Руководствуясь п. 1 ст. 20 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования "Шебалинский район" и в связи с готовностью части градостроительной документации - проекта Схемы территориального планирования МО "Шебалинский район" Совет депутатов района (аймака) МО "Шебалинский район" решил:
1. Утвердить Схему территориального планирования МО "Шебалинский район".
2. Опубликовать настоящее Решение в районной газете "Сельская новь".
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя главы администрации района (аймака) МО "Шебалинский район" Полянского В.А.
Глава района (аймака) |
И.А. Кириллов |
Схема
территориального планирования муниципального образования Шебалинский район
1. Общие положения
В соответствии с действующим Градостроительным кодексом РФ, территориальное планирование - планирование развития территории, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных и муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территории.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Концепция устойчивого развития сельской местности в России, а именно к таким территориям относится Шебалинский район Республики Алтай, является важнейшим аспектом государственной стратегии в составе социальных программ страны и "Основных направлений агропродовольственной политики Правительства РФ на 2001-2010 гг." (от 27.07.2000 г.). Важнейшими компонентами современной стратегии являются:
- обеспечение экономического роста в сельском хозяйстве;
- развитие несельскохозяйственного сектора в сельской местности;
- борьба с бедностью населения;
- усиление жизнеспособности объектов социальной сферы;
- поддержка местных инициатив и местных органов власти, развитие местного самоуправления.
Схема территориального планирования муниципального района включает специальные карты (схемы) и текстовую часть с информацией о состоянии соответствующей территории и о возможных направлениях и ограничениях ее развития, а также с обоснованием предлагаемых мероприятий.
Материалы по обоснованию проектных решений к "Схеме территориального планирования муниципального образования "Шебалинский район" подготовлены на основании Муниципального контракта N 3 от 28.07.2008 г.
При подготовке "Схемы территориального планирования муниципального образования "Шебалинский район" учтены "Методические рекомендации по порядку разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации муниципальных образований" и предложения, содержащиеся в "Схеме территориального планирования Республики Алтай", проект которой разработан ЦНИИП градостроительства РААСН в 2008 г.
2. Цели и задачи
Основная цель "Схемы территориального планирования муниципального образования "Шебалинский район" - обеспечение устойчивого развития территории района путем совершенствования инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры на основе комплексного анализа природных и антропогенных факторов, их современного состояния и прогноза изменений в обозримой перспективе.
Для достижения оптимальных условий развития производства, градостроительства, сохранения и улучшения природной среды, сохранения памятников природы, истории и материальной культуры необходима рационализация территориально-хозяйственного устройства района, формирование архитектурно-планировочной структуры и функционального зонирования.
Отсюда вытекают следующие задачи:
- обоснование перспективного функционального зонирования территории района на основе анализа имеющихся материалов обследования с учетом резерва земель для размещения производственных объектов и организации отдыха населения;
- определение перспективной численности населенных пунктов и разработка предложений по культурно-бытовому обслуживанию;
- выявление перспективных мест развития производства, зон отдыха, лечения и туризма;
- подготовка предложений по развитию систем водообеспечения, водоотведения, энергоснабжения и иных инженерных коммуникаций;
- разработка предложений по охране природы, улучшению санитарно-гигиенического состояния территории, обоснование водоохранных зон, особо охраняемых природных территорий;
- выявление "точек экономического роста".
Для решения поставленных задач выполнены:
- сбор и анализ материалов комплексного эколого-географического, социально-экономического, архитектурно-градостроительного, культурно-исторического изучения территории района;
- сбор статистической информации по всем разделам схемы.
Важным положительным моментом работы над "Схемой территориального планирования муниципального образования "Шебалинский район" явилось совпадение сроков ее подготовки с разработкой Планов социально-экономического развития района и муниципальных образований до 2017 г., а также Концепции социально-экономического развития до 2022 г.
3. Основные положения территориального планирования
3.1. Варианты сценариев социально-экономического развития района
В соответствии с "Основными принципами комплексного планирования социально-экономического развития субъектов Федерации, муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений" от 02.03.2006 г., опираясь на стратегические документы, разработанные Администрацией района (План социально-экономического развития муниципального образования "Шебалинский район" на 2008-2017 гг., Концепция социально-экономического развития муниципального образования "Шебалинский район" на 2008-2022 гг.), а также на результаты комплексной оценки проектной территории, в схеме рассмотрено три сценария развития: инерционный; оптимистичный и реалистичный.
Инерционный сценарий предполагает экстраполяцию сложившихся тенденций развития на проектный период, при этом варианте новые крупные проекты не инициируются.
В материальном производстве ведущая роль сохранится за сельским хозяйством. При этом сельскохозяйственное производство будет более технологичным, технически оснащенным. Доля убыточных хозяйств будет уменьшаться. Продолжится рост доли ввоза промышленных товаров и продовольствия для удовлетворения потребительского спроса местного населения и рекреантов.
Импульс роста по мере повышения использования имеющихся резервов постепенно будет ослабевать, так как не будет сопровождаться активными действиями по ускорению институциональных преобразований и инвестиционной деятельности, содействующими повышению конкурентоспособности местных предприятий, их способности эффективно продвигать свою продукцию на внешние и внутренние рынки.
В данном сценарии предполагается рост экономики со средним темпом прироста валовой продукции около 2-3%, что обеспечит увеличение общего товарно-денежного оборота района за период 2008-2012 гг. (в сопоставимых ценах) на 10-12%.
По нашему мнению, данный сценарий имеет пессимистический характер, его реализация не решит комплекса проблем, накопленных в районе ни в социальной, ни в экономической, ни в экологической сферах. Реализация сценария сохранит ориентацию района на дотационный бюджет и социальные трансферты, неэффективное использование природных ресурсов, дальнейший рост напряженности, снижение занятости населения, снижение уровня его благосостояния и потерю районом своей инвестиционной привлекательности в рекреационной сфере. Скорость этих процессов будет определяться внешними факторами - федеральной и республиканской социально-экономической политикой.
Оптимистичный сценарий основан на принципиальном изменении курса государства. В соответствии с заявленными президентом РФ национальными приоритетами, задачи "_улучшение жизни на селе, развитие аграрно-промышленного производства" могут быть решены путем вливания существенных государственных ресурсов, освоение которых местным сообществом обеспечит ему успешное развитие. Местный же бюджет будет использоваться только для подготовки пладздармов для различных инвестиционных проектов.
В данном сценарии роль муниципальных властей будет сведена к координации действий по выполнению государственных заданий.
Сценарий предполагает рост инвестиций в социальную сферу и материальное производство, но без существенной диверсификации структуры экономики; обеспечит постепенное улучшение ситуации в экономике и социальной сфере района. Предусматривает активизацию деятельности по привлечению в район инвестиций, направляемых на повышение качества технологической базы производства путем ее модернизации и частичного обновления, реализацию пакета институциональных преобразований, системы приоритетных национальных проектов и долгосрочных программ развития ключевого сектора экономики района - сельского хозяйства и туризма в качестве сопутствующей отрасли экономики.
В материальном производстве ведущая роль сохранится за производством сельскохозяйственной продукции, повысится роль деревообработки и пищевой промышленности с последующим расширением ассортимента выпускаемой продукции и улучшением качества.
Усилится селекционно-племенная работа, направленная на улучшение породного состава скота, работа по увеличению поголовья, а так же работа по ускорению развития кормовой базы животноводства. Сельскохозяйственное производство будет развиваться на базе существующих предприятий, в том числе ООО "Семинский", ФГУП АЭСХ СО РАН, ЗАО "Новый путь", ОАО "Оленевод", ОАО "Шыргайты", СПК "Барагаш" и др. В качестве перспективной отрасли экономики развитие приобретет туриндустрия.
Для реализации данного сценария необходим рост экономики со средним темпом прироста около 3-4%, что обеспечит увеличение общего товарно-денежного оборота района за период 2008-2012 гг. (в сопоставимых ценах) на 16-20%. Использование реально сложившихся тенденций экономического развития, формирование собственных инвестиционных ресурсов, развитие сезонного туризма приведут к росту занятости и уровня доходов, изменению уровня образования населения.
Реалистичный сценарий предполагает динамичное развитие экономики страны, республики и приток инвестиций в район извне. Привлечение внешних инвестиций возможно по следующим основным направлениям:
- развитие сельского хозяйства;
- развитие туристско-рекреационной отрасли;
- развитие лесопереработки и строительной индустрии;
- развитие промышленности (преимущественно пищевой);
- развитие дорожно-транспортного комплекса;
- развитие связи.
Предполагает создание предприятий и производств на высоком технологическом уровне, обусловленных ростом и диверсификацией платежеспособного спроса местного населения и увеличивающимся потоком рекреантов в связи с созданием на территории района целого ряда объектов туристско-рекреационной деятельности. Создание данных объектов на территории Шебалинского района существенно повысит инвестиционную привлекательность района, будет способствовать развитию не только туризма, но и сопутствующих видов деятельности (строительной индустрии, инженерной и рыночной инфраструктур, транспортных коммуникаций), а также повлечет увеличение объемов производства и расширение ассортимента продукции пищевой промышленности, необходимой для удовлетворения потребностей туристов и отдыхающих.
Развития сельскохозяйственного производства удастся достичь за счет роста эффективности использования имеющихся природных, технологических и человеческих ресурсов, создания системы инвестиционной поддержки крупных, средних, мелких и индивидуальных производителей сельхозпродукции, создания системы маркетинговой поддержки, развития перерабатывающих производств сельскохозяйственной продукции, формирования интеграции в системе аграрно-промышленного производства на территории района.
В перерабатывающей промышленности возрастут, соответственно, объемы капиталовложений, направленные на переработку сельскохозяйственной продукции, в лесо перерабатывающей отрасли - на создание предприятий по углубленной переработке древесины.
Возможно создание ряда новых предприятий: пункт переработки мясной продукции, мини-цех по производству полуфабрикатов и деликатесов из баранины, говядины, конины и маралятины с одновременной их упаковкой, пункты приема молока в селах района, переработка молочной продукции, мини-цех по производству кирпича и облицовочной тротуарной плитки, лесопереработка. Появятся новые предприятия в сфере услуг, частные предприятия в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В результате реализации данного сценария повышается устойчивость экономики района, значительно возрастает качество жизни населения и собственные доходы местного бюджета. Данный вариант предполагает выход экономики уже к 2017 г. на траекторию динамичного экономического роста и превращение района в одну из наиболее привлекательных для инвестиций и ведения бизнеса территорий. В районе имеются и объективные предпосылки для такого прогноза - наличие динамично развивающихся сельскохозяйственных предприятий, предприятий деревообработки, стройиндустрии.
В результате район может существенно улучшить общий уровень развития и свой рейтинг среди территорий республики. Произойдет сближение в уровне обеспеченности населения сельских поселений республики наиболее значимыми социальными объектами и услугами.
При выборе целевого (приоритетного) сценария развития учтены следующие риски:
- недостаток кадрового потенциала, неполное соответствие уровня профессионализма кадров рабочих и специалистов требованиям высокотехнологических производств (один из способов устранения - целевая подготовка квалифицированных специалистов);
- недостаток финансовых ресурсов для приоритетной поддержки инновационной сферы (один из способов устранения - участие в реализации приоритетных национальных проектов, долгосрочных федеральных и республиканских целевых программах);
- низкая инвестиционная активность субъектов малого предпринимательства в отраслях реальной экономики, недостаточный объем привлекаемых частных инвестиций, не отвечающий потребностям роста экономики (один из способов устранения - привлечение сбережений населения в инновационный сектор);
- низкий уровень развития рыночной инфраструктуры (практическое отсутствие сферы маркетинговых услуг), способной реализовать конкурентные преимущества района по возможности производства и реализации продукции животноводства, лесного хозяйства и промыслов, туриндустрии;
- низкий уровень социально-экономического развития муниципальных образований небольших сельских поселений Шебалинского района (один из способов устранения - развитие социальной и инженерной инфраструктуры отстающих поселений).
По мнению разработчиков СТП оптимальным представляется реалистичный сценарий, по которому в качестве первоочередных мероприятий следует интенсифицировать развитие сельскохозяйственного производства, как приоритетной отрасли, наряду с туристическим бизнесом, интенсифицировать развитие обслуживающих отраслей (перерабатывающая промышленность), осуществить углубленную переработку древесины, активизировать побочное лесопользование, переработку лекарственного растительного сырья. Реализовать конкурентные преимущества района - возможность производства высококачественной продукции, ориентированной на разные сегменты рынка, для населения района, административного центра Республики Алтай - г. Горно-Алтайск, других городов СФО. Для реализации данного сценария развития необходимо на первом этапе:
- стабилизировать функционирование предприятий социальной сферы;
- ликвидировать негативные последствия развития экономики района;
- осуществить постепенное свертывание убыточных отраслей и производств и перевод инвестиций в рентабельные и конкурентоспособные отрасли;
- обеспечить реализацию программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства района.
На втором этапе следует:
- обеспечить концентрацию усилий на рентабельных отраслях экономики для развития конкурентных преимуществ;
- усилить специализацию на конкурентоспособных отраслях, целевых сегментах рынка в регионе;
- обеспечить защиту отдельных отраслей или предприятий от конкурентов на межрегиональном рынке товаров и услуг;
- содействовать укреплению рыночных позиций предприятий - лидеров в своих сегментах.
И лишь на третьем этапе можно рассчитывать на достижение целевой функции - устойчивого развития Шебалинского района в экономической и социальной сферах и обеспечение его жителям достойного уровня и качества жизни.
Риск успешной реализации проекта возрастает по мере увеличения числа внешних участников. Успех реализации данного сценария во многом будет зависеть от воли республиканских властей и поддержки органов местного самоуправления, а также активности местного населения.
3.2. Основные проектные решения по структурным единицам территориального планирования
В целях обеспечения в будущем устойчивого развития Шебалинского района миссия муниципального образования заключается в обеспечении роста качества и уровня жизни жителей за счет проведения планомерной работы по укреплению экономического, социального потенциалов, повышения инвестиционной привлекательности территории, а в конечном итоге, за счет достижения муниципальным образованием снижения дотационности бюджета для выполнения возложенных на него полномочий.
Производством сельхозпродукции в районе занимаются следующие предприятия: ООО "Семинский" (МО Шебалинское сельское поселение), ФГУП АЭСХ СО РАН (МО Чергинское сельское поселение), ЗАО "Новый путь" (МО Дъектиекское сельское поселение), ОАО "Оленевод" (МО Ильинское сельское поселение), ОАО "Шыргайты" (МО Шыргайтинское сельское поселение), СПК "Барагаш" (МО Барагашское сельское поселение), ООО "Марал-Толусома" (МО Шебалинское сельское поселение) и другие.
Перспективы развития района определяются:
- многолетними сельскохозяйственными традициями и профессиональными навыками, наличием стабильно работающих субъектов хозяйствования (ОАО "Оленевод", ООО "Семинский", ЗАО "Новый путь", ФГУП АЭСХ СО РАН и др.);
- наличием земельных ресурсов, необходимых для развития сельскохозяйственного производства, ЛПХ и КФХ;
- наличием уникальных природно-климатических условий, благоприятных для развития туристско-рекреационной отрасли;
- наличием лесосырьевой базы, необходимой для развития лесопромышленного комплекса района;
- ростом доли малого бизнеса в экономике района;
- наличие свободных трудовых ресурсов;
- хорошей транспортной доступностью (близостью к республиканскому центру, наличием транзитных дорог, в том числе автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-52 "Чуйский тракт").
Выявленные преимущества МО Шебалинский район позволяют обеспечить не только решение основных проблем, но и дальнейшее его развитие.
Разработка и реализация упоминаемых выше стратегических документов социально-экономического развития района и данной Схемы территориального планирования будут способствовать созданию конкурентоспособной среды для развития сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, туристско-рекреационной отрасли, лесопромышленного комплекса района, малого предпринимательства, привлечения инвестиций в производство и социальную сферу. Увеличение объемов производства, в свою очередь, будет способствовать наполнению местного бюджета и обеспечению занятости населения, что при сбалансированности бюджетной и налоговой политики обеспечит рост налогооблагаемой базы и улучшение качества жизни населения в районе.
3.2.1. Перспективы кластерного развития туристско-рекреационной отрасли на территории МО Камлакское сельское поселение
В соответствии с "Целевым сценарием" развития Республики Алтай, обозначенным в "Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года" вся территория республики относится к "условно" перспективной для развития единого туристско-рекреационного кластера. В настоящее время, на территории Республики Алтай не выработано единой стратегии кластерного развития.
В общем виде модель применения кластерного подхода в туристско-рекреационной отрасли целесообразно представить в следующем виде:
Центральное место в предложенной модели занимает территория, выделенная на основе факторного анализа существующего туристско-рекреационного потенциала.
Наиболее привлекательные территории характеризуется:
- благоприятными климатическими условиями, наличием водных объектов, разнообразием и аттрактивностью ландшафтов, наличием особо охраняемых природных территорий, как мест экскурсионной направленности;
- биофармацевтическим потенциалом и возможностью позиционирования производимых продуктов, как лечебно-оздоровительных;
- наличием памятников истории (памятники архитектуры и зодчества, места, связанные со знаменательными событиями или жизнедеятельностью выдающихся личностей и т.д.), археологии (курганы, стоянки, петроглифы), культуры (музей, храмы, и т.д.);
- сложившимся спросом на туристические услуги, а именно существующей туристско-рекреационной инфраструктурой, направлением туристического потока, специализацией предоставляемых услуг (активный, лечебно-оздоровительный, пляжный, научно-познавательный туризм и т.д.).
Следующим шагом применения кластерной модели является формирование мер государственного регулирования и поддержки. Проведение кластерной политики заключается в первую очередь в создании на выбранной территории благоприятного инвестиционного климата и привлечении поставщиков услуг (предпринимателей, инвесторов). Так, в "Схеме территориального планирования Республики Алтай" обозначен ряд инвестиционных проектов в сфере туризма, направленных на развитие рекреационных зон различного профиля (горнолыжного, лечебно-оздоровительного и т.д.), строительство новых объектов инфраструктуры. Наиболее ярким примером государственного регулирования и поддержки, в настоящий момент, является создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Горный Алтай". В пределах ОЭЗ предусмотрена реализация таких крупных проектов, как: курорт "Алтайская Долина", горнолыжный комплекс "Манжерок", горнолыжно-гостиничный комплекс "Каракольские озера" и т.д. Для увеличения транспортной доступности "Программой социально-экономического развития Республики Алтай на 2010-2014 годы" предусмотрено завершение строительства аэропорта в г. Горно-Алтайск, строительство железнодорожной линии Бийск - Горно-Алтайск, строительство и реконструкция автомобильных дорог.
Непосредственными поставщиками услуг выступают основные участники кластера, взаимодействие которых направлено на выпуск целевой для кластера продукции. Участниками кластера являются:
- базовые учреждения отдыха, выступающие своеобразным ядром кластера. К ним относятся объекты санаторно-курортного лечения, разнообразные гостиницы и базы отдыха, кемпинговые лагеря;
- организации, поставляющие продукты питания, ресурсную базу для проведения лечебных и оздоровительных процедур или оказывающие услуги (экскурсионные, транспортные, досуговые) для базовых учреждений отдыха;
- обслуживающие организации, занимающиеся инженерной (водо-, газо-, электроснабжение), транспортной, информационно-телекоммуникационными инфраструктурами;
- предприятия торговли и общественного питания, организации, оказывающие финансовые и страховые услуги;
- образовательные и научно-исследовательские учреждения, как организации способствующие повышению качества предоставления услуг.
Потребителями услуг туристско-рекреационного кластера выступают туристы - люди, посещающие выделенную территорию с целью восстановления физических, психических, интеллектуальных и духовных сил, через использование как природных, так и природно-антропогенных факторов. Привлекательность той или иной территории зачастую оценивают по потребительскому спросу на предоставление туристско-рекреационных услуг в ее пределах, который хорошо прослеживается в направлении туристического потока. В свою очередь, рост потребительского спроса на предоставляемые услуги (проживание, питание, доставка, развлечения и т.д.) приводит к увеличению конкуренции между основными участниками кластера, и, как следствие, к росту качества предоставляемых услуг, которое заключается в улучшении инфраструктурной сети и сферы услуг в целом.
Применение кластерного подхода в туристско-рекреационной отрасли позволяет не только повысить конкурентоспособность всех участников кластера и укрепить связи между ними, но и увеличить потребительский спрос на предоставляемые кластером услуги и привлечь дополнительные инвестиционные потоки.
Территория Камлакского сельского поселения характеризуется благоприятными климатическими условиями. В её пределах так же находится значительное число памятников природы (Камышлинский водопад, пещеры Экологическая, Опасная, Большая Камышлинская, ландшафтные участки "Усть-Семинский" и "Шишкулар-Катаил-Чистый Луг"). Функционируют такие объекты туризма, как: базы отдыха "Огонек", "Царская Охота", "Профтургаз", детский оздоровительный центр "Орленок", Ботанический сад, туристический комплекс "Шебалинский". Все это дает значительные предпосылки для развития сферы туризма и рекреации.
Рассматривая перспективы развития туристско-рекреационной деятельности в пределах Камлакского сельского поселения Схемой территориального планирования предусмотрено создание 5 рекреационных зон отдыха и реализация крупного инвестиционного проекта строительства всесезонного туристического комплекса "Камлак".
Для применения кластерной модели развития туристско-рекреационной отрасли, первоочередное значение имеет определение территории, в пределах которой развитие туристско-рекреационной сети принесет наибольший экономический результат. Проведенный анализ сложившейся туристско-рекреационной сети и перспектив её развития позволил выделить направление реализации кластерной политики в Камлакском сельском поселении. Отмечены 2 зоны концентрации природно-ресурсного и инфраструктурного потенциала, в пределах которых наиболее рационально размещение участников кластера, путем привлечения в кластер как существующих, так и проектируемых объектов туристского рынка. Обозначенные зоны имеют следующую территориальную привязку:
1. населенный пункт Камлак;
2. водопад "Камышлинский".
Перспективы кластерного развития в пределах первой зоны связаны со строительством всесезонного туристического комплекса "Камлак", что в совокупности с существующими объектами туристской инфраструктуры, наличием Ботанического сада, нахождением на пути следствия туристического потока (по автомобильной дороге общего пользования федерального значения М 52 "Чуйский тракт") дает значительные предпосылки для увеличения спроса на предоставляемые туристические услуги.
Основными преимуществами кластерного развития в пределах второй зоны выделены: наличие известного экскурсионного объекта - Камышлинский водопад, пешеходная связь с правобережьем реки Катунь, непосредственная близость пещер "Опасная" и "Большая Камышлинская", проект крупной рекреационной зоны вдоль левого берега реки Катунь.
Размещение участников кластера на территории Камлакского сельского поселения напрямую зависит от территориальной организации туристско-рекреационной деятельности в Республике Алтай в целом. Авторским коллективом не исключаются иные варианты кластерного развития в Камлакском сельском поселении, которые будут предложены в единой стратегии кластерного развития Республики Алтай.
3.3. Мероприятия по социально-экономическому развитию территории
В целом по Шебалинскому району приоритетными в данной области являются следующие направления: рост уровня и качества жизни населения, создание благоприятного социального климата для деятельности и здорового образа жизни на территории района (Приложение 1).
В области улучшения демографической ситуации:
- укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни за счет улучшение качества предоставляемой медицинской помощи, развития профилактики, использования передовых медицинских технологий в области диагностики;
- создание условий для экономической самостоятельности семей;
- улучшение материальных условий жизнедеятельности семьи;
- разработка и реализация мер по профилактике правонарушений, пьянства и наркомании;
- создание условий для развития положительных миграционных процессов.
В области улучшения системы здравоохранения:
- повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи;
- обеспечение доступности медицинской помощи в сельской местности через укрепление материальной базы ФАП, врачебных амбулаторий, участковых больниц, центральной районной больницы:
- строительство аптеки в с. Барагаш, с. Верх-Апшуяхта,
- строительство ФАП в с. Верх-Апшуяхта, с. Кумалыр, с. Топучая, с. Шыргайта, с. Актел;
- подготовка и повышение квалификации медицинских кадров;
- сокращение инвалидизации, увеличение ожидаемой продолжительности жизни, рождаемости;
- стабильное финансирование сферы здравоохранения, обеспечивающее выполнение государственных гарантий и предоставление населению бесплатной медицинской помощи;
- совершенствование управления и финансирования здравоохранения на основе принципов государственного заказа и переход на финансирование стационаров по принципу пролеченного больного.
В области совершенствования системы общего и среднего специального образования:
- совершенствование образовательных программ, повышение качества образования путем внедрения новых педагогических технологий и структуризации сети образовательных учреждений.
- обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования для всех слоев населения;
- сокращение разрыва между образованием, наукой и производством;
- внедрение новых образовательных стандартов и обеспечение принципа непрерывного образования;
- стимулирование семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- совершенствование материально-технической базы и повышение технической оснащенности учебно-воспитательного процесса:
- капитальный ремонт школ в селах Шебалино, Дъектиек, Барагаш, Актел, Ильинка, Мариинск, Черга;
- капитальный ремонт здания средней школы в с. Верх-Черга;
- строительство (внутренняя отделка) здания школы в с. Беш-Озек;
- капитальный ремонт здания средней школы (старой) под социальные объекты в с. Шыргайта;
- капитальный ремонт интерната в с. Черга;
- капитальный ремонт детских садов в селах Дъектиек, Мыюта, Беш-Озек, Ильинка, Актел, Шебалино, Черга, Камлак;
- реконструкция детского интерната в с. Шебалино;
- реконструкция детского сада в с. Верх-Апшуяхта;
- строительство Детских комбинатов в с. Шебалино (в соответствии с ГП и ППиЗ "Покатайка"), с. Черга;
- строительство начальных школ в с. Мухор-Черга, с. Барагаш;
- строительство средних школ в с. Каспа, с. Верх-Ашуяхта, с. Малая Черга, с. Камлак;
- строительство детского сада в с. Каспа, с. Шыргайта, с. Беш-Озек, с. Верх-Кукуя, с. Могута, с. Улус-Черга, с. Малая Черга, с. Верх-Черга, с. Барлак, с. Верх-Апшуяхта, с. Барагаш, с. Камлак;
- строительство пришкольного интерната в с. Улус Черга;
В области физической культуры и спорта:
- модернизация материальной базы объектов физической культуры и спорта, техническое их оснащение;
- консолидация усилий органов власти, хозяйствующих субъектов и граждан на восстановлении утерянной массовости участия населения района в спортивно-оздоровительных мероприятиях;
- укрепление здоровья;
- формирование здорового образа жизни и организация активного отдыха населения;
- развитие детско-юношеского спорта, предполагающее создание сети культурно-оздоровительных и спортивных клубов для работы с детьми и подростками, проведение спортивно-массовых мероприятий, приобретение спортивного инвентаря.
Для реализации приоритетных направлений необходимо:
- реконструкция ипподрома в с. Беш-Озек;
- организация конно-спортивной базы в с. Беш-Озек;
- организация Республиканского центра гиревого спорта на базе с. Черга, для подготовки спортсменов Республики Алтай;
- ремонт спортивной площадки в с. Барагаш;
- строительство крытого спортивного комплекса в с. Шыргайта;
- создание Федерации волейбола Республики Алтай с центральной базой в с. Шебалино в рамках реализации ФЦП "Развитие физической культуры и спорта": новое строительство ДЮСШ и плавательного бассейна в соответствии с ППиЗ микрорайона "Покатайка";
- строительство стадиона в с. Верх Черга, с. Черга;
- строительство спортивной площадки в с. Малая Черга;
- строительство летнего спортивно-культурного комплекса в с. Каспа;
- строительство горно-лыжной трассы в с. Каспа;
- строительство спортивного зала в с. Каспа;
- организация спортивно-массовых мероприятий: проведение спартакиад, олимпиад, создание секций, открытие школы Олимпийского резерва;
- создание культурно-спортивного центра для людей с ограниченными возможностями в рамках реализации ФЦП "Развитие физической культуры и спорта";
- участие малого бизнеса в физкультурно-спортивной и молодежной жизни района посредством предоставления платных услуг населению, открытия коммерческих клубов по интересам, проката инвентаря и оборудования, рекламной деятельности.
В области культуры:
- модернизация материальной базы, техническое оснащение учреждений культуры: приобретение концертных музыкальных инструментов, оргтехники, фото- и видеоаппаратуры;
- создание модельных библиотек: оборудование читальных залов и детских отделов, создание электронных каталогов, автоматизированной базы данных;
- систематизация основных музейных фондов и коллекций и перенос их на электронные носители;
Для реализации обозначенных направлений необходимо:
- техническое и технологическое переоснащение 20 учреждений культуры в рамках реализации РЦП "Культура РА";
- обновление звукоусиливающей и осветительной аппаратуры в 8 СДК;
- проведение мониторинга и охранных мероприятий по культурно-историческому наследию (паспортизация памятников истории и культуры, составление охранных договоров) в рамках реализации РЦП "Культура РА";
- открытие и оснащение звукоусиливающим оборудованием Центра горлового пения "Дом кайчи " в с. Шыргайта";
- оснащение и укрепление материально-технической базы МОУ ДОД "Шебалинская детская школа искусств";
- капитальный ремонт сельских клубов в селах Топучая, Малая Черга, Мыюта, Камай, Барагаш, Каспа, Шыргайта, Беш-Озек, Шебалино;
- строительство сельского клуба в с. Шыргайта;
- реконструкция Дома купца Попова в с. Шебалино;
- строительство детской школы искусств в с. Шебалино;
- ремонт этнокультурного центра "Родники Алтая" в с. Шебалино;
- строительство краеведческого музея в с. Каспа;
- строительство Центра досуга молодежи в с. Беш-Озек.
В области развития социальной сферы:
- строительство предприятий бытового обслуживания в с. Малая Черга, с. Верх Черга, с. Верх-Апшуяхта, с. Черга, с. Каспа;
- строительство магазинов в с. Барагаш, с. Беш-Озек, с. Черга, с. Каспа, с. Верх-Апшуяхта, с. Мухор-Черга, с. Шыргайта;
- строительство магазинов смешанных товаров в с. Улус-Черга, с. Могута, с. Верх-Кукуя;
- строительство кафе в с. Каспа;
- строительство гостиниц в с. Каспа, с. Барагаш, с. Шыргайта.
Формирование рынка доступного жилья предполагает:
- привлечение в строительную индустрию субъектов малого бизнеса;
- увеличение объемов жилищного строительства;
- капитальный ремонт многоквартирных домов на территории района;
- переселение граждан района из аварийного жилого фонда.
В области развития сельского хозяйства:
- формирование эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса (целевая подготовка кадров для села, в основном рабочих профессий, а также специалистов среднего и высшего звена), оказание помощи молодым специалистам, работающим на селе (обеспечение жильем, рабочими местами), обеспечение высокого уровня доходов и занятости населения;
- создание и укрепление сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов;
- стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК района;
- увеличение объемов производства продукции животноводства за счет:
- проведения селекционно-племенной работы и улучшения технологии;
- развития племенного животноводства;
- улучшения состояния кормовой базы;
- совершенствования ветеринарно-профилактических мероприятий, в том числе строительства ветеринарных санитарных объектов: ветучастка в с. Беш - Озек; ветпунктов - в с. Верх - Апшуяхта, с. Актел, с. Каспа;
- организация пунктов приема молока в отдаленных селах района;
- расширение производства продукции из молока (Чергинский маслосырзавод);
- реконструкция коровников в селах Камлак, Барагаш;
- реконструкция телятников в селах Мыюта, Барагаш;
- строительство летних доильных площадок в с. Ильинка, с. Черга;
- строительство загонов для ветеринарно-профилактических обработок скота ЛПХ в 24 населенных пунктах;
- строительство и содержание убойных площадок в с. Шебалино, с. Барагаш, с. Беш-Озек, с. Черга, с. Каспа, с. Дъектиек;
- строительство на территории района производственных баз КФХ (жилье, кашара, тепляк, навесы, сенохранилища, силосные траншеи);
- увеличение объемов производства продукции растениеводства за счет:
- развития элитного семеноводства;
- повышения плодородия почв (обеспечение внесения органических удобрений к 2022 г. в размере 200 тыс. тонн, минеральных удобрений - увеличение в два раза; отведение площади под сидераты (зеленое удобрение) до 500 гектар);
- применения средств защиты растений;
- повышения технологического уровня аграрного производства и внедрения ресурсосберегающих технологий, направленных, в первую очередь, на проведение почвозащитных мероприятий в конкретных природных условиях;
- мониторинга агрохимического состояния почв и пр.;
- развитие в с. Шебалино на базе КФХ "Надежда" сети производства биогумуса;
- строительство сети производства биогумуса в с. Барагаш;
- переоснащение машинно-тракторного парка и внедрение ресурсосберегающих технологий;
В области развития промышленного производства:
- обеспечение устойчивого и эффективного развития промышленности с сохранением имеющихся ресурсов, создание конкурентоспособного продукта, не имеющего аналогов, отличающегося качеством и удовлетворяющего потребностям населения, оптимизация структуры промышленного производства;
- создание условий для развития многоотраслевой экономики на базе имеющихся предприятий, их модернизации с применением современных технологий, в том числе по углубленной переработке сырья;
- опережение развития отраслей и производств, обладающих высоким техническим потенциалом на базе имеющегося местного сырья, способных стать "полюсами" промышленного роста и мультипликаторами социально-экономического развития;
- расширение ассортимента выпускаемой продукции;
- формирование устойчивой сырьевой базы для перерабатывающих предприятий, стимулирование хозяйств, в том числе фермерских и личных подсобных, на поставку сырья для переработки;
- обеспечение кадрами необходимой квалификации.
Развитие промышленности и повышение конкурентоспособности промышленной продукции предполагает:
- строительство цеха по переработке мясной продукции в с. Шебалино;
- строительство предприятия по производству полуфабрикатов и деликатесов из баранины, говядины, конины и маралятины с одновременной их упаковкой на базе АСХСОРАН в с. Шебалино;
- строительство цеха по переработке дикоросов (ягода, орех) в с. Шебалино;
- строительство модуля для розлива воды в с. Шебалино;
- строительство цеха по переработке пантовой продукции в с. Черга;
- строительство цеха по выпуску строительных материалов в с. Шебалино (производство стеновых и фундаментных блоков различных видов);
- открытие мини-мастерской по изготовлению резных изделий из дерева в селах Актел, Ильинка, Верх-Апшуяхта, Верх-Черга.
Развитие строительного комплекса Шебалинского района предполагает:
- организация строительных мини-бригад в поселениях района (на базе кооперативов);
- создание строительного участка в с. Шебалино (организация мобильной бригады по строительству различных объектов согласно плана развития сельского поселения и по ремонту жилья, согласно заказам населения, организация мобильной бригады по ремонту дорог и по благоустройству сельского поселения.
Приоритеты в области развития предпринимательской деятельности:
- максимальное содействие в устранении административных барьеров;
- содействие развитию новых технологий в области малого предпринимательства;
- повышение уровня конкурентоспособности продукции и услуг предприятий;
- содействие в ресурсном обеспечение (предоставление кредитных средств, земельных участков под строительство и расширение, кадровое обеспечение и т.д.);
- проведение ежегодного районного конкурса и выставки "Лучший предприниматель";
- информационный обмен опытом по поддержке малого предпринимательства с другими районами, проведение "круглых столов", встреч по проблемам малого бизнеса;
- создание единой программно-технологической системы информационной поддержки малого предпринимательства района.
