В соответствии с запросом Верховного Суда Российской Федерации N 7-ВС-137/16 от 14 января 2016 года Верховным Судом Республики Алтай проведено изучение судебной практики по вопросам применения законодательства по оказанию социальных услуг отдельным категориям граждан за период с 1 января 2014 года по 31 декабря 2015 года.
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими данные правоотношения, являются Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 года N 328.
Судами Республики Алтай за указанный аналитический период по вопросам применения законодательства по оказанию социальных услуг отдельным категориям граждан рассматривались следующие категории дел: о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, об обеспечении необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по рецептам, о компенсации расходов, понесенных гражданами, имеющими право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Анализ судебной практики показал, что значительную часть дел, связанных с применением законодательства по оказанию социальных услуг отдельным категориям граждан, составляют споры о предоставлении при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В суд по делам данной категории с исковыми заявлениями обращались прокуроры, выступавшие в защиту социальных прав граждан и требовавшие от Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай предоставления путевки на санаторно-курортное лечение.
Исковые требования прокурора были обоснованы наличием у материальных истцов права на получение государственной социальной помощи, предусмотренной пунктом 2 части 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в виде путевки на санаторно-курортное лечение. Данное право не было обеспечено ответчиком в добровольном порядке со ссылкой на отсутствие соответствующего финансирования.
Ответчиком по данным искам выступало Государственное учреждение -региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай.
Принимая решения об удовлетворении исков, суды Республики Алтай исходили из того, что действующее законодательство не ставит право инвалида на получение санаторно-курортного лечения в качестве средства реабилитации в зависимость от недостаточного поступления финансовых средств из федерального бюджета в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В качестве обстоятельств, имеющих значение для дела, суды Республики Алтай устанавливали наличие у материальных истцов права на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг; факт обращения гражданина в соответствующий орган с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение и отказ территориального отделения Фонда социального страхования в предоставлении путевки.
Факт обращения истца с соответствующим заявлением во внесудебном порядке имеет в данном случае юридическое значение, поскольку согласно Порядку предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 года N 328, реализация права на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг носит заявительный характер.
В частности, по делу N 2-4046/2014, рассмотренному Горно-Алтайским городским судом Республики Алтай, по иску прокурора в интересах О. В.Н. к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай суд удовлетворил исковые требования в части предоставления путевки за 2012 год и отказал в иске в части предоставления путевки за 2013 год, указав, что О. В.Н. с соответствующим заявлением к ответчику в 2013 году не обращался.
Верховный Суд Республики Алтай, рассматривая апелляционные жалобы, уточнил решения судов первой инстанции по данной категории дел в части очередности предоставления путевок в связи со следующим. Удовлетворяя требования прокурора, суды первой инстанции не принимают во внимание права иных граждан-получателей набора социальных услуг, состоящих на учёте для получения путевок на санаторно-курортное лечение, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения истцов в Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай.
Например, по делу N 2-2014/2014, рассмотренному Горно-Алтайским городским судом Республики Алтай, истица Р.В.И. состояла в очереди под номером 741. Резолютивная часть решения была сформулирована таким образом, что не учитывала права иных лиц, состоящих в очереди ранее Р. В.И. (740 граждан). Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 09 сентября 2015 года резолютивная часть решения Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай уточнена указанием о том, что путевка на санаторно-курортное лечение должна предоставляться исходя из последовательности, определяемой датой регистрации заявления материального истца.
Также по данной категории дел возникали споры, связанные с компенсацией расходов, понесенных гражданами, которые приобрели путевку за счет собственных средств на санаторно-курортное лечение в связи с отказом в предоставлении путевки Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай.
Так, по делу N 2-1586/2014, рассмотренному Горно-Алтайским городским судом Республики Алтай, А.П.П. обращался с иском в суд к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай об оспаривании отказа по выплате денежной компенсации, о взыскании денежной компенсации за санаторно-курортное лечение.
А.П.П., являясь инвалидом, в 2013 году обращался к ответчику с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, однако ответа на заявление не получил, и приобрел путевку за счет собственных средств, которые просил компенсировать в размере 30 510,90 руб.
Отказывая в иске, суд проанализировал действующее законодательство и пришел к выводу, что возможность выплаты денежной компенсации взамен входящей в набор социальных услуг путевки на санаторно-курортное лечение не предусмотрена ни Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", ни Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 13 августа 2014 года данное решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Кроме указанной категории в судах Республики Алтай рассматривались дела об обеспечении в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Так, по делу N 2-81/2015, рассмотренному Горно-Алтайским городским судом Республики Алтай, истец Н.Н.С. мотивировал требования к БУЗ РА "Республиканская больница" об обязании выдать медицинские изделия, обязании обеспечивать медицинскими изделиями и лекарственными средствами тем, что он является инвалидом, страдает заболеванием "сахарный диабет", в связи с чем ему необходимо обеспечение медицинскими изделиями.
Суд установил, что Н.Н.С. относится к категории граждан, имеющих право на получение мер государственной социальной поддержки в виде набора социальных услуг (статья 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
Отказывая в иске, суд указал, что требования Н.Н.С. направлены на обязание ответчика выдать медицинские изделия. Однако в соответствии с действующим законодательством, регулирующим порядок предоставления медицинских препаратов, изделий, врачи БУЗ РА "Республиканская больница" не обладают полномочиями выдавать медицинские изделия, препараты, что являлось предметом иска Н.Н.С. В силу действующего законодательства в полномочия врачей входит только выдача рецептов для получения медицинских изделий и препаратов в аптечных учреждениях. Кроме того, суд пришел к выводу, что требования истца направлены на защиту его прав в будущем (обеспечить препаратами на будущее), следовательно, на момент рассмотрения иска права Н.Н.С. не могли быть нарушены действием (бездействием) ответчика, которые еще не совершены. Это послужило основанием для отказа в иске в полном объёме. Данное решение в апелляционном порядке не обжаловалось.
Также судами Республики Алтай рассматривались дела, связанные с компенсацией расходов, понесенных гражданами, имеющими право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В суд по делам данной категории обращались как прокуроры, так и непосредственно сами граждане.
Так, по делу N 2-168/2015 Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай отказал в иске прокурору, действующему в интересах Р.Е.В. и несовершеннолетнего Р.В.К., к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай о возложении обязанности компенсировать расходы, понесенные ребенком-инвалидом и сопровождающим его лицом к месту лечения и обратно.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчиком не были предоставлены путевки на авиационный транспорт ребенку-инвалиду Р.В.К. и сопровождающему его лицу Р.Е.В., в связи с чем Р. оплатили за собственный счет проезд авиационным транспортом к месту лечения из г. Горно-Алтайска в г. Москва и обратно.
Судом было установлено, что по заявлению истицы ответчиком были выданы проездные документы для следования к месту лечения и обратно железнодорожным транспортом по маршруту "Бийск-Москва-Бийск". Истица Р.Е.В. не воспользовалась данными документами на бесплатный проезд, самостоятельно приобрела билеты на авиасообщение и осуществила перелет с сыном к месту лечения в г. Москва и назад, что в стоимостном выражении составило 44 520 рублей.
Отказывая в иске, суд указал, что согласно пункту 4.2 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 года N 328, использование авиационного транспорта возможно только в случае отсутствия железнодорожного сообщения; при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом; при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга. Данных оснований для использования воздушного транспорта применительно к истцу установлено не было, что послужило основанием для отказа в иске в полном объёме. Данное решение в апелляционном порядке не обжаловалось.
Каких-либо иных дел, связанных с применением законодательства по оказанию социальных услуг отдельным категориям граждан, в судах Республики Алтай не выявлено.
В целом проведенное обобщение судебной практики показало, что применение законодательства по оказанию социальных услуг отдельным категориям граждан не вызывало у судей затруднений, судами Республики Алтай выработана единая практика рассмотрения дел данной категории.
И.о. председателя |
И.Н. Бобылев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Справка по результатам изучения судебной практики судов Республики Алтай по вопросам применения законодательства по оказанию социальных услуг отдельным категориям граждан
Текст справки предоставлен Верховным судом Республики Алтай по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст справки размещен на официальном сайте Верховного суда Республики Алтай (http://vs.ralt.sudrf.ru/)