Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.
и судей Заскалько О.В, Масленниковой Л.В, при помощнике судьи Громовой М.Ю, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Заскалько О.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца фио на решение Басманного районного суда города Москвы от 28 августа 2020 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио к ГУ - Главное Управление Пенсионного фонда РФ N 10 по г. Москве и Московской области об обязании произвести перерасчет размера пенсии, компенсации морального вреда, возмещении судебных расходов, отказать.;
установила:
фио через представителя фио обратился в суд с иском к ответчику ГУ - ГУ Пенсионного фонда РФ N 10 по г. Москве и Московской области об обязании произвести перерасчёт трудовой пенсии с даты назначения с учетом имеющегося трудового стажа, осуществив выплату единовременным платежом, возмещении расходов на оплату юридических услуг в размере сумма и компенсации морального вреда в размере сумма
В обоснование заявленных требований истец фио указал, что после неоднократных обращений к ответчику с заявлением о назначении пенсии, с 30.07.2019 установлена страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". При этом с 26.05.2005 года он является получателем пенсии по выслуге лет, в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу в таможенных органах Российской Федерации и их семей. Истец фио полагает размер пенсии заниженным и подлежащим перерасчету, поскольку ответчиком учтены не все периоды его трудовой деятельности, чем нарушены его права на получение пенсионного обеспечения в полном объеме.
Представитель истца фио в судебном заседании при рассмотрении дела судом первой инстанции поддержал заявленные исковые требования. Представитель ответчика фио возражал против удовлетворения исковых требований.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит представитель истца фио по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на неправильное применение судом норм права.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явилась, о дате, времени и месте его проведения извещены.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагая возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие надлежаще извещенных сторон, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом характера спорных отношений, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены судебного постановления, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется по следующим основаниям.
С 1 января 2015 года страховые пенсии на территории Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В силу положений части 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер трудовой пенсии находится в прямой зависимости от стажа и заработка каждого конкретного пенсионера, приобретенных до 01.01.2002.
Оценка пенсионных прав граждан по состоянию на 01.01.2002 производится из общего трудового стажа и заработка застрахованного лица, имевших место до этой даты. Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается не свыше 1, 2.
С 01.01.2002 на размер пенсии влияет сумма начисленных страховых взносов за застрахованное лицо в Пенсионном фонде Российской Федерации.
Согласно с п.1 ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение о назначении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Из пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
При этом выбирается наиболее выгодный для пенсионера вариант. Оценка пенсионных прав с применением одновременно правил подсчета, установленных п. 3 и по п. 4 ст. 30 ФЗ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусмотрена.
Под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года.
Пунктом 1 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" закреплено, что назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлением об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что с 30.07.2019 фио, паспортные данные, является получателем страховой пенсии по старости, установленной в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в размере сумма
Согласно представленной в материалы дела копии пенсионного удостоверения серии АВ N 002716, выданного ФТС России на имя фио, истец с 26 июня 2005 года является получателем пенсии за выслугу лет, в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу в таможенных органах Российской Федерации и их семей.
Полагая, что размер пенсионных выплат является заниженным, фио обратился в ГУ-Главное управление ПФР N 10 по г. Москве и Московской области с обращением за входящим номером 210-8/3546 от 20.08.2019 о перерасчёте пенсии, в ответ на которое ему представлен расчет размера его пенсионного обеспечения, с указанием принятого к расчету стажа, расчета стажевого коэффициента, процента валоризации, периодов трудовой деятельности.
В целях установления пенсионного обеспечения по заявлению фио пенсионным органом истребованы сведения об учете периодов работы и службы, учтенных при установлении пенсии по выслуге лет. С учетом справки ФТС России от 01.04.2014 N ЦА-2440, при подсчете страхового стажа пенсионным органом учтены периоды работы истца, не вошедшие в подсчет стажа при назначении пенсии за выслугу лет в 2005 году, а именно: с 01.08.1988 по 21.03. 1989, с 18.04.1989 по 21.08.1989, с 14.05.2012 по 07.12.2017, с 01.10.2018 по 30.11.2018. согласно Представленным данным о стаже фио при решении вопроса о назначении пенсии учитывались данные истца по состоянию на 30.07.2019 г.
Таким образом, общий страховой стаж на дату назначения пенсии составил 6 лет 8 месяцев 18 дней. Трудовой стаж для определения расчетного пенсионного капитала по состоянию на 01.01.2002 11 месяцев 25 дней.
При определения величины пенсионного капитала произведён расчёт страховой пенсии по старости по нормам п. 3 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которому по состоянию на 1 января 2002 года истцу осуществлена оценка пенсионных прав застрахованного лица при следующих показателях: стажевый коэффициент - 0, 55 и отношение фактического трудового стажа на 01.01.2002 (05-06-12) к требуемому (25 лет) - 0, 03944444; отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за тот же период - 0, так как сведения о среднемесячной заработной плате отсутствуют.
За период работы с 01.01.2002 в расчете пенсии учитываются страховые взносы, начисленные работодателем за застрахованное лицо, в расчете пенсии фио учтена сумма страховых взносов сумма
Согласно представленной в материалы дела докладной записке заместителя начальника Управления ПФР N 10 фио в соответствии со справкой Федеральной таможенной службы от 01.04.2014 N ЦА-2440 в расчет ведомственной пенсии включены периоды трудовой деятельности: 01.08.1972 по 04.03.1988, с 05.05.1998 по 25.06.2005, а также иные периоды с 25.09.1989 по 02.12.1991, с 13.12.1991 по 31.03.1992, с 01.04.1992 по 04.05.1998.
Согласно данным трудовой книжки, истец является работающим пенсионером.
По расчетам пенсионного органа размер пенсии фио по состоянию на 30.07.2019 составил сумма
Разрешая спор, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска, исходя из соблюдения пенсионных прав истца со стороны ответчика при установлении пенсионного обеспечения.
С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с указанного дня не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В соответствии с положениями ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал (п. 1).
При установлении страховой части трудовой пенсии по старости лицам из числа граждан, получающих пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", в общий трудовой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом (п.8).
Судебная коллегия находит указанные выше выводы суда правильными, основанными на материалах дела и требованиях норм материального права, регулирующего возникшие спорные правоотношения. Законных оснований для учета стажа работы в качестве страхового в целях оценки пенсионных прав в соответствии с положениями ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", как того требует истец, являясь получателем пенсии за выслугу лет в счет тех же периодов, у пенсионного органа не имелось.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Учитывая, что суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, оснований для взыскания с ответчика судебных расходов у суда первой инстанции не имелось.
Доводы апелляционной жалобы истца о несогласии с размером пенсии, выводов суда первой инстанции не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств и фактически являются позицией заявителя, что не может служить основанием для отмены судебного акта.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Доводы апелляционной жалобы представителя истца не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку не содержат правовых оснований, установленных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Басманного районного суда города Москвы от 28 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.