Развитие малого предпринимательства в целом по Шебалинскому району предполагает:
- развитие розничной торговли в селах района;
- открытие пунктов по ремонту бытовой техники в селах Ильинка, Малая Черга;
- создание предприятия по предоставлению универсальных услуг туризма.
В области развития туристско-рекреационной отрасли:
В целом по Шебалинскому району развитие туризма и оздоровительного отдыха предполагает:
- повышение инвестиционной привлекательности района;
- формирование собственного потока туристов;
- формирование значимого число участников турбизнеса;
- включение в отрасль хозяйствующих субъектов других сфер;
- формирование материальной базы туристических объектов, необходимой для развития отрасли на территории района;
- обеспечение кадрами необходимой квалификации;
- содействие интенсивному развитию сферы обслуживания;
- переход к развитию новых видов туризма.
Развитие туристско-рекреационной отрасли в целом по Шебалинскому району предполагает (Приложения 2,15):
- капитальный ремонт детского лагеря "Орленок";
- строительство здания информационного туристического центра в с. Камлак на границе с Чемальским районом;
- строительство здания информационного туристического центра на юго-западе от с. Беш-Озек;
- реализацию природоохранные мероприятия, приведение в эстетически-привлекательный вид туристических объектов: Барагашских пещер и Беш-Озекской скалы "Шибе", облагораживание двух Камайских источников и водопада
- межевание земель под туристические объекты;
- строительство объектов рекреационного назначения на территории Шебалинского района.
3.4. Мероприятия по совершенствованию планировочной организации территории
В основу формирования концепции планировочного решения территории положены результаты анализа природных ресурсов и социально-экономического потенциала территории, существующих и предполагаемых на этой основе грузопотоков, совершенствование транспортного обеспечения этих грузопотоков и развитие на этой основе сети автомобильных дорог, которые являются главными элементами планировочного каркаса.
Исходя из рассмотренных сценариев социально-экономической стратегии района, с учетом комплексной оценки территории предложены градостроительные ориентиры развития территории.
На территории района предполагается усиление элементов планировочного каркаса и планировочных связей.
Мероприятия по развитию существующих элементов планировочного каркаса:
- расширение пятен селитебной территории с последующим строительством капитальных объектов жилищного и инфраструктурного назначения всех населенных пунктов района;
- дальнейшее развитие и формирование планировочных элементов территории района;
- усиление связи между центрами смежных муниципальных образований
Мероприятия по развитию проектируемых элементов планировочного каркаса:
Выделены следующие крупные планировочные элементы, проектирование которых скажется на градостроительной структуре территории:
- с. Шебалино, районный центр - многофункциональный (административный, культурный, рекреационно-сервисный) крупный планировочный узел;
- села Черга, Барагаш, Беш-Озек - специализированные узлы, обслуживающие транспортные потоки;
- села Дъектиек, Ильинка - планировочные узлы, ориентированные на обслуживание значительных территорий.
Схемой территориального планирования намечено развитие планировочных связей меридионального и, в особенности, широтного направления:
- усиление планировочной связи Шебалино - Беш-Озек, позволяющее осуществить связь районного центра с центрами смежных районов (Усть-Канский район), а так же установить сообщение между западной и восточной ветками системы расселения;
- формирование связи с. Шебалино - с. Каспа - с. Ороктой, обеспечивающей сообщение районного центра с узлами и центрами расселения смежных районов (Чемальский район);
- обеспечение доступа к наиболее посещаемым природным ландшафтам района (Приложение 3).
3.5. Мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры
Развитие транспортно-дорожного комплекса (Приложение 4) предполагает:
- создание современной транспортной инфраструктуры, удовлетворяющей потребностям всех сфер деятельности экономики и населения и обеспечивающей устойчивое сообщение со всеми населенными пунктами в районе:
- ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования (ремонт гравийного покрытия, устройство черногравийного покрытия);
- обустройство мест стоянки маршрутных автобусов, частных автомобилей и стоянок для такси;
- строительство автомобильной дороги местного значения по северной границе с. Камлак;
- проектирование перспективного направления участка автомобильной планировочной связи местного значения Каспа-Ороктой;
- проектирование перспективного направления участка автомобильной планировочной связи местного значения Беш-Озек-Дъектиек-Шебалино;
- проектирование перспективного направления участка автомобильной планировочной связи местного значения Актел-Верх-Анос (Чемальский район);
- строительство и реконструкция мостовых сооружений на территории Шебалинского района;
- ремонт мостов на реках Сема и Песчаная
- строительство объектов дорожного сервиса в Чергинском, Барагашском, Беш-Озекском и Шыргайтинском сельских поселениях.
В соответствии с "Правилами установления и использования полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Алтай", утверждёнными Постановлением Правительства Республики Алтай N 157 от 27 июля 2010 года, устанавливается особый режим использования земель в пределах придорожных полос.
Особый режим использования земель в пределах придорожных полос предусматривает ряд ограничений при осуществлении хозяйственной деятельности в пределах этих полос в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги. Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, должны быть уведомлены уполномоченным органом государственной власти Республики Алтай в сфере дорожного хозяйства об особом режиме использования этих земель. Земельные участки в пределах придорожных полос у их собственников, владельцев, пользователей и арендаторов не изымаются. Земли, занятые придорожными полосами, подлежат государственному кадастровому учету в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В границах придорожных полос могут размещаться: инженерные коммуникации, линии электропередачи, линии связи, объекты трубопроводного транспорта; подъезды, съезды и примыкания (включая переходно-скоростные полосы) к объектам, расположенным вне придорожной полосы автомобильной дороги и требующим доступа к ним; объекты дорожного сервиса; объекты, предназначенные для осуществления дорожной деятельности, рекламные конструкции, информационные щиты и указатели. Размещение данных объектов допускается по согласованию с государственными учреждениями и на основании разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.
Размещение объектов дорожного сервиса в пределах придорожных полос должно производиться в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, а также нормами проектирования и строительства автомобильных дорог.
3.6. Мероприятия по развитию и размещению объектов инженерной инфраструктуры
Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Шебалинского района предполагает создание комфортных условий проживания населения на основе обеспечения потребителей жилищно-коммунальными услугами нормативного качества - электроснабжением (Приложение 5), водоснабжением населения (Приложение 6), связью (Приложение 7), газоснабжением (Приложение 8), объектами специального назначения (Приложения 9, 16).
Для достижения этих целей проектом предусмотрено:
- модернизация водонапорных башен Шебалинский МУПЖКХ;
- строительство водопроводных сетей в с. Шыргайта;
- строительство водозаборных сооружений на территории Шебалинского района;
- ремонт водопроводной башни в с. Шебалино;
- реконструкция водопровода с. Мариинск;
- строительство водопроводных сетей в с. Мыюта;
- строительство водопроводных сетей в с. Шебалино;
- реконструкция теплотрассы в с. Черга;
- модернизация котельных Шебалинский МУПЖКХ;
- строительство угольного склада (Шебалинский МУПЖКХ);
- реконструкция канализационных сетей с. Черга;
- реконструкция канализационной сети жилищного фонда с. Шебалино.
Развитие топливно-энергетического комплекса района предполагает:
- строительство компрессорной станции в с. Барагаш;
- реконструкцию ВЛ-10 кВ (Черга-Усть-Сема - по инвестиционному плану ОАО "Алтайэнерго", в селах Верх-Апшуяхта, Кумалыр, Топучая, Малая-Черга, Верх-Черга, ПС N 21 "Чергинская");
- реконструкцию ВЛ-0,4 кВ (в селах Верх-Апшуяхта, Кумалыр, Топучая, Малая-Черга, Верх-Черга, Черга);
- обеспечение максимальной телефонизации населенных пунктов района;
- установка вышек сотовой связи в с. Шыргайта, с. Барагаш;
- поэтапная замена морально устаревших аналоговых телефонных станций на цифровые;
- реконструкция помещений отделений почтовой связи в селах Улус-Черга, Дьектиек, Верх-Апшуяхта, Шебалино;
- развитие современных услуг связи на территории района (система Интернет, электронная почта, мобильная связь, таксофонная);
- реализация проектов кибер@почта и кибер@деньги;
В рамках реализации мегапроекта "Алтай" проектируется строительство экспортного магистрального газопровода Россия-Китай, часть которого - 70 км, пройдет по территории Шебалинского района.
3.7. Мероприятия по сохранению объектов историко-культурного наследия
В рамках разработки СТП значение с точки зрения сохранения объектов историко-культурного наследия имеют памятники, расположенные на межселенных территориях, прежде всего археологические. Археологическими памятниками являются древние курганы, поселения. Они представляют определенный научно-познавательный и культурный интерес для туристов и экскурсантов. На территории Шебалинского района зафиксировано более 130 археологических объектов (Приложение 10).
Мероприятия по сохранению объектов историко-культурного наследия предполагают:
1. Применение мер по обеспечению сохранности объекта культурного наследия при проектировании и проведении землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ (далее - хозяйственных работ):
- разработку разделов об обеспечении сохранности объектов культурного наследия в проектах проведения хозяйственных работ;
- включение в состав указанных разделов мероприятий по обеспечению физической сохранности объектов культурного наследия - ремонтно-реставрационных, научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, работ по консервации, приспособлению объектов культурного наследия для современного использования, научно-методического руководства, технического и авторского надзора, в исключительных случаях - спасательных археологических полевых работ (археологических раскопок);
- согласование проектирования и проведения работ с органами охраны объектов культурного наследия (разделов по обеспечению сохранности объектов культурного наследия краевого значения - с Министерством культуры РА).
2. Выполнение требований использования объектов культурного наследия, земельных участков, в пределах которых располагаются объекты археологического наследия:
- обеспечения целостности и сохранности объектов культурного наследия;
- проведение детального обследования памятников археологии с целью их дальнейшего сохранения;
- предотвращения ухудшения физического состояния объектов культурного наследия, изменения особенностей, составляющих предмет охраны в ходе эксплуатации;
- применение мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия при проектировании и проведении хозяйственных работ;
- обеспечение режима содержания земель историко-культурного назначения;
- обеспечения доступа к объектам культурного наследия.
3. Уведомление собственников и пользователей земельных участков, в границах которых находятся объекты археологического наследия, о расположении археологических объектов на принадлежащих им земельных участках, о требованиях к использованию данных земельных участков.
4. В случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в ходе хозяйственных работ, исполнитель работ должен приостановить работы и проинформировать Министерство культуры РА об обнаруженном объекте.
Работы, проведение которых может нарушить целостность и сохранность объекта культурного наследия, должны быть немедленно приостановлены заказчиком и исполнителем работ после получения письменного предписания Министерства культуры РА либо федерального органа охраны объектов культурного наследия.
Приостановленные работы могут быть возобновлены по письменному разрешению соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, по предписанию которого работы были приостановлены, в случае устранения угрозы нарушения целостности и сохранности объекта культурного наследия
5. При разработке и корректировке генеральных планов поселений указываются границы территорий объектов культурного наследия, зон охраны, режим использования земель и градостроительные регламенты в их границах.
3.8. Мероприятия по изменению границ муниципальных образований
В целях оптимизации системы управления территорией и повышения уровня социально-экономического развития муниципальных образований проектом предлагается объединение следующих муниципальных образований:
- Верх-Апшуяхтинское сельское поселение;
- Шебалинское сельское поселение в одно муниципальное образование (Приложения 11,12,13).
3.9. Мероприятия по изменению целевого назначения земель
Перспективное развитие Шебалинского района влечёт за собой необходимость изменения целевого назначения земель.
В целях обеспечения возможности территориального развития населенных пунктов, в том числе строительства капитальных объектов жилищного и инфраструктурного назначения, Схемой предусмотрено расширение их существующей черты. Увеличение площади селитебной территории становится возможным благодаря переводу части земель сельскохозяйственного назначения (953,2 га) в состав земель населенных пунктов. Предусмотрено расширение черты всех населенных пунктов района.
В Схеме также предполагается перевод земель из состава сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Это земельные участки, на которых располагаются проектируемые к размещению сооружения связи, объекты промышленности и прочие. Помимо названных объектов на землях, подлежащих переводу, располагаются объекты специального назначения: кладбища, скотомогильники, включая существующие, рекомендованные к консервации и проектируемые, и так же существующие и проектируемые свалки. Изменения категории земельных участков под консервируемыми свалками не предполагается, поскольку для данных земель целесообразно проведение работ по рекультивации.
Увеличение площади земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения предполагается за счет перевода в данную категорию части земель сельскохозяйственного назначения (284,6 га)
Увеличение площади земель категории особо-охраняемых территорий за счёт перевода в данную категорию части земель сельскохозяйственного назначения (146,5 га) под размещение объектов рекреационного назначения.
Площадь земель лесного фонда предлагается увеличить на 117929 га путём перевода лесных земель из состава земель сельскохозяйственного назначения и земель запаса, в том числе в границах землепользования АЭХ СОРАН -36906 га.
Проектируемые изменения отражены в Приложении 14.
3.10. Мероприятия по охране окружающей среды и предотвращению чрезвычайных ситуаций
При решении проблем охраны природной среды района авторы проекта исходили:
- во-первых, из необходимости комплексного подхода к рациональной эксплуатации природно-ресурсного потенциала для целей сельхозпроизводства и всего спектра учреждений отдыха и туризма;
- во-вторых, из комплексного надрайонного понимания задач сохранения устойчивого состояния природных систем, в особенности ценных в генетическом отношении участков;
- в-третьих, из социально-экономических и профилактических соображений.
Для снижения антропогенного пресса на природную среду района необходимо:
- по охране воздушного бассейна - более полный учет поля ветров и размещение промышленных и бытовых объектов, главным образом котельных, сообразно розе ветров, наличие воздухоочистительного оборудования; увеличение количества автомобилей ведет к загрязнению не только воздуха, но и придорожных земель. Отсюда - необходимость улучшения качества дорог и соблюдение стандартов по выбросам в атмосферу;
- по охране природных вод - уменьшение сброса неочищенных сточных вод, перевод работы предприятий на оборотное водоснабжение; важная мера - организация водоохранных зон вдоль рек района, прежде всего восстановление растительного покрова, рациональная добыча песка и гравия из русла рек;
- по охране почвенно-растительного покрова - выполнение комплекса мероприятий планировочного, защитного, агро-и лесокультурного характера с устройством в перспективе дорожно-тропиночной сети в рекреационных зонах с регуляцией рекреационных нагрузок, осуществление мониторинга состояния геосистем.
Рекультивация (восстановление) нарушенных земель.
Прокладка новых трасс инженерных коммуникаций сопровождается нарушением естественного почвенного покрова, что приводит к развитию водной и ветровой эрозии.
Сохранение или восстановление нарушенного естественного покрова осуществляется методами технической и биологической рекультивации.
Рекультивация земель - комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества.
Основными видами нарушений при прокладке инженерных коммуникаций являются рытье траншей, поверхностные нарушения, возникающие в процессе строительных работ и при движении транспорта.
Комплекс работ по рекультивации земель выполняется в два этапа: технический и биологический.
Технический этап включает подготовку земель для последующего целевого использования. К нему относятся планировка, формирование откосов, снятие, транспортировка и нанесение плодородного слоя почвы.
Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических и биологических свойств почвы.
Работы по восстановлению нарушенных земель в результате прокладки подземных коммуникаций выполняются в следующей последовательности:
- снятие плодородного слоя почвы мощностью 0,3 м со строительной полосы для газопровода - 4,5 м, для водопровода - 4,5 м, для низковольтного кабеля - 1,0 м;
- перемещение плодородного слоя и складирование его в отвал вдоль траншеи;
- выполнение строительно-монтажных работ по прокладке инженерных коммуникаций, в соответствии с техническими решениями, изложенными в соответствующих частях проекта;
- засыпка, послойная трамбовка и выравнивание рытвин и ям, возникающих в результате проведения строительных работ;
- уборка строительного мусора;
- распределение минерального грунта, оставшегося после засыпки траншеи по полосе, подлежащей рекультивации, равномерным слоем с уплотнением;
- перемещение плодородного слоя из временного отвала и равномерное его распределение в пределах рекультивируемой полосы, с созданием ровной поверхности после уплотнения легкими катками;
- передача по акту землепользователю восстановленных земель.
Срезка и перемещение плодородного слоя производится бульдозером поперечными проходами по отношению к оси коммуникаций.
Биологическая рекультивации нарушенных земель достигается путем внесения минеральных удобрений на пашне в следующем количестве на 1 га: суперфосфат 0,08 т, аммиачная селитра 0,10 т, калийная селитра 0,05 т, всего 0,23 т.
После внесения удобрений производится перепашка, боронование земель.
Нарушенные в результате строительства земли, занятые лугом и древесно-кустарниковой растительностью, необходимо перепахать на глубину 15 см и засеять многолетними травами.
Мероприятия по предотвращению чрезвычайных ситуаций биолого-социального, природного и техногенного характера (Приложение 17) предполагают:
- своевременное проведение профилактических мероприятий, сводящее к минимуму вероятность массового отравления населения некачественными продуктами питания;
- проведение постоянной сплошной вакцинации всех животных;
- утилизация трупов животных исключительно в скотомогильниках с соблюдением всех ветеринарных правил и норм;
- размещение проектируемых объектов специального назначения с учетом величины их охранной зоны;
- консервация объектов специального назначения, местоположение которых не соответствует уставленным требованиям;
- эксплуатация объектов специального назначения в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03;
- строгий учет данных по сейсмичности территории при проектировании и строительстве объектов капитального строительства;
- реализация комплекса мероприятий по предотвращению снегозаносимости автомобильных дорог;
- своевременная очистка дорожного покрытия от снега, обеспечивающая устойчивую работу автомобильных дорог в неблагоприятных условиях зимнего периода;
- проведение льдовзрывных работ, обеспечивающих пропуск ледохода и паводковых вод;
- неукоснительное соблюдение отраслевых инструкций по технике безопасности при эксплуатации объектов повышенной пожароопасности;
- выявление и техническая инвентаризация бесхозных гидротехнических сооружений (ГТС) для целей определения их технического состояния и осуществления регистрации прав на недвижимое имущество как бесхозное. Только в случае передачи данных сооружений на баланс собственнику, ответственному за эксплуатацию ГТС, появится возможность контролировать и предотвращать риски возникновения чрезвычайных ситуаций;
- реализация общего комплекса мероприятий, которые целесообразно выполнять заблаговременно по снижению риска возникновения химических, биологических аварий и уменьшения их масштабов при стихийных бедствиях и реальной угрозе терактов.
В соответствии с планами химической и биологической защиты населения Республики Алтай от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, разработанных ГУ МЧС России по Республике Алтай, для обеспечения безопасности населения необходимо обеспечить комплекс мероприятий по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности:
- обеспечить организацию и поддержание в постоянной готовности системы оповещения населения об опасности возникновения чрезвычайных ситуаций, порядок доведения до них установленных сигналов оповещения;
- организовать взаимодействие с руководителями прилегающих районов по использованию сил и средств других объектов. Порядок их привлечения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
- постоянно обучать руководящий состав района выполнять специальные работы по ликвидации очагов заражения, образованных ОХВ;
- накапливать и своевременно обновлять средства индивидуальной защиты населения в целях обеспечения рабочих и служащих предприятий и организаций района, содержать средства защиты в постоянной готовности;
- предусмотреть наличие средств в бюджете района для организации дегазации (нейтрализации) ОХВ и их передачи на предприятия по захоронению и утилизации.
Для защиты от лесных пожаров необходимы просеки вокруг сел. Следует выполнять противопожарные мероприятия, они входит в обязанности лесопользователей, которые осуществляют их по планам, согласованным с лесхозами, а граждане и юридические лица, осуществляющие работы в лесном фонде и на землях, граничащих с лесным фондом, также обязаны проводить мероприятия, направленные на охрану лесов.
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации в целях предотвращения лесных пожаров и борьбы с ними:
- организуют ежегодно разработку и выполнение планов мероприятий по противопожарной профилактике в лесах, противопожарному обустройству лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов; организуют проведение противопожарной пропаганды, регулярное освещение в средствах массовой информации вопросов о сбережении лесов, выполнении правил пожарной безопасности в лесах;
- обеспечивают готовность организаций, на которые возложена охрана лесов, а также лесопользователей к пожароопасному сезону;
- оказывают содействие в строительстве и ремонте дорог противопожарного назначения, аэродромов и посадочных площадок для самолетов и вертолетов, используемых при выполнении работ по авиационной охране лесов, а также выделяют на пожароопасный сезон в распоряжение территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством, в качестве дежурного транспорта, необходимое количество автомобилей, катеров и других транспортных средств;
- утверждают ежегодно до начала пожароопасного сезона оперативные планы борьбы с лесными пожарами;
- устанавливают порядок привлечения населения, работников коммерческих и некоммерческих организаций, а также противопожарной техники, транспортных и других средств указанных организаций для тушения лесных пожаров;
- создают резерв горючесмазочных материалов на пожароопасный сезон;
- обеспечивают привлеченных на работы по тушению пожаров лиц средствами передвижения, питания и медицинской помощью;
- предусматривают на период высокой пожарной опасности в лесах создание из привлекаемых сил и средств лесопожарных формирований и обеспечивают их готовность к немедленному выезду в случае возникновения лесных пожаров;
- обеспечивают координацию всех мероприятий по борьбе с лесными пожарами на территории субъектов Российской Федерации, с созданием в необходимых случаях специальных комиссий.
Предупреждение возникновения лесных пожаров осуществляется посредством лесной пропаганды и агитации, регулирования посещаемости лесов населением, государственного пожарного надзора в целях контроля за соблюдением правил пожарной безопасности, организационно-технических и лесоводственных мероприятий, снижающих вероятность возникновения пожаров.
Ограничение распространения пожаров заключается в повышении пожароустойчивости насаждений (естественного и искусственного происхождения) за счет регулирования состава древостоев, очистки их от захламленности и своевременного проведения выборочных и сплошных санитарных рубок и рубок ухода, очистки лесосек от порубочных остатков, противопожарного обустройства лесов, включающего создание системы противопожарных барьеров, сети дорог и водоемов, а также в контролируемом выжигании не покрытых лесной растительностью участков лесного фонда.
Организационно-технические и другие мероприятия, повышающие пожарную устойчивость лесного фонда, заключаются: в закреплении участков леса за населенными пунктами, организациями, предприятиями; подготовке местного населения к работам по предупреждению, обнаружению, тушению лесных пожаров; строительству и ремонту противопожарных объектов; работе с органами власти, арендаторами и т.д.
Примесь лиственных пород во всех классах возраста и по всем ярусам хвойных древостоев способствует снижению опасности появления и распространения наиболее разрушительных верховых пожаров, которые, как правило, охватывают большие площади.
4. План реализации "Схемы территориального планирования Шебалинского района"
Реализация Схемы территориального планирования осуществляется в три этапа:
Первый этап - 2010-2012 гг. - будет характеризоваться проведением мероприятий по стабилизации положения в реальном секторе экономики, а также некоторыми структурными преобразованиями на основе максимального использования имеющегося производственного и ресурсного потенциалов.
Реализация первого этапа позволит:
- обеспечить рост уровня и качества жизни населения;
- повысить эффективность социальной политики;
- создать условия для экономического развития района, увеличения налогового потенциала территории;
- обеспечить развитие транспортной и инженерной инфраструктур;
- стабилизировать функционирование предприятий социальной сферы;
- обеспечить развитие рыночной инфраструктуры, в том числе сферы маркетинговых услуг для продвижения собственной продукции района на региональном и межрегиональном рынках;
- усовершенствовать бюджетную политику и управление муниципальной собственностью;
- обеспечить совершенствование организационно-правовой, кадровой работы и эффективности муниципального управления.
Этот этап потребует консолидации усилий органов власти всех уровней и представителей бизнеса для максимального использования имеющегося потенциала, активных структурных преобразований в отраслях экономики, обеспечение стабильного уровня развития территории.
Реализация данного этапа будет способствовать увеличению доходов бюджета, созданию новых рабочих мест, росту стабильности в отраслях реальной экономики, дальнейшему повышению инвестиционной привлекательности Шебалинского района.
В качестве первоочередных мероприятий следует улучшить инвестиционный климат района для привлечения инвестиций извне, стабилизировать финансовое положение предприятии района, обеспечить рост продуктивности сельского хозяйства и интенсифицировать переработку его продукции путем повышения технологического уровня производства, провести модернизацию имеющихся и строительство новых перерабатывающих объектов, обеспечить модернизацию производственных мощностей для повышения конкурентоспособности продукции, осуществить диверсификацию номенклатуры выпускаемой продукции на предприятиях перерабатывающего комплекса, обеспечить создание туристской инфраструктуры, а также создание сети предприятий по продвижению производимой продукции (в том числе туристического продукта) на региональных рынках.
Важным положительным моментом развития туристско-рекреационной отрасли является возможность кооперации Шебалинского района с соседними территориями: с Онгудайским районом - в вопросе рекреационного развития Семинского перевала и окрестностей г. Сарлык, с Чемальским и Майминскими районами - в вопросах развития туризма в прибрежье р. Катунь, а так же развития в с. Камлак комплекса зимнего туризма.
Второй этап 2013-2017 гг. - этап формирования конкурентоспособной экономики, модернизации отраслей производства и предприятий. Данный период будет характеризоваться существенным воздействием на темпы и условия развития экономики района внешних факторов (уровня инфляции, налоговой, кредитной политики государства, цены на продукцию естественных монополий, ЖКХ и т.д.).
Предусматривается закрепление достигнутых положительных тенденций, значительный рост валовых показателей производства со среднегодовыми темпами роста до 5-10% в сельском хозяйстве и до 3-5% в промышленности.
В перспективном развитии сельского хозяйства на территории Шебалинского района к 2017 г. планируется увеличение поголовья скота во всех категориях хозяйств до 22195 голов. За счет покупки племенного скота высокопродуктивного молочного и мясного направлений увеличивается и продуктивность животных: средний удой молока на 1 корову увеличится на 300-500 кг, помесный молодняк КРС достигнет к 18-месячному возрасту живой массы 450-500 кг, пантовая продуктивность на одного марала составит свыше 1,5 кг.
Учитывая баланс поголовья скота, в год будет производиться 1053 тонны мяса, 3810 тонн молока.
Перспективным развитием сельскохозяйственной отрасли района продиктована необходимость развития "точек промышленного роста" - предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции. Среди них пункт по переработке мясной продукции, мини-цех по производству полуфабрикатов и деликатесов, пункт приема молока, цех переработки овощей. Собранное молоко будет направляется для переработки на Чергинский маслосырзавод, с последующим производством сычужных сыров, увеличение объема производства которых достигнет 80%, масла животного и упакованной цельномолочной продукции.
В качестве "точек промышленного роста" обозначены так же предприятия по производству строительных материалов (мини-цех по производству кирпича и облицовочной тротуарной плитки), лесоперерабатывающие предприятия.
Итогом реализации названных проектов станет создание около 100 новых рабочих мест, четырехкратное увеличение объема производства промышленной продукции, а так же рост налогооблагаемой базы района, способствующий трехкратному увеличению налоговых поступлений в бюджет муниципального образования.
В развитии строительного комплекса на перспективу намечается тенденция роста объемов жилищного строительства (не менее 3% в год), что позволит повысить показатель обеспеченности жильем в расчете на человека до 33 кв. м, увеличится и уровень благоустройства жилищного фонда.
В развитии малого предпринимательства на 15% увеличится объем выпускаемой продукции, предоставляемых работ и услуг, в 2 раза произойдет увеличение числа рабочих мест и в 1,5 раза - налогооблагаемой базы.
К 2018 г. намечается двукратное увеличение реальных денежных доходов, и как результат - снижение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума. В 1,8 раза к уровню 2017 г. возрастут душевые бюджетные расходы. До 15 % снизится уровень общей безработицы к экономически активному населению района.
Обеспечить эффективность бюджетной системы планируется за счет сокращения бюджетного дефицита до 84%, увеличения доходной части местного бюджета за счет собственных доходов (доля собственных доходов в доходах бюджета муниципального образования к 2017 г. возрастет предположительно на 10%) и оптимизации его расходной части.
На втором этапе следует:
- обеспечить концентрацию усилий на рентабельных видах хозяйственной деятельности для создания конкурентных преимуществ;
- усилить специализацию конкурентоспособных производств, содействовать укреплению рыночных позиций предприятий - лидеров на целевых сегментах рынка в регионе;
- обеспечить рост качества жизни населения до средне республиканского уровня.
И лишь на третьем этапе - 2018-2025 гг. можно рассчитывать на достижение целевой функции развития района - его устойчивого развития в экономической и социальной сферах и обеспечение жителям Шебалинского района достойного уровня и качества жизни.
На данном этапе возможен полный переход сельскохозяйственных и промышленных отраслей района на интенсивные технологии, строительство новых предприятий. Активный приток инвестиций в туристско-рекреационную отрасль, инфраструктуру, перерабатывающую промышленность.
Реализация третьего этапа позволит вывести экономику Шебалинского района на передовые позиции в республике и обеспечить устойчивое развитие экономики района при высоких параметрах уровня и качества жизни местного населения.
Перечень мероприятий (Приложение 18) может быть дополнен в процессе реализации СТП по предложениям администраций района, муниципальных образований, отраслевых служб в соответствии со стратегической целью и миссией района.
5. Основные технико-экономические показатели Схемы территориального планирования муниципального образования "Шебалинский район"
N п/п |
Показатели |
Единица измерения |
Современное состояние |
Расчетный срок |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
I |
Территория |
тыс. га |
379,15 |
379,15 |
1.1 |
земли населенных пунктов |
тыс. га |
3,228 |
4,1712 |
1.2 |
земли сельскохозяйственного назначения |
тыс. га |
242,258 |
241,0155 |
1.3 |
земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения |
тыс. га |
0,945 |
1,2296 |
1.4 |
земли особо охраняемых территорий и объектов |
тыс. га |
0,092 |
0,1067 |
1.5 |
земли лесного фонда |
тыс. га |
113,425 |
113,425 |
1.6 |
земли водного фонда |
тыс. га |
0,048 |
0,048 |
1.7 |
земли запаса |
тыс. га |
19,154 |
19,154 |
II |
Население |
|
|
|
2.1 |
всего |
тыс. чел. |
13,8 |
16,7 |
|
в том числе |
|
|
|
|
- численность сельского населения |
тыс. чел. |
13,8 |
16,7 |
2.2 |
Численность занятого населения |
тыс. чел. |
3,2 |
4,8 |
% от общей численности населения в трудоспособном возрасте |
38,9 |
58,3 |
||
2.3 |
Численность безработных, зарегистрированных в службах занятости |
тыс. чел. |
0,3 |
0,2 |
% от общей численности населения в трудоспособном возрасте |
3,6 |
3,0 |
||
2.4 |
Число поселений |
|
|
|
|
всего |
единиц |
24 |
24 |
|
- сельских поселений |
единиц |
24 |
24 |
III |
Экономический потенциал |
|
|
|
3.1 |
Объем промышленного производства |
млн. руб. |
117,3 |
144,9 |
3.2 |
Объем производства продукции сельского хозяйства |
млн. руб. |
814,9 |
1024.6 |
IV |
Жилищный фонд |
|
|
|
4.1 |
всего |
тыс. кв. м. общей площади жилых помещений |
141,0 |
158,0 |
4.2 |
Обеспеченность населения общей площадью |
кв. м./чел |
9,5 |
9,5 |
4.3 |
Обеспеченность жилищного фонда |
|
|
|
|
водопроводом |
% |
7,4 |
8,1 |
|
канализацией |
% |
3,0 |
3,3 |
|
сжиженным газом |
% |
78,6 |
86,5 |
|
отоплением |
% |
46,0 |
50,6 |
|
горячим водоснабжением |
% |
1,0 |
1,1 |
|
ваннами (душем) |
% |
1,8 |
2,0 |
|
напольными электроплитами |
% |
1,3 |
1,4 |
V |
Культура |
|
|
|
5.1 |
Библиотеки |
ед. |
21 |
25 |
5.2 |
Библиотечный фонд |
тыс. экз. |
133538 |
160245 |
5.3 |
Объекты культурно-досугового назначения |
ед. |
21 |
25 |
5.4 |
Спортивные и физкультурно-оздоровительные объекты |
ед. |
25 |
33 |
VI |
Транспортная инфраструктура |
|
|
|
6.1 |
Обеспеченность населения дорогами с твердым покрытием |
км на 1 тыс. чел. |
110 |
121 |
6.2 |
Протяженность автомобильных дорог общего пользования всего |
км |
318,322 |
416,322 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
- регионального значения |
км |
264 |
264 |
6.3 |
Количество мостовых сооружений |
ед. |
47 |
|
6.4 |
Общая протяженность мостов |
м.п. |
33022 |
|
6.5 |
Объем грузоперевозок |
тонн |
68391 |
75230 |
6.6 |
Протяженность газового трубопровода |
км |
- |
70,0 |
VII |
Инженерная инфраструктура |
|
|
|
|
Электроснабжение |
|
|
|
7.1 |
Отпуск электрической энергии, всего |
тыс. кВт. ч |
24659 |
27124 |
|
- в т. ч. полезный отпуск |
тыс. кВт. ч |
19234 |
21157 |
|
- промышленность |
тыс. кВт. ч |
7475 |
8222 |
|
- население |
тыс. кВт. ч |
8596 |
9454 |
|
- социальная сфера |
тыс. кВт. ч |
3163 |
3479 |
7.2 |
Потребление электроэнергии на 1 чел. в год |
тыс. кВт. ч/чел. |
5698/1,5 |
5700/1,5 |
7.3 |
Протяженность сетей всего |
тыс. км |
1,2 |
1,4 |
|
Водоснабжение |
|
|
|
7.4 |
Протяженность уличных водопроводных сетей |
км |
37,0 |
41,0 |
7.5 |
Мощность водопровода |
тыс. куб.м/сутки |
0,946 |
0,947 |
VIII |
Ритуальное обслуживание населения |
|
|
|
8.1 |
Общее количество кладбищ |
единиц |
26 |
33 |
IX |
Охрана природы и рациональное природопользование |
|
|
|
9.1 |
Среднесуточная пылевая нагрузка |
кг/км2 |
5-45 |
5-45 |
9.2 |
Годовая мощность экспозиционной дозы излучения |
мЗ/год |
2,75 |
2,75 |
9.3 |
Объем выбросов вредных веществ в атмосферный воздух |
тыс. тонн/год |
0,5 |
0,4 |
9.4 |
Объем твердых бытовых отходов от жизнедеятельности населения |
тыс. тонн/год |
1,8 |
1,7 |
9.5 |
Отходы животноводческой деятельности |
тыс. тонн/год |
21,0 |
20,0 |
9.6 |
Лесовосстановительные работы |
га |
551 |
671 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета депутатов муниципального образования "Шебалинский район" Республики Алтай от 6 июня 2012 г. N 37-9-р "Об утверждении градостроительной документации-схемы территориального планирования муниципального образования "Шебалинский район"
Текст решения официально опубликован не был