Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.
и судей Дегтеревой О.В, Заскалько О.В, при ведении протокола судебного заседания секретарем Джемгировым М.Э, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Заскалько О.В. дело по апелляционной жалобе представителя истца фио на решение Преображенского районного суда города Москвы от 3 февраля 2021 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио к Государственному учреждению - Главному управлению ПФР N7 по г. Москве и Московской области об обязании включить период оставления работы для ухода за ребенком дошкольного возраста с 08.12.1993 года по 18.04.1995 года в подсчет стажа работы в местности приравненной к районам Крайнего Севера, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" 10.09.2019 года - отказать.;
установила:
фио через представителя фио обратилась в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР N 7 по Москве и Московской области, которым с учетом уточненных требований просит обязать ответчика включить в льготный стаж по пп. 2 п. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период времени с 08.12.1993 года по 18.04.1995 года, когда истец была уволена по ст. 31 КЗоТ РФ в льготный стаж, обязать ответчика назначить ситцу досрочную страховую пенсию со дня обращения с 10.09.2019 года (л.д. 32).
В обоснование заявленных требований истец фио указала, что решением пенсионного органа от 19.09.2019 года ей отказано в установлении пенсии досрочно по основаниям пп. 2 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Однако ее стаж работы в МКС составляет 17 лет 00 месяцев 07 дней, что дает истцу право на выход на пенсию с 50 лет. Полагая отказ в назначении пенсии незаконным, истец обратилась в суд с данным иском.
Истец фио в судебное заседание при рассмотрении дела судом первой инстанции не явилась, направила представителя фио, который исковые требования поддержал. Представитель ответчика фио иск не признала.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в части по доводам апелляционной жалобы просит представитель истца, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца фио, ее представителя фио, представителя ответчика фио, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения в полном объеме в интересах законности, в соответствии с частью 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действующей после 01.01.2019) досрочная пенсия по старости назначается мужчинам, по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон о страховых пенсиях) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
Судом установлено и следует из материалов дела, 10 сентября 2019 года фио, паспортные данные, обратилась в ГУ - Главному управлению ПФР N 7 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по основаниям п.6 ч.1 ст. 32 ФЗ от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением комиссии ГУ-ГУ ПФР N 7 по Москве и Московской области N ***/2019 от 19.09.2019г. истцу отказано в установлении страховой пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера ввиду отсутствия страхового стажа и необходимой продолжительности стажа работ в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в связи с отсутствием необходимого возраста (51 год 10 месяцев).
Изменением к Решению комиссии ГУ-ГУ ПФР N 7 по Москве и Московской области N ***/2019 от 19.09.2019г. установлена продолжительность страхового стажа фио на дату обращения 24 года 4 месяца 20 дней, в том числе, стаж в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера 15 лет 10 месяцев 1 день (л.д. 13, 33).
При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года (ч. 2 ст. 32 вышеуказанного Федерального закона).
В соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029, адрес с 01.01.2013 года отнесен к районам Крайнего Севера, до 01.01.2013 года относился к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Обращаясь в суд, истец полагала, что период с 08.12.21993 года по 18.04.1995- ухода за ребенком, паспортные данные, когда она 07.12.1993 года уволилась для ухода за ребенком до возраста, подлежит включению в стаж работы в районах Крайнего Севера, с учетом даты его рождения, на основании п. 27 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 года N 2 "Об утверждении инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", и п. 5 Указа Президиума ВС СССР от 26 сентября 1967 года N 1908-VII "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера".
Согласно доводам стороны ответчика, в специальный стаж, как по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", так по п. 2 ч. 1 ст. 32 указанного Закона включение периодов ухода за детьми после 06.10.1992 года оснований не имеется.
Разрешая спор на основе оценки представленных доказательств, руководствуясь приведенными нормами закона, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в иске в части требований о включении в специальный стаж периодов отпуска по уходу за детьми, при этом исходил из того, что сохранение непрерывного и суммирование трудового стажа женщинам, временно оставившим работу для ухода за детьми дошкольного возраста на основании пункта 31 Инструкции, утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 года N 2, и пункта 5 Указа Президиума ВС СССР от 26 сентября 1967 года N 1908-VII производится только для исчисления стажа работы, дающего право на получение надбавок к заработной плате, дополнительных отпусков и других льгот, гарантий и компенсаций, предусмотренных данными нормативно-правовыми актами. Вопреки доводам иска, при исчислении стажа работы для назначения пенсии по старости Инструкция, утвержденная Приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 года N 2, и Указ Президиума ВС СССР от 26 сентября 1967 года N 1908-VII применению не подлежат.
Отказывая в удовлетворении требований о назначении пенсии с даты обращения, суд первой инстанции исходил из правомерности расчета пенсионным органом общего страхового и специального стажа, который с учетом измененного решения составил продолжительность 24 года 4 месяца 20 дней, из которых стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера составляет продолжительность 15 лет 10 месяцев 1 день, и пришел к выводу о недостаточности такого стажа для назначения истцу пенсии с даты обращения 10.09.2019 по п. 6 и по п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Однако с данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.
Из материалов дела следует, что 23.11.1990 года у истца родился ребенок фио, паспортные данные адрес. Согласно данным о стаже в период 01.09.1988 по 15.09.1991 истец проходила обучение и с 16.09.1991 по 07.12.1993 была трудоустроена, работала в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, а именно, адрес.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года. При этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Исходя из приведенных выше нормативных актов с учетом разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РСФСР до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.
Таким образом, период осуществления ухода за первым ребенком истца до достижения им возраста полутора лет, с учетом даты его рождения 23.11.1990 года приходился на период до 6 октября 1992 года, что не было учтено пенсионным органом при расчете специального стажа. При этом приходящийся на указанный период ухода за ребенком период обучения истца и дата ее трудоустройства на установленное законом право истца не влияют. С учетом изложенного, часть периода ухода за ребенком до достижения им возраста 1, 5 лет, а именно, с 23.11.1990 по 15.09.1991 (00-09-23) также, наряду с периодом 16.09.1991 по 07.12.1993 подлежал включению в стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Установленная по делу продолжительности стажа работы истца в местности, приравненной к районам Крайнего Севера 16 лет 7 месяцев 24 дня (15 лет 10 месяцев 1 день с учетом 9 месяцев 23 дня), не дает истцу право на установлении пенсии по правилам п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона N 400-ФЗ, как на то ссылался истец.
Применяя правила расчета, установленные п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которым каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера, такой стаж у истца приравнивается к (16 х 9=144 мес.)12 годам работы в районах Крайнего Севера, что дает истцу право на снижение пенсионного возраста (55 лет) на (12 х 4= 48 мес.) 4 года, то есть установление пенсии с 51 года. Данного возраста истец фио, паспортные данные, достигла 15.04.2019.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ в целях адаптации к изменениям условий пенсионного обеспечения данным законом предусмотрена льгота для граждан, предусмотренных в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, которыми в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраст, дающий право на страховую пенсию по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019, страховая пенсия может назначаться ранее достижения возраста согласно приложению 6, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста.
Пунктом 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" установлено, что гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19-21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
С учетом изложенного, возрастом возникновения у истца права на досрочное пенсионное обеспечение будет являться 51 год и 6 месяцев.
Изложенные обстоятельства не были установлены судом первой инстанции, на обсуждение сторон не выносились, при этом являлись юридически значимыми с учетом заявленных исковых требований о включении в подсчет специального стажа периодов ухода за ребенком и определении права на досрочную пенсию, что повлияло на исход дела, является основанием для отмены решения суда в части отказа в назначении страховой пенсии по старости досрочно с 10.09.2019.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
определила:
решение Преображенского районного суда города Москвы от 3 февраля 2021 года отменить в части отказа в назначении страховой пенсии по старости досрочно, в данной части принять новое решение.
обязать ГУ - Главного Управления пенсионного фонда РФ N7 по г. Москве и Московской области установить фио страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 10.09.2019.
В остальной части решение Преображенского районного суда города Москвы от 3 февраля 2021 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.