Решение Чойского районного суда Чойского района Республики Алтай от 12 февраля 2014 г. N 2-55/2014
Чойский районный суд Республики Алтай, рассмотрев в открытом судебном заседании по заявлению прокурора Чойского района к главе муниципального образования "Чойский район" Б.А.М. об оспаривании Постановления главы МО "Чойский район" от 06.06.2011 года N 453 "Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий из бюджета Чойского района муниципальным бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели", установил:
Прокурор Чойского района обратился в суд с иском к главе муниципального образования "Чойский район" Б.А.М. об оспаривании Постановления главы МО "Чойский район" от 06.06.2011 года N 453 "Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий из бюджета Чойского района муниципальным бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели".
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Чойского района при осуществлении надзора за исполнением требований бюджетного законодательства РФ было установлено, что главой МО "Чойский район" Б.A.M. от 06.06.2011 г. N 453 утвержден Порядок определения объема и условий предоставления субсидий из бюджета Чойского района муниципальным бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели (далее Порядок).
Данное Постановление (с Приложением) является нормативным правовым актом.
Утвержденный Порядок в части противоречит действующему законодательству Российской Федерации и подлежит признанию недействующим.
Глава администрации МО "Чойский район" достоверно зная, что данное Постановление (с Приложением) в части противоречит требованиям действующего законодательства, действенных мер по приведению нормативного правового акта в соответствие с бюджетным законодательством не принимает.
В связи с изложенным прокурор Чойского района просит суд постановление главы МО "Чойский район" от 06.06.2011 года N 453 "Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий из бюджета Чойского района муниципальным бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели", признать противоречащими действующему законодательству и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
Прокурор Чойского района Б.Т.И. в судебном заседании настаивала на требованиях, изложенных в заявлении.
Представитель ответчика по доверенности Б.С.В. в судебном заседании требования признал в полном объеме.
Заслушав прокурора Чойского района, представителя Администрации МО "Чойский район", исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления прокурора по следующим основаниям.
В соответствии ч. 2 ст. 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, предусмотренные частью первой настоящей статьи, не могут противоречить настоящему Кодексу.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Чойского района при осуществлении надзора за исполнением требований бюджетного законодательства РФ было установлено, что главой МО "Чойский район" Б.A.M. вынесено постановление от 06.06.2011 года N 453 "Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий из бюджета Чойского района муниципальным бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели".
В соответствии со ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Согласно п. 3 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ при предоставлении субсидий, указанных в пункте 2 настоящей статьи, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей (за исключением государственных корпораций и компаний) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.
Вместе с тем, в правовом акте не определены цели получения субсидий, что способствует неопределенности, выборочному подходу к отбору претендентов на предоставление субсидии и проявлению коррупции в данной сфере.
Согласно п.п. "а, в" п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96, к коррупциогенным факторам, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил относятся факторы, связанные с широтой дискреционных полномочий, выборочным изменением объема прав. Неопределенность условий при предоставлении субсидии, возможность необоснованного установления исключений из общего порядка или необоснованного включения учреждений по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц), могут создавать условия легитимности коррупционных деяний, также допускать или провоцировать их, что является недопустимым.
В связи с этим, вышеуказанным нормативным актом необходимо определить цели предоставления субсидии бюджетным и автономным учреждениям в целях исключения коррупциогенных факторов.
Кроме этого, ч. 4 Порядка не соответствует п. 3 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ, вследствие чего подлежит изменению.
Таким образом, Порядок предоставления субсидии, утв. Постановлением главы МО "Чойский район" от 06.06.2011 N 453 не соответствует Бюджетному кодексу РФ по вышеуказанным основаниям и содержит коррупциогенный фактор.
Неопределенность целей на получение субсидии нарушает права и законные интересы бюджетных и автономных учреждений.
Отсутствие в муниципальном правовом акте положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями, способствует неэффективному и нецелевому использованию бюджетных средств, направленных на поддержку бюджетных и автономных учреждений, что нарушает интересы муниципального образования "Чойский район".
По результатам проверки Постановления главы МО "Чойский район" от 06.06.2011 г. N 453 на соответствие действующему законодательству 31.10.2013 г. прокурором района принесен протест на данное Постановление. Протест прокурора Чойского района от 31.10.2013 N 7-03-2013 отклонён Постановлением главы муниципального образования "Чойский район" от 15.11.2013 N 613.
Следовательно, глава администрации МО "Чойский район", достоверно зная, что данное Постановление (с Приложением) в части противоречит требованиям действующего законодательства, действенных мер по приведению нормативного правового акта в соответствие с бюджетным законодательством не принимает.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", в соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", он вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ. Исходя из положений пункта 2 статьи 1, пункта 3 статьи 22, статьи 23 и статьи 28 указанного Закона прокурор, в частности, имеет право на обращение с заявлением о признании недействующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых федеральными органами исполнительной власти (за исключением Правительства Российской Федерации), представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами.
Суд считает, что прокурор правомерно обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск; суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно п. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Поскольку признание иска ответчиком не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, суд принимает признание иска и удовлетворяет заявленный иск в полном объеме.
Суд считает необходимым признать противоречащим действующему законодательству Постановление главы МО "Чойский район" от 06.06.2011 года N 453 "Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий из бюджета Чойского района муниципальным бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели" и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу, в соответствии со ст. 206 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 206 гл. 24 ГПК РФ, суд решил:
Требования прокурора Чойского района об оспаривании Постановления главы МО "Чойский район" от 06.06.2011 года N 453 "Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий из бюджета Чойского района муниципальным бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели" удовлетворить.
Признать противоречащим действующему законодательству Постановление главы МО "Чойский район" от 06.06.2011 года N 453 "Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий из бюджета Чойского района муниципальным бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели" и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Чойский районный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Чойского районного суда Чойского района Республики Алтай от 12 февраля 2014 г. N 2-55/2014
Текст решения предоставлен Чойским районным судом Республики Алтай по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании