Постановление Правительства Республики Алтай от 3 июня 2011 г. N 108
"Об утверждении республиканской целевой программы "Социальная адаптация
и сопровождение выпускников ГОУ РА "Школа-интернат N 1 для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, им. Г.К. Жукова" на 2012-2014 годы"
Постановлением Правительства Республики Алтай от 12 сентября 2013 г. N 251 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2013 г.
В целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года, Правительство Республики Алтай постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Социальная адаптация и сопровождение выпускников ГОУ РА "Школа-интернат N 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им. Г.К. Жукова" на 2012-2014 годы".
2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Алтай Антарадонова Ю.В.
Глава Республики Алтай, |
А.В. Бердников |
Республиканская целевая программа
"Социальная адаптация и сопровождение выпускников ГОУ РА
"Школа-интернат N 1 для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, им. Г.К. Жукова" на 2012-2014 годы"
(утв. постановлением Правительства Республики Алтай от 3 июня 2011 г. N 108)
I. Паспорт
Наименование республиканской целевой программы (далее - Программа) |
Республиканская целевая программа "Социальная адаптация и сопровождение выпускников государственного образовательного учреждения Республики Алтай "Школа-интернат N 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им. Г.К. Жукова" на 2012-2014 годы" (далее - Школа-интернат N 1) |
Основание для разработки Программы |
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании"; Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года; Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" |
Государственный заказчик Программы |
Министерство образования, науки и молодёжной политики Республики Алтай |
Разработчик Программы |
Министерство образования, науки и молодёжной политики Республики Алтай |
Цель и задачи Программы |
Целью Программы является - оказание различной помощи (социальной, юридической, психологической, профессиональной) выпускникам Школы-интерната N 1 через создание службы постинтернатного сопровождения. Задачами Программы являются: 1. Организация научно-методического обеспечения реализации социальной политики в области жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 2. Организация информационно-просветительской деятельности в сфере реализации социальной политики в области жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 3. Организация социально-психологического, педагогического, медицинского сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 4. Создание и развитие .системы постинтернатной адаптации, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, жильём. 5. Совершенствование системы социальной адаптации выпускников Школы-интерната N 1, включая их социально-психологическое сопровождение, обеспечение жильем, оказание содействия в получении профессионального образования и трудоустройстве после завершения пребывания в учреждении для детей-сирот. 6. Обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, профилактика безнадзорности, правонарушений |
Сроки реализации Программы |
2012-2014 годы |
Перечень основных мероприятий |
Основными мероприятиями Программы являются: 1. Разработка основных направлений деятельности. 2. Работа в группах, направленная на поиск внутренних ресурсов - психологическая группа. 3. Социально-психологическое сопровождение выпускников Школы-интерната N 1 (консультирование специалистами центра, поддержка, работа по запросу). 4. Организация работы по обучению, переподготовке и повышению квалификации специалистов, работающих в сфере жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 5. Разработка общей базы данных, мониторинг детей, оставшихся без попечения родителей: разработка системы показателей социального благополучия воспитанников Школы-интерната N 1; организация мониторинга порядка медицинского сопровождения ребёнка; разработка и применение классификатора показателей работы воспитателей (создание семьи воспитанником Школы-интерната N 1; получение образования; трудоустройство, карьера, жизненный путь; отсутствие вторичного социального сиротства). 6. Формирование системы военно-патриотического воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (кадетский корпус Школы-интерната N 1), подготовка предложений по вовлечению детей, оставшихся без попечения родителей, к участию в мероприятиях по военно-патриотическому воспитанию. |
|
9. Разработка основных программ личностного развития (спорт, культура, образование) детей, оставшихся без попечения родителей: подготовка программы спортивного развития детей, оставшихся без попечения родителей; подготовка программы культурного развития детей, оставшихся без попечения родителей; выработка предложений по развитию системы общего образования в плане поддержки личностного развития детей, оставшихся без попечения родителей. 10. Сотрудничество с Центром карьеры выпускников Республики Алтай (ГОУ НПО РА "Профессиональное училище N 84") по трудоустройству для выпускников Школы-интерната N 1. Основными целями сотрудничества являются: помощь выпускникам Школы-интерната N 1 в выборе будущей профессии; помощь выпускникам Школы-интерната N 1 в выборе учебного заведения; правовая и информационная помощь выпускникам Школы-интерната N 1, разъяснение им гарантий, льгот при поступлении в высшее учебное заведение; организационная и информационная помощь (сопровождение) выпускникам Школы-интерната N 1 при проведении собеседований, предоставления документов в приемные комиссии учебных заведений. 11. Организация системы кабинетов социальной и психологической помощи для выпускников Школы-интерната N 1. Основными целями создания системы кабинетов являются: психологическая поддержка молодых людей, начинающих самостоятельную жизнь; помощь в социальной адаптации выпускников Школы-интерната N 1. 12. Работа сайта "Социальная адаптация и социальное сопровождение" - информационное освещение на постоянной основе. Основными целями создания сайта являются: размещение информации о деятельности (ссылки на сайты) общественных организаций, потребностях Школы-интерната N 1 |
| |
Объёмы и источники финансирования |
1549 тыс. рублей |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Контроль за ходом реализации Программы осуществляют Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай с участием Министерства финансов Республики Алтай, Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Алтай |
Ожидаемые показатели эффективности реализации Программы |
В результате реализации Программы ожидается: создание Службы сопровождения и социальной адаптации выпускников Школы-интерната N 1; систематическое проведение мониторинга жизни детей после выхода из Школы-интерната N 1; разработка системы показателей социального благополучия ребёнка в Школе-интернате N 1 со стороны общества. Формирование типового социального "портрета" ребёнка, оставшегося без попечения родителей; разработка и реализация системы постинтернатного сопровождения детей (система наставничества), поддержка при поступлении в вузы, ведение статистического учёта выпускников Школы-интерната N 1; формирование сетевой структуры волонтёрства (добровольческого движения) в Республике Алтай в помощь детям, оказавшимся без попечения родителей; внедрение программ информационного обеспечения жизни детей в Школе-интернате N 1 (сайты Школы-интернате N 1, социальная реклама); подготовка и повышение квалификации специалистов, работающих в сфере жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; внедрение новых реабилитационных и адаптационных технологий в работе с выпускниками Школы-интерната N 1 и видов социально-правовой, психолого-медико-педагогической поддержки детям, оставшимся без попечения родителей; создание условий для социального становления и самореализации детей-сирот, готовых к самостоятельной трудовой жизни |
II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Школа-интернат N 1 последние три года ежегодно выпускает более 25 детей-сирот. Из них около 62% поступают в учреждения начального профессионального образования, 25% - в средние специальные учебные заведения, 13% - в высшие учебные заведения.
Вхождение выпускников учреждений для детей-сирот в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Выпускник, вступая во взрослую жизнь, сталкивается с рядом проблем: обеспечение жильём, поиск работы, организация быта, питания, досуга, взаимодействие с широким социумом и другое.
Длительное пребывание в условиях институционализации нередко приводит к формированию у воспитанников учреждений для детей-сирот особого социально-психологического статуса, который характеризуется наличием иждивенческих установок, низким уровнем трудовой мотивации, правовой грамотности, повышенным уровнем виктимности, уязвимости перед различными формами эксплуатации.
В результате выпускники учреждений для детей-сирот зачастую не могут воспользоваться предоставленными социальными льготами и гарантиями, защитить собственные права, установить контакт с окружающими людьми, становятся жертвами насильственных преступлений, мошеннических действий, влекущих утрату собственности (прежде всего, жилья), вовлекаются в совершение антиобщественных действий, противоправную деятельность.
В связи с этим одной из приоритетных задач в области социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот является совершенствование системы работы этих учреждений по воспитанию и обучению находящихся в них детей, подготовке их к самостоятельной жизни после выпуска из учреждения.
Важнейшей проблемой сегодняшнего дня является отсутствие действенных механизмов социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей. Именно поэтому такие дети не могут развиваться полноценно, а во взрослой жизни, как правило, не могут жить самостоятельно. Отсюда возникает еще одна большая проблема - вторичное социальное сиротство.
Выпускниками Школы-интерната N 1 становятся очень рано, в 16 лет детей отправляют в начальные и средние профессиональные образовательные учреждения, и это зачастую разрушает их безвозвратно. По статистике 90% выпускников детских домов погибают для общества, во всех смыслах этого слова.
Возможно, причина в том, что психологическое развитие этих детей не соответствует биологическому возрасту. Задержка психоэмоционального развития составляет в среднем от 3-х до 4-х лет. Они не способны жить самостоятельно, без помощи и наставления. В них глубоко и полно заложено умение выживать, к сожалению, в маргинальных слоях. Навыков успешной, социально одобряемой самостоятельной жизни у них нет. Зато есть взлелеянная государственной системой воспитания позиция иждивенчества и пассивности, страх, неуверенность в своих силах, незнание своих прав и обязанностей. Всё это не даёт возможности 16-летнему выпускнику Школы-интерната N 1 найти своё место в благополучном обществе, которое "выдавливает" его обратно, к родственникам, ведущим асоциальный образ жизни. И в скором будущем уже его дети пополняют дома ребёнка, социальные приюты, детские дома.
Недостаточная самостоятельность, инфантилизм, порой стихийная подчиняемость, некритический альтруизм сочетаются с переоценкой собственных возможностей, что и приводит выпускников учебных заведений для детей-сирот в группы социального риска. В значительной степени это обуславливается организацией жизнедеятельности Школы-интерната N 1: отсутствие личного пространства, круглосуточное нахождение в коллективе, жесткая регламентация режима проживания; массовый, "тотальный" характер воспитания, отсутствие свободы выбора и "свободных зон развития" ребенка; однообразие форм общения, преобладание отрицательных оценок, чаще всего смещенных в сферу дисциплинарных моментов и др.
III. Основная цель и задачи, сроки и этапы реализации Программы
Целью Программы является - оказание различной помощи (социальной, юридической, психологической, профессиональной) выпускникам Школы-интерната N 1 через создание службы постинтернатного сопровождения.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие основные задачи:
1. Организация научно-методического обеспечения реализации социальной политики в области жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Организация информационно-просветительской деятельности в сфере реализации социальной политики в области жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Организация социально-психологического, педагогического, медицинского сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4. Создание и развитие системы постинтернатной адаптации, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, жильём;
5. Совершенствование системы социальной адаптации выпускников Школы-интерната N 1, включая их социально-психологическое сопровождение, обеспечение жильём, оказание содействия в получении профессионального образования и трудоустройстве после завершения пребывания в Школе-интернате N 1.
6. Повышение уровня социальной адаптации (развитие навыков коммуникационной культуры, формирование потребности в общении, интимно - личностных отношений).
7. Обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, профилактика безнадзорности, правонарушений.
Сроки реализации Программы - 2012-2014 годы. Программа реализуется в один этап.
IV. Система программных мероприятий Программы
Все программные мероприятия, направленные на реализацию Программы, отражены в приложении к Программе.
V. Финансовое обеспечение Программы
Объёмы финансирования мероприятий Программы из средств республиканского бюджета Республики Алтай носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при принятии закона Республики Алтай о республиканском бюджете Республики Алтай на очередной финансовый год и плановый период.
VI. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком выступает Министерство образования, науки и молодёжной политики Республики Алтай.
Государственный заказчик несёт ответственность за своевременную реализацию Программы, а также обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию, проводит мониторинг эффективности реализуемых мероприятий Программы, ежегодно уточняет показатели и размеры затрат на выполнение мероприятий Программы с учетом выделяемых средств, в случае необходимости в установленном порядке подготавливает предложения по внесению изменений в перечень мероприятий Программы на очередной финансовый год.
VII. Управление Программой и контроль над ходом её реализации
Обязанности по реализации Программы, достижению конечного результата и эффективному использованию финансовых средств, выделяемых на выполнение Программы возлагается на Министерство образования, науки и молодёжной политики Республики Алтай.
Министерство образования, науки и молодёжной политики Республики Алтай, с учётом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств, ежегодно уточняет целевые показатели, согласовывает сроки и размеры затрат по программным мероприятиям, объёмы и источники финансирования.
Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай с участием Министерства финансов Республики Алтай, Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Алтай осуществляют контроль за ходом реализации Программы.
VIII. Эффективность реализации Программы
В результате реализации Программы ожидается:
создание Службы сопровождения и социальной адаптации выпускников Школы-интернате N 1;
проведение мониторинга жизни детей после выхода из Школы-интерната N 1;
разработка системы показателей социального благополучия ребёнка в Школе-интернате N 1 со стороны общества;
разработка и реализация системы постинтернатного сопровождения детей (система наставничества);
формирование сетевой структуры волонтёрства (добровольческого движения) в Республике Алтай в помощь детям, оказавшимся без попечения родителей;
внедрение программ информационного обеспечения жизни детей в Школе-интернате N 1 (сайты Школы-интерната N 1, социальная реклама);
подготовка и повышение квалификации специалистов, работающих в сфере жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
внедрение новых реабилитационных и адаптационных технологий в работе с выпускниками Школы-интерната N 1 и видов социально-правовой, психолого-медико-педагогической поддержки детям, оставшимся без попечения родителей;
создание условий для социального становления и самореализации детей-сирот, готовых к самостоятельной трудовой жизни. Социальная эффективность реализации Программы определяется с помощью системы показателей и индикаторов, отражающих приоритеты развития образования в Республике Алтай.
Приложение N 1
к республиканской целевой программе
"Социальная адаптация и сопровождение
выпускников ГОУ РА "Школа-интернат N 1
для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, им. Г.К. Жукова"
на 2012- 2014 годы"
Система
программных мероприятий республиканской целевой программы
"Социальная адаптация и сопровождение выпускников ГОУ РА
"Школа-интернат N 1 для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, им. Г.К. Жукова" на 2011-2014 годы"
N п\п |
Наименование мероприятий Программы |
Стоимостное выражение мероприятия (приобретение продукции, выполнение работы (услуги), тыс. рублей |
Источники финансирования |
Государственный заказчик |
Целевой индикатор результативности выполнения мероприятия |
|||
|
|
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Всего |
|
|
|
|
Материалы организационного и материально-технического характера |
|||||||
|
1. Мероприятия по капитальным вложениям |
|
|
|
|
|
|
|
|
II. Мероприятия по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам |
|
|
|
|
|
|
|
|
III. Прочие мероприятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1. Создание службы постинтернатного сопровождения и социальной адаптации |
|
|
|
|
Республиканский бюджет Республики Алтай |
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай |
Профилактика бродяжничества среди выпускников |
|
3.2. Разработка и реализация ГОУ РА "Школа-интернат N 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им. ПК. Жукова" программы подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
|
|
|
|
Республиканский бюджет Республики Алтай |
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай |
Всесторонняя практическая подготовка выпускников к самостоятельной жизни |
|
3.2.1. Организация коррекционно-развивающей работы с выпускниками - разработка и реализация индивидуальных маршрутных листов |
|
|
|
|
Республиканский бюджет Республики Алтай |
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай |
Ликвидация социальной дезадаптации выпускников |
|
3.2.2. Сопровождение выпускников специалистами на протяжении первого года обучения в учебном заведении: разрешение проблем учебной дезадаптации (консультирование, подготовка к сдаче ЕГЭ, обеспечение канцтоварами, оказание юридической, медико-социальной и психологической помощи; организация досуга и отдыха выпускников; консультирование по жилищным вопросам |
200 т.р. |
200 т.р. |
200 т.р. |
600 т.р. |
Республиканский бюджет Республики Алтай |
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай |
Повышение учебной мотивации выпускников; увеличение количества выпускников, продолжающих образование; снижение числа выпускников, не имеющих жилого помещения |
|
3.2.3. Проведение мониторинга успешности\адаптации выпускников Школы-интерната N 1 |
|
|
|
|
Республиканский бюджет Республики Алтай |
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай |
Выявление результативности внедряемых программ |
|
3.2.4. Организация и проведение профессиональной диагностики, профориентационного тестирования, консультирования |
|
|
|
|
Республиканский бюджет Республики Алтай |
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай |
Формирование устойчиво- профессиональной направленности, снижение количества выпускников, не получивших проф. образование |
|
3.2.5. Квотирование рабочих мест для выпускников Школы-интерната N 1 |
|
|
|
|
Республиканский бюджет Республики Алтай |
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай |
Поддержка выпускников Школы-интерната N 1 |
|
IV. Создание фонда специализированной информации по проблемам жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
|
|
|
|
Республиканский бюджет Республики Алтай |
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай |
Научно-методическое обеспечение работы специалистов сферы жизнеустройства выпускников Школы-интерната N 1 |
|
4.1. Разработка и издание научно-методических рекомендаций |
15 т.р. |
15 т.р. |
15 т.р. |
45 т.р. |
Республиканский бюджет Республики Алтай |
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай |
Методическое обеспечение реализации законодательства о защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
|
4.2. Подготовка буклетов для подростков по профилактике социально значимых болезней |
5 т.р. |
7 т.р. |
7 т.р. |
19 т.р. |
Республиканский бюджет Республики Алтай |
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай |
Индивидуальное просвещение выпускников |
|
4.3. Разработка со средствами массовой информации: разработка и трансляция роликов о жизнеустройстве выпускников; разработка и распространение социальной рекламы, баннеров |
100 т.р. |
100 т.р. |
100 т.р. |
300 т.р. |
Республиканский бюджет Республики Алтай |
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай |
Просвещение населения по вопросам семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Формирование в обществе позитивного имиджа ребенка-сироты |
|
4.4. Издание сборников действующих нормативно-правовых актов, комментариев законодательства |
10 т.р. |
10 т.р. |
10 т.р. |
30 т.р. |
Республиканский бюджет Республики Алтай |
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай |
Методическое обеспечение реализации законодательства о защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
|
V. Подготовка кадров для организации работы по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сопровождению семей, принявших детей на воспитание |
60 т.р. |
60 т.р. |
60 т.р. |
180 т.р. |
Республиканский бюджет Республики Алтай |
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай |
Внедрение в практику новых педагогических технологий, способствующих семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; их социализация. Согласования межведомственного сотрудничества |
|
VI. Организация и проведение обучения, повышения квалификации специалистов в области социальной политики, органов внутренних дел, образования, здравоохранения (социальных педагогов, психологов, юристов) в сфере работы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе оплата обучения, командировочных расходов, оплата приглашенных специалистов из других субъектов РФ |
100 т.р. |
100 т.р. |
100 т.р. |
300 т.р. |
Республиканский бюджет Республики Алтай |
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай |
|
|
VII. Организация и участие специалистов в региональных всероссийских и международных конкурсах, семинарах, конференциях, стажировках, курсах повышения квалификации |
25 т.р. |
25 т.р. |
25 т.р. |
75 т.р. |
Республиканский бюджет Республики Алтай |
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай |
Распространение накопленного трудового опыта. Поднятие престижа педагогической профессии |
|
Итого: |
515 т.р. |
517 т.р. |
517 т.р. |
1549 т.р. |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целью Программы является оказание социальной, юридической, психологической, профессиональной помощи выпускникам Школы-интерната N 1 через создание службы постинтернатного сопровождения. В число задач Программы входит организация научно-методического обеспечения реализации социальной политики в области жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; организация социально-психологического, педагогического, медицинского сопровождения; обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, профилактика безнадзорности, правонарушений. Объем финансирования Программы составляет 1549 тыс. руб.
Постановление Правительства Республики Алтай от 3 июня 2011 г. N 108 "Об утверждении республиканской целевой программы "Социальная адаптация и сопровождение выпускников ГОУ РА "Школа-интернат N 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им. Г.К. Жукова" на 2012-2014 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Звезда Алтая" от 14 июня 2011 г. (приложение)
Постановлением Правительства Республики Алтай от 12 сентября 2013 г. N 251 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2013 г.