Справка ВС РА о результатах обобщения судебной практики по делам о нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ)
Анализ рассмотренных в 2010-2011 годах судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Республики Алтай уголовных дел по кассационным жалобам и представлениям на приговоры городского и районных судов Республики Алтай по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 264 УК РФ, свидетельствует о том, что суды Республики Алтай в основном правильно применяют нормы уголовного и уголовно-процессуального закона при рассмотрении данной категории дел, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 9 декабря 2008 года "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения".
Вместе с тем, в некоторых случаях допускаются ошибки в применении уголовного закона, что повлекло отмену или изменение приговоров. В связи с этим, в данном обобщении проанализированы допущенные судами ошибки с целью их недопущения.
Согласно диспозиции статьи 264 УК РФ объективная сторона преступления может выражаться как в нарушении правил дорожного движения, так и в нарушении правил эксплуатации транспортных средств, а также в нарушении и тех и других одновременно.
Для применения уголовной нормы, имеющей бланкетную конструкцию, необходимо обращение к специальным отраслевым нормативным актам. Такими актами являются: при нарушениях правил дорожного движения - "Правила дорожного движения РФ". При нарушениях правил эксплуатации транспортных средств - "Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения" (с приложением перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств), "Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов", "Правила технической эксплуатации и содержания подвижного автомобильного транспорта", "Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами", "Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом", "Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ", утвержденные органами исполнительной власти (Постановлениями Правительства РФ, приказами Министерства транспорта РФ), и другие специальные нормы.
При этом, уголовная ответственность за преступление, предусмотренное статьей 264 УК РФ, может иметь место лишь при условии наступления последствий, указанных в этой статье, и если эти последствия находятся в причинной связи с допущенными лицом нарушениями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, или тех и других одновременно.
При рассмотрении данной категории дел необходимо выяснять нарушение каких правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, или их одновременное нарушение находится в причинной связи с наступившими последствиями, указаны ли данные правила при описании преступного деяния, соответствует ли квалификация преступления преступному деянию, изложенному в обвинительном заключении.
При решении вопроса о виновности либо невиновности водителя в совершении дорожно-транспортного происшествия вследствие превышения скорости движения транспортного средства, нарушения требований п. 10.1 Правил дорожного движения РФ, необходимо учитывать, что при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства, а уголовная ответственность наступает, если у водителя имелась техническая возможность избежать дорожно-транспортного происшествия и между его действиями и наступившими последствиями установлена причинная связь.
Для решения вопроса о технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия необходимо устанавливать момент возникновения опасности для движения, которая считается возникшей в тот момент, когда водитель имел объективную возможность ее обнаружить.
При рассмотрении уголовных дел, где причиной совершения дорожно-транспортного происшествия послужила неисправность автомобиля, необходимо выяснять и устанавливать не только наличие данной неисправности, но и момент возникновения данной неисправности.
При рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных ст. 264 УК РФ, следует устанавливать и указывать в приговоре, нарушение каких конкретно пунктов Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства повлекло наступление последствий, указанных в статье 264 УК РФ, и в чем конкретно выразилось это нарушение.
Не всякое нарушение упомянутых правил может являться причиной дорожно-транспортного происшествия и наступивших последствий, однако не во всех случаях суды учитывают данные обстоятельства.
Кроме того, необходимо обратить внимание на назначение наказания по данной категории дел.
В соответствии со ст. 18 УК РФ при признании рецидива преступлений учитывается только совершение умышленных преступлений, а преступления, предусмотренные ст. 264 УК РФ, относятся к преступлениям, совершенным с неосторожной формой вины, и не учитываются при признании рецидива.
В настоящее время Федеральным законом N 420-ФЗ от 7 декабря 2011 года в Уголовный кодекс РФ внесены изменения в ст. 15 УК РФ, в соответствии с которыми преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные преступления, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, а преступлениями средней тяжести признаются неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание превышает три года, а также в ч. 1 ст. 56 УК РФ, в соответствии с которой, наказание в виде лишения свободы может быть назначено осужденному, совершившему впервые преступление небольшой тяжести, только при наличии отягчающих обстоятельств, предусмотренных статьей 63 УК РФ, за исключением преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 231 и ст. 233 УК РФ, или только если соответствующей статьей Особенной части УК РФ лишение свободы предусмотрено как единственный вид наказания, которые необходимо учитывать при назначении наказания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Справка ВС РА о результатах обобщения судебной практики по делам о нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ)
Текст справки предоставлен Верховным судом Республики Алтай по договору об информационно-правовом сотрудничестве