Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Мызниковой Н.В.
и судей Лобовой Л.В, Заскалько О.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Воропаевой Е.С, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Заскалько О.В. дело по апелляционной жалобе ответчика фио на решение Савеловского районного суда города Москвы от 17 июля 2020 года, которым постановлено:
Иск УСЗН В АО г. Москвы удовлетворить.
Взыскать с фио в пользу Управления социально защиты населения ВАО г. Москвы Отдела социальной защиты населения районо Гольяново и Восточный в возврат незаконно полученной региональной социально доплаты к пенсии - сумма;
установила:
УСЗН ВАО г. Москвы через представителя фио обратилось в суд с иском к ответчику фио о взыскании необоснованно полученной региональной социальной доплаты к пенсии в сумме сумма за период с 01.06.2013г. по 31.08.2019г. В обоснование заявленных требований истец указал, что фио, являясь получателем страховой пенсии по старости, получала региональную социальную доплату к пенсии (РСД), числилась неработающим пенсионером с 01.01.2012г. Однако 01.09.2019 в связи с поступлением информации об осуществлении трудовой деятельности пенсионера выплата была приостановлена, по результатам проведенной проверки установлено, что в пенсионном фонде значатся сведения о страховых периодах ответчика, согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, фио осуществляет деятельность в ООО "МАГАЗИН N 63" в качестве генерального директора с 17.05.2013г. по настоящее время, а также в ТСН "Верхняя Масловка-25" - в качестве председателя правления с 17.02.2017г. за денежное вознаграждение. Ссылаясь на п.40 Порядка назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты, утвержденного постановлением Правительства г. Москвы N 1268-ПП от 17.11.2009г, истец обратился в суд с данным иском.
Представитель истца фио в судебном заседании при рассмотрении дела судом первой инстанции исковые требования поддержала в полном объеме. Ответчик фио исковые требования не признала, заявила о применении последствий пропуска срока исковой давности.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного акта в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения ответчика фио, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца фио, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены судебного постановления, исходя из изученных материалов дела, доводов апелляционной жалобы истца, имеются по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, фио, зарегистрированная по адресу: адрес, являясь получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст.5, 7 Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и с 01.01.2012 года получала региональную социальную доплату к пенсии, как неработающий пенсионер на основании постановления Правительства Москвы от 14 ноября 2000 г. N 891 "О состоянии и путях решения проблем пенсионного обеспечения в г. Москве". фио дано обязательство в 10-дневный срок известить управление социальной защиты населения района города Москвы, выплачивающее ей ежемесячную компенсационную выплату к страховой пенсии по старости, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение ее выплаты или изменение ее размера.
Выплата доплаты к пенсии фиоФ приостановлена с 01.09.2019, в связи с проведением проверки, в ходе которой истцом установлено, что фио осуществляет трудовую деятельность, так как в Пенсионном фонде значатся сведения о страховых периодах ответчика, а также имеются сведения о факте осуществления трудовой деятельности; согласно выпискам из ЕГРЮЛ с 17.05.2013г. фио осуществляет деятельность в ООО "МАГАЗИН N 63" в качестве генерального директора по настоящее время, а также в ТСН "Верхняя Масловка-25" в качестве Председателя Правления с 17.02.2017г, получала денежное вознаграждение за трудовую деятельность.
Размер выплаченной ответчику фио доплаты к пенсии за период с 01.06.2013г. по 31.08.2019г. составила сумма сумма.
Разрешая спор, руководствуясь положениями ст.ст. 1064, 1102 ГК РФ, Порядком назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты, утвержденного постановлением Правительства г. Москвы N 1268-ПП от 17.11.2009г, суд пришел к выводу о взыскании с ответчика полученных денежных выплат РСД из средств городского бюджета в сумме сумма за период с 01.06.2013г. по 31.08.2019г, исходя из того, что в спорный период региональная социальная доплата была ею получена неправомерно, при отсутствии к тому правовых оснований, при этом суд указал, что отсутствие умысла со стороны ответчика на неосновательное получение ежемесячной компенсации не является основанием для не возврата бюджетных средств.
Доводы ответчика о том, что истец имел возможность ранее узнать об изменении обстоятельств, при которых выплата ежемесячной региональной социальной доплаты к пенсии прекращается и не допустить переплату, а также, что истцом пропущен срок исковой давности, суд отклонил как не основанные на положениях закона и обстоятельствах дела.
Отказывая ответчику в применении срока исковой давности, суд исходил из того, что истец узнал о нарушении своего права при проверке личного дела пенсионера в сентябре 2019 года при получении выписки из лицевого счета застрахованного лица, и принял меры к приостановлению выплат и проверке поступившей в отношении пенсионера информации. Суд пришел к выводу, что срок исковой давности по заявленным требованиям истекает в сентябре 2022 года, иск предъявлен в суд 23.01.2019 г. в пределах срока исковой давности. При этом суд указал, что поведение проверки является правом, а не обязанностью Управления.
Между тем с выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Положениями статьи 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что региональная социальная доплата к пенсии, которая назначается пенсионеру, проживающему на территории Российской Федерации, не осуществляющему работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", не выплачивается в период выполнения указанной работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию.
С принятием постановления Правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" стала предоставляться мера социальной поддержки в виде региональной социальной доплаты к пенсии как неработающему пенсионеру.
Этим же постановлением Правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. N 1268-ПП утвержден Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии (далее - Порядок назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
В соответствии с пунктом 5 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания. К неработающим пенсионерам относятся пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет.
В абзаце первом пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты указано, что региональная социальная доплата неработающим пенсионерам назначается управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии, других денежных выплат и предоставлении мер социальной поддержки, учитываемых в общей сумме материального обеспечения пенсионера.
В заявлении о назначении региональной социальной доплаты пенсионер дает согласие на проверку сведений, содержащихся в документах, представляемых им для назначения региональной социальной доплаты, и в обязательном порядке подписывает обязательство о своевременном (в течение 10 календарных дней) сообщении в управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера региональной социальной доплаты или прекращение ее выплаты. Форма заявления утверждается Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы (абзац второй пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
В пункте 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты названы основания утраты права на получение региональной социальной доплаты до величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве и региональной социальной доплаты до городского социального стандарта. К таким основаниям, в частности, отнесено осуществление пенсионером в возрасте старше 18 лет работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер начал осуществлять указанную работу и (или) иную деятельность (подпункт "г" пункта 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Согласно ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" застрахованными лицами являются, в частности, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг.
Управления социальной защиты населения города Москвы вправе запрашивать в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствующих органах и организациях сведения, позволяющие проверить достоверность представленных пенсионерами сведений (абзац третий пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
При поступлении сведений, свидетельствующих об утрате пенсионером права на получение региональной социальной доплаты, управление социальной защиты населения города Москвы приостанавливает ее выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты региональной социальной доплаты. В случае подтверждения этих обстоятельств выплата региональной социальной доплаты прекращается (пункт 35 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Пенсионер обязан в письменной форме информировать управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее ему региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты или изменение размера региональной социальной доплаты, в срок не позднее 10 календарных дней со дня наступления указанных обстоятельств (пункт 41 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Исходя из приведенных положений нормативного правового акта города Москвы (постановления Правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии") право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания. Региональная социальная доплата к пенсии назначается неработающим пенсионерам управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании его письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии. На пенсионера возлагается обязанность сообщать управлению социальной защиты населения района города Москвы об обстоятельствах, влекущих прекращение региональной социальной доплаты к пенсии. При этом Порядком назначения и выплаты региональной социальной доплаты установлены не только основания, при которых утрачивается право пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии, но и определено, какие действия надлежит совершить органу социальной защиты после поступления сведений, свидетельствующих о возможной утрате права пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии (проверка поступивших сведений с приостановлением выплаты региональной социальной доплаты, выяснение обстоятельств, проверка фактов, при подтверждении сведений - прекращение выплаты).
Пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Из приведенных положений пункта 35 Порядка назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии во взаимосвязи с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации о сроке исковой давности следует, что для разрешения вопроса об исчислении срока исковой давности по иску органа социальной защиты к пенсионеру о взыскании излишне полученной пенсионером региональной социальной доплаты к пенсии суду необходимо установить начальный момент течения данного срока, то есть день, когда орган социальной защиты узнал или должен был узнать о возможной утрате пенсионером права на получение региональной социальной доплаты. При этом начало течения срока исковой давности должно совпадать с моментом возникновения у органа социальной защиты права на иск и возможности реализовать его в судебном порядке.
Положением о Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 8 сентября 2015 г. N 566-ПП, предусмотрено, что Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции, в частности, по реализации государственной политики в сфере труда и социальной защиты населения, в том числе граждан пожилого возраста и инвалидов, иных граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, семей с детьми.
В пункте 4.22 этого положения определено, что Департамент выполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств города Москвы, главного администратора доходов бюджета города Москвы по источникам, закрепляемым в соответствии с возложенными полномочиями.
Согласно пункту 10 названного положения Департамент создает территориальные подразделения - управления социальной защиты населения города Москвы, являющиеся юридическими лицами. Управления социальной защиты населения города Москвы действуют на основании положений о них, утверждаемых правовыми актами Департамента.
Приказом Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 29 сентября 2015 г. N 893 утверждено Положение об Управлении социальной защиты населения Восточного административного округа города Москвы, пунктом 1.1 которого установлено, что Управление социальной защиты населения Восточного административного округа города Москвы является территориальным подразделением Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения, а также предоставлению государственных и иных услуг в указанной сфере (далее также - Положение об Управлении социальной защиты населения).
Управление принимает решения о назначении и предоставлении жителям города Москвы социальных выплат, компенсаций, пособий, доплат к пенсии и других выплат в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы (пункт 3.1.1 Положения об Управлении социальной защиты населения).
Управление осуществляет:
- работу по обеспечению межведомственного информационного взаимодействия для оказания государственных и иных услуг в г. Москве с использованием отраслевых информационных систем, входящих в состав Распределенной автоматизированной системы обработки информации по социальной защите населения Москвы (РАСОИ "Соцзащита" Москвы) и Автоматизированной системы государственных и муниципальных услуг и функций (АС ГУФ) (пункт 3.2.6 Положения об Управлении социальной защиты населения);
- взаимодействие с отраслевыми, функциональными и территориальными органами исполнительной власти города Москвы, органами местного самоуправления, территориальными подразделениями Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области, общественными, благотворительными и другими организациями по осуществлению адресной социальной поддержки жителей г. Москвы (пункт 3.2.8 Положения об Управлении социальной защиты населения);
- обеспечивает контроль за исполнением бюджета и использованием внебюджетных средств, содействует привлечению внебюджетных средств для реализации социальных программ (пункт 3.3.8 Положения об Управлении социальной защиты населения);
- обеспечивает в соответствии с действующим законодательством организацию бюджетного и бухгалтерского учета, а также целевое использование и сохранность денежных средств и материальных ценностей (пункт 3.3.9 Положения об Управлении социальной защиты населения).
Источниками формирования имущества Управления, в том числе финансовых ресурсов, являются средства, выделяемые целевым назначением из бюджета г. Москвы согласно утвержденной Департаментом смете расходов на содержание Управления (пункт 4.3 Положения об Управлении социальной защиты населения).
Одной из функций подведомственного Департаменту труда и социальной защиты населения адрес автономного учреждения адрес центра" "Соцзащита Москвы" является выполнение работ по формированию, ведению и поддержанию в актуальном состоянии общегородских централизованных информационных ресурсов, входящих в состав РАСОИ "Соцзащита" Москвы.
Из приведенных норм Положения об Управлении социальной защиты населения Восточного административного округа города Москвы следует, что Управление наделено полномочиями, в том числе, по контролю за правильным и рациональным расходованием средств, выделяемых из бюджета города Москвы на реализацию функций в сфере социальной защиты граждан.
Нормативные положения, определяющие полномочия Управления социальной защиты населения Восточного административного округа города Москвы по контролю за правильным и рациональным расходованием его бюджета, суду первой инстанции необходимо было учитывать во взаимосвязи с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации о сроке исковой давности при разрешении вопроса об исчислении срока исковой давности по иску Управления социальной защиты населения Восточного административного округа города Москвы к гражданину, получавшему региональную социальную доплату к пенсии, о взыскании излишне полученной суммы такой выплаты.
В этой связи, исходя из возложенных на истца полномочий по контролю за расходованием средств из бюджета города Москвы, орган социальной защиты населения должен был узнать о нарушении своих прав и возможной утрате гражданином (пенсионером) права на получение региональной социальной доплаты к пенсии в момент возникновения у него права на иск и возможности реализовать его в судебном порядке.
В силу положений статьи 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта.
Данные об осуществлении фио деятельности в ООО "Магазин N 63" в качестве генерального директора, учредителя, с которыми, в том числе, связывается утрата фио права на получение доплаты к пенсии, внесены в единый государственный реестр юридических лиц 17.05.2013, то есть с указанной даты сведения, влекущие прекращение доплат в пользу фио, стали общедоступными.
Из материалов дела усматривается, что со стороны истца не осуществлялся контроль при выплате региональной социальной доплаты к пенсии Селезнево й Н.Ф. за соблюдением ею как пенсионером условий для получения такой выплаты за целевым расходованием средств на осуществление ответчику региональной социальной доплаты к пенсии на протяжении длительного периода - с 17 мая 2013 года по 1 сентября 2019 года, что привело к возникновению задолженности в виде излишне полученной фио региональной социальной доплаты к пенсии, в то время как именно на истца возложена обязанность не допускать переплаты выделяемых бюджетных средств, в том числе на выплату региональной социальной доплаты к пенсии, путем проверки обоснованности производимой пенсионеру выплаты.
Истцом в достаточной мере не исполнены возложенные на него функции по использованию, в том числе, и в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствующих органах и организациях данных, позволяющих проверить достоверность имеющихся у органа социальной защиты населения сведений, касающихся пенсионеров, и влияющих на объем расходуемых средств из бюджета г. Москвы на реализацию функций в сфере социальной защиты граждан, в том числе, с учетом даты утверждения Положения о Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы 8 сентября 2015 г, возлагающего такие функции на данный орган.
Учитывая изложенное, выводы суда первой инстанции о том, что орган социальной защиты населения узнал о трудоустройстве ответчика только в сентябре 2019 года при получении информации из пенсионного фонда и эта дата является началом течения срока исковой давности по требованиям органа социальной защиты населения к фио, вследствие чего обращение в суд 23 января 2020 имело место в пределах срока исковой давности, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и приведенным нормам закона об исковой давности.
Доводы истца о том, что при поступлении 25.08.2019 года через РАСОИ "Соцзащита" информации о трудоустройстве ответчика, УСЗН приняты исчерпывающие меры по проверке поступившей информации и приостановлению выплат, не свидетельствуют о принятии достаточных мер контроля за правильным и рациональным расходованием средств, выделяемых из бюджета города Москвы на реализацию функций в сфере социальной защиты граждан.
В силу приведенных нормативных положений, функция контроля за расходованием средств из бюджета г. Москвы включает в себя проверку поступившей в рамках межведомственного взаимодействия информации и приостановление выплат, однако такими мерами функция контроля не ограничивается.
Доказательств уважительности пропуска срока исковой давности, исчисляемого как с 17.05.2013, так и с 08.09.2015, равно как и доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствовавших истцу обратиться с заявлением в суд в пределах срока исковой давности, истцом в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ представлены не были.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований Управления социальной защиты населения ВАО города Москвы в лице Отдела социальной защиты населения районов Гольяново и Востоный ВАО города Москвы к фио о взыскании задолженности по излишне выплаченной сумме региональной социальной доплаты к пенсии в размере сумма незаконным и подлежащим отмене с принятием по делу решения об отказе УСЗН ВАО г. Москвы в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ судебная коллегия, определила:
Решение Савеловского районного суда города Москвы от 17 июля 2020 года отменить, принять новое решение.
В удовлетворении иска УСЗН ВАО г. Москвы к фио о возврате незаконно полученной региональной социально доплаты к пенсии отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.