Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 17 июня 2010 г. N А02-521/2010
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 ноября 2010 г. по делу N А02-521/2010
См. также Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30 августа 2010 г. N 07АП-6808/2010
Арбитражный суд Республики Алтай, рассмотрел в судебном заседании дело по исковом) заявлению Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Шебалинского районного муниципального образования к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, при участии третьих лиц. не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора - Министерства финансов Республики Алтай, Отдела социального развития администрации муниципального образования "Шебалинский район" о взыскании 36439 рублей 38 коп. В судебном заседании участвуют представители: от истца - Г.М.Ю. юрист по доверенности N 208 от 11.01.2010; от ответчика - Т.М.В. по доверенности на нраве передоверия от 22.01.2010: от Минфина РА - не явился:
от отдела соцразвития - К.А.Н., юрисконсульт по доверенности от 27.05.2010.
Суд установил:
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Шебалинского районного муниципального образования (далее МУП ЖКХ) обратилось в суд с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее Минфин РФ) о взыскании убытков в связи с предоставлением мер социальной поддержки в сумме 36439.38 руб.
Истец, при подаче искового заявления, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, указал - Министерство финансов Республики Алтай (далее - Минфин РА). Отдел социального развития администрации муниципального образования "Шебалинский район" (далее - Отдел соцразвития).
В заявлении указано, что между МУП ЖКХ и Отделом соцразвития 1 января 2008 годы был заключен договор N 6/222 об оказании жилищно-коммунальных услуг по снабжению населения Шебалинского района на условиях льготной оплаты.
На основании статьи 2-1 Закона Республики Алтай от 07.06.2005 N 43-РЗ "О мерах социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в сельской местности" и во исполнение пункта 5 статьи 55 Федерального закона от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" МУП ЖКХ обеспечивало в 2009 год) работников образования тепловой энергией по тарифу, установленному постановлением Комитета по ценам РА от 31.10.2008 N 6/8 и по нормативу, установленному решением Совета МО Шебалинское сельское поселение N 3/1 от 25.11.2008.
Отдел соцзащиты в нарушение требований статей 309, 314 Гражданского кодекса Российской Федерации оплату коммунальных услуг за льготные категории граждан не производил. Задолженность согласно акту сверки по состоянию на 21.04.2010 составляет 36439,38 руб. Согласно справке Отдела соцразвития от 05.11.2009 N 2242 задолженность образовалась в результате отсутствия финансирования из федерального бюджета соответствующих расходов.
Убытки, причиненные истцу, подлежат возмещению из бюджета Российской Федерации на основании статьи 23 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и согласно постановлению Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности".
Иск обоснован ссылками на статьи 16, 1069, 1071, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Истец в судебном заседании уточнил свои требования, указав, что отсутствие в пункте 1 договора N 6/222 ссылки на Закон Республики Алтай N 78-РЗ не лишает его юридической силы, поскольку действия сторон были направлены на обеспечение квалифицированных работников района бесплатным жильем с отоплением.
Ответчик отзыв на иск не представил. Представитель ответчика иск не признал в полном объеме. указав. что представленные истцом доказательства являются ненадлежащими. В договоре отсутствует ссылка на Закон Республики Алтай N 78-РЗ от 07.07.2008 г. "О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай", срок действия договора истек. Поскольку истец уточнил свои требования и основывает их только на договоре, а предмет договора не предусматривает обязательств Российской Федерации, в иске следует отказать.
Представитель Отдела соцразвития поддержал доводы истца в полном объеме.
В материалах дела имеется почтовое уведомление, согласно которому Минфин РА надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. В соответствии с частями 1 и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации непредставление отзыва на иск и неявка представителя третьего лица не являются препятствием для рассмотрения дела по имеющимся доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является возмещение убытков. В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Под убытками согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации потери истца, связанные с предоставлением льгот по бесплатному обеспечению педагогических работников, проживающих в сельской местности, теплоэнергией по нормам, установленным Законом РА о педагогах при отсутствии их компенсации за счет бюджетных средств являются убытками (реальный ущерб и неполученные доходы), которые подлежат возмещению.
Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Из статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
В силу пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений, проживающие в сельской местности, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. Законом РА о педагогах предусмотрено возмещение выпадающих доходов энергоснабжающих организаций, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, при этом сами граждане оплату соответствующей части коммунальных услуг не производят.
На основании данной нормы плата с жильцов, являющихся педагогическими работниками, за теплоснабжение жилых помещений в пределах нормы 0,025 Гкал на 1 м жилой площади (круглогодично) истцом с указанной категории лиц не взималась.
При этом Законом об образовании не предусмотрено возмещение расходов, связанных с предоставлением гражданам льгот на оплату жилья и коммунальных услуг в меньшем размере, чем они фактически понесены организацией, оказавшей такие услуги.
В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Статьей 2 Федерального закона N 52-ФЗ от 06.05.2003 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 377 от 27.06.2003 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении N 23 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" оценивая вопрос о возмещении платы, не полученной от льготных категорий потребителей, пришел к выводу, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Из статьи 55 Закона об образовании следует, что порядок возмещения расходов устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Однако наделение субъектов Российской Федерации правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки вышеуказанной категории граждан направлено на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот для работников образования.
Федеральным законом не отменено предоставление льгот в натуральной форме для педагогических работников, а лишь предложено субъектам установить размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, по предоставлению таких льгот тем организациям и гражданам, которые оказывают такие услуги.
Пунктом 8 Постановления Правительства РА от 10.06.2009 N 128 (ред. от 15.06.2009) "О правилах возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай" переход на выплату денежной компенсации предусмотрен только с 1 января 2010 года.
В соответствии с частью 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Поскольку предоставление льгот педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, предусмотрено федеральным законом, то источником финансирования является федеральный бюджет. Финансирование предусмотренных федеральным законом льгот осуществляет Российская Федерация, гарантировавшая их предоставление, в лице финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации N 329 от 30.06.2004 "О Министерстве финансов РФ").
Доказательства выделения субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию денежных средств на реализацию мер социальной поддержки, предусмотренных федеральным законом, в материалы дела не представлены.
Федеральным законом от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов" субсидии бюджету Республики Алтай на реализацию мероприятий, предусмотренных статьей 55 Закона "Об образовании" не предусмотрены.
На основании изложенного суд отклоняет доводы ответчика, основанные на толковании подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в части того, что решение вопроса социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Доказательства нецелевого использования полученных субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием денежных средств в материалы дела не представлены.
Следовательно, Российская Федерация не исполнила в полном объеме возложенную на нее обязанность по финансированию льгот, предусмотренных Законом "Об образовании".
МУП ЖКХ представлены в материалы дела муниципальный контракт, в соответствии с которым истец (предприятие) обязуется обеспечивать снабжение тепловой энергией население Шебалинского района, пользующееся льготами при оплате тепловой энергии в пределах нормативов потребления, установленных законами (Федеральным законом "О ветеранах". Федеральным законом "О социальной защите инвалидов". Законом РА "О мерах социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в сельской местности" и др.), а также представлять ежемесячные реестры на возмещение затрат предприятия указанным лицам. Пункт 1 договора не регулирует отношений по исполнению Закона РА о педагогах, однако, положения этого закона фактически применялись сторонами. В соответствии с пунктом 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" совершение конклюдентных действий может рассматриваться при определенных условиях как согласие на внесение изменений в договор, заключенный в письменной форме.
Стороны муниципального контракта в акте сверки на 31.03.2010 подтвердили сумму задолженности, а в актах оказания услуг и списках педагогов - объем и стоимость оказанных истцом услуг по предоставлению льготы педагогам, работающим и проживающим в селе Шебалино.
Суд считает указанные документы достаточными доказательствами, из которых следует надлежащее исполнение истцом обязательства по обеспечению педагогических работников, проживающих и работающих в селе Шебалино, тепловой энергией по тарифам, установленным постановлением Комитета по тарифам Республики Алтай от 31.10.2008 N 6/8 в размере 1 639,36 руб. (без НДС) за 1 Гкал.
Ответчик в ходе судебного разбирательства не опроверг обоснованность определенной истцом стоимости оказанных услуг по энергоснабжению, а также наличие права на применение этой льготы лицами, указанными в реестрах.
С учетом изложенных норм, истцом доказан факт обеспечения учителей Шебалинской средней школы теплоэнергией в июле-декабре 2009 года на сумму 36439,38 руб.
Таким образом, истец доказал, а ответчик не представил доказательств, опровергающих наличие убытков МУП ЖКХ в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам, проживающим в с. Шебалино.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд пришел к выводу о возложении на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации обязанности по компенсации не полученных истцом доходов (произведенных расходов) в части поставки тепловой энергии педагогическим работникам Шебалинского района в июле-декабре 2009 года в пределах нормативов потребления в сумме 36439,38 руб.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 части 1 статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты госпошлины, суд в соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации возвращает истцу уплаченную им государственную пошлину в сумме 2000 руб.
Руководствуясь статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Шебалинского районного муниципального образования 36439,38 руб. (Тридцать шесть тысяч четыреста тридцать девять рублей 38 коп.) ущерба от предоставления льгот педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности.
Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства Шебалинского районного муниципального образования выдать справку на возврат из федерального бюджета уплаченной госпошлины в сумме 2000 (две тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) через Арбитражный суд Республики Алтай.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 17 июня 2010 г. N А02-521/2010
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Республики Алтай по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании