сельское поселение" - на основании решения сессии районного Совета депутатов муниципального образования "О. район".
Доводы представителей заявителя о том, что в результате изменения границ муниципального образования "Н. сельское поселение" Законом Республики Алтай N 62-РЗ население этого сельского поселения лишилось части паевых земель, природных ресурсов, бюджетных средств, поскольку уменьшилась налогооблагаемая база, суд не может принять во внимание при решении вопроса о недействительности оспариваемого закона, поскольку заявление об оспаривании Закона Республики Алтай N 62-РЗ несоответствием пункту 3 части 1 статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ не обосновано, а пункт 3 части 1 статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ не предусматривает, что при установлении и изменении границ муниципальных образований учитывается пользование землями сельскохозяйственного назначения и землями лесхозов.
Кроме того, изменение границ муниципального образования произведено с учетом мнения населения, выраженного в решении районного Совета депутатов муниципального образования "О. район" от 15.06.2005 года N 20-4, которое и должно соответствовать требованиям статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии с указанными в этой норме закона требованиями. Так, в силу пункта 3 части 1 статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения, а в силу пункта 13 этой статьи территория поселения не может входить в состав территории другого поселения. Как усматривается из решения районного Совета депутатов муниципального образования "О. район" от 15.06.2005 года N 20-4 об обращении в Правительство Республики Алтай для внесения в Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай вопроса об изменении границ муниципальных образований, изменение границ муниципальных образований мотивировано тем, что в картографическом описании границ муниципальных образований сельских поселений на территории муниципального образования "О. район" допущены значительные отклонения от традиционных мест землепользования действующих сельских администраций. К. сельская администрация лишилась почти половины сельскохозяйственных земель в пользу Н. сельской администрации. В решении указано, что оно принято в целях избежания массовых недовольств граждан разных муниципальных образований. Как указано выше, данное решение обжаловано в суд, вступившим в законную силу решением О. районного суда от 19 января 2009 года в удовлетворении заявления муниципальному образованию "Н. сельское поселение" отказано.
Кроме того, в деле имеются и другие доказательства, свидетельствующие об изменении границ муниципального образования "Н. сельское поселение" с соблюдением требований пункта 3 части 1 статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ.
Из пояснений представителей Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай Б., Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай Ш. и Г., писем Управления Роснедвижимости по Республике Алтай N 246 от 28.04.2009 года и администрации МО "О. район" N 492 от 30.04.2009 года, административных карт муниципального образования "О. район", на которых можно проследить изменение границ Н. сельского поселения и К. сельского поселения до и после принятия Законов Республики Алтай N 10-РЗ и 62-РЗ, не имеется. Однако из представленных представителем Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай Б. схем кадастрового деления усматривается, что схема N 2 отражает установление границ муниципальных образований "Н. сельское поселение" и "К. сельское поселение" согласно Закона Республики Алтай N 10-РЗ, а схема N 3 - согласно Закона Республики Алтай N 62-РЗ. Это обстоятельство подтверждено представителем заявителя Я., а также представителем Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай.
Из схемы кадастрового деления N 1 усматривается, что ранее по состоянию на 1992-1993 годы совокупность ныне существующих территорий муниципального образования "К. сельское поселение" и муниципального образования "Н. сельское поселение" составляла в основном территорию земель колхоза им. М., колхоза "Л." и часть земель колхоза "К.". Представитель заявителя Я. заявил, что эта схема кадастрового деления не имеет доказательственного значения, однако судом обозревались подлинные карты колхоза им. М. и колхоза "Л" Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Республики Алтай, составленные в 1993 году и имеющие инвентарные номера 3408-2 и 3425-1 соответственно, копии которых представлены в дело, при сопоставлении которых видно, что данные карт соответствуют схеме кадастрового деления N 1.
При сопоставлении схем кадастрового деления N 1, N 2 и N 3 видно, что при установлении границ муниципальных образований "Н. сельское поселение" и "К. сельское поселение" согласно Закона Республики Алтай N 10-РЗ к территории Н. сельского поселения была отнесена значительная часть земель бывшего колхоза им. М. и колхоза "К", а при изменении границ Законом Республики Алтай N 62-РЗ территория Н. сельского поселения была максимально приближена к территории, ранее занимаемой колхозом "Л", а территория К. сельского поселения - к территории, ранее занимаемой колхозом им. М., при этом территория кадастрового квартала 01 передана на территорию К. сельского поселения, а территория кадастровых кварталов 02 и 13 передана на территорию Н. сельского поселения.
Суд находит, что границы муниципальных образований "Н. сельское поселение" и "К. сельское поселение" Законом Республики Алтай N 62-РЗ изменены с учетом сложившегося землепользования и территорий традиционного природопользования населения населенных пунктов обоих муниципальных образований, поскольку после реорганизации колхоза им. М. земли сельскохозяйственного назначения были приватизированы жителями трех сел К. сельского поселения, а земли колхоза "Л" - жителями села Н., что не отрицается заявителем. Земли федерального значения, обозначенные на схемах кадастрового деления кварталом 12, составляют земли лесхоза, как пояснили представители заявителя, представитель К. сельского поселения и как следует из письма Министерства природных ресурсов Республики Алтай N 1008 от 4.05.2009 года, использовались жителями как Н. так и К. сельских поселений на основании договоров аренды.
