Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дементьевой Е.И., судей фио, фио, при ведении протокола помощником Распитиным А.С., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца по доверенности фио на решение Пресненского районного суда адрес от 22 декабря 2021 г. по гражданскому делу по иску Цыгановой Натальи Владимировны к адресМосквы о признании решения в отказе в заключении договора социального найма незаконным, обязании повторно рассмотреть заявление, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Цыгановой Натальи Владимировны к ДГИ адрес о признании решения в отказе в заключении договора социального найма незаконным, обязании повторно рассмотреть заявление - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец Цыганова Н.В. обратилась в суд с иском к ДГИ адрес о признании решения в отказе в заключении договора социального найма незаконным, обязании повторно рассмотреть заявление.
Свои требования истец мотивировала тем, что согласно архивной выписки N 92317 от 03.10.2018 года решением Исполнительного комитета Краснопресненского районного Совета Народных депутатов трудящихся от 25 октября 1989 года N 34/7705 "О распределении служебной площади Производственным ремонтно-эксплуатационным объединением" утверждено распределение жилой площади по одному адресу: гр. фио на 1-го чел. служебную комнату размером 16, 1 кв. м в 2-х комнатной служебной квартире, где свободна комната по адресу: адрес за выездом (адрес).
На основании ордера N547732 от 02 ноября 1989 Исполнительным комитетом районного совета Народных депутатов адрес матери истицы - фио, работающей в ПРЭО РЭУ-5, было предоставлено право на занятие служебного жилого помещения по адресу: адрес, в коммунальной квартире N35, состоящей из одной комнаты, жилой площадью 16, 1 кв.м.
Согласно ответа ГБУ адрес городское бюро технической инвентаризации N ИС-ГРА-2045/19 от 24.04.2019 года, было сообщено, что согласно архивным данным в технической документации объекта недвижимости, расположенного по адресу: адрес на 3 этаже учтено жилое помещение NХ, общей площадью 180, 5 кв.м, жилой площадью 128, 8 кв.м, в состав которого входило жилое помещение N35, комнаты 1, 2, 3, общей площадью 36, 6 кв.м, жилой площадью 32, 6 кв.м, в том числе комната 2 площадью 16, 1 кв. адрес считать: жилое помещение N X, комната 2, площадью 16, 1 кв.м, по адресу: адрес.
В феврале 2008 года мать истицы пропала без вести, и ей пришлось обратиться с заявлением в милицию, что подтверждается ответом из правоохранительных органов.
01.03.2018 года мать истицы - фио, паспортные данные, умерла, о чем Тверским отделом ЗАГС Управления ЗАГС Москвы была составлена актовая запись N 32 и выдано свидетельство о смерти серии VII-МЮ N633618.
По указанному адресу жилой площади мать истицы была постоянно зарегистрирована с 15.11.1989 года по день смерти 01.03.2018 года. С 06.02.2004 года на указанной жилой площади была зарегистрирована постоянно истец вместе со своей матерью, являясь членом её семьи.
После смерти матери фио, истец осталась проживать по указанному адресу, нести расходы по содержанию жилья, задолженности по оплате коммунальных услуг не имеет, участия в приватизации ранее не принимала, никогда не отказывалась от права пользования занимаемым жилым помещением.
05 июня 2018 года истец обратилась в Департамент городского имущества адрес с заявлением N2185486 по вопросу оформления договора социального найма. Согласно письменного ответа N 33-5-65579/18-(0)-1 от 27.06.2018 года, истцу было отказано, в связи с тем, что она не является получателем данной государственной услуги и ей необходимо предоставить пакет документов согласно Постановления Правительства Москвы от 05.08.2008 года N 711-ПП " О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности адрес, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений".
18 февраля 2019 года истец вновь обратилась в Департамент городского имущества адрес с заявлением о заключении договора социального найма жилого помещения, в котором проживает. Согласно письменного ответа N ДГИ-ГР-7238/19-1 от 14.03.2019 года, истцу вновь было отказано, в связи с необходимостью предоставить копию трудовой книжки матери или архивной выписки о трудовом стаже фио, заверенных в установленном порядке.
Получив из государственного архива недостающие документы о трудовом стаже матери, основного нанимателя жилья, 26 апреля 2019 года истец вновь обратилась в Департамент городского имущества адрес. Письменным ответом от 17 мая 2019 года истцу снова отказали в заключении договора социального найма, в этот раз ссылаясь на то, что общий трудовой стаж работы ее матери в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, составляет менее 10 лет.
По мнению истца, доводы ДГИ адрес являются несостоятельными, так как ответчик неверно истолковывает нормы материального права при данных правоотношениях сторон, ссылаясь на трудовой стаж матери, который составляет менее 10 лет работы в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Занимаемое истцом жилое помещение в квартире составляет одну комнату размером площади жилого помещения 16.1 кв.м, что не превышает норму предоставления площади жилого помещения 18 кв. м. на одного человека.
Истец, являясь родной дочерью нанимателя жилой адрес, расположенной по адресу: жилое помещение NХ, комната 2, площадью 16, 1 кв.м, по адресу: адрес, постоянно проживает и имеет законную регистрацию по данному адресу, после ее смерти, вправе воспользоваться занимаемым жилым помещением на условиях договора социального найма.
Данный отказ истец считает незаконным, нарушающим ее права и законные интересы и просила суд признать решение Департамента городского имущества адрес N ДГИ-ГР- 19227/19-1 от 17.05.2019 года - незаконным, отменить его; обязать Департамент городского имущества адрес повторно рассмотреть запрос (заявление) Цыгановой Натальи Владимировны о заключении с ней договора социального найма жилого помещения N X, комнаты 2, площадью 16, 1 кв.м, по адресу: адрес.
Истец Цыганова Н.В, а также ее представитель по доверенности фио в судебное заседание явились, заявленные требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика ДГИ адрес по доверенности фио исковые требования не признала, просила суд в иске отказать по доводам, указанным в письменных возражениях на иск.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель истца, полагая решение суда незаконным и необоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Между тем, решение суда не соответствует вышеназванным требованиям, в связи с чем не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
Принимая обжалуемое решение, суд исходил из того, что в общей сложности стаж работы фио в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджета адрес, государственных внебюджетных фондов, составляет менее 10 лет, в связи с чем Департаментом правомерно отказано истцу в предоставлении жилого помещения по указанному адресу по договору социального найма.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласится не может в силу следующего.
Судом установлено, что на основании ордера от 02.11.1989, выданного Исполнительным комитетом районного совета Народных депутатов адрес матери истца фио, работавшей в ПРЭО РЭУ-5, было представлено жилое помещение по адресу: адрес, в коммунальной квартире N 35, состоящей из одной комнаты, жилой площадью 16, 1 кв.м.
Из выписки из домовой книги следует, что в жилом помещении по вышеуказанному адресу фио была зарегистрирована с 15.11.1989 по 05.05.2018, снята с регистрационного учета в связи со смертью, и Цыганова Н.В. проживает на указанной площади с рождения, постоянно зарегистрирована с 06.02.2004.
Из финансово-лицевого счета на указанное жилое помещение следует, что жилое помещение представляет собой комнату общей площадью 16, 10 кв.м, приведенной площадью 22, 56 кв.м, в 8-комнатной коммунальной квартире, общей площадью 180, 50 кв.м.
26.04.2019 г. Цыганова Н.В. обратилась в Департамент с заявлением по вопросу заключения договора социального найма на жилое помещение по адресу: адрес, пом. X.
Из представленной архивной справки от 09.04.2019 г. N 22119, выданной Государственным казенным учреждением адрес объединенный архив адрес" следует, что имеются следующие сведения о работе фио, 1962 г.р.: фио принята дворником в РЭУ-5 с 23.08.1988, с испытательным сроком 3 месяца - приказ N 1111 /к от 22.08.1988 Краснопресненского ПРЭО; фио, дворник РЭУ-5, переведена с 24.11.1988 подсобной рабочей РЭУ- 5 - приказ N 1624/к от 24.11.1988 Краснопресненского ПРЭО; фио, подсобной рабочей РЭУ-5, с 01.11.1991 установлен должностной оклад сумма в месяц - приказ N 1274/к от 22.11.1991 Краснопресненского ПРЭО.
01.03.2018 г. фио умерла, что подтверждается копией свидетельства о смерти (л.д. 13).
Постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 N 711-ПП "О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности адрес, предоставленных гражданам на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений" (далее - Постановление) определен Порядок предоставления занимаемых жилых помещений по договорам социального найма, гражданам, проработавшим 10 и более лет в организациях, предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет федерального бюджета, бюджета адрес, государственных внебюджетных фондов, в случае, если занимаемое жилое помещение предоставлено гражданам до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 3 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности адрес, предоставленных гражданам на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, с гражданами, проживающими в жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшими в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджета адрес, менее 10 лет, либо с проживающими в таких жилых помещениях членами семьи умерших граждан, проработавших в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджета адрес, менее 10 лет, заключаются на занимаемые ими жилые помещения договоры социального найма жилого помещения на условиях и по процедуре, определенных в Порядке предоставления жилых помещений, предоставленных гражданам на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, по договорам социального найма жилых помещений приложения 1 к настоящему Положению, при наличии одного из следующих оснований:
1) увольнения работника органа государственной власти или организации (предприятия), которому жилое помещение было предоставлено на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, в связи с выходом его на пенсию по старости;
2) получения работником, которому жилое помещение было предоставлено на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, инвалидности I и II групп, которая наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя или профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей;
3) смерти работника органа государственной власти или организации (предприятия), которому жилое помещение было предоставлено на условиях субаренды или в качестве служебного жилого помещения;
4) увольнения работника органа государственной власти или организации (предприятия) в связи с ликвидацией этого органа государственной власти или организации (предприятия) либо по сокращению численности или штата работников.
Как следует из материалов дела, право собственности адрес на спорное жилое помещение зарегистрировано 24.11.2016 г.
В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в зданиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовались в качестве общежитий или служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Таким образом, факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
При принятии решения от 17 мая 2019 года об отказе истцу в заключении договора социального найма ДГИ адрес не проверил статус жилого помещения как на дату его предоставления фио, так и на дату обращения истца с заявлением о заключении договора социального найма.
Вопрос о заключении с истцом договора социального найма находится в компетенции Департамента городского имущества адрес, которому надлежит повторно рассмотреть поданное заявление, в связи с чем суд не может лишить Департамент городского имущества адрес права на проведение повторной проверки по другим основаниям поданных документов в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда, с вынесением нового решения об удовлетворении требований Цыгановой Н.В.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда адрес от 22 декабря 2020 года - отменить.
Принять по делу новое решение.
Иск Цыгановой Натальи Владимировны - удовлетворить.
Признать решение ДГИ адрес, содержащееся в письме NДГИ-ГР-19227/19-1 от 17.05.2019 г, - незаконным.
Обязать ДГИ адрес повторно рассмотреть заявление Цыгановой Натальи Владимировны о заключении с ней договора социального найма жилого помещения NХ комнаты 2 площадью 16, 1 кв.м. по адресу: адрес.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.