На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 года N 61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы" приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Развитие образования в Республике Алтай на 2013-2018 годы".
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр |
Н.В. Гусельникова |
Согласовано: Утверждено:
Министерство экономического Министерством образования,
развития и инвестиций науки и молодежной политики
Республики Алтай Республики Алтай
Министр __________А.Н. Алчубаев Приказ от "___"_____2012__г.
от "____" _________2012 г. N ______
Министр ______Н.В. Гусельникова
Министерство финансов
Республики Алтай
И.о. министра финансов
Республики Алтай _______О.В. Завьялова
от "____" _________2012 г.
Концепция республиканской целевой программы
"Развитие образования Республики Алтай на 2013-2018 годы"
I. Анализ проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Главная задача образовательной политики на современном этапе - достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг., поручениях Правительства Российской Федерации по вопросам модернизации системы образования определены приоритетные направления развития современной школы, обеспечивающие достижение современного качества образования.
Реализация программы "Развитие образования Республики Алтай на 2010-2012 годы" обеспечила качественное ускорение инновационных процессов в системе образования. Указанная программа явилась механизмом софинансирования мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. и на 2011-2015 гг., Комплекса мер по модернизации общего образования и позволила добиться позитивных изменений в системе образования, таких как доведение средней заработной платы учителей до уровня средней заработной платы по экономике Республики Алтай, улучшение материально-технического оснащения образовательных учреждений, создание в образовательных учреждениях безопасных, комфортных условий жизнедеятельности и др. Результаты анализа свидетельствуют о позитивном изменении инфраструктуры, кадрового и технологического потенциала системы образования Республики Алтай.
Однако дальнейшие процессы модернизации общего образования, реализация национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", модернизация профессионального образования, реализация Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. требуют закрепления и развития достигнутых системных эффектов.
На данный момент остаются актуальными следующие проблемы, требующие решения:
старение педагогических кадров - доля трудоустроенных в 2011 году молодых учителей составила 9,8% от общего числа учителей; доля учителей в возрасте до 29 лет составляет 21%, доля учителей в возрасте от 29 до 35 лет составляет 17,2%, средний возраст педагогических работников в Республике Алтай - 48 лет;
слабая материальная база школ - несоответствие оснащения рабочих мест учителей современным требованиям в связи с переходом начальной и основной школы на новые ФГОС;
низкие технические возможности образовательных учреждений - слабая ИКТ-инфраструктура не позволяет в полной мере реализовать проект "электронная школа";
низкое качество образовательных услуг, предоставляемых сельскими малокомплектными школами, обусловленное невозможностью формирования полноценного коллектива педагогов-предметников, имеющих соответствующее базовое образование (доля школ, расположенных в сельской местности - 91,4%, доля малокомплектных школ - 53%);
несоответствие школьных зданий требованиям СанПиН - большинство зданий школ изношены, что не позволяет обеспечить энергосбережение на должном уровне;
сохраняется актуальность поддержки одаренных детей, формирования культуры здорового образа жизни, обеспечения полноценной социализации детей и др.
Не теряет своей актуальности проблема дефицита дошкольных образовательных учреждений в Республике Алтай сформулированная в "Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года".
Решение данных проблем является приоритетным в образовательной политике как федерального, так и регионального уровня, что обусловливает актуальность разработки республиканской целевой программы "Развитие образования в Республике Алтай на 2013-2018 гг.".
Концепция программы "Развитие образования Республики Алтай на 2012-2018 гг." (далее - Концепция) является документом, определяющим общую стратегию, цель и задачи государственной политики в сфере образования, содержание и технологию обучения, основные направления и условия их реализации.
Концепция направлена на повышение качества и доступности образования в Республике Алтай через создание современных условий образовательного процесса, качественное обновление кадрового состава.
Реализация концепции предполагает использование программно-целевого метода, который ориентирован на формулировку четкой и диагностируемой цели, разработку комплекса взаимосвязанных мероприятий и сроков их реализации, определение человеческих, финансовых, материально-технических и других ресурсов.
II. Анализ нормативной базы по развитию образования в Республике Алтай
Правоотношения развития образования в Республике Алтай регламентируются:
Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании";
Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы";
распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р "Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года";
Законом Республики Алтай от 25 сентября 2008 года N 83-РЗ "О Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года".
III. Инициатор, предполагаемые заказчики (заказчик-координатор) целевой программы
Инициатором разработки целевой программы выступает Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай.
Заказчиком целевой программы выступает Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай.
IV. Цели и задачи целевой программы
Целью Программы является повышение качества и доступности образования в Республике Алтай через создание современных условий организации образовательного процесса, обеспечение качественного обновления кадрового состава.
Задачами Программы являются:
повышение заработной платы педагогических работников;
развитие инфраструктуры общеобразовательных учреждений;
совершенствование материально-технической базы общеобразовательных учреждений;
обеспечение качественных условий обучения путем комплектования школьных библиотек новыми учебниками и учебно-наглядными пособиями, в том числе для реализации этнокультурной составляющей содержания образования;
обеспечение поддержки государственных и муниципальных образовательных учреждений, педагогических работников, внедряющих инновационные образовательные программы;
развитие системы оценки качества образования, формирующей информационную основу для повышения качества образовательных услуг и принятия управленческих решений на всех уровнях, в том числе через организационно-технологическое обеспечение проведения единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов;
повышение квалификации педагогических и управленческих кадров, создание системы привлечения и закрепления молодых педагогов и руководителей школ, обеспечивающей удовлетворение потребностей системы общего образования в квалифицированных кадрах;
стимулирование притока молодых специалистов в систему общего образования;
обеспечение доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" общеобразовательных учреждений Республики Алтай;
развитие единой образовательной информационной среды;
внедрение и эффективное использование в системе образования новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения;
обеспечение условий безопасной работы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и реализация комплексных мер по внедрению и использованию программно-технических средств, обеспечивающих исключение доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания;
обеспечение информационной безопасности и безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах;
внедрение электронного мониторинга в системе образования;
формирование муниципальных образовательных сетей, обеспечивающих доступность образовательных услуг через модернизацию базовых общеобразовательных учреждений и создание в них центров дистанционного обучения для обучающихся различных категорий, за счет приобретения транспортных средств и использования дистанционных информационных технологий;
обеспечение информационной открытости, общественного участия в управлении и контроле качества образования в рамках повышения самостоятельности школьного уровня управления;
создание условий для достижения выпускниками школ высокого уровня развития социальных компетенций и гражданских установок;
создание благоприятных условий для выявления и развития одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей, поддержка талантливой молодежи Республики Алтай;
расширение использования информационно-коммуникационных, в том числе дистанционных технологий в системе образования Республики Алтай;
обеспечение организации проведения культурных, оздоровительных мероприятий с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации;
повышение уровня пожарной безопасности в государственных образовательных учреждениях Республики Алтай, приведение зданий образовательных учреждений Республики Алтай в соответствие санитарным нормам и правилам;
осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования, эффективное использование ресурсов
Сроки реализации программы - 2013-2018 годы.
Программа реализуется в два этапа:
I этап 2013-2015 годы;
II этап 2015-2018 годы
V. Варианты решения проблемы
Для решения проблемы может быть применен вариант с использованием планово-нормативного метода, однако рисками его использования являются следующие: риск неэффективного использования финансовых ресурсов, что особенно опасно в условиях роста государственных расходов на образование; риск снижения заработной платы работников образования по сравнению со средней заработной платой в экономике, существенного увеличения расходов на содержание зданий образовательных учреждений по сравнению с учебными расходами, продолжения ветшания образовательной инфраструктуры, что может привести в конечном итоге к тенденции снижения качества образования.
При решении проблемы непрограммными средствами возможны следующие варианты:
несистемное решение проблем в сфере правовой грамотности и правосознания населения Республики Алтай;
решение проблемы без финансовой поддержки со стороны государства.
Несистемное решение проблем в сфере правовой грамотности и правосознания населения Республики Алтай может привести к утрате единого подхода к данной проблеме, отсутствию координации действий и объединения усилий государства, общественных объединений и негосударственных организаций, неэффективному использованию бюджетных средств.
Решение проблемы правовой грамотности и правосознания населения Республики Алтай не возможно без финансовой поддержки со стороны государства.
Существуют три возможных варианта реализации программы:
1) реализация программы исполнительными органами государственной власти Республики Алтай и органами местного самоуправления Республики Алтай.
По этому варианту предполагается организовать работу таким образом, чтобы в рамках программы были объединены основные ресурсы, которые расходуются на решение проблем в области правовой грамотности и правосознания населения Республики Алтай. Указанный вариант реализации программы предполагает ограниченное привлечение институтов гражданского общества в рамках действующих механизмов реализации республиканских целевых программ к организации и проведению отдельных мероприятий. Однако без комплексного решения проблемы взаимодействия общественных институтов с органами государственной власти Республики Алтай не представляется возможным полностью раскрыть общественный потенциал для решения задач, поставленных в программе;
В течение последнего десятилетия во всех отраслях хозяйства Российской Федерации используется программно-целевой метод, который предполагает формулировку четкой и диагностируемой цели, разработку комплекса взаимосвязанных мероприятий и сроков их реализации, определение человеческих, финансовых, материально-технических и других ресурсов.
Вместе с тем, использование этого метода также связано с определенными рисками, такими, как: риск сокращения ранее выделенного бюджетного финансирования Программы в процессе ее реализации. В этом случае нужно будет реструктуризировать Программу, разрабатывать и реализовывать механизмы приостановления ряда уже начатых изменений. Пересмотр задач Программы усложнит управление ее реализацией, затруднит исполнение ранее заключенных договоров, вызовет падение эффективности расходов, что может привести к снижению эффективности Программы.
Еще одним риском использования программно-целевого метода является риск неэффективного управления Программой, который включает в себя риск неэффективных управленческих решений в ходе выполнения Программы, риск отсутствия необходимой координации при реализации Программы и др. Это может привести к экономическим потерям, негативным социальным последствиям, а также к невыполнению основных задач, поставленных перед системой образования республики.
Среди рисков использования программно-целевого метода следует отдельно рассмотреть риск, связанный с тем, что одна или несколько задач Программы могут быть не решены, например, из-за сокращения расходов на Программу за счет средств регионального бюджета.
Невыполнение отдельных задач Программы помимо прямых экономических потерь, связанных с неэффективным расходованием бюджетных средств, существенно снизит положительные эффекты, полученные на предыдущих этапах модернизации образования.
Следует отметить, что нерешенность хотя бы одной из задач Программы приведет к недостижению цели Программы, заключающейся в обеспечении доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Республики Алтай, то есть к невыполнению Программы.
Для минимизации рисков необходимо наладить систему мониторинга хода выполнения Программы, широкое привлечение общественности и научно-педагогического сообщества к разработке мероприятий Программы, а также к реализации и оценке результатов реализации Программы, обеспечение публичности промежуточных отчетов и годовых докладов о ходе реализации Программы и др.
VI. Предполагаемый перечень мероприятий
Решение выделенных проблем и достижение поставленных целей и задач возможно через реализацию следующего комплекса мероприятий:
организация издания учебников и учебно-методических пособий для реализации этнокультурной составляющей содержания образования в государственных образовательных учреждениях Республики Алтай;
организация проведения культурных, оздоровительных мероприятий с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации (конкурсы, спортивные соревнования, организация отдыха
оздоровления детей детские организации);
поддержка государственных и муниципальных образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы путем выделения субсидий;
проведение республиканских конкурсов по отбору лучших учителей общеобразовательных учреждений;
повышение квалификации педагогических работников, организация новых направлений переподготовки и повышения квалификации педагогических работников;
создание благоприятных условий для выявления и развития одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей, поддержка талантливой молодежи Республики Алтай;
формирование и ведение базы данных Республики Алтай об участниках единого государственного экзамена и результатах единого государственного экзамена;
повышение уровня пожарной безопасности в государственных образовательных учреждениях Республики Алтай, приведение зданий государственных образовательных учреждений Республики Алтай в соответствие санитарным нормам и правилам;
организация и проведение единого государственного экзамена и проведение государственной итоговой аттестации (ГИА) выпускников девятых классов;
обеспечение доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" образовательных учреждений Республики Алтай;
развитие единой образовательной информационной среды;
приобретение автомобильного транспорта для государственных образовательных учреждений Республики Алтай, соответствующего требованиям безопасности;
модернизация региональной системы общего образования;
проведение противоаварийных мероприятий в общеобразовательных учреждениях;
привлечение в общеобразовательные учреждения молодых специалистов (установление доплаты молодым специалистам);
дистанционное обучение детей-инвалидов;
распространение на территории Республики Алтай современных моделей успешной социализации детей;
развитие системы оценки качества общего образования, охватывающей региональный, муниципальный уровни, уровень образовательного учреждения, а также создание инструментария ее реализации;
экспертно-аналитическое, научно-методическое и информационное сопровождение мероприятий Программы "Развитие образования Республики Алтай на 2013-2018 годы", направленных на решение ее задач.
VII. Потребность в финансовых ресурсах
На реализацию мероприятий Программы потребуется 2231716 тыс. руб., в том числе:
за счет средств федерального бюджета 1803600 тыс. руб., в том числе по годам:
2013 год - 300600 тыс. руб.;
2014 год - 300600 тыс. руб.;
2015 год - 300600 тыс. руб.;
2016 год - 300600 тыс. руб.;
2017 год - 300600 тыс. руб.;
2018 год - 300600 тыс. руб.
За счет средств республиканского бюджета Республики Алтай 425575 тыс. руб., в том числе по годам:
2013 год - 78-75 тыс. руб.;
2014 год - 86300 тыс. руб.;
2015 год - 66800 тыс. руб.;
2016 год - 64800 тыс. руб.;
2017 год - 64800 тыс. руб.;
2018 год - 64800 тыс. руб.
За счет средств местных бюджетов - 2541 тыс. руб., в том числе по годам:
2013 год - 491 тыс. руб.;
2014 год - 530 тыс. руб.;
2015 год - 530 тыс. руб.;
2016 год - 330 тыс. руб.;
2017 год - 330 тыс. руб.;
2018 год - 330 тыс. руб.
Сокращение указанного объема финансирования мероприятий Программы серьезным образом затруднит ее выполнение и существенно снизит эффективность ее реализации.
Невыполнение указанных мероприятий будет означать, что цель Программы достигнута не полностью.
VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности решения проблемы
Концепция программы "Развитие образования Республики Алтай на 2013-2018 годы" предлагает современные подходы к развитию региональной системы образования. В соответствии с такими подходами оценка эффективности решения проблемы программно-целевым методом опирается на качественные критерии и показатели, часть из которых ориентируются на долгосрочные эффекты, а их оценка отсрочена во времени в проявлениях и измерениях.
В результате реализации Программы ожидается:
обеспечение 100% государственных образовательных учреждений Республики Алтай учебниками и учебно-методическими пособиями для реализации этнокультурной составляющей содержания образования, увеличение уровня оснащения образовательных учреждений учебниками и учебно-наглядными пособиями;
успешная социализация различных категорий детей;
создание стажировочной площадки, объединяющей учреждения общего, начального и среднего профессионального образования по распространению современных моделей успешной социализации детей;
улучшение качественных показателей здоровья и социального положения детей;
создание условий для творческого развития, оздоровления, воспитания и временной занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
сокращение на 10% числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;
разработка учебно-методического сопровождения повышения квалификации работников сферы образования, ответственных за организацию социализации различных категории детей;
развитие инновационных образовательных учреждений;
стимулирование развития потенциала учителей общеобразовательных учреждений, воспитателей дошкольных учреждений через совершенствование системы моральных и материальных стимулов;
повышение эффективности учительского труда, уровня инновационной активности и творческой инициативы учителей;
обеспечение методического сопровождения непрерывного образования педагогов;
обеспечение прохождения курсов повышения квалификации 50% педагогических работников по персонифицированным моделям;
развитие системы переподготовки и повышения квалификации учителей информатики общеобразовательных учреждений в соответствии с едиными требованиями;
доведение использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности 100% учителей;
развитие единой республиканской образовательной информационной среды;
обеспечение увеличения скорости подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" общеобразовательных учреждений до 512 Мб/с, в базовых общеобразовательных учреждениях - до 4 Гб/с;
создание условий для реализации дистанционного образования в 100% базовых общеобразовательных учреждений;
эффективное использование в системе образования новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения;
обеспечение в 100% образовательных учреждений условий безопасной работы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и реализация комплексных мер по внедрению и использованию программно-технических средств, обеспечивающих исключение доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания;
создание сети межрайонных ресурсных центров, обеспечивающих информационную и научно-методическую поддержку учебного процесса (не менее 3 центров);
готовность педагогических кадров к осуществлению предшкольной подготовки детей, к реализации ФГОС НОО;
реализация государственных стандартов общего образования и обеспечение перехода на ФГОС НОО;
развитие системы работы с одаренными детьми;
выявление и отбор талантливой молодежи на получение премии Президента Российской Федерации;
проведение на территории Республики Алтай единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений в новой форме (ГИА) в штатном режиме;
наличие постоянно обновляющейся базы данных Республики Алтай об участниках единого государственного экзамена и результатах единого государственного экзамена с целью обеспечения организационно-технологического сопровождения единого государственного экзамена;
повышение доступности профессионального образования независимо от места жительства и доходов семьи;
создание безопасных условий обучения и воспитания в 100% общеобразовательных учреждений, обеспечение соответствия технического состояния школьных зданий требованиям стандартов;
обеспечение транспортными средствами 100% базовых образовательных учреждений республики;
создание условий безопасной перевозки детей на школьных маршрутах в 100 % общеобразовательных учреждений;
оборудование 100% классов, кабинетов, мастерских техническими средствами обучения, технологическим и станочным оборудованием;
оснащение 100% школ-новостроек станочным, учебным оборудованием, мебелью;
обеспечение 100% учреждений школьной мебелью;
оснащение современным оборудованием 70% школьных столовых, охват горячим питанием 98% обучающихся, улучшение показателей здоровья обучающихся общеобразовательных учреждений;
стимулирование притока молодых специалистов в систему общего образования;
наличие условий для получения доступного качественного образования для 100% детей-инвалидов;
разработка инструментария реализации оценки качества общего образования для ступеней начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
объективная оценка качества образования в Республике Алтай, охватывающая региональный, муниципальный уровни, уровень образовательного учреждения, взаимосвязанная с федеральным уровнем, позволяющая органам управления образования различных уровней принимать адекватные управленческие решения;
рост удовлетворенности населения качеством общего образования до 78%;
Разработка и реализация программы обеспечит достижение следующих интегративных социально-экономических эффектов:
доведение до 80% доли школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям, к общему числу обучающихся;
доведение до 80% доли обучающихся малокомплектных школ, охваченных дистанционным обучением, к общему числу обучающихся малокомплектных школ;
100% обеспечение базовых школ автобусами для перевозки обучающихся;
оснащенность общеобразовательных учреждений компьютерной техникой- 8 человек на 1 компьютер.
IX. Предложения по сроку и стоимости подготовки целевой программы
Разработка целевой программы осуществляется в срок до 1 октября марта 2012 года.
На разработку целевой программы не требуется финансовых средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай разработало программу, целью которой является повышение качества и доступности образования в Республике Алтай. Для эффективной реализации данной программы потребуются средства в размере 2231716 тыс. рублей, которые пойдут на создание современных условий организации образовательного процесса, обеспечение качественного обновления кадрового состава, повышение заработной платы педагогических работников и другие задачи, необходимые для достижения поставленной цели.
Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай от 16 января 2013 г. N 32 "Об утверждении Концепции республиканской целевой программы "Развитие образования Республики Алтай на 2013-2018 годы"
Текст приказа опубликован на официальном портале Республики Алтай в сети "Интернет" 22 января 2013 г. (www.altai-republic.ru)