В подтверждение того, что при изменении границ муниципального образования Законом Республики Алтай N 62-РЗ не учтен исторический порядок землепользования, заявителем представлены три государственных акта на вечное пользование землей колхозами, однако они не могут служить доказательствами, подтверждающими доводы заявителя, поскольку акт N 277506 выдан сельхозартели Л. в 1936 году, акт N 277505 - сельхозартели К. также в 1936 году. Акт N 49745 выдан также сельхозартели Л., однако не имеет года выдачи, подписей выдавших его лиц, печати выдавшего органа, поэтому доказательственного значения не имеет. Акты 1936 года не могут свидетельствовать сами по себе об исторически сложившемся землепользовании и природопользовании, поскольку сельхозартели и колхозы реорганизовывались неоднократно. Согласно имеющимся в деле историческим справкам, сельхозартель Л. образована в 1927 году в с. Н. К. сельсовета, в 1928 году образована сельхозартель К. К. сельсовета. Таким образом, обе сельхозартели относились к К. сельсовету. Сельхозартель им. М. образована в 1928 году в с. Б., им. У. - в 1929 году в с. К. В 1950 году сельхозартель К вошла в состав сельхозартели Л.
В 1957 году сельхозартели им. У. и им. М. объединились в одну артель им. М. с усадьбой в с. К. В 1960 году произошло объединение сельхозартелей им. С., М., Л., К. в одну сельхозартель им. М., которая впоследствии была преобразована в колхоз им. М. В 1973 году от этого колхоза отделился колхоз им. 24 Партсъезда, в 1991 году - отделилась Н. ферма и на ее базе создан колхоз "Л.", который реорганизован в 1992 году в ассоциацию крестьянских хозяйств. Колхоз им. М. реорганизован в ТОО в 1993 году.
Копия сельскохозяйственной карты О. района, выданной с письмом отдела по земельным и имущественным отношениям администрации МО "О. район" N 1121 от 25.12.2008 года и представленная заявителем, не имеет доказательственного значения для решения вопроса о сложившемся землепользовании, поскольку в карте отражены границы муниципального образования согласно Закона Республики Алтай N 10-РЗ, согласованные с главами администраций смежных муниципальных образований.
Не имеет правового значения для разрешения вопроса о недействительности оспариваемого закона представленные заявителем решение сессии Т. сельского Совета депутатов от 29.12.2008 года, письма 2009 года о предложении и отказе главы К. сельского поселения провести совместную сессию с депутатами Н. сельского поселения, решение схода граждан с. Н. от 1.11.2008 года, 14.05.2005 года, протокол выездного совещания депутатов Государственного Собрания - Эл Курултай в О. район в 2007 году. Выездное совещание приняло решение рекомендательного характера, правового значения не имеет. Сходы граждан с. Н. неправомочны, поскольку согласно пояснениям представителя заявителя в с. Н. проживает около 380 человек населения, могущего принимать участие в сходе, тогда как в сходе 14.05.2005 года участвовало 38 человек, а в сходе 1.11.2008 года - 60 человек. Проведение совместной сессии депутатов двух муниципальных образований законом не предусмотрено. Решение сессии Т. сельского Совета депутатов от 29.12.2008 года о несогласии с решением сессии Совета депутатов МО "О. район" N 20-4 от 15.06.2005 года также не имеет правового значения, а выражает лишь мнение депутатов Т. сельского поселения, которым законом не предоставлено право признавать незаконным решения сессии районного Совета.
Не может быть принято во внимание картографическое описание границы муниципального образования "Н. сельское поселение" с подписями жителей с. Н., составленное в 2008 году, поскольку жители муниципального образования и его глава не уполномочены законом на составление картографического описания границ муниципального образования.
Доводы представителя заявителя Я. о том, что изменение границ муниципального образования произведено в интересах чиновников, не основаны на каких-либо доказательствах. Также безосновательны доводы о том, что инициатива в изменении границ исходила не от населения, а от должностных лиц администрации О. района, поскольку согласно нормам части 1 статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ изменение границ муниципального образования осуществляется не только по инициативе населения, но и органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти.
С учетом изложенного, оспариваемые заявителем нормы Закона Республики Алтай N 62-РЗ не противоречат федеральному законодательству, приняты в пределах полномочий Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай с соблюдением установленных федеральным законодательством норм, регулирующих порядок изменения границ муниципальных образований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил:
Отказать в удовлетворении заявления муниципального образования "Н. сельское поселение" о признании недействующей статьи 1 Закона Республики Алтай N 62-РЗ от 27 июля 2005 года "О внесении изменений в Закон Республики Алтай "Об образовании муниципальных образований, наделении соответствующим статусом и установлении их границ" в части приложения N 4.6 к Закону Республики Алтай "Об образовании муниципальных образований, наделении соответствующим статусом и установлении их границ".
На решение может быть подана кассационная жалоба или внесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22 июля 2009 года решение Верховного Суда Республики Алтай от 6 мая 2009 года оставлено без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Алтай от 6 мая 2009 г.
Текст решения предоставлен Верховным судом Республики Алтай по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании