Постановление Президиума Верховного Суда Республики Алтай от 7 июля 2008 г.
(извлечение)
Президиум Верховного суда Республики Алтай рассмотрел в судебном заседании уголовное дело по надзорной жалобе осужденного К.М. о пересмотре в порядке надзора приговора Чемальского районного суда Республики Алтай от 6 ноября 2007 года и определения судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Алтай от 26 декабря 2007 года, которым К.М., 5 сентября 1978 года рождения, уроженец с. Янокур Усть-Канского района Республики Алтай, гражданин РФ, в браке не состоящий, имеющий на иждивении малолетнего ребенка, неработающий, проживающий в с. Янокур Усть-Канского района, ранее судимый:
1. 14 февраля 2005 года Шебалинским районным судом Республики Алтай по ч. 1 ст. 222 УК РФ к 1 году лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год;
2. 16 августа 2005 года Горно-Алтайским городским судом по ч. 3 ст. 30, п. "б" ч. 2 ст. 158 УК РФ к 1 году лишения свободы, на основании ст. 70 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы;
3. 13 октября 2005 года Чемальским районным судом по ч. 1 ст. 158 УК РФ к 1 году лишения свободы, на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений к 1 году 10 месяцам лишения свободы, освободившийся 3 апреля 2006 года условно-досрочно на 1 год 1 месяц 18 дней,
осужден по ч. 4 ст. 111 УК РФ к 10 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Алтай от 26 декабря 2007 года приговор оставлен без изменения.
В надзорной жалобе осужденный К.М. ставит вопрос об отмене приговора, направлении дела на новое судебное разбирательство.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Алтай Б.И., изложившей содержание приговора и кассационного определения, постановления о возбуждении надзорного производства, выслушав объяснение осужденного К.М., оспаривавшего законность своего осуждения за умышленное причинение телесных повреждений потерпевшей К.Н., от которых наступила ее смерть, выслушав первого заместителя прокурора Республики Алтай Ш.С., полагавшего необходимым приговор и кассационное определение оставить без изменения, а надзорную жалобу осужденного - без удовлетворения, Президиум установил:
К.М. признан виновным в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшей К.Н.
Преступление им совершено 4 июня 2007 года в Чемальском районе Республики Алтай при следующих обстоятельствах. После совместного распития спиртного в жилом домике на базе отдыха "К", где К.М. занимался строительством, на почве возникших личных неприязненных отношений в ходе ссоры, К.М. умышленно нанес К.Н. не менее 7 ударов руками по голове и другим частям тела, причинив тем самым закрытую черепно-мозговую травму с кровоподтеками лица, головы, ушибленными ранами лица и головы, повлекшими причинение тяжкого вреда здоровью по признаку опасности для жизни, от которых К.Н. скончалась 6 июня 2007 г. в Чемальской ЦРБ.
Осужденный К.М. в судебном заседании виновным себя признал частично.
В надзорной жалобе осужденный К.М. просит приговор Чемальского районного суда Республики Алтай от 6 ноября 2007 года отменить и направить уголовное дело на новое судебное разбирательство. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, он нанес потерпевшей К.Н. только один удар по лицу, разбив губу, о чем написал явку с повинной. Других ударов К.Н. не наносил. При назначении наказания суд не учел в качестве обстоятельств, смягчающих наказание, явку с повинной и наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка.
Изучив надзорную жалобу осужденного, проверив материалы уголовного дела, Президиум Верховного Суда Республики Алтай находит приговор суда и кассационное определение подлежащими изменению по следующим основаниям.
Как усматривается из характеристики на К.М., подписанной главой Яконурского сельского поселения, К.М. имеет сына, 2002 года рождения.
В судебном заседании потерпевшая Г.Ю. поясняла, что у К.М. имеется 6-летний сын.
Во вводной части приговора и кассационного определения указано, что К.М. имеет на иждивении малолетнего ребенка.
Согласно п. "г" ч. 1 ст. 61 УК РФ наличие малолетних детей у виновного признается смягчающим наказание обстоятельством, что учитывается судом в соответствии с ч. 3 ст. 60 УК РФ при назначении наказания.
Поскольку факт наличия у осужденного малолетнего ребенка, отраженный судом первой инстанции во вводной части приговора, подтверждается материалами уголовного дела, Президиум признает смягчающим наказание К.М. обстоятельством наличие у него малолетнего ребенка и в связи с этим принимает решение о смягчении назначенного осужденному наказания.
Доводы надзорной жалобы осужденного о несоответствии выводов суда о его виновности в умышленном причинении К.Н. тяжкого вреда здоровью, повлекшего ее смерть, являются необоснованными.
Вина осужденного К.М. в совершенном преступлении нашла свое подтверждение совокупностью исследованных судом доказательств, изложенных в приговоре, получивших правильную оценку суда.
Доводы К.М. о нанесении К.Н. одного удара по лицу опровергаются показаниями самого осужденного, свидетелей Р.Е., Н.В.
Так, из показаний свидетелей Р.Е. и Н.В. в судебном заседании, а А.М. - на предварительном следствии, усматривается, что после распития спиртного, К.М. и К.Н., которая была в сильном алкогольном опьянении, одни остались в избушке. К.Н. легла спать. Через некоторое время они зашли в избушку и увидели на полу абсолютно раздетую К.Н., она была избита. Все ее лицо было в крови, верхняя губа была разорвана. До этого у К.Н. телесных повреждений не было. Н.В. К.М. сказал, что ударил К.Н. один раз, Р.Е. сказал, что ударил два раза.
Из показаний свидетеля К.А. усматривается, что по просьбе А.М. он отвозил с Кузлинской поляны до с. Чемал избитую девушку, ее положили на заднее сидение, другая девушка села на переднее сидение.
К.М. в судебном заседании пояснял, что в избушке он и К.Н. были одни, допускает, что от его удара могла наступить ее смерть.
Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, на теле К.Н. обнаружены закрытая черепно-мозговая травма, ссадины (2), раны (2), кровоизлияния (2) лица и головы, причинившие тяжкий вред здоровью, а также множественные кровоподтеки и ссадины верхних и нижних конечностей, ключицы и молочной железы. Телесные повреждения образовались не менее чем от 7 ударных воздействий твердыми тупыми предметами в область головы, лица. Смерть К.Н. наступила от закрытой черепно-мозговой травмы с кровоизлиянием под оболочки и вещество головного мозга, осложнившейся сдавлением вещества мозга кровью, его отеком и развитием отека легких и белковой дистрофии печени и почек.
При изложенных обстоятельствах вывод суда о том, что К.М. виновен в умышленном причинении К.Н. тяжкого вреда здоровью, отчего по неосторожности наступила ее смерть, является обоснованным.
Действия осужденного правильно квалифицированы судом по ст. 111 ч. 4 УК РФ.
Мотивы в обоснование принятого решения приведены в приговоре, не согласиться с ними оснований у Президиума не имеется.
Явка с повинной К.М. учтена в качестве смягчающего наказание обстоятельства судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 408 УПК РФ, Президиум Верховного суда Республики Алтай постановил: надзорную жалобу осужденного К.М. удовлетворить частично.
Приговор Чемальского районного суда Республики Алтай от 6 ноября 2007 года и определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Алтай от 26 декабря 2007 года в отношении К.М. изменить. Признать смягчающим наказание осужденного обстоятельством наличие у него малолетнего ребенка, назначенное осужденному наказание снизить до 9 лет 11 месяцев лишения свободы.
В остальной части приговор оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Верховного Суда Республики Алтай от 7 июля 2008 г.
Текст постановления предоставлен Верховным Судом Республики Алтай по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании