Кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам
Верховного Суда Республики Алтай от 28 апреля 2010 года г. Горно-Алтайск
(извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай рассмотрела в судебном заседании дело по кассационным жалобам администрации города Горно-Алтайска, Горно-Алтайского городского Совета депутатов на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 17 марта 2010 года, которым заявление прокурора Республики Алтай удовлетворено.
Предложение второе абзаца второго пункта 2.11 Правил благоустройства, содержания и уборки территории города Горно-Алтайска, утвержденных решением Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 27 мая 2003 года N 9-10 (в редакции решения Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 29 марта 2007 года N 45-14 с изменениями, внесенными решением Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 29 декабря 2009 года N 21-9) в части слов: "Работы, связанные с проведением общегородских торжеств и праздничных мероприятий, осуществляются организациями самостоятельно за счет собственных средств", признано недействующим со дня его принятия.
Постановлено, что сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в газете "Вестник Горно-Алтайска".
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия установила:
Прокурор Республики Алтай обратился в суд в интересах Российской Федерации с заявлением о признании недействующим со дня принятия предложение второе абзаца второго пункта 2.11 Правил благоустройства, содержания и уборки территории города Горно-Алтайска, утвержденных решением Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 27 мая 2003 года N 9-10 (в редакции решения Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 29 марта 2007 года N 45-14 с изменениями, внесенными решением Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 29 декабря 2009 года N 21-9) в части слов: "Работы, связанные с проведением общегородских торжеств и праздничных мероприятий, осуществляются организациями самостоятельно за счет собственных средств". Требования мотивированы тем, в соответствии с оспариваемым абз. 2 п. 2.11 Правил работы, связанные с проведением общегородских торжественных и праздничных мероприятий, осуществляются организациями самостоятельно за счет собственных средств. Из анализа п. 2.11 Правил следует, что праздничное оформление зданий и сооружений включается в понятие "проведение праздничного мероприятия". Оспариваемая норма противоречит федеральному законодательству, поскольку в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" организация благоустройства территории городского округа относится к вопросам местного значения городского округа. Из Правил следует, что благоустройство включает в себя, в том числе, содержание зданий и сооружений, а фасады относятся к элементам внешнего благоустройства. Согласно ст. 15 БК РФ исполнение полномочий по решению вопросов местного значения является расходным обязательством муниципального образования, финансируемым за счет средств местного бюджета муниципального образования, тогда как оспариваемым пунктом праздничное оформление фасадов зданий и сооружений возложено на их владельцев за счет собственных средств.
В судебном заседании старший помощник прокурора Республики Алтай О.Т.А. заявленные требования поддержала.
Представители заинтересованных лиц Горно-Алтайского городского Совета депутатов Т., мэра города Горно-Алтайска Д. возражали против удовлетворения заявления.
Суд принял вышеизложенное решение, признав установленным, что оспариваемая норма противоречит действующему законодательству.
В кассационной жалобе представитель администрации г. Горно-Алтайска Д. просит отменить решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что Правила благоустройства приняты в пределах полномочий органов местного самоуправления. Суд необоснованно признал, что оспариваемая норма противоречит ч. 2 ст. 30 Бюджетного кодекса РФ, поскольку в силу ч. 1 ст. 1 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", ст. ст. 130, 132 Конституции РФ, ст. ст. 3, 4 Европейской хартии местного самоуправления, вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления в пределах тех полномочий, которые предоставлены действующим законодательством. Суд не проанализировал в решении понятие "организация". Часть 1 ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" содержит большой перечень вопросов местного значения, причем часть из них устанавливает именно организацию чего-либо, а часть устанавливает конкретное полномочие, при этом однозначного юридического значения понятий "создание условий", "обеспечение", "организация" закон не содержит. В рамках указанного Федерального Закона понятие "организация" в большей степени означает осуществление именно исполнительно-распорядительных функций. Аналогичное разъяснение было дано Комитетом Государственной Думы по местному самоуправлению на сайте Государственной Думы и в журнале "Государственная дума и местное самоуправление" от 29.06.2007 года N 6. К вопросам местного значения отнесена именно организация благоустройства на территории городского округа, т.е. осуществление исполнительно-распорядительных функций в этой сфере, а не непосредственное осуществление благоустройства территории городского округа, оспариваемая норма не возлагает на юридические лица обязательства по обеспечению полномочий органов местного самоуправления, а лишь устанавливается каким образом на территории городского округа достигается надлежащее благоустройство.
В кассационной жалобе представитель Горно-Алтайского городского Совета депутатов Т. просит отменить решение суда, указывая, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципального образования "Город Горно-Алтайск" не относится праздничное оформление зданий и сооружений в городе Горно-Алтайске. Решая вопрос местного значения городского округа по организации благоустройства в период праздничных мероприятий Горно-Алтайским городским Советом депутатов определение, что владельцы зданий, сооружений должны празднично их оформлять в рамках концепции праздничного оформления города и проводить соответствующие работы за счет собственных средств.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя администрации г. Горно-Алтайска Д., поддержавшего доводы жалобы, прокурора Тюхтеневу И.М., возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
27 мая 2003 года решением Горно-Алтайского городского Совета депутатов N 9-10 утверждены "Правила благоустройства, содержания и уборки территории города Горно-Алтайска". Согласно пункту 2.11 Правил (в редакции решения Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 29 марта 2007 года N 45-14 с изменениями, внесенными решением Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 29 декабря 2009 года N 21-9), праздничное оформление города Горно-Алтайска выполняется по решению администрации города Горно-Алтайска на период проведения общероссийских, республиканских, городских праздников и мероприятий, связанных со знаменательными событиями. Оформление зданий, сооружений осуществляется их владельцами в рамках концепции праздничного оформления города Горно-Алтайска. Работы, связанные с проведением общегородских торжественных и праздничных мероприятий, осуществляются организациями самостоятельно за счет собственных средств. Праздничное оформление включает вывеску национальных флагов, лозунгов, гирлянд, панно, установку декоративных элементов, устройство праздничной иллюминации и др. Концепция праздничного оформления определяется программой мероприятий, схемой размещения объектов и элементов праздничного оформления и утверждается администрацией города Горно-Алтайска. При изготовлении и установке элементов праздничного оформления запрещается снимать, повреждать или иными действиями ухудшать видимость технических средств регулирования дорожного движения.
Суд обоснованно признал, что из содержания данного пункта усматривается, что органы местного самоуправления возлагают обязанность на владельцев зданий и сооружений обязанность провести за свой счет работы по их оформлению в связи с проведением общегородских торжественных и праздничных мероприятий в рамках разработанной администрацией города концепции, при этом указывается, что праздничное оформление включает в себя вывеску национальных флагов, лозунгов, гирлянд, панно, установку декоративных элементов, устройство праздничной иллюминации и др. Фактически на владельцев объектов недвижимости возложена обязанность в период проведения торжественных и праздничных мероприятий приобрести и установить элементы декоративного оформления, предусмотренные концепцией праздничного оформления города Горно-Алтайска.
Такое толкование вышеприведенной нормы подтверждается пояснениями представителей Горно-Алтайского городского Совета депутатов Т., мэра города Горно-Алтайска Д., из которых следует, что праздничное оформление зданий и сооружений является обязанностью их владельцев, а также имеющимся в материалах дела письмом и.о. начальника МУ "Управление архитектуры и градостроительства города Горно-Алтайска" на имя прокурора Республики Алтай от 24.11.2009 года N 640/56к, в котором со ссылкой на п. 2.11 Правил прокуратуре предписывается выполнить праздничное оформление фасада здания, при этом указано каким конкретно образом - в вечернее время предусмотреть элементы декоративной светотехники с символикой Нового года, согласовав эскиз с Управлением архитектуры.
Принимая решение о признании недействующим пункта 2.11 Правил в части слов "работы, связанные с проведением общегородских торжеств и праздничных мероприятий, осуществляются организациями самостоятельно за счет собственных средств", суд пришел к выводу о том, что возложение на владельцев зданий и сооружений обязанности производить работы, связанные с оформлением принадлежащих им зданий и сооружений за свой счет противоречит действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Судебная коллегия находит данный вывод суда первой инстанции правильным по следующим основаниям.
Согласно п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа, относится к вопросам местного значения городского округа.
В силу п. 25 ч. 1 ст. 8 Устава МО "Город Горно-Алтайск" организация благоустройства города отнесена к вопросам местного значения муниципального образования "Город Горно-Алтайск".
В соответствии с ч. 2 ст. 30 БК РФ органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица, не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.
Таким образом, в силу вышеуказанных положений закона, организация благоустройства города относится к компетенции органов местного самоуправления, а возложение пунктом 2.11 Правил благоустройства обязанности на владельцев зданий и сооружений проводить работы по оформлению зданий и сооружений за свой счет, как правильно указал суд первой инстанции, возлагают дополнительную финансовую обязанность по обеспечению выполнения полномочий органов местного самоуправления на граждан и юридических лиц, что противоречит действующему законодательству, в связи с чем доводы жалобы о том, что оспариваемая норма не возлагает на юридические лица обязательства по обеспечению полномочий органов местного самоуправления, а лишь устанавливается каким образом на территории городского округа достигается надлежащее благоустройство, являются несостоятельными.
Доводы, изложенные в жалобе, о том, что к вопросам местного значения отнесено именно осуществление исполнительно-распорядительных функций в сфере благоустройства на территории городского округа, а не непосредственное осуществление благоустройства территории городского округа, основаны на неправильном толковании норм материального права, примененных судом при разрешении дела, и являются ошибочными.
При изложенных обстоятельствах, решение суда об удовлетворении требований прокурора Республики Алтай является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 17 марта 2010 года оставить без изменения, кассационные жалобы администрации города Горно-Алтайска, Горно-Алтайского городского Совета депутатов - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 28 апреля 2010 г.
Текст определения предоставлен Судебной коллегией Верховного Суда Республики Алтай по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании