Решение Верховного Суда Республики Алтай от 2 октября 2009 г. N 3-3/09
(извлечение)
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению М.В.С. о признании недействующим Конституционного Закона Республики Алтай "О толковании п. 21 ст. 103, п. 6 ч. 1 ст. 107 Конституции Республики Алтай" N 4 - КРЗ от 30 декабря 2008 года, установил:
М.B.C. обратился в суд с заявлением о признании недействующим Конституционного Закона Республики Алтай "О толковании пункта 21 статьи 103, пункта 6 части 1 статьи 107 Конституции Республики Алтай" (КЗ РА N 4 от 30 декабря 2008 г.), опубликованного в Сборнике законодательства Республики Алтай N 56(62) 2 марта 2009 года, в республиканских газетах "Звезда Алтая" 31 декабря 2008 года, "Алтайдын Чолмоны" N 23-24 3 февраля 2009 года. Свои требования мотивировал тем, что Конституционным Законом Республики Алтай "О толковании пункта 21 статьи 103, пункта 6 части 1 статьи 107 Конституции Республики Алтай" были нарушены его трудовые права, указанным законом фактически внесены дополнения в Конституцию Республики Алтай, что является не толкованием, а нормотворчеством. Полагает, что процедура принятия закона была нарушена.
В судебном заседании М.B.C. поддержал требования, изложенные в заявлении.
Представитель Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай П.О.В. требования не признала, суду пояснила, что закон принят в связи с обнаружившейся неясностью в содержании п. 21 ст. 103, п. 6 ч. 1 ст. 107 Конституции Республики Алтай в части определения полномочии Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай и Председателя Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай в целях установления полной определенности смысла интерпретируемых положений. Конституционный закон принят Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай в пределах полномочий, определенных действующим законодательством и с соблюдением установленной процедуры.
Представитель Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай А.Н.В. полагает, что Конституционный закон вызывает сомнения в том, является ли он толкованием норм Конституции Республики Алтай.
Прокурор О.Т.А. полагает, что принятый Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай Закон о толковании положений Конституции Республики Алтай не является толкованием норм Конституции, а является принятием новых норм, а поэтому он подлежит признанию недействующим в целом.
Заслушав пояснения сторон, заключение прокурора, допросив свидетелей, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
В преамбуле Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ установлено, что образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции РФ и регулируются федеральными конституционными законами, настоящим федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 4 ст. 1 указанного закона предусматривается, что полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются Конституцией РФ, настоящим федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ и (или) пересмотра ее положений, путем внесения соответствующих изменений (или) дополнения в настоящий федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации, либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты (в редакции Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ).
Полномочия Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай и должностного лица Председателя Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай определены Конституцией Республики Алтай, принятой Законом Республики Алтай от 7 июня 1997 г. N 21-4 в редакции от 27.11.2007 г. и Законом Республики Алтай "О Государственном Собрании - Эл Курултай Республики Алтай" N 3-44 от 27 марта 1998 г.
18 декабря 2008 года Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай приняло Конституционный Закон Республики Алтай "О толковании п. 21 ст. 103, п. 6 ч. 1 ст. 107 Конституции Республики Алтай" N 4-КРЗ. 30 декабря 2008 года Закон подписан Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай и опубликован.
Из ст. 1 оспариваемого закона следует, что настоящий Конституционный закон в соответствии с пунктом 3 статьи 103 Конституции Республики Алтай является актом официального толкования пункта 21 статьи 103, пункта 6 части 1 статьи 107 Конституции Республики Алтай (Сборник законодательства Республики Алтай, 2007, N 41(47), N 45(51).
Пунктом 21 статьи 103 Конституции Республики Алтай установлено, что к ведению Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай относится утверждение структуры и штатов Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай.
Пунктом 6 части 1 статьи 107 Конституции Республики Алтай установлено, что к полномочиям Председателя Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай отнесено руководство работой Аппарата Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай, назначение и освобождение от должности руководителей структурных подразделений Аппарата Государственного Собрания - Эл Курултай, найм и увольнение специалистов.
Действительный смысл, который законодатель вкладывал, принимая вышеуказанные нормы Конституции Республики Алтай, заключаются в следующем:
1. По пункту 21 статьи 103 Конституции Республики Алтай.
Структура Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай включает в себя Председателя Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай, его заместителя (заместителей), комитеты Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай.
Штаты Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай - это количество депутатов Республики Алтай, работающих на постоянной профессиональной основе, и наименование их должностей.
2. По пункту 6 части 1 статьи 107 Конституции Республики Алтай.
Под руководителями структурных подразделений и специалистами Аппарата Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай понимаются государственные гражданские служащие Республики Алтай, занимающие свои должности в соответствии со штатным расписанием Аппарата Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай. Нанимателем для государственных гражданских служащих Республики Алтай является Республика Алтай. Полномочия нанимателя в Государственном Собрании - Эл Курултай Республики Алтай осуществляет Председатель Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай (представитель нанимателя). Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания и численного состава работников Аппарата Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай относится к компетенции Председателя Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай как представителя нанимателя.
Согласно ст. 2 данного закона нормативные правовые акты Республики Алтай, содержащие аналогичные, установленные пунктом 21 статьи 103, пунктом 6 части 1 статьи 107 Конституции Республики Алтай положения, должны толковаться в соответствии с настоящим Конституционным законом.
В соответствии со ст. 3 Конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Суд, проверив процедуру принятия оспариваемого закона, пришел к выводу о том, что он принят правомочным органом государственной власти Республики Алтай, при его принятии существенных нарушений процедуры принятия и опубликования данной категории законодательных актов не установлено.
Вместе с тем, из анализа и сопоставления содержания п. 21 ст. 103, п. 6 ч. 1 ст. 107 Конституции Республики Алтай до принятия Конституционного Закона Республики Алтай "О толковании п. 21 ст. 103, п. 6 ч. 1 ст. 107 Конституции Республики Алтай" с содержанием указанных норм после их толкования, суд находит, что Конституционным законом "О толковании п. 21 ст. 103, п. 6 ч. 1 ст. 107 Конституции Республики Алтай" вводятся нормы, по существу изменяющие и дополняющие Конституцию Республики Алтай в части разделения полномочий Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай и Председателя Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай по утверждению структуры и штатов Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай. К данному выводу суд пришел, учитывая следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 103 Конституции Республики Алтай к ведению Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай относится: толкование Конституции Республики Алтай, законов и иных нормативных правовых актов, принятых Государственным Собранием - Эл Курултай.
Статьей 33 Закона Республики Алтай "О нормативных правовых актах Республики Алтай" от 05.03.2008 N 18-РЗ установлено, что официальное толкование нормативных правовых актов - властно-обязательное разъяснение нормативных правовых актов или их предписаний правомочным нормотворческим органом Республики Алтай.
Официальное толкование нормативных правовых актов производится в случае обнаружения неясностей в содержании нормативного правового акта, неправильной или противоречивой практики их применения.
Результатом официального толкования нормативных правовых актов должна быть полная определенность смысла интерпретируемого акта или его предписания.
Официальные акты-разъяснения имеют ту же юридическую силу, что и разъясняемые ими нормативные правовые акты.
В процессе официального толкования не допускается внесение в толкуемые нормативные правовые акты поправок, дополнений и конкретизирующих предписаний.
Из содержания вышеизложенных правовых норм следует, что толкование Конституции Республики Алтай осуществляется Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай и производится в форме законов, принимаемых Парламентом республики, при этом в процессе официального толкования не допускается внесение в толкуемые нормативные правовые акты поправок, дополнений и конкретизирующих предписаний.
Как следует из содержания п. 21 ст. 103 Конституции Республики Алтай к полномочиям Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай было отнесено утверждение структуры, штатов и расходов Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай. Пункт 6 статьи 107 Конституции Республики Алтай предусматривает, что Председатель Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай руководит работой Аппарата Государственного Собрания - Эл Курултай, назначает и освобождает от должности руководителей структурных подразделений Аппарата Государственного Собрания - Эл Курултай, пользуется правом найма и увольнения специалистов, вспомогательного и технического персонала, обслуживающих деятельность Государственного Собрания - Эл Курултай.
Оспариваемым законом законодатель из ранее единых структуры и штата юридического лица Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай выделил структуру и штат Аппарата Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай, передал его в ведение Председателя Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай, наделив его полномочиями представителя нанимателя и правом принятия решения об изменении структуры, штатного расписания и численного состава работников Аппарата Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай. Наделение Председателя Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай вышеуказанными полномочиями по убеждению суда противоречит правовому смыслу, заложенному в пункте 6 статьи 107 Конституции Республики Алтай, из которого следует, что Председатель Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай наделялся Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай только полномочиями по руководству работой Аппарата Государственного Собрания - Эл Курултай, назначению и освобождению от должности руководителей структурных подразделений Аппарата Государственного Собрания - Эл Курултай, наделялся правом найма и увольнения специалистов, вспомогательного и технического персонала, обслуживающих деятельность Государственного Собрания - Эл Курултай и п. 21 ст. 103 Конституции Республики Алтай, которым утверждение структуры, штатов Законодательного собрания отнесено к полномочиям Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай.
Из вышеизложенного следует, что принятым Конституционным Законом "О толковании п. 21 ст. 103, п. 6 ч. 1 ст. 107 Конституции Республики Алтай" производится перераспределение полномочий между Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай и его Председателем, в результате которых Председатель Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай наделяется в отношении служащих Аппарата Государственного собрания полномочиями представителя нанимателя, предусмотренными Федеральным законом "О Государственной гражданской службе Российской Федерации" N 79-ФЗ от 27 июля 2004 года и Законом Республики Алтай от 7 июня 2005 года N 37-РЗ "О Государственной гражданской службе Республики Алтай", а также правом принятия решения об изменении структуры, штатного расписания и численного состава работников Аппарата Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай, что раннее в его полномочия не входило, таким образом, в п. 21 ст. 103, п. 6 ст. 107 Конституции Республики Алтай фактически внесены изменения и дополнения, что является не толкованием норм, а нормотворчеством.
Суд не может согласиться с доводами представителя Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай о том, что указанные полномочия предполагались законодателем при принятии указанных положений Конституции Республики Алтай в 1997 году, что, по его мнению, подтверждается принятыми Председателями Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай в разное время Распоряжениями по вопросам утверждения и внесения изменений в штатные расписания гражданских служащих Аппарата Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай. Данный довод суд находит несостоятельным, поскольку он опровергается представленными суду Постановлениями Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 26 февраля 1998 г. N 2-29, от 15 января 2002 г. N 1-8 (л.д. 179-182) из которых следует, что после принятия Конституции Республики Алтай в 1997 году, Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай на первых заседаниях второго и третьего созыва в соответствии с возложенными на него полномочиями (п. 20 ст. 108 Конституции Республики Алтай в редакции 7 июня 1997 г.) утверждало структуру и штаты Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай, в том числе структуру и штаты Аппарата Государственного собрания. Из анализа вышеуказанных Постановлений Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай следует, что законодателем при принятии конституционных норм не предусматривалось наделение Председателя Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай правом утверждения структуры, штатов и численности Аппарата Государственного Собрания, это право было закреплено и принадлежало Государственному Собранию - Эл Курултай Республики Алтай.
Довод о том, что Председатель Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай в силу Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Закона Республики Алтай от 7 июня 2005 года N 37-РЗ "О Государственной гражданской службе Республики Алтай" будучи представителем нанимателя, наделен полномочиями по утверждению структуры, штатов и численности Аппарата Государственного Собрания, суд находит несостоятельным, поскольку в данном случае толкуется смысл конституционной нормы, которая была принята задолго до принятия указанных законов, а, следовательно, введенные указанными законами понятия не могли быть использованы и не использовались законодателем при принятии конституционных норм, толкуемых Законодательным Собранием в настоящее время.
Учитывая вышеизложенное суд находит, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, другими федеральными законами, конституцией и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены, дополнены только путем внесения соответствующих поправок в действующие нормативные акты, с соблюдением соответствующей процедуры их принятия, поскольку Конституционный Закон Республики Алтай "О толковании п. 21 ст. 103, п. 6 ч. 1 ст. 107 Конституции Республики Алтай" N 4-КРЗ от 30 декабря 2008 года противоречит требованиям статьи 33 Закона Республики Алтай "О нормативных правовых актах Республики Алтай" от 05.03.2008 N 18-РЗ, так как им вносятся поправки и дополнения в указанные конституционные нормы, то он по вышеизложенным основаниям не является законом о толковании конституционных норм, а при таких обстоятельствах он противоречит содержанию и смыслу п. 21 ст. 103, п. 6 ст. 107 Конституции Республики Алтай, в связи с чем подлежит признанию недействующим в целом.
В силу ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Суд считает, что оспариваемый закон подлежит признанию недействующим со дня его принятия. К данному выводу суд пришел, учитывая следующее. Распоряжением Председателя Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай N 102 от 15.09.2008 г. Заявитель - начальник организационного отдела Аппарата Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай М.B.C. был уволен с работы по п. 2 ст. 81 ТК РФ, п. 6 ст. 33 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должности государственной гражданской службы Республики Алтай. Решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 9 декабря 2008 года увольнение было признано незаконным, так как решение о сокращении должности начальник организационного отдела Аппарата Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай было принято не уполномоченным лицом, и заявитель был восстановлен на работе. Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 3 июня 2009 года в связи с принятием Конституционного Закона Республики Алтай "О толковании п. 21 ст. 103, п. 6 ч. 1 ст. 107 Конституции Республики Алтай" N 4-КРЗ от 30 декабря 2008 года решение суда было отменено и дело направлено на новое рассмотрение. Из вышеизложенного следует, что оспариваемым Законом затрагиваются трудовые права заявителя, связанные с его увольнением с работы с 15.09.2008 г., в связи с чем закон подлежит признанию недействующим со дня его принятия.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд решил:
Удовлетворить заявление М.В.С.
Признать недействующим Конституционный Закон Республики Алтай "О толковании п. 21 ст. 103, п. 6 ч. 1 ст. 107 Конституции Республики Алтай" N 4-КРЗ от 30 декабря 2008 года со дня его принятия.
Сообщение о принятом решении опубликовать в газетах "Звезда Алтая" и "Алтайдын Чолмоны" после вступления его в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Алтай.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Алтай от 2 октября 2009 г. N 3-3/09
Текст решения предоставлен Верховным Судом Республики Алтай по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании