Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу Савушкиной Елены Александровны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 69 судебного района г. Новокуйбышевска Самарской области от 22 мая 2020 года, решение судьи Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 6 августа 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного специалиста департамента управления мониторинга и государственного контроля министерства промышленности и торговли Самарской области Савушкиной Елены Александровны,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением мирового судьи судебного участка N 69 судебного района г. Новокуйбышевска Самарской области от 22 мая 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 6 августа 2020 года, главный специалист департамента лицензирования и государственного контроля министерства промышленности и торговли Самарской области Савушкина Е.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Савушкина Е.А. просит отменить судебные акты, считая их незаконными.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, непредставлении акта о проведенной проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном порядке граждан либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 24 марта 2020 года первым заместителем прокурора Самарской области в отношении главного специалиста департамента лицензирования и государственного контроля министерства промышленности и торговли Самарской области Савушкиной Е.А. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту нарушения требований пункта 2 части 2, части 3 статьи 10, статей 18, 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", выразившегося в проведении 14 ноября 2019 года внеплановой проверки в отношении индивидуального предпринимателя ФИО4, фактически осуществляющей предпринимательскую деятельность по адресу: Самарская область, Волжский район, пос. Гранный, СТ "Рассвет", участок N 25, магазин "Продукты", без наличия законных оснований для ее проведения.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица главного специалиста департамента управления мониторинга и контроля департамента лицензирования и государственного контроля министерства промышленности и торговли Самарской области Савушкиной Е.А. постановлением мирового судьи, с выводами которого согласилась вышестоящая судебная инстанция, к административной ответственности по части 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем состоявшиеся по делу судебные акты законными признать нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
Объективная сторона вменяемого правонарушения заключается в нарушении виновными лицами требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", регламентирующих проведение плановых и внеплановых проверок.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), права и обязанности таких органов, а также их должностных лиц при проведении проверок установлены названным выше Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ.
Согласно пункту 6 статьи 2 данного Федерального закона проверкой признается совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ предусмотрено, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В силу положений части 2 данной статьи в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются, в частности: наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля; фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки; наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ определено, что по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
Порядок организации и проведения внеплановой проверки установлен статьей 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Исходя из положений приведенных выше норм, проверка проводится в отношении конкретного юридического лица, индивидуального предпринимателя должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, уполномоченного на ее проведение, на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя такого органа. Проведение внеплановой проверки по основанию, указанному в подпункте "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, требует ее согласования с органами прокуратуры.
Вместе с тем материалы дела позволяют сделать вывод о том, что мероприятие, которое проводилось в рассматриваемом случае, признакам проверки не отвечает.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сообщения и заявления физических и юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 названного кодекса) являются поводами к возбуждению дела об административном правонарушении.
При этом частями 2, 3 указанной статьи определено, что такие сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 указанной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении считается возбужденным, в том числе с момента составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения.
Из материалов дела усматривается, что 5 ноября 2019 года в министерство промышленности и торговли Самарской области поступило сообщение ФИО5 о нарушении лицензионного законодательства при осуществлении розничной торговли алкогольной продукции в отношении индивидуального предпринимателя ФИО4 по адресу: Самарская область, Волжский район, пос. Гранный, СТ "Рассвет", участок N 25, магазин "Продукты" (л.д. 59).
14 ноября 2019 года на основании статей 27.8, 27.10, 28.1, 28.1.1, 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностными лицами департамента лицензирования и государственного контроля министерства промышленности и торговли Самарской области - главными специалистами Викулиной Л.В. и Савушкиной Е.А. в отношении индивидуального предпринимателя ФИО4 составлены протокол осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей (л.д. 83-85); протокол изъятия вещей и документов (л.д. 86-87), возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и проведении административного расследования (л.д. 95).
ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом департамента лицензирования и государственного контроля министерства промышленности и торговли Самарской области - Викулиной Л.В. в отношении индивидуального предпринимателя ФИО4 составлены протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 101-102, 105-109).
Приведенные выше обстоятельства не свидетельствуют о том, что главным специалистом департамента управления мониторинга и контроля департамента лицензирования и государственного контроля министерства промышленности и торговли "адрес" Савушкиной Е.А. в отношении индивидуального предпринимателя ФИО4 была проведена проверка, материалы дела не содержат сведений о конкретных действиях должностного лица, которые могут быть расценены как проведение проверки.
Исполнение должностных обязанностей по контролю за исполнением законодательства в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (л.д. 30-45), в ходе которого установлены признаки административного правонарушения, внеплановой выездной проверкой не является, под понятие проверки в том смысле, который ему придает Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, не подпадает.
Таким образом, вывод судебных инстанций о нарушении главным специалистом департамента лицензирования и государственного контроля министерства промышленности и торговли Самарской области Савушкиной Е.А. требований законодательства о государственном контроле (надзоре), предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, и о наличии в деянии указанного лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является необоснованным.
В силу пункта 2 статьи 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N судебного района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Новокуйбышевского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, состоявшиеся в отношении главного специалиста департамента лицензирования и государственного контроля министерства промышленности и торговли "адрес" ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
Жалобу Савушкиной Елены Александровны удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 69 судебного района г. Новокуйбышевска Самарской области от 22 мая 2020 года, решение судьи Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 6 августа 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного специалиста департамента лицензирования и государственного контроля министерства промышленности и торговли Самарской области Савушкиной Елены Александровны, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья Н.В. Волынчